Рабочая программа - Первая ступенька к знаниям
рабочая программа на тему
Рабочая программа для будущих первоклассников по обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_pervaya_stupenka._obuch.gramote.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Зам. директора по УР МБОУ «СОШ № 19»
___________ /Шандырова В.М. Директор МБОУ «СОШ №19»
________/Архипова Л.В.
от «____» __________2016 г. от « ___»___________2016 г.
Программа
внеурочной деятельности
«Первая ступенька к знаниям»
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
Комлевой Любови Владимировны,
учителя МБОУ «СОШ № 19 » НМР РТ
на 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка рабочей программы внеурочной деятельности «Первая ступенька. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373).
- Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №19» на 2016-2017 учебный год.
Требования к личностным, метапредметным результатам
В результате изучения данного курса будущие первоклассники получат возможность формирования
Личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УДД:
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметные результаты по развитию речи и подготовки к обучению грамоте.
В результате работы дети могут:
∙конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
∙отвечать на вопросы педагога;
∙задавать свои вопросы;
∙подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
∙составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
∙выделять звук в начале слова;
∙различать звуки и буквы;
∙узнавать и называть буквы русского алфавита;
∙соединять звуки в слоги.
∙выполнять штриховку в разных направлениях;
∙обводить по контуру рисунки, узоры, печатные буквы.
Содержание курса с основными видами деятельности
1) Звуки:
- понятие « звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие глухие согласные;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- « чтение » и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
2) Слоги:
- понятие « слог», слоговой анализ слов;
- подбор слов на заданное количество слогов;
- выделение в словах первого и последнего слогов;
- подбор слов на заданный слог;
- составление прямых и обратных слогов.
3) Слова:
- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
- изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
- последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
4) Буквы:
- знакомство с буквами;
- дифференциация понятий « звук » и « буква»;
- согласные и гласные буквы;
- соотнесение букв и звуков;
5) Связная устная речь:
- обучение подробному пересказу текста;
- обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;
- обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
- обучение составлению рассказа - описания по сюжетной картинке, по серии картинок.
В течение обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на:
- выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
- выделение одинаковых предметов из группы предметов;
- выделение лишнего предмета;
- объединение различных предметов в группы;
- выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.
6) Развитие связной устной речи:
- составление рассказа по сюжетной картине;
- составление комбинированного рассказа;
- пересказ текста.
Занятия строятся в игровой, занимательной форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи. Занятия по развитию речи и подготовки к обучению грамоте помогают дошкольникам расширить словарный запас, развить фонематические представления и произносительные навыки, совершенствовать мелкую моторику рук, помогают детям закрепить и расширить опыт чтения, избежать наиболее распространённых ошибок в чтении и письме, закрепить графические навыки, повысить возможности звуко - буквенного и слогового анализа слов, расширить словарь, улучшить состояние грамматического строя и связной речи. В совокупности это бесспорно повысит уровень их подготовки к школе и создаст качественную базу для успешного усвоения детьми школьного курса чтения и письма.
Тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Форма внеурочной деятельности обучающихся |
Нужно ли учиться говорить? Речь письменная и устная. | 1 | Беседа на тему «Правила по ТБ». | |
Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Обозначение гласного в схеме. Печатание гласных букв, обозначающих гласные звуки. | 1 | Практическая работа по составлению схем | |
Учимся слышать звуки и называть их. Буквы, обозначающие согласные звуки. Обозначение согласного в схеме. | 1 | Игра «Упорядочивание признаков». | |
4. | Звук - буква-слог-слово. Развитие речи (работа с загадками). | 1 | Игры. Практическая часть. |
