Статья "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
статья на тему
В статье рассматриваются основные вопросы по формированию орфографической зоркости у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_orfograficheskoy_zorkosti_u_mladshih_shkolnikov.docx | 33.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование орфографической зоркости у младших школьников
Автор: учитель начальных классов Полухина Ольга Владимировна
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются проблемы с чтением и письмом. Ребята оказываются «не в ладах» с русским языком, часто допускают орфографические ошибки. В чем же причина спросите вы? И как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы более осознанным и правильным. Этими вопросами часто задаются многие учителя, методисты и ученые.
В соответствии с ФГОС второго поколения, орфографической грамотности в обучении русскому языку отводится главная роль. Грамотное письмо предполагает освоение орфографии. Основной единицей орфографии является орфограмма. Известно что, основанием проверки орфограмм служит умение увидеть орфограмму, опознать ее, т.е. соотнести с правилом, с грамматической основой. Это умение замечать орфограммы мы и называем орфографической зоркостью. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая развитость являются одной из главных причин допускаемых учащимися ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: ученик просто не видит орфограмм в процессе письма.
Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости:
- низкий уровень развития произвольности внимания;
- несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);
- низкий уровень объёма и распределения внимания;
- низкий уровень развития кратковременной памяти.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
По мнению М. С. Соловейчик, формирование орфографической зоркости младших школьников проходит в 3 этапа.
Первый этап - соотношение звучащих единиц речи и графических единиц письма, то есть соотношение звуков и букв. Данное направление реализуется в процессе обучения грамоте, когда дети выделяют из слова звук, артикулируют его, учатся произносить в различных позициях. Особое внимание на этом этапе следует отвести работе с ударением.
Второй этап - запоминание графического состава слова, его зрительного образа. Запоминание — важнейший элемент усвоения орфографии — происходит также на основе звуко-буквенного анализа. Этот этап работы формирует у учащихся представление о том, что звуки в русском языке могут находиться в сильной и слабой позиции, учит различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой — в слабой.
Третий этап - обучение решению грамматико-орфографических задач. Этот этап предполагает обучение выполнению младшими школьниками действий на основе применения правил и способов проверки. Обоснованный выбор правильного написания есть решение грамматико-орфографической задачи.
Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
- увидеть орфограмму в слове;
- определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило;
- определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
- определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи;
- решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
- написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
Школьников надо учить определять орфограммы при различных обстоятельствах. Однако учитель нередко пропускает целый этап в обучении школьников, именно тот, на котором они специально учились бы осознавать наличие орфограммы в слове. Теоретическую основу этого обучения составляют опознавательные признаки орфограмм:
1. Несовпадение буквы и звука.
2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие "опасные" звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:
-гласные - а, о, и, е;
пары звонких и глухих согласных;
сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;
сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;
согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з,
повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, е, ю;
мягкие согласные (особенно "л" мягкое) также относятся к числу "опасных";
"опасными позициями" в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.
3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса. Осознав в слове разные морфемы, ученик целенаправленно ищет орфограмму, так как уже заранее знает, какие именно трудности (орфограммы) могут встретиться в приставке, корне, окончании, какие - на стыке морфем.
Ниже приведены примеры упражнений, необходимых для формирования орфографической зоркости:
- Чтобы добиться хороших результатов в формировании навыка грамотного письма, я использую различные приемы обучения. Работу начинаю со звукового анализа слов, которую провожу в следующей последовательности:
- Скажи слово и послушай себя.
- Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.
- Выдели голосом первый звук, протяни его, назови его и охарактеризуй.
- Обозначь выделенный звук условным значком.
- Протяни, выделив голосом второй звук, назови его, охарактеризуй, обозначь условным значком и тд.
- Проверь, получилось ли слово, прочитай его по звуковой схеме.
- Назови сколько в слове звуков, сколько в слове букв.
- Использование на уроках игровых приёмов:
«Найди одинаковый звук»
Педагог произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
«Определи место звука в слове»
Педагог вешает на полочку доски карточки, на которых нарисованы аист, шарф, лиса. Предлагает детям сказать, что изображено на карточках. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов. Далее предлагает карточку со схемами расположения звука в слове. Если звук, который назовет педагог, дети услышат в начале слова, то фишку ставят в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку ставят во вторую клеточку. Если звук — в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.
« Найди предметы с заданным звуком»
Педагог предлагает детям найти в классе предметы, в названии которых встречается звук «у»; нахождение звуков в названиях предметов по сюжетной картинке (выигрывает тот, кто больше найдет предметов).
«Светофор»
Ученики должны показать красную карточку, как только найдут ''опасное место'' в слове.
- Орфографическое чтение (автор системы П.С. Тоцкий)
Обучение проводится путём чёткого проговаривания слов, предложений, текстов. В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память – особый вид моторной памяти. Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово при нём произносится так, как пишется, и тем самым остаётся в памяти движений речевого аппарата. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся. Дети легко усваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо отмечают два вида чтения: читай, как пишем, и читай, как говорим.
- Диктант «Проверяю себя» (автор А.И.Кобзев).
