Рабочая программа - Первая ступенька к знаниям
рабочая программа на тему

Комлева Любовь Владимировна

Рабочая программа для будущих первоклассников по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_pervaya_stupenka._obuch.gramote.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

                                                   СОГЛАСОВАНО                                                                                                      УТВЕРЖДЕНО

                      Зам. директора по УР МБОУ  «СОШ № 19»                                                                                                        

                       ___________ /Шандырова В.М.                                                                                                        Директор МБОУ «СОШ №19»

                                                                                                         ________/Архипова Л.В.

                      от «____» __________2016 г.                                                                                                                          от « ___»___________2016 г.        

                                                                                   

                                                                                           

Программа

внеурочной деятельности

«Первая ступенька к знаниям» 

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

Комлевой Любови Владимировны,

учителя МБОУ «СОШ № 19 » НМР РТ

на 2016-2017 учебный год

Пояснительная записка рабочей программы внеурочной деятельности «Первая ступенька.  Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» составлена на основе следующих документов:

-   Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).

-  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства         образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373).

-   Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".

    -   Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №19» на 2016-2017 учебный год.

     

Требования к личностным, метапредметным  результатам

   В результате изучения данного курса будущие первоклассники получат возможность формирования

Личностных результатов:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УДД:

  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметные результаты по развитию речи и подготовки к обучению грамоте.

В результате работы дети могут:

 конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

отвечать на вопросы педагога;

задавать свои вопросы;

подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

выделять звук в начале слова;

различать звуки и буквы;

узнавать и называть буквы русского алфавита;

соединять звуки в слоги.

выполнять штриховку в разных направлениях;

обводить по контуру рисунки, узоры, печатные буквы.

Содержание курса с основными видами деятельности

1) Звуки: 

- понятие « звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;

 - акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие глухие согласные;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- « чтение » и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

 2) Слоги: 

- понятие « слог», слоговой анализ слов;

 - подбор слов на заданное количество слогов;

- выделение в словах первого и последнего слогов;

- подбор слов на заданный слог;

- составление прямых и обратных слогов.

3) Слова: 

- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

 - изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;

- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;

 - восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

 - последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

 4) Буквы: 

- знакомство с буквами;

- дифференциация понятий « звук » и « буква»;

- согласные и гласные буквы;

- соотнесение букв и звуков;

5) Связная устная речь:

- обучение подробному пересказу текста;

- обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;

- обучение ответам на вопросы, диалогической речи;

 - обучение составлению рассказа - описания по сюжетной картинке, по серии картинок.

         В течение обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на:

 - выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;

- выделение одинаковых предметов из группы предметов;

 - выделение лишнего предмета;

- объединение различных предметов в группы;

 - выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.

 6) Развитие связной устной речи: 

- составление рассказа по сюжетной картине;

- составление комбинированного рассказа;

- пересказ текста.

Занятия строятся в игровой, занимательной форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи. Занятия по развитию речи и подготовки к обучению грамоте помогают дошкольникам расширить словарный запас, развить фонематические представления и произносительные навыки, совершенствовать мелкую моторику рук, помогают детям закрепить и расширить опыт чтения, избежать наиболее распространённых ошибок в чтении и письме, закрепить графические навыки, повысить возможности звуко - буквенного и слогового анализа слов, расширить словарь, улучшить состояние грамматического строя и связной речи. В совокупности это бесспорно повысит уровень их подготовки к школе и создаст качественную базу для успешного усвоения детьми школьного курса чтения и письма.

Тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во

часов

Форма внеурочной деятельности обучающихся

Нужно ли учиться говорить? Речь письменная и  устная.

1

Беседа на тему «Правила по ТБ».

Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Обозначение гласного в схеме. Печатание гласных букв, обозначающих гласные звуки.

1

Практическая работа по составлению схем

Учимся слышать звуки и называть их. Буквы, обозначающие согласные звуки. Обозначение согласного в схеме.

1

Игра «Упорядочивание признаков».

4.

Звук - буква-слог-слово. Развитие речи (работа с загадками).

1

Игры. Практическая часть.

5.

Гласные и согласные звуки. Рассматривание сюжетной картинки. Дидактическая игра «Черепаха»

1

Игры. Практическая часть.

6.

Упражнения в определении звуков, схемы звуков. Развитие речи (составление предложений по картинке, работа со схемой предложения)

1

Игры. Практическая часть.