5. | Гласные и согласные звуки. Рассматривание сюжетной картинки. Дидактическая игра «Черепаха» | 1 | Игры. Практическая часть. |
6. | Упражнения в определении звуков, схемы звуков. Развитие речи (составление предложений по картинке, работа со схемой предложения) | 1 | Игры. Практическая часть. |
7. | Звук - буква-слог-слово. Чтение слогов. | 1 | Практическая работа со схемами. |
8. | Звук - буква-слог-слово. Чтение слогов. Учимся рассказывать вместе (описание животного, птицы, растения) | 1 | Игры. Практическая часть. |
9. | Дифференциация звуков. Схемы слов. | 1 | Игры. Практическая часть. |
10. | Дифференциация звуков. Схемы слов. Чтение слогов. Составления предложения и схемы к нему. | Игры. Практическая часть. | |
11. | Деление слов на слоги. Понятие об ударении. Развитие речи (работа с сюжетными картинками) | 1 | Игры. Практическая часть. |
12. | Звук - буква-слог-слово. Ударение. Составление схем к словам. | 1 | Игры. Практическая часть. |
13. | Звук - буква-слог-слово. Ударение. Составление схем к словам. Угадывание слова по схеме. Развитие речи (описание картинки) | 1 | Игры. Практическая часть. |
14. | Звуко - буквенный анализ. Гласные и согласные звуки. Схемы слов. Ударение. | 1 | Игры. Практическая часть. |
15. | Чтение слов. Дифференциация звуков. Развитие речи (составление рассказа по серии картинок) | 1 | Игры. Практическая часть. |
16. | Составление рассказов по серии картинок | 1 | Игры. Практическая часть. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1. | Нужно ли учиться говорить? Речь письменная и устная. | 1 | ||
2. | Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Обозначение гласного в схеме. Печатание гласных букв, обозначающих гласные звуки. | 1 | ||
3 | Учимся слышать звуки и называть их. Буквы, обозначающие согласные звуки. Обозначение согласного в схеме. | 1 | ||
4. | Звук - буква-слог-слово. Развитие речи (работа с загадками). | 1 | ||
5. | Гласные и согласные звуки. Рассматривание сюжетной картинки. Дидактическая игра «Черепаха» | 1 | ||
6. | Упражнения в определении звуков, схемы звуков. Развитие речи (составление предложений по картинке, работа со схемой предложения) | 1 | ||
7. | Звук - буква-слог-слово. Чтение слогов. | 1 | ||
8. | Звук - буква-слог-слово. Чтение слогов. Учимся рассказывать вместе (описание животного, птицы, растения) | 1 | ||
9. | Дифференциация звуков. Схемы слов. | 1 | ||
10. | Дифференциация звуков. Схемы слов. Чтение слогов. Составления предложения и схемы к нему. | 1 | ||
11. | Деление слов на слоги. Понятие об ударении. Развитие речи (работа с сюжетными картинками) | 1 | ||
12. | Звук - буква-слог-слово. Ударение. Составление схем к словам. | 1 | ||
13. | Звук - буква-слог-слово. Ударение. Составление схем к словам. Угадывание слова по схеме. Развитие речи (описание картинки) | 1 | ||
14. | Звуко - буквенный анализ. Гласные и согласные звуки. Схемы слов. Ударение. | 1 | ||
15. | Чтение слов. Дифференциация звуков. Развитие речи (составление рассказа по серии картинок) | 1 | ||
16. | Звуки [а], [ у ]. Схема предложения. | 1 | ||
17 | Звук [ ы]., [ о ] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения | 1 | ||
18 | Звук [ э ] [ и ].. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. | 1 | ||
19 | Звук [ я ]. [ ю]. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. | 1 | ||
20 | Звуки [ е], [ ё ]. Рассказы о животных. | 1 | ||
21 | Гласные и согласные звуки. Беседа по теме: «Моя любимая сказка». | 1 | ||
22 | Составление рассказа на заданную тему. | 1 | ||
23 | Чтение слов. Дифференциация звуков. Развитие речи (составление рассказа по серии картинок) | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Математические ступеньки"
Коррекция предмета математика...
Рабочая программа "Математические ступеньки"
Рабочая программа по математике «Математические ступеньки» для детей 6-7 лет «Школа будущего первоклассника»...
Программа Первые ступеньки
Программа Первые ступеньки...
Рабочая программа "Театральные ступеньки"
Рабочая программа "Театральные ступеньки". Программа предназначена учащимся 1-2 х классов начальной школы. Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе и 34 часа во 2 классе (...
Рабочая программа "Раз ступенька, два ступенька"
quot;Раз ступеньки, два ступеньки"...
Рабочая программа «По ступенькам финансовой грамотности» , 4 класс
Рабочая программа «По ступенькам финансовой грамотности» составлена на основе программы «Финансовая грамотность». Автор программы: Ю. Н. Корлюгова. Издательство «ВИТА-ПРЕ...
Рабочая программа «Математические ступеньки»-3
Общеразвивающая программа интеллектуально-познавательной направленности...