Программа дополнительного образования "Шахматы"
рабочая программа
Данная программа обладает мощным воспитательным потенциалом. Дети, участвуя в соревнованиях, играх, учатся взаимному уважению, преодолению психологических и коммуникативных сложностей. В ходе реализации программы они знакомятся со спортивным сообществом, что положительно сказывается как на общекультурном, так и на духовно-нравственном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n4ogxf-bddyez9jjdcp5oaginlmj_1.docx | 139.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормативно-правовые основания проектирования дополнительных общеразвивающих программ
Данная программа составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Минтруда России от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Положение о персонифицированном дополнительном образовании в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 6 г. Южно-Сахалинска от «01» 09 2022г. № 501
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ (ст. 1, 2);
- Письмо Министерства образования Сахалинской области от 11.12.2023 № 3.12-Вн-5709/23 «О направлении методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Положение о об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в МАОУ СОШ № 6 от «01» 09 2022г. № 410
- Устав МАОУ СОШ №6 г. Южно-Сахалинск.
1. Комплекс основных характеристик ДОП
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы» носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных особенностей учащихся, относится к физкультурно-спортивной направленности.
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Вид деятельности: шахматы
Уровень освоения программы: стартовый
Актуальность программы:
Актуальность программы базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий творческой самореализации детей, их социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает логическое мышление. Шахматы способствуют формированию здорового образа жизни, воспитывают волю к победе, выдержку, сосредоточенность и другие качества, необходимые человеку.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в идее использования игры в шахматы как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка, воспитания спортивного духа. Обучение игре в шахматы позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на повышение продуктивности его мышления: навыков практической и аналитической деятельности в процессе изучения основ игры в шахматы; овладении компьютерными технологиями в процессе обучения, формировании и развитии логического мышления; развитии наглядно-образного мышления, воспитании усидчивости, целеустремленности; развитии личностных качеств (стрессоустойчивость, внимательность, сосредоточенность). Обучающийся этой игре ребенок становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно мыслить, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Обучение по данной программе обладает и мощным воспитательным потенциалом. Дети, участвуя в соревнованиях, играх, учатся взаимному уважению, преодолению психологических и коммуникативных сложностей. В ходе реализации программы они знакомятся со спортивным сообществом, что положительно сказывается как на общекультурном, так и духовно-нравственном развитии.
Отличительные особенности. За основу создания данной программы взята учебная программа для детей Колегова С.В., однако автор-составитель, используя логику структуры учебника Нестерова Д.В. «Учебник шахматной игры», разработал программу для занятий с учетом дифференцированного обучения. В программу включены темы теоретического и практического характера, нацеленные на учащихся с разным уровнем подготовки. Такая структура программы даст возможность в течение учебного года наиболее компетентно определить способности и предпочтения каждого учащегося, с целью дальнейшего их углубления и развития в последующие годы обучения.
В программе предусмотрено изучение темы «Развитие шахмат в Сахалинской области: история и современность», что является отличительной особенностью данной программы от других.
Адресат программы. Возраст учащихся, на который ориентирована программа, от 6 до 11 лет. В объединении могут обучаться как девочки, так и мальчики без степени предварительной подготовки и уровня образования и без наличия способностей, но имеющих желание овладеть знаниями и техникой игры в шахматы. Количественный состав объединения – 10-14 человек. Состав коллектива постоянный.
Зачисление учащихся на обучение по программе «Шахматы» осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), согласия на обработку персональных данных, копии свидетельства о рождении.
Запись на дополнительную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Сахалинской области.
Основанием для отчисления являются длительная непосещаемость занятий, смена места жительства, другие основания в соответствии с положением о правилах приема, перевода.
Уровень программы, объем и сроки ее реализации. Реализация программы ведется на стартовом уровне, рассчитана на 68 часов в год.
Период | Продолжительность занятия | Кол-во занятий в неделю | Кол-во часов в неделю, ч | Кол-во недель | Кол-во часов в год, ч |
1 год обучения | 30 мин | 2 | 2 | 34 | 68 |
Итого | 30 мин | 2 | 2 | 34 | 68 |
Особенности организации образовательного процесса. Основной формой обучения является занятие. Занятия проводятся с полным составом группы. Форма организации деятельности – групповая. Количество детей в объединении – 10-14 человек. Занятия проходят в виде лекции, турнира, практического занятия. Форма проведения занятий – очная с элементами дистанционных технологий. Занятия проходят через платформу учи.ру, яндекс учебник (Раздел математики)
Программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка через приобщение к миру шахмат.
