Статья "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
статья по русскому языку на тему
В сатье представлены понятие об орфографической зоркости, приведён теоретический и парктический материал по её формированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_i_razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие орфографической зоркости
у младших школьников.
Орфографическая зоркость – это умение видеть орфограмму в слове. Формирование и развитие орфографической зоркости необходимо проводить через решение орфографических задач.
Решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик
видит объект применения правила – орфограмму.
В орфографическом действии выделяют две ступени:
- постановка орфографической задачи (выделение орфограммы)
- решение орфографической задачи (выбор буквы в соответствии с правилом).
Дети достаточно успешно выполняют задание с «пропуском» букв, но в собственном тексте допускают ошибки. Чтобы осознанно правильно написать слово в своем тексте, ребёнку нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму.
Главная задача – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это умение оценить звук в слове, т.е. различать, в какой позиции он стоит. Слабые позиции являются источником ошибок. Ребенок должен научиться слышать и видеть слабую позицию – здесь нужна проверка. Детям надо показать, что слабая позиция проверяется сильной.
Для того, чтобы ученик мог научиться сам находить опасные места, составляется памятка «Каким буквам нельзя доверять»: а, о, е, и, я, б-п, г-к, в-ф, д-т, ж-ш, з-с.
Один из приёмов формирования орфографической зоркости, является письмо с «окошками». Такое письмо избавляет ученика от страха допустить ошибку.
Овладеть письмом с «окошками» непросто. Определение написания реализуется по схеме: орфограмма – морфема – буква.
Ошибки возможны как в случаях совпадения звучания и написания (посадил – «посодил»), так и в местах их расхождения (мостовая – «маставая»). Школьника необходимо учить определять орфограмму при различных обстоятельствах.
Теоретическую основу этого обучения составляют опознавательные признаки орфограмм:
1.Несовпадение буквы и звука…
2.Звуки дающие наибольшее количество несовпадений [а,о,и];парные согласные в конце слова, в середине слова; буквы я, е, а, и.
3.Морфемы: приставка, корень, cуффикс, корень, окончание.
.
Упражнения для формирования и развития орфографической зоркости.
1.Орфографическое чтение (артикуляционная память).
2.Комментированное письмо (с его помощью достигается высокий уровень самоконтроля).
3.Письмо с проговариванием (предупреждение ошибок).
4.Зрительные диктанты (прочитывание, проговаривание, объяснение; зрительно запомнить, написать внутренним зрением).
5.Диктант «Проверь себя» (дети спрашивают у учителя как пишется слово – это учит их спрашивать, сомневаться, думать).
6.Специальное списывание (этот прием разработан психологами В.В.Репкиным и П.С.Жеден) его надо использовать каждый день.
7.Графическое выделение орфограмм.
8.Корректировка письма (игра «Я-корректор)
9.Работа в паре с взаимопроверкой.
Начинать работу необходимо уже в первом классе с букварного периода. Здесь нужно показать детям неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным; вести наблюдения от буквы к звуку и от звука к букве; учить различать слабые и сильные позиции звуков.
Далее классифицировать орфограммы. Составить общий алгоритм решения орфографической задачи:
найти слабую позицию (орфограмму);
2) определить, в какой части слова орфограмма (морфему);
3) определить вид орфограммы;
4) определить способ решения орфографической задачи;
5) составить алгоритм и выполнить последовательные действия;
определить букву, которую надо написать;
написать слово правильно и сделать самопроверку.
Например:
1) “ Цв и /етник “– в этом слове слабая позиция в первом слоге;
2) Орфограмма в корне слова;
3) Вид - безударная гласная в корне слова;
4) Подбираю однокоренные слова: цветы, цветовод, цвет, цветущий.
5) Сильная позиция в слове “цвет”, значит оно будет проверочным.
6) В сильной позиции я слышу звук [э], значит надо писать букву (е) 7) Пишу слово с буквой “е”- цветник.
Для каждой орфограммы свой способ решения орфографической задачи, свой алгоритм. Алгоритмы орфографических действий формируются на основе опознавательных признаков орфограмм.
Для безударных гласных в корне слова и парных согласных в корне или на конце слова способы решения орфографической задачи формируются уже в 1 классе:
изменение формы слова (один - много, много – один);
уменьшительно - ласкательно назвать слово;
изменить часть речи (во втором классе).
