Статья "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
статья по русскому языку на тему

В сатье представлены  понятие  об орфографической зоркости, приведён теоретический  и  парктический материал по её формированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_i_razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и  развитие  орфографической  зоркости

у младших школьников.

Орфографическая  зоркость – это умение видеть орфограмму в слове. Формирование и развитие орфографической зоркости необходимо проводить через решение орфографических задач.

          Решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик

видит объект применения правила – орфограмму.

        В орфографическом действии выделяют две ступени:

- постановка орфографической задачи  (выделение орфограммы)

     - решение  орфографической  задачи (выбор буквы в соответствии с                правилом).

      Дети достаточно успешно выполняют задание с «пропуском» букв, но в собственном тексте допускают ошибки. Чтобы осознанно правильно написать слово в своем тексте, ребёнку нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму.

    Главная задача – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это умение оценить звук в слове, т.е. различать, в какой позиции он стоит. Слабые позиции являются источником ошибок. Ребенок должен  научиться слышать и видеть слабую позицию – здесь нужна проверка. Детям надо показать, что слабая позиция проверяется  сильной.

   Для того, чтобы ученик мог научиться сам находить опасные места, составляется  памятка «Каким буквам нельзя доверять»:  а, о, е, и, я, б-п, г-к, в-ф, д-т, ж-ш, з-с.

   Один из приёмов формирования орфографической зоркости, является письмо с «окошками». Такое письмо избавляет ученика от страха допустить ошибку.

    Овладеть письмом с «окошками» непросто. Определение написания реализуется по схеме: орфограмма – морфема – буква. 

    Ошибки возможны как в случаях совпадения звучания и написания (посадил – «посодил»), так и в местах их расхождения (мостовая – «маставая»). Школьника необходимо учить определять орфограмму при различных обстоятельствах.

    Теоретическую основу этого обучения составляют опознавательные признаки орфограмм:

1.Несовпадение буквы и звука…

2.Звуки дающие наибольшее количество несовпадений [а,о,и];парные согласные в конце слова,  в середине слова; буквы я, е, а, и.

3.Морфемы: приставка, корень, cуффикс, корень, окончание.

   

.

Упражнения для  формирования и  развития орфографической зоркости.

1.Орфографическое чтение  (артикуляционная память).

2.Комментированное письмо (с его помощью достигается высокий уровень самоконтроля).

3.Письмо с проговариванием (предупреждение ошибок).

4.Зрительные диктанты (прочитывание, проговаривание, объяснение; зрительно запомнить, написать внутренним зрением).

5.Диктант «Проверь себя» (дети спрашивают у учителя как пишется слово – это учит их спрашивать, сомневаться, думать).

6.Специальное списывание (этот прием разработан психологами В.В.Репкиным и П.С.Жеден) его надо использовать каждый день.

7.Графическое выделение орфограмм.

8.Корректировка письма (игра «Я-корректор)

9.Работа в паре с взаимопроверкой.

      Начинать работу необходимо уже в  первом классе с букварного периода. Здесь нужно показать детям неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным; вести наблюдения от буквы к звуку и от звука к букве; учить различать слабые и сильные позиции звуков.

      Далее классифицировать орфограммы. Составить общий алгоритм решения орфографической задачи:

найти слабую позицию (орфограмму);

2) определить, в какой части слова орфограмма (морфему);

     3) определить вид орфограммы;

     4) определить способ решения орфографической задачи;

5) составить алгоритм  и  выполнить последовательные действия;

определить букву, которую надо написать;

написать слово правильно и сделать  самопроверку.

Например:

 1)  “ Цв и /етник “– в этом слове  слабая  позиция  в первом  слоге;

 2) Орфограмма  в  корне  слова;

 3)  Вид - безударная  гласная в  корне  слова;

 4) Подбираю  однокоренные  слова: цветы, цветовод, цвет, цветущий.

 5) Сильная  позиция  в  слове “цвет”, значит  оно  будет  проверочным.

 6) В сильной  позиции я  слышу звук [э], значит надо  писать букву (е)         7) Пишу  слово  с  буквой   “е”- цветник.

       Для  каждой  орфограммы  свой  способ решения орфографической задачи, свой алгоритм. Алгоритмы орфографических действий  формируются  на  основе  опознавательных  признаков  орфограмм.

         

      Для  безударных  гласных  в корне слова и парных  согласных в  корне    или  на  конце  слова  способы  решения  орфографической  задачи    формируются  уже  в  1 классе:  

изменение  формы  слова (один -  много,  много – один);

уменьшительно - ласкательно назвать слово;

изменить часть речи (во  втором  классе).

Например:

   Л..са – лес, кол..с – колосья, з..ма – зимушка, с..сновый – сосны, см..треть – смотр  и  т. д.