Обучение строится на следующих принципах: доступности в обучении и воспитании, согласно которому работа строится с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня их обученности и воспитанности (от простого к сложному); наглядности – использование демонстрационной доски, шахматных часов, дидактического материала, помогающего глубокому усвоению учебной программы; индивидуальности – подхода в обучении и воспитании с учетом характера, способностей, интересов; коллективности – использования индивидуальной, фронтальной и групповой форм работы; сотрудничества – создание благоприятных условий для самореализации личности в коллективе; связи теории и практики – применение знаний на практике (ведение партии, решение задач); сочетание уважения к личности ребенка с разумной требовательностью.
Цель программы: формирование у учащихся целостного представления о шахматах и шахматной игре и создание условий для развития интеллектуально творческой, одаренной личности посредством занятий шахматами.
Для достижения данной цели программа предусматривает выполнение следующих задач:
предметные:
- познакомить с историей шахматной игры;
- сформировать базовые навыки стратегии, тактики и техники шахматной игры;
- сформировать знания приемов игры в миттельшпиле, закономерностей эндшпиля;
- закрепить полученные знания, умения и навыки в турнирной практике;
- формировать навыки самостоятельной работы с шахматными источниками.
личностные:
- формирование положительных мотивов к обучению через использование ситуации успеха и др.;
- формирование потребности в соблюдении основ гигиены и здорового образа жизни, укрепление здоровья, закаливание организма;
метапредметные:
- развитие мышления учащихся в процессе анализа партий, решения задач и этюдов и т.п.;
- развитие внимания, особенно концентрации, устойчивости и переключаемости в процессе шахматной игры;
- развитие памяти через усвоение шахматной теории;
- развитие навыков пространственного ориентирования в процессе работы с шахматной доской;
- развитие познавательных интересов в процессе погружения учащихся в мир шахмат и его историю.
Учебный план
1-й год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Опрос, анкетирование |
2 | Профориентирование | 2 | 1 | 1 | опрос, наблюдение |
3 | Знакомство с шахматной доской | 6 | 3 | 3 | опрос, наблюдение |
4 | Изучение фигур | 16 | 8 | 8 | Опрос, анкетирование |
5 | Шах и мат | 6 | 2 | 4 | коллективный анализ работы, турнир |
6 | Начало шахматного сражения | 36 | 12 | 24 | коллективный анализ работы, соревнования, турнир |
Итого: | 68 | 27 | 41 |
Содержание учебной программы
1.Вводное занятие (2 ч.)
Теория. Знакомство с программой, целями и задачами объединения на год, Уставом ДДТ, правилами поведения. Расписание.
Практика. Инструктаж по технике безопасности.
2. Профориентирование (2 ч.)
Теория. Знакомство с универсальными компетенциями, где они пригодятся.
Практика. Беседа, анкетирование.
3. Знакомство с шахматной доской (6 ч.)
Теория. Знакомство с историей шахмат. Изучение поля битвы, обозначения полей, основ шахматной нотации.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами, демонстрационной доской, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.
4.Изучение фигур (16 ч.)
Теория. Знакомство с шахматными фигурами. Ценность фигур. Изучение начальных позиций пешек и фигур, ходов пешек и тяжелых фигур, приема «рокировка», взятия фигур, общих правил взятия фигур.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами, демонстрационной доской, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.
5. Шах и мат (6 ч.)
Теория. Изучение шаха и мата, пата.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами, демонстрационной доской.
6. Начало шахматного сражения (36 ч.)
Теория. Знакомство с понятиями «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль». Изучение начала шахматного сражения, примеров дебютов, основ шахматной стратегии. Изучение способов мобилизации сил. Знакомство с типами взаимодействия фигур. Изучение правил сражающихся фигур, развития дебюта, борьбы за центр, игры пешечного центра, уничтожения пешечного центра с помощью жертвы. Изучение прорыва отсталой пешки, дефектов пешечной цепи, подрыва пешечного центра. Изучение способов избавления от пешечных слабостей, цугцванга, дебютных ловушек, неудачного старта.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами, демонстрационной доской, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.
2.3. Система оценки достижений планируемых результатов
предметные:
- будут иметь базовые навыки стратегии, тактики и техники шахматной игры;
- будут знать приемы игры в миттельшпиле, закономерностей эндшпиля;
- будут иметь знания, умения и навыки в турнирной практике;
- будут знать историю шахматной игры;
- будут уметь самостоятельно работать с шахматными источниками.
личностные:
- научатся проявлять положительные качества личности – аккуратность, усидчивость, дисциплинированность, самостоятельность, потребность в саморазвитии и др.