7.

Звук - буква-слог-слово. Чтение слогов.

1

Практическая работа со схемами.

8.

Звук - буква-слог-слово. Чтение слогов. Учимся рассказывать вместе (описание животного, птицы, растения)

1

Игры. Практическая часть.

9.

Дифференциация звуков. Схемы слов.

1

Игры. Практическая часть.

10.

Дифференциация звуков. Схемы слов. Чтение слогов. Составления предложения и схемы к нему.

Игры. Практическая часть.

11.

Деление слов на слоги. Понятие об ударении. Развитие речи (работа с сюжетными картинками)

1

Игры. Практическая часть.

12.

Звук - буква-слог-слово. Ударение. Составление схем к словам.

1

Игры. Практическая часть.

13.

Звук - буква-слог-слово. Ударение. Составление схем к словам. Угадывание слова по схеме. Развитие речи (описание картинки)

1

Игры. Практическая часть.

14.

Звуко - буквенный  анализ. Гласные и согласные звуки. Схемы слов. Ударение.  

1

Игры. Практическая часть.

15.

Чтение слов. Дифференциация звуков. Развитие речи (составление рассказа по серии картинок)

1

Игры. Практическая часть.

16.

Составление рассказов по серии картинок

1

Игры. Практическая часть.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во

часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1.

Нужно ли учиться говорить? Речь письменная и  устная.

1

2.

Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Обозначение гласного в схеме. Печатание гласных букв, обозначающих гласные звуки.

1

3

Учимся слышать звуки и называть их. Буквы, обозначающие согласные звуки. Обозначение согласного в схеме.

1

4.

Звук - буква-слог-слово. Развитие речи (работа с загадками).

1

5.

Гласные и согласные звуки. Рассматривание сюжетной картинки. Дидактическая игра «Черепаха»

1

6.

Упражнения в определении звуков, схемы звуков. Развитие речи (составление предложений по картинке, работа со схемой предложения)

1

7.

Звук - буква-слог-слово. Чтение слогов.

1

8.

Звук - буква-слог-слово. Чтение слогов. Учимся рассказывать вместе (описание животного, птицы, растения)

1

9.

Дифференциация звуков. Схемы слов.

1

10.

Дифференциация звуков. Схемы слов. Чтение слогов. Составления предложения и схемы к нему.

1

11.

Деление слов на слоги. Понятие об ударении. Развитие речи (работа с сюжетными картинками)

1

12.

Звук - буква-слог-слово. Ударение. Составление схем к словам.

1

13.

Звук - буква-слог-слово. Ударение. Составление схем к словам. Угадывание слова по схеме. Развитие речи (описание картинки)

1

14.

Звуко - буквенный  анализ. Гласные и согласные звуки. Схемы слов. Ударение.  

1

15.

Чтение слов. Дифференциация звуков. Развитие речи (составление рассказа по серии картинок)

1

16.

Звуки [а], [ у ]. Схема предложения.

1

17

Звук [ ы]., [ о ] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения

1

18

Звук [ э ] [ и ].. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

1

19

Звук [ я ]. [ ю].  Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

1

20

Звуки [ е], [ ё ]. Рассказы о животных.

1

21

Гласные и согласные звуки.  Беседа по теме: «Моя любимая сказка».

1

22

Составление рассказа на заданную тему.

1

23

Чтение слов. Дифференциация звуков. Развитие речи (составление рассказа по серии картинок)

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Математические ступеньки"

Коррекция предмета математика...

Рабочая программа "Математические ступеньки"

Рабочая программа по математике «Математические ступеньки» для детей 6-7 лет «Школа будущего первоклассника»...

Программа Первые ступеньки

Программа Первые ступеньки...

Рабочая программа "Театральные ступеньки"

Рабочая программа "Театральные ступеньки". Программа  предназначена учащимся 1-2 х  классов начальной школы. Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе и 34 часа во 2 классе (...

Рабочая программа "Раз ступенька, два ступенька"

quot;Раз ступеньки, два ступеньки"...

Рабочая программа «По ступенькам финансовой грамотности» , 4 класс

Рабочая программа «По ступенькам финансовой грамотности» составлена на основе программы «Финансовая грамотность». Автор программы: Ю. Н. Корлюгова. Издательство «ВИТА-ПРЕ...

Рабочая программа «Математические ступеньки»-3

Общеразвивающая программа интеллектуально-познавательной направленности...