Развитие орфографической зоркости у младших школьников
материал (2 класс) по теме
Орфографическая грамотность у младших школьников не достигает достаточно высокого уровня, поэтому учитель должен своевременно и правильно формировать понятие об орфограмме. Умение быстро обнаруживать орфограммы считается важнейшим базовым орфографическим умением, которое развивается при помощи специальных орфографических упражнений. В этом докладе приводятся примеры различных упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
«Развитие орфографической зоркости у младших школьников»
Учитель МБУ лицея №76: Вилкова Н.Н.
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты контрольных работ по русскому языку, проводимые в 3-4 классах.
Главным при формировании орфографической зоркости школьников является правильное и своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом умение быстро обнаруживать орфограммы считается важнейшим, базовым орфографическим умением, которое развивается при помощи специальных орфографических упражнений.
Одним из первых способов формирования умения обнаруживать орфограммы начал разрабатывать еще в 60-х годах А.И. Кобызев, который предложил диктант «Проверяй себя». При написании этого диктанта учащимся разрешается пропускать букву, в которой сомневается. Эти пропуски носят субъективный характер – каждый пропускает ту букву, в которой он сомневается.
Наиболее сложным из упражнений, воспитывающих орфографическую зоркость, является письмо с пропуском всех орфограмм. Вместо пропусков букв можно использовать письмо с буквенной дробью, предложенное М.М. Разумовской. Например: оч/е/а/рование, посла/н/нн/ый и т.д.
Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, можно расположить в определенной последовательности.
- Письмо с проговариванием.
Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её, например: «За – пишу з с гласной а». Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривать шёпотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание.
- Списывание
Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами.
Сосредоточить их внимание на списывании, не дать им отвлечься помогают игры типа «Как птичка зернышки клюёт?» Этот вопрос задается классу. Дети показывают движением головы: вверх – вниз, вверх – вниз. А на вопрос: «А как мы будем зёрнышки-слоги клевать?» хором отвечают: «В книжку – в тетрадь, в книжку – в тетрадь» – «А сейчас мы узнаем, а сейчас мы узнаем, кто у нас сегодня будет самой лучшей «птичкой».
«Самой лучшей «птичкой» будет тот, кто все задание выполнит быстро, красиво, грамотно», – отвечают дети.
- Комментированное письмо.
Этот вид диктанта также строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки.
- Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
Это письмо развивает зрительную память, речь, мышление, представления, фонематический слух, внимание, интерес.
- Письмо под диктовку.
Учитель диктует слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха можно проводить игру «Эхо». Учитель читает слово, дети повторяют его по слогам хором или шепотом, но так чтобы слышал учитель. Если кто-то скопировал неправильно, то предлагаю еще раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку.
- Письмо по памяти.
Развивается память, речь, трудолюбие, дисциплинированность, самоконтроль.
- Творческие работы.
Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений по опорным словам.
Можно предложить детям пользоваться вот такой памяткой при проведении творческих работ:
- Составь рассказ.
- Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.
- Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочное слово.
- Проверь по слогам каждое слово.
- Проверь, все ли нужные мысли ты записал.
Развивать сознательное восприятие слова помогают грамматические зарядки.
Вот некоторые варианты грамматических зарядок.
«Какие буквы спорят? Какие побеждают?»
№1
Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….
№2
Бочаров/ф, ряд/т, ко/аза, зо/авет, круг/к, суб/п, тро/ава, и т.д.
Систематически проводя указанные выше виды работ, у учеников формируется орфографическая зоркость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка"
Методическая разработка по русскому языку...
Выработка и развитие орфографической зоркости у младших школьников.
Статья по теме. Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в на...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автореферат...
Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка
Методика обучения русскому языку в начальных классах...
Развитие орфографической зоркости у младших школьников
Материал содержит описание приёмов работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников. Из опыта работы учителя....
Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки
Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....