- научатся проявлять положительные мотивы к обучению через использование ситуации успеха и др.;
- будут соблюдать основы гигиены и здорового образа жизни, укрепление здоровья, закаливание организма;
метапредметные:
- научатся проявлять мышление в процессе анализа партий, решения задач и этюдов и т.п.;
- научатся проявлять развитое внимание, особенно концентрацию, устойчивость и переключаемость в процессе шахматной игры;
- научатся проявлять хорошую память в шахматной теории;
- будут иметь навыки пространственного ориентирования в процессе работы с шахматной доской;
- научатся проявлять познавательный интерес в процессе погружения в мир шахмат и его историю.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во дней | Кол-во часов | Режим занятий |
| 01.09.2024 | 25.05.2025 | 34 | 68 | 68 | 2 раза в неделю по 1 ч. |
Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение
Сведение о помещении, в котором проводиться занятия и подсобных помещений:
Занятия по кружку «Шахматы» проводятся в учебном кабинете в соответствии с требованиями СанПиН
Перечень необходимых материалов для кружка «Шахматы»:
Техническое оснащение:
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- столы и стулья для преподавателей и учеников
- часы шахматные
- секундомер
- наборы шахмат
- доска шахматная демонстративная с фигурами демонстрационными
-доска шахматная с фигурами шахматными
-интерактивная панель 75
Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Шахматы» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее спортивной направленности и отвечающее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональном стандарте по должности «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Информационно-методическое обеспечение
На первых занятиях учащиеся узнают о происхождении шахмат, знакомясь с их историей и легендами. Затем начинают приобщаться к самой игре, узнают правила игры и ходы фигур, знакомятся с чемпионами мира по шахматам. В дальнейшем прорабатывается элементарный шахматный материал, основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой фигуры, ее игровых возможностей. Стержневым моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Внимание уделяется простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важная роль отводится развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается более доступный и максимально ориентированный на развитие. К практической части относятся тематические матчи, консультационные партии, соревнования. На занятиях анализируются сыгранные партии, находятся, объясняются, и искоренять допущенные ошибки. Дети участвуют в шахматных турнирах.
В течение освоения программы используются следующие методы обучения:
Объяснительно – иллюстративный метод, проблемный метод, поисковый метод, эвристический метод.
На занятиях используются следующие технологии:
1. Игровые технологии.
2. Здоровьесберегающие технологии.
3. Технологии обучения в сотрудничестве и развивающего обучения.
4. Технология проблемного обучения.
5. Технология индивидуализации обучения
6. Технология группового обучения
7. Технология дифференцированного обучения
Формы аттестации:
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции. Формы контроля на занятиях:
- текущий;
- промежуточный;
- итоговый.
Текущий контроль проводится в форме просмотра готовых практических работ и форм подведения итогов на учебных занятиях ведущим педагогом. Результативность программы определяется промежуточным и итоговым контролями (зачётами), которые проводятся в форме диагностических исследований в три этапа: 1. Начальная диагностика проводится в начале учебного года. Её результаты позволяют определить уровни первоначального теоретического и практического навыка. 2. Контрольная диагностика проводится в середине учебного года обучения и позволяет проследить динамику развития практического навыка. 3. Итоговая диагностика проводится в конце учебного года обучения. По её результатам определяется уровень мастерства, которого достигли обучающиеся за время обучения. Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня: районных, городских в области шахмат. Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в данном объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы по единой предложенной схеме.
Оценочные результаты:
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы представлены в виде карт оценки результатов освоения программы, портфолио учащихся. Контроль уровня обучения по каждой теме программы и в конце года происходит в форме участия в матчах и соревнованиях и знания теоретического материала.
Условиями успешности обучения в рамках программы объединения являются:
- активность учащегося;
- повышенная мотивация;
- связь обучения с жизнью объединения;
- самостоятельность мышления.
3. Список литературы
(Книги)
1. Рыбалева И.А. Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности: учебно-методическое пособие. Краснодар: Просвещение-ЮГ, 2019;
2. В.В. Костров, С.Н. Федоров Шахматный решебник / авт.-сост. В.В. Костров, С.Н. Федоров – издательство: Русский шахматный двор, 2020, - 128с.
3. Н.М. Калиниченко, Курс шахматной стратегии для начинающих/ авт.-сост. Н.М. Калиниченко, издательство «Калиниченко», 2020, - 112 с.