Во время проведения диктанта учащиеся могли пропускать букву, в которой сомневаются. Затем ученики задают вопросы товарищам или учителю, после чего заполняют пропуски или вносят необходимые исправления. Следует подчеркнуть, что специфическая особенность этого вида диктанта состоит в том, что ученик анализирует с орфографической точки записываемый текст «про себя», стремится увидеть в каждом слове «точки» применения правил.
- Зрительные диктанты (автор Л.П.Федоренко).
Зрительные диктанты - это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв, которые ребёнок должен запомнить в течение 6–10 секунд экспозиции и затем записать. Такая работа помогает развить память, тренировать внимание, усвоить элементарные правила грамматики, быстрее научиться читать.
План проведения занятий по методике состоит в следующем:
На доске или экране монитора показываем 6 предложений набора.
Набор № 1
- Тает снег.
- Идёт дождь.
- Небо хмурое.
- Коля заболел.
- Запели птицы.
- Поле опустело.
- Закрываем доску или выключаем экран, а затем открываем первое предложение.
- Даём детям 5–10 секунд на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложение.
- Предлагаем ученикам закрыть глаза и представить, как записано предложение.
- Снова закрываем слова и предлагаем ребятам записать то, что они запомнили.
- Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
- Комментированное письмо с указанием орфограмм.
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Давайте рассмотрим этот вариант на примере комментирования предложения с места: У тети Яны жила собака Трезор. Начало предложения пишу с заглавной буквы. У- предлог, пишу отдельно. Доказываю: у (нашей)тети. Яны- пишу с заглавной буквы- имя собственное. Жила- в корне безударная гласная и сочетание жи - ши. Собака - в корне непроверяемая безударная гласная о- это словарное слово, нужно запомнить. Трезор- пишу с заглавной буквы, так как это имя собственное. Сочетание чк пишу без ь. В конце предложения ставлю точку.
- Письмо с проговариванием (в основе этого письма проговаривание по слогам) или фонемное письмо.
Данный вид работы обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем более сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. (Например, «За – пишу з с гласной а» и тд. )
- Прием ''Секрет письма зеленой пастой''.
С помощью этого приема дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.
- Специально организованное списывание.
Предлагаемы прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В.Репкина и П.С.Жедек. Они предлагают алгоритм списывания:
- Внимательно прочитай предложение.
- Повтори его не заглядывая в текст.
- Подчеркни в предложении все орфограммы.
- Прочитай предложение орфографически.
- Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
- Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
- Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
- «Секретный кружочек».
С помощью данного приема дети оформляют свои работы в тетрадях: как только появляется правило (жи-ши, ча – ща и тп.) – начинает работать секретный кружок.
- Какографические упражнения.
На мой взгляд, наиболее интересные методы и приёмы обучения связаны с вопросом применения на уроках проблемного обучения и создания проблемных ситуаций. Именно поэтому я и стала применять какографические (неверные) написания на своих уроках. Термин «какография» является антонимом к слову «орфография» ; отсюда и название «какографические»,т.е.умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок. (Например, на уроке русского языка во 2 классе, можно дать задание: списать с доски в тетради предложение У гришы жыл Кот рыжык. Ученики находят и исправляют «ошибки». При этом дают развернутое пояснение своим действиям.)
- Работа со словарными словами.
Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ обучающихся.
При ознакомлении с правописанием изучаемого слова мною соблюдается следующая последовательность:
- Педагог читает загадку, дети отгадывают её, объясняют отгадку загадки. На данном этапе обязательно нужно объяснить значение данного слова детьми и учителем.
- Затем учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.
- На наборное полотно ставится карточка с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.
- Далее предлагаю решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверить при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова? Далее учащиеся записывают слово в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.
- Затем к изучаемому слову можно подобрать однокоренные слова. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На доске помещаются карточки, на которых написаны однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня, и слова записываются в тетрадь.
- С любым из однокоренных слов учащиеся составляют предложение.
Список используемой литературы:
- Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. - М.: Просвещение. 1992.
- Кобызев А. И. Новый вид диктанта «Проверяю себя».— М., 1962.
- Козина А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 584-586.
- Львов, М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе / М.Р.Львов. – М.: Прометей, 1988.
- Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
- Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / М.С. Соловейчик [и др.]. – М.: Просвещение, 1993.
- Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979. – 431 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографической зоркости у младших школьников.
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...
Методическая разработка "Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка"
Методическая разработка по русскому языку...
Статья "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
В сатье представлены понятие об орфографической зоркости, приведён теоретический и парктический материал по её формированию....
Формирование орфографической зоркости у младших школьников
Раскроем понятия орфографическая зоркость,ее факторы.Множество упражнений для выработки орфографической зоркости...
Развитие орфографической зоркости у младших школьников
Орфографическая грамотность у младших школьников не достигает достаточно высокого уровня, поэтому учитель должен своевременно и правильно формировать понятие об орфограмме. Умение быстро обнаруживать ...
Выработка и развитие орфографической зоркости у младших школьников.
Статья по теме. Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в на...
Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки
Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....