    Ука(с/з) – указы, ре(п/б)ка – репа, гла(д/т)кий – гладить и т.д.

 

            Задумываться  учащимся  над  буквой  в слове  позволяют   упражнения                на  выбор проверочного слова из данных слов. А для этого  ещё  необходимо  знать  значение  слова.

  Уд..вительно (диво, дева),  скр..пучий  (скрепка,  скрип),  м..стерить (мост, мастер), подч..щать (честь, чистый) и т.д.

   

Для  тренировки  подбора  проверочных  родственных  слов, а  заодно  и

отработки  различения  частей  речи,  можно  использовать такие упражнения:

1.Подобрать  к  каждому  слову  недостающие  родственные  слова  и  записать  в  три  столбика:

      Существительные     Прилагательные      Глаголы

          боль                           ………                      ………

          ………                      садовый                 посадить

          ………                      белый                     ………                     

 2. Изменить  словосочетание  по  образцу.

     Образец:  Меховая  шапка – шапка  из  меха.

     ш..рстяное  платье - ………

     д..ревянная  постройка - ……

     з..лотое  кольцо - ………

           

            При  изучении   безударных    падежных   окончаний   имён  существительных  выбираем   проверочное  слово  для  каждого  склонения  своё  с  ударным  окончанием. Для  1  склонения  проверочное  слово – рука, для  2 склонения – плечо,  для  3 склонения – грудь. Далее  составляем  алгоритм  правописания  безударных  окончаний:

ставлю  существительное  в  начальную  форму (в Им.п.);

определяют  склонение (1,2 или 3);

определяю, в какой  форме  стоит данное существительное (в каком падеже?);

подставляю проверочное  слово того же  склонения  в той же форме;

узнаю  окончание  в проверочном  слове и  напишу  такое же  окончание  в проверяемом.

 Например:  Приехал  к  бабушке/и - ?

начальная форма – бабушка

существительное  1-го  склонения

стоит  в  дательном  падеже

проверочное  слово в 1 склонении – рука, к руке

в  сильной  позиции  окончание  - е, значит  пишу  окончание –е.

Алгоритм правописания  безударных  окончаний  имён  прилагательных:

найду  имя  существительное, от которого  зависит  имя  прилагательное;

определю его род, число, падеж;

поставлю  вопрос  к имени прилагательному в той  форме, которой требует  существительное;

по ударному окончанию в  вопросе  узнаю окончание  прилагательного.

 Например: На чёрную/аю -? землю

1) прилагательное зависит от существительного  «землю»;

на землю – существительное  ж.р., в ед. ч., в Пр. п.;

ставлю вопрос: на какую землю?

в вопросе окончание  -ую, значит пишу это окончание в прилагательном  «чёрную».

 

       Орфографическая  зоркость  развивается  постепенно,  в  процессе  выполнения  разнообразных  упражнений, которые  обеспечивают и зрительное, и слуховое, и артикуляционное  восприятие. В 3-4 классе, когда  орфограмм  выучено  много,  полезно  спрашивать  у  детей: «Сколько  орфограмм  вы  видите  в  этом  слове?». Ведь  в  русском  языке  много  слов,  в  которых  встречается  несколько орфограмм.

       На посадке – в этом слове 3 орфограммы:  безударная  гласная  в  приставке,  парная согласная  в корне, безударная  гласная  в  окончании слова.

        Можно  использовать  тексты  без  пропусков  букв. Учащимся  дать задание  списать  тест  и  найти  в нём как  можно  больше  орфограмм. Очень  интересные, познавательные  тексты  диктантов  у  О.В.Узоровой  и Е.А. Нефёдовой.

        Как показывает практика, целесообразно просить детей выделять орфограммы зелёной ручкой. Это приучает детей останавливаться, задумываться, определять орфограмму, формирует  самоконтроль.

  Ребята  выделяют  орфограммы  зелёной  ручкой  и  в  проверочных  диктантах, и  в  контрольных  диктантах,  в классных  и  домашних  работах.   Это позволяет  уменьшить  количество  ошибок.

   

      Систематическая  работа   по  формированию  орфографической  зоркости  даёт  положительный  результат.  Кроме  этого  помогают  освоению  орфограмм  занимательные  материалы: загадки,  ребусы,  игры  в слова, кроссворды  и т.п., содержащие  орфографические  задачи.  

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Раскроем понятия орфографическая зоркость,ее факторы.Множество упражнений для выработки орфографической зоркости...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Орфографическая грамотность у младших школьников не достигает достаточно высокого уровня, поэтому учитель должен своевременно и правильно формировать понятие об орфограмме. Умение быстро обнаруживать ...

Выработка и развитие орфографической зоркости у младших школьников.

Статья по теме. Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в на...