(Электронные ресурсы)
1. Демонстрационная доска "Онлайн" (бесплатно) https://chessrussian.ru/shahmatnye-zadachi/show/
2. https://lichess.org/ru (бесплатно)
3. Рокировка [Электронный ресурс].URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/(02.05.2020)
Техническое_поражение [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/(09.10.2021)
Приложение 1
План воспитательной работы
Наименование мероприятия | Срок выполнения |
Интеллектуальный марафон «Как развивать в себе хорошую память? | Октябрь |
Дискуссия «Без труда ничего не дается» | Ноябрь |
Турнир между участниками объединения | 1 раз в месяц |
Соревнования | 1 раз в четверть |
Открытое занятие для родителей | Январь |
Кругосветка по клеткам | Март |
Праздник шахмат | Апрель-май |
Приложение 2
Приложение 2 «Раздаточные дидактические материалы, оценочные материалы»
Оценочная карта «Формирование элементарных шахматных представлений»
Педагог __________________________________________________
Группа:___________________________________________________
Показатели развития | Фамилия, имя, возраст обучающегося | Примечание | |||||||
| |||||||||
Оценка показателей |
| ||||||||
1 | 2 | 3 | |||||||
Знания, представления | |||||||||
Количество | |||||||||
Знание шахматной доски | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Знание шахматных фигур | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Запоминание 15 предметов за 15 секунд (логические игры) | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Форма | |||||||||
Знание всех ходов фигурами | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |
5 правил невозможности сделать рокировку | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Умение отличать шах от ма- та
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Умение отличать мат от шаха | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |
6 правил ничейных позиций | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Знание записи шахматных ходов | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Ориентировка в пространстве | |||||||||
Знание всех шахматных линий (диагонали, вертикали, горизонтали) | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Ориентировка во времени | |||||||||
Запоминание расставленных шахматных фигур на доске (логические игры) | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Умения, навыки | |||||||||
Количество | |||||||||
Умения применять правила квадрата | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Умения применять понятия «связка» и применения на практике | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Умения применять понятия «вилка» и применения на практике | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Умения применять понятия «двойной удар» и применения на практике | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Умения применять понятия мат и виды мата и применения на практике | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценки показателей:
- Знания, представления: четкие, содержательные, системные (4б); четкие, краткие (3б); отрывочные, фрагментарные (2б); не оформлены (1б).
- Умения, навыки: выполняет самостоятельно (4б); выполняет с помощью взрослого (3б); выполняет в общей со взрослым деятельности (2б); не выполняет (1б).
- Характеристики достижений (вносятся в примечание): познавательная активность, сообразительность, оригинальность суждений, осознанность, проявления самоконтроля, самооценки; опора на собственный опыт; творческие проявления, проявления познавательных чувств, качеств ума: пытливости, гибкости, критичности, инициативности.
В течение освоения программы используются следующие методы обучения:
Объяснительно – иллюстративный метод предполагает объяснение педагогом темы занятия на демонстрационной доске.
Проблемный метод предполагает активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей посредством решения задач, требующих преодоления трудностей в решении, способствует глубокому и прочному усвоению приобретенных знаний, создает условия для продуктивного мышления и комплексного развития личности воспитанника.
Поисковый метод применяется очень часто. Детям предоставляется возможность самостоятельного решения сложной проблемы: оценка позиции, составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности. Педагог помогает учащимся, корректирует его действия, но не вмешивается в процесс поиска решения. Метод способствует творческому развитию юного шахматиста.
Эвристический метод используется для развития познавательной активности. Учащимися предлагается исследование различных позиций для определения новых, неожиданных вариантов. Метод способствует формированию объективности самооценки, критичности мышления.
Шахматы, дарят детям радость творчества, общения друг с другом, обогащают их духовный мир, являются средством воспитания и обучения ненавязчивого, интересного, увлекательного. Они учат детей логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть результат, планировать свою деятельность, способствуют успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин.
На занятиях используются следующие технологии:
1. Игровые технологии. Основная задача игровых технологий – дать ребенку раскрепоститься и обрести уверенность в себе. Катализатором формирования воображения является музыка, она направляет творческую активность. Музыкальное сопровождение должно соответствовать возрастному критерию, иметь свою драматургию, которая сможет активизировать воображение, направить его, побудить развитие творческого потенциала, грамотно подобранное музыкальное сопровождение благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка. Приобретенные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы.
Игровые технологии являются средством, активизирующим деятельность учащихся, в их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение учебного материала в соответствии с поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Необходимо отметить, что игровые технологии предоставляют бескрайние возможности для их использования на занятиях. Игра является неотъемлемой частью в формировании и развитии творческой личности ребенка. Скучные упражнения после игры, приобретают совсем другой, более богатый смысл.