Например:
Л..са – лес, кол..с – колосья, з..ма – зимушка, с..сновый – сосны, см..треть – смотр и т. д.
Ука(с/з) – указы, ре(п/б)ка – репа, гла(д/т)кий – гладить и т.д.
Задумываться учащимся над буквой в слове позволяют упражнения на выбор проверочного слова из данных слов. А для этого ещё необходимо знать значение слова.
Уд..вительно (диво, дева), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мост, мастер), подч..щать (честь, чистый) и т.д.
Для тренировки подбора проверочных родственных слов, а заодно и
отработки различения частей речи, можно использовать такие упражнения:
1.Подобрать к каждому слову недостающие родственные слова и записать в три столбика:
Существительные Прилагательные Глаголы
боль ……… ………
……… садовый посадить
……… белый ………
2. Изменить словосочетание по образцу.
Образец: Меховая шапка – шапка из меха.
ш..рстяное платье - ………
д..ревянная постройка - ……
з..лотое кольцо - ………
При изучении безударных падежных окончаний имён существительных выбираем проверочное слово для каждого склонения своё с ударным окончанием. Для 1 склонения проверочное слово – рука, для 2 склонения – плечо, для 3 склонения – грудь. Далее составляем алгоритм правописания безударных окончаний:
ставлю существительное в начальную форму (в Им.п.);
определяют склонение (1,2 или 3);
определяю, в какой форме стоит данное существительное (в каком падеже?);
подставляю проверочное слово того же склонения в той же форме;
узнаю окончание в проверочном слове и напишу такое же окончание в проверяемом.
Например: Приехал к бабушке/и - ?
начальная форма – бабушка
существительное 1-го склонения
стоит в дательном падеже
проверочное слово в 1 склонении – рука, к руке
в сильной позиции окончание - е, значит пишу окончание –е.
Алгоритм правописания безударных окончаний имён прилагательных:
найду имя существительное, от которого зависит имя прилагательное;
определю его род, число, падеж;
поставлю вопрос к имени прилагательному в той форме, которой требует существительное;
по ударному окончанию в вопросе узнаю окончание прилагательного.
Например: На чёрную/аю -? землю
1) прилагательное зависит от существительного «землю»;
на землю – существительное ж.р., в ед. ч., в Пр. п.;
ставлю вопрос: на какую землю?
в вопросе окончание -ую, значит пишу это окончание в прилагательном «чёрную».
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, которые обеспечивают и зрительное, и слуховое, и артикуляционное восприятие. В 3-4 классе, когда орфограмм выучено много, полезно спрашивать у детей: «Сколько орфограмм вы видите в этом слове?». Ведь в русском языке много слов, в которых встречается несколько орфограмм.
На посадке – в этом слове 3 орфограммы: безударная гласная в приставке, парная согласная в корне, безударная гласная в окончании слова.
Можно использовать тексты без пропусков букв. Учащимся дать задание списать тест и найти в нём как можно больше орфограмм. Очень интересные, познавательные тексты диктантов у О.В.Узоровой и Е.А. Нефёдовой.
Как показывает практика, целесообразно просить детей выделять орфограммы зелёной ручкой. Это приучает детей останавливаться, задумываться, определять орфограмму, формирует самоконтроль.
Ребята выделяют орфограммы зелёной ручкой и в проверочных диктантах, и в контрольных диктантах, в классных и домашних работах. Это позволяет уменьшить количество ошибок.
Систематическая работа по формированию орфографической зоркости даёт положительный результат. Кроме этого помогают освоению орфограмм занимательные материалы: загадки, ребусы, игры в слова, кроссворды и т.п., содержащие орфографические задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографической зоркости у младших школьников.
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...
Методическая разработка "Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка"
Методическая разработка по русскому языку...
Формирование орфографической зоркости у младших школьников
Раскроем понятия орфографическая зоркость,ее факторы.Множество упражнений для выработки орфографической зоркости...
Развитие орфографической зоркости у младших школьников
Орфографическая грамотность у младших школьников не достигает достаточно высокого уровня, поэтому учитель должен своевременно и правильно формировать понятие об орфограмме. Умение быстро обнаруживать ...
Выработка и развитие орфографической зоркости у младших школьников.
Статья по теме. Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в на...