Формирование орфографической зоркости у младших школьников.
методическая разработка по русскому языку по теме
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически грамотно? Как обучать правописанию на основе применения правил? Каковы способы усвоения орфографии в начальных классах? Это самые волнующие учителя вопросы, если он по-настоящему задумывается над тем, как добиться орфографической грамотности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
budaeva_e.e._formirovanie_orfograficheskoy_zorkosti.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.Е.Будаева,
учитель высшей категории,
МОУ “Средняя общеобразовательная
школа № 95 с углубленным изучением
отдельных предметов”.
Формирование орфографической зоркости
у младших школьников.
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически грамотно? Как обучать правописанию на основе применения правил? Каковы способы усвоения орфографии в начальных классах? Это самые волнующие учителя вопросы, если он по-настоящему задумывается над тем, как добиться орфографической грамотности младших школьников.
С понятием «орфографическая зоркость» тесно связано умение обнаружить орфограмму. Поэтому мною была применена порядковая нумерация орфограмм, изучаемых в начальной школе и соответствующая программе. Что стоит за номером орфограммы? Это, во-первых, умение видеть орфограмму и, во-вторых, правильно решать орфографическую задачу, пользуясь алгоритмом. Видят ли ученики орфограмму? Сколько орфограмм видят? Насколько правильно? Это тот ряд вопросов, ответы на которые дают право говорить о сформированности орфографической зоркости у каждого ученика отдельно и в классе в целом. Поэтому в системе такой работы, начиная с 1 класса, имеют место следующие задания:
- указать над буквами номера всех изученных орфограмм (либо номера отдельных орфограмм). Данное задание можно использовать на минутках чистописания, в тестах упражнений, в словарных диктантах, в письме по памяти, комментированном письме и т.д.
Образец выполнения задания (упр.130, 2 класс, А.В.Полякова):
3 1 3 3 7 2 4 8 3 7 7
1.Вова зовёт Лёву. 2.Миша нёс портфель. 3.У Буратино длинный нос. 4.Глубокий ров наполнили
1 9 7
водой. 5.Раздался львиный рёв.
- на уроках стало традиционным проведение орфографических минуток, где закрепляется умение находить орфограммы. Для детей это не утомительный процесс, а увлекательная игра. Для проведения орфографической минутки у каждого ученика на парте должна лежать детская художественная книга. Задание: найти в книге слова на определенную орфограмму. Это задание можно выполнять как устно, так и письменно на время (3 мин).
- выборочный диктант. Задание: выписать только слова с определенной орфограммой.
- игра “Редактор”. Условие: отыскать в тексте ошибки, исправить их и обозначить номер данной орфограммы.
- цифровое обозначение орфограмм используется и с целью предупреждения ошибок. На доске предлагается схема предложения, где над графическим изображением слова стоят номера орфограмм:
1 4 8 1 1 5
________ ________ __ ________ ________ ________ _________ .
Задание: назвать орфограммы; вспомнить правила; применяя правила, написать под диктовку предложение.
1 4 8 1 1 5
Летним деньком в лесу хлопочут шустрые белки.
Для лучшего запоминания орфограмм и правил я ввела карточки-опоры (по С.Н.Лысенковой). Они помогают ребенку включать в процесс запоминания зрительную, механическую и тактильную память, материализуют орфографические понятия, формируют умения анализировать, сравнивать и делать выводы. Приведу примеры карточек орфограмм.
1.Проверяемая безударная гласная 4. Ь – показатель мягкости согласного
2.Непроверяемая безударная гласная 5. Сочетания жи-ши,ча-ща,чу-щу
3.Большая буква в именах собственных 6. Сочетания чк-чн-щн-нч-нщ
и т.д.
Цифры, которые дети ставят над буквой, помогают им фиксировать внимание на данной орфограмме, сосредотачиваться при проверке. При этом они хорошо запоминают номера и названия орфограмм. Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости на основе графического и цифрового обозначений орфограмм дает хороший результат: дети определяют место в слове, где возникает орфографическая задача, видят даже те орфограммы, которые не изучаются в начальных классах, т.е. видят варианты написаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
В сатье представлены понятие об орфографической зоркости, приведён теоретический и парктический материал по её формированию....
Формирование орфографической зоркости у младших школьников
Раскроем понятия орфографическая зоркость,ее факторы.Множество упражнений для выработки орфографической зоркости...
Формирование орфографической зоркости у младших школьников
Одной из самых актуальных проблем в преподавании русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся в начальной школе. В данной статье представлены приемы обучени...
Формирование орфографической зоркости у младших школьников.
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая...
Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников.
Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания...
Доклад с презентацией "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
В работе представлены приёмы формирования орфографической зоркости у младших школьников в условиях ФГОС...
Пути формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
«Систематичность упражнений — есть первая и главнаяоснова их успеха, и недостаток этой систематичностиглавная причина, почему многочисленные идолговременные упражнения в орфографии даютплохие результа...