2. Здоровьесберегающие технологии. Применение данной технологии на занятии способствует:
- воспитанию у учащихся культуры здоровья как физического, так и психо-эмоционального;
- формированию личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья;
- представлению о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни;
- развитию ребенка, формированию средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности;
- сохранению физического и психического здоровья учащихся и их социальной адаптации;
- обогащению двигательного опыта под различную ритмическую музыку;
- развитию и совершенствованию всех видов движений, умений выполнять их легко, выразительно, артистично и в соответствии с музыкой.
3. Технологии обучения в сотрудничестве и развивающего обучения. Технология обучения в сотрудничестве включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае учащиеся разбиваются на группы по несколько человек. Группам дается определенное задание. Разновидностью индивидульно-групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Каждая команда придумывает свою музыкальную композицию, и показывают друг другу. Члены команды просматривают ее, ведется обсуждение, указывают на недочеты. Основные принципы педагогики сотрудничества: учение без принуждения; право на свою точку зрения; право на ошибку; успешность; сочетание индивидуального и коллективного воспитания.
4. Технология проблемного обучения. В целях повышения эффективности воспитательной работы важно использовать проблемную методику. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон хореографического творчества, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению. Принципы проблемного обучения: самостоятельность учащихся; развивающий характер обучения; интеграция и вариативность в применении различных областей знаний; использование дидактических алгоритмизированных задач.
В отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, технология проблемного обучения предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. В процессе занятий возможно предложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке педагога, активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного.
Технология индивидуализации обучения – модель организации учебного процесса, при которой педагог взаимодействует с одним конкретным учащимся, посредством специально отобранных методов и средств, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей данного учащегося.
Технология группового обучения предполагает деление учащихся на несколько групп, где дети получают специальные упражнения для решения учебных задач.
Технология дифференцированного обучения – это технология обучения учащихся одной группы, детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности учащегося как индивидуальности.
Технология развивающего обучения, используя данную технологию на занятиях ребенку отводится роль самостоятельного субьекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности.
Формы организации учебного занятия: игра (учебные, тренировочные и тематические партии между учащимися с педагогом, с компьютером); решения комбинаций, задач и этюдов; участие в личных и командных соревнованиях различного уровня; сеансы одновременной игры; совместный и самостоятельный анализ собственных партий и партий мастеров; работа с шахматной литературой; на компьютере.
Тематика и формы методических материалов: пособия, оборудование, рабочие тетради
Дидактические материалы: бланки анкет, ПК, презентация, карточки с заданием, раздаточные материалы, инструкции, технологические карты, задания, упражнения, шахматные задачи
Алгоритм проведения учебного занятия. На занятиях используются: краткие увлекательные рассказы об истории шахмат и шахматных фигурах, занимательные вопросы из жизни шахмат, шахматные партии, беседы, работа со словарем шахмат, дискуссии, учебные игры, конкурсы, соревнования, самостоятельная работа, практические занятия, презентации.
Занятия проводится в рамках целостного педагогического процесса, основанного на принципах:
- доступности в обучении и воспитании, согласно которому работа строится с учетом возрастных особенностей, уровня их обученности и воспитанности (от простого к сложному);
- наглядности – использование демонстрационной доски, шахматных часов, дидактического материала, помогающего глубокому усвоению учебной
программы;
- индивидуальности – подхода в воспитании с учетом характера, способностей, интересов каждого учащегося;
- коллективности – использования индивидуальной, фронтальной и групповой работы;
- сотрудничества – создание благоприятных условий для самореализации личности в коллективе;
- связи теории и практики – применение знаний на практике (ведение партии, решение задач);
- сочетание уважения к личности ребенка с разумной требовательностью.
Демонстрационный наглядный иллюстрированный материал:
1. Карточки с позициями для решения.
2. Карточки с шахматными позициями для конкурса «Шахматное лото».
3. Карточки с позициями без белого ферзя для Конкурса «Составь композицию».
4. Карты с вопросами для Конкурса «Побей карту».
5. Шахматные диаграммы с нанесенными на них кораблями для конкурса "Шахматный брейн".
6. Шахматные жетоны.
7. Портреты шахматистов.
8. Кроссворды по теме "Короли шахмат" (кроссворды с высказываниями о шахматах чемпионов мира).
9. Карточки с позициями на технику расчета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Спасибо, то что искала, и то
Спасибо, то что искала, и то что пригодится!