Рабочая программа объединения дополнительного образования "Шахматы"
материал
программа расчитана на 2 года обучения. Предусмотрено 68 часов по 1 часу в неделю. В кружке занимаются дети младшего и среднего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Облепихинская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы___________ /Т.В. Миронова/ |
Рабочая программа
по объединению дополнительного образования «Шахматы»_____
Учитель Никульская Елена Владимировна__________________________
посёлок ж/д станция Облепиха, 2018 год
- Планируемые результаты освоения учащимися программы ОДО «Шахматы».
К концу обучения учащиеся должны
знать:
- Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
- шахматные правила FIDE;
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур.
- принципы игры в дебюте;
- основные тактические приемы;
- термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
- некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
- правила игры в миттельшпиле;
- основные элементы позиции.
- правильно разыгрывать дебют;
- грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
- проводить элементарно анализ позиции;
- составлять простейший план игры;
- находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания;
- пользоваться шахматными часами.
уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
- правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
- различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах, мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
- правильно вести себя за доской;
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- находить несложные тактические приемы;
- точно разыгрывать простейшие окончания.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия:
- личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:
- определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками даватьэмоциональную оценку деятельности на занятии.
2. Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Раздел 2. Содержание ОДО.
1. | Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции. Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
2. | Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не».ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения. Практическая работа: упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. |
3. | Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей. Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов. |
4. | Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практическая работа: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды. |
5. | Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество. Практическая работа: решение арифметических задач (типа «Укого больше?») и логических задач («типа «Какая фигура ценнее?») |
6. | Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. |
7. | Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат. Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур. Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля. |
8. | Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах. Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партии. |
9. | Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Понятие о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада. |
10. | Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами. Матование двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования. Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах. |
11. | Соревнования Показательные выступления наиболее успешных учащихся. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы). |
12. | Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год. |
Раздел 3. Тематическое планирование.
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во час |
1 год | |||
1 | Организационное занятие. | 1 | |
2 | Из истории шахмат. | 1 | |
3 | Шахматы – это спорт. | 1 | |
4 | Шахматы – наука, искусство | 1 | |
5 | Правила игры. Цель игры. | 1 | |
6 | Понятие о плане в игре. | 1 | |
7 | Сравнительная сила фигур. | 1 | |
8 | Влияние позиции на состояние сил | 1 | |
9 | Ходы фигур и их особенности. | 1 | |
10 | Организация подвижности. Заграждение, отрезание полей. | 1 | |
11 | Защищающая фигура. Связка. Отсутствие времени. | 1 | |
12 | Форсирующие ходы. Шах. Двойной удар. | 1 | |
13 | Взятие. Превращение пешек. Угроза. | 1 | |
14 | Взаимодействие фигур. | 1 | |
15 | Нападение на незащищенного короля. | 1 | |
16 | Централизация. Концентрация сил против важного пункта. | 1 | |
17 | Прорыв пешечной позиции. Выигрыш темпа и цугцванг. | 1 | |
18 | Противодействие планам противника. | 1 | |
19 | Техника расчета. | 1 | |
20 | Правило квадрата. | 1 | |
21 | Подсчет ходов. | 1 | |
22 | Подсчет количества ударов. | 1 | |
23 | «Блуждающий квадрат» | 1 | |
24 | Критические поля проходной пешки. | 1 | |
25 | Критические поля блокированной пешки. | 1 | |
26 | Поля соответствия. | 1 | |
27 | Мотивы и идея комбинации. | 1 | |
28 | Виды комбинаций и их особенности. | 1 | |
29 | Техника комбинаций. | 1 | |
30 | Позиция. Слабые пункты. | 1 | |
31 | Слабости временные и постоянные. | 1 | |
32 | Центр (пешечный и фигурный). | 1 | |
33 | Позиция и сила фигур. Два слона. | 1 | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | |
2 год | |||
35 | Дебют и его задачи. | 1 | |
36 | Владение центром. Лучшее развитие. | 1 | |
37 | Примеры разыгрывания дебютов. | 1 | |
38 | Основные идеи эндшпиля. | 1 | |
39 | Реализация преимущества. | 1 | |
40 | Теоретические окончания. | 1 | |
41 | Эндшпиль в практической партии. | 1 | |
42 | Стратегические задачи миттельшпиля. | 1 | |
43 | Атака и способы ее проведения. | 1 | |
44 | Защита и контратака. | 1 | |
45 | Равные позиции. | 1 | |
46 | Переход в эндшпиль. | 1 | |
47 | Современный дебют и практика его разыгрывания. | 1 | |
48 | Открытые дебюты. | 1 | |
49 | Полуоткрытые дебюты. | 1 | |
50 | Закрытые дебюты. | 1 | |
51 | Развитие шахматного стиля. | 1 | |
52 | Пешечная защита Филидора. | 1 | |
53 | Стратегические принципы Морфи. | 1 | |
54 | Первые шаги русской школы. А.Петров. | 1 | |
55 | Позиционные методы игры Стейница. | 1 | |
56 | Основоположник русской школы – Михаил Чигорин. | 1 | |
57 | Эммануил Ласкер – мыслитель и борец. | 1 | |
58 | Хосе Рауль Капабланка – шахматный виртуоз | 1 | |
59 | В поисках совершенного стиля. Александр Алехин. | 1 | |
60 | Решение задач и этюдов. | 1 | |
61 | Решение задач и этюдов. | 1 | |
62 | Решение задач и этюдов. | 1 | |
63 | Решение задач и этюдов. | 1 | |
64 | Решение задач и этюдов. | 1 | |
65 | Шахматный турнир. | 1 | |
66 | Шахматный турнир. | 1 | |
67 | Шахматный турнир. | 1 | |
68 | Итоговое занятие. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования детей "Радуга" (Детское творчество и рукоделие, 7-10 лет)
Программа разработана мною для использования в обучении детей детскому творчеству и рукоделию на протяжении 4 учебных лет.в программе представленыпояснительная записка, организационно-педагогические о...

Программа объединения дополнительного образования "Тайны русского языка"
Кружок дополнительного образования...

Рабочая программа педагога дополнительного образования объединения "Веселый английский" МУ ДО ДДТ г. Красный Кут
Рабочая программа по УМК Английский для младших школьников (2 ч) и спотлайт стартер...

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Юный краевед»
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Юный краевед»...

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Театральный калейдоскоп»
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобъединения дополнительного образования«Театральный калейдоскоп» 2 класс...

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Научное общество учащихся "Эврика"
Программа предназначена для учащихся начальных классов. 4,5 часа в неделю...

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Спортландия"
Программа расчитана на четыре года. 2 часа в неделю....