Рабочая программа объединения дополнительного образования "Шахматы"
материал

Никульская Елена Владимировна

программа расчитана на 2 года обучения. Предусмотрено 68 часов по 1 часу в неделю. В кружке занимаются дети младшего и среднего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_shahmaty.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Облепихинская основная  общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы___________

       /Т.В. Миронова/

Рабочая программа

по объединению дополнительного образования  «Шахматы»_____

Учитель Никульская Елена Владимировна__________________________

посёлок ж/д станция Облепиха, 2018 год

  1. Планируемые результаты освоения учащимися программы ОДО «Шахматы».

К концу  обучения учащиеся должны

 знать:

  • Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
  • шахматные правила FIDE;
  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • ценность шахматных фигур.
  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;
  • термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
  • некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
  • правила игры в миттельшпиле;
  • основные элементы позиции.
  • правильно разыгрывать дебют;
  • грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
  • проводить элементарно анализ позиции;
  • составлять простейший план игры;
  • находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания;
  • пользоваться шахматными часами.

 уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
  • правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
  • различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах, мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.
  • правильно вести себя за доской;
  • записывать шахматную партию;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
  • находить несложные тактические приемы;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия:

  • личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками даватьэмоциональную оценку деятельности на занятии.

2. Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Раздел 2. Содержание ОДО.

1.

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности особенности психологической подготовки  юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции.

Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не».ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения.

Практическая работа: упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

3.

Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.

4.

     Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур.

Практическая работа: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.

5.

Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.

Практическая работа: решение арифметических задач (типа «Укого больше?») и логических задач  («типа «Какая фигура ценнее?»)

6.

     Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

7.

Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.

Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.

Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.

8.

Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.

Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.

Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партии.

9.

Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Понятие о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада.

10.

     Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.

Матование двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения  одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.

Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.

11.

Соревнования Показательные выступления наиболее успешных учащихся. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).

12.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.

Раздел 3. Тематическое планирование.

Дата

Тема

занятия

Кол-во час

1 год

1

Организационное занятие.

1

2

Из истории шахмат.

1

3

Шахматы – это спорт.

1

4

Шахматы – наука, искусство

1

5

Правила игры. Цель игры.

1

6

Понятие о плане в игре.

1

7

Сравнительная сила фигур.

1

8

Влияние позиции на состояние сил

1

9

Ходы фигур и их особенности.

1

10

Организация подвижности. Заграждение, отрезание полей.

1

11

Защищающая фигура. Связка. Отсутствие времени.

1

12

Форсирующие ходы. Шах. Двойной удар.

1

13

Взятие. Превращение пешек. Угроза.

1

14

Взаимодействие фигур.

1

15

Нападение на незащищенного короля.

1

16

Централизация. Концентрация сил против важного пункта.

1

17

Прорыв пешечной  позиции. Выигрыш темпа и цугцванг.

1

18

Противодействие планам противника.

1

19

Техника расчета.

1

20

Правило квадрата.

1

21

Подсчет ходов.

1

22

Подсчет количества ударов.

1

23

 «Блуждающий квадрат»

1

24

Критические поля проходной пешки.

1

25

Критические поля блокированной пешки.

1

26

Поля соответствия.

1

27

Мотивы и идея комбинации.

1

28

Виды комбинаций и их особенности.

1

29

Техника комбинаций.

1

30

Позиция. Слабые пункты.

1

31

Слабости временные и постоянные.

1

32

Центр (пешечный и фигурный).

1

33

Позиция и сила фигур. Два слона.

1

34

Итоговое занятие.

1

2 год

35

Дебют и его задачи.

1

36

Владение центром. Лучшее развитие.

1

37

Примеры разыгрывания дебютов.

1

38

Основные идеи эндшпиля.

1

39

Реализация преимущества.

1

40

Теоретические окончания.

1

41

Эндшпиль в практической партии.

1

42

Стратегические задачи миттельшпиля.

1

43

Атака и способы ее проведения.

1

44

Защита и контратака.

1

45

Равные позиции.

1

46

Переход в эндшпиль.

1

47

Современный дебют и практика его разыгрывания.

1

48

Открытые дебюты.

1

49

Полуоткрытые дебюты.

1

50

Закрытые дебюты.

1

51

Развитие шахматного стиля.

1

52

Пешечная защита Филидора.

1

53

Стратегические принципы Морфи.

1

54

Первые шаги русской школы. А.Петров.

1

55

Позиционные методы игры Стейница.

1

56

Основоположник русской школы – Михаил Чигорин.

1

57

Эммануил Ласкер – мыслитель и борец.

1

58

Хосе Рауль Капабланка – шахматный виртуоз

1

59

В поисках совершенного стиля. Александр Алехин.

1

60

Решение задач и этюдов.

1

61

Решение задач и этюдов.

1

62

Решение задач и этюдов.

1

63

Решение задач и этюдов.

1

64

Решение задач и этюдов.

1

65

Шахматный турнир.

1

66

Шахматный турнир.

1

67

Шахматный турнир.

1

68

Итоговое занятие.

 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования детей "Радуга" (Детское творчество и рукоделие, 7-10 лет)

Программа разработана мною для использования в обучении детей детскому творчеству и рукоделию на протяжении 4 учебных лет.в программе представленыпояснительная записка, организационно-педагогические о...

Рабочая программа педагога дополнительного образования объединения "Веселый английский" МУ ДО ДДТ г. Красный Кут

Рабочая программа по УМК Английский для младших школьников (2 ч) и спотлайт стартер...

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Юный краевед»

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Юный краевед»...

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Театральный калейдоскоп»

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобъединения дополнительного образования«Театральный калейдоскоп» 2 класс...

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Научное общество учащихся "Эврика"

Программа предназначена для учащихся начальных классов. 4,5 часа в неделю...

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Спортландия"

Программа расчитана на четыре года. 2 часа в неделю....