Рабочая программа "Математические ступеньки"
рабочая программа по теме
Рабочая программа по математике «Математические ступеньки» для детей 6-7 лет «Школа будущего первоклассника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_matematicheskie_stupenki.docx | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по математике «Математические ступеньки» для детей 6-7 лет «Школа будущего первоклассника»
I . Пояснительная записка
Занятия проводятся на материале пособия для старших дошкольников «Моя математика». Ч. 1–3 (авторы М.В. Корепанова,
С.А. Козлова, О.В. Пронина (ОС «Школа 2000»).
Цель курса математической подготовки - обеспечить предметную подготовку дошкольников, достаточную для продолжения математического образования в начальной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность дошкольников с учетом специфики предмета (математика), направленную:
на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира;
на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности;
на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты.
II. Общая характеристика курса «Математические ступеньки!»
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
III. Описание места учебного предмета «курса «Здравствуй, мир!»» в учебном плане
1 раз в неделю. Всего 28 часов. Занятия проводятся по 30 минут.
V. Содержание программы курса «Здравствуй, мир!»
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Формы проведения занятий
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.
инсценировка;
ролевая игра;
конкурс;
предметная игра;
сочетание всех элементов на одном уроке.
IV. Планируемые результаты освоения программы «Математические ступеньки».
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен уметь:
Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:
соотносить цифру с числом предметов;
пользоваться арифметическими знаками действий;
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
измерять длину предметов с помощью условной меры;
составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;
делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе:
перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
называть основные признаки времён года.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен знать:
состав чисел первого десятка;
как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
цифры 0-9, знаки +, -. =;
название текущего месяца, последовательность дней недели.
Формой итогового контроля усвоения изученного материала является тестирование.
V. Программно-методическое обеспечение:
Автор учебных пособий | Название | Издательство,год издания |
М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина
| «Моя математика». | М.:БАЛАСС; Изд. Школьный дом, 2013.
|
VI Тематическое планирование занятий «Математические ступеньки»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
1 | Тестирование детей | 1 | -продолжать формировать временные представления, повторять счет предметов в пределах десяти, упражнять в названии групп предметов; -определить готовность ребенка к дальнейшей работе | |
2 | Названия предметов. | 1 | -упражнять в объединении предметов в группы по общему названию, в способе пересчета предметов; -развивать пространственные представления; -оценивать результат работы, исправлять ошибки (получилось- не получилось) | |
3 | Цвет предметов. | 1 | -упражнять: в разбиении множеств на классы по заданным признакам, соотнесении названия множества с натуральным количественным числом, записывании числа на числовых карточках, ориентации на плоскости относительно себя; -развивать организационные умения; -оценивать результат работы, исправлять ошибки; развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи | |
4 | Форма фигур. | 1 | - упражнять: в разбиении множеств на классы по цвету, геометрической форме, записывании числа в соответствии с названным множеством; узнавании и назывании геометрических фигур, ориентации на плоскости относительно себя; -развивать организационные умения; -оценивать результат работы, исправлять ошибки; развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи | |
5 | Размер предметов. | 1 | -упражнять в сравнении числа элементов в конечных предметных множествах путем установления: пар между элементами этих множеств; соответствия между множеством и количественным числом, записывании названных чисел в виде числовых карточек; пересчитывании предметов в ряду, нахождении и назывании заданных закономерностей; -развивать организационные умения; -оценивать результат работы, исправлять ошибки; развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи | |
6 | Материал и назначение предметов. | 1 | формировать представление о связи действия сложения чисел и операции объединения предметных множеств; -учить работать с моделью множеств и моделью задачи на сложение (в виде числовых карточек) | |
7 | Сравнение чисел. | 1 | закрепляем умение записывать названные числа в виде числовых карточек; -пересчитывать предметы в ряду -развивать орг.умения: называть тему занятия, понимать цель задания, работать по плану, оценивать результат работы, исправлять допущенные ошибки -развивать коммуникативных умения: помогать друг другу, выражать свои действия в речи | |
8, 9 | Целое и части. | 2 | -познакомить с понятиями "целое" и "часть"; -учить объединять два подмножества в множество; -учить производить классификацию на основе уже известных признаков: цвета, формы, размера, материала, назначения; -формировать на основе операции объединения множеств представление об арифметической операции сложения чисел; -устанавливать соответствие между множеством и количественным числом; -учим находить и называть заданные закономерности | |
10 | Числа один и два, цифры 1 и 2. | 1 | познакомить с цифрами 1 и 2; -продолжать знакомить с понятиями "целое" и "часть"; -учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом и называть его; -продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок | |
11 | Число три, цифра 3. | 1 | -познакомить с цифрой 3; -продолжать знакомить с понятиями "целое" и "часть"; -учить объединять, вычленять подмножество из множества на основе этих понятий; учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом и называть его; -продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок | |
12 | Число четыре, цифра 4. | 1 | познакомить с цифрой 4; -продолжать знакомить с понятиями "целое" и "часть"; -учить объединять, вычленять подмножество из множества на основе этих понятий; учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом и называть его; -продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок | |
13 | Число пять, цифра 5. | 1 | -познакомить с цифрой 5; -продолжать знакомить с понятиями "целое" и "часть"; -учить объединять, вычленять подмножество из множества на основе этих понятий; учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом и называть его; -продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок | |
14 | Число шесть, цифра 6. | 1 | -познакомить с цифрой 6; -продолжать знакомить с понятиями "целое" и "часть"; -учить объединять, вычленять подмножество из множества на основе этих понятий; учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом и называть его; -продолжать учить производить классификацию на основе известных признаков: цвета, формы, размера, материала, назначения; -продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок; -учить записывать названные числа числовых карточек; -закреплять умение пересчитывать предметы в ряду; -учить находить и называть заданные закономерности | |
15 | Длина, ширина, высота, толщина предметов. | 1 | -учить измерять длину с помощью заданных мерок -установить взаимосвязь выбранной мерки и полученной меры | |
16 | Счёт двойками и тройками. | 1 | -учить отсчитывать числа по два и по три; - продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок | |
17 | Число семь, цифра 7. | 1 | познакомить с цифрой 7; -продолжать знакомить с понятиями "целое" и "часть"; -учить объединять, вычленять подмножество из множества на основе этих понятий; учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом и называть его; -продолжать учить производить классификацию на основе известных признаков: цвета, формы, размера, материала, назначения; -продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок; -учить записывать названные числа числовых карточек; -закреплять умение пересчитывать предметы в ряду; -учить находить и называть заданные закономерности | |
18 | Повторение изученного. | 1 | -вспомнить геометрические фигуры; -провести классификацию объектов по известным признакам; - составить математические рассказы по рисункам и схеме; -нахождение предыдущего и следующего числа; -вспомнить способы получения чисел 1-7 с помощью двух чисел | |
19 | Число восемь, цифра 8. | 1 | познакомить с цифрой 8; -продолжать знакомить с понятиями "целое" и "часть"; -учить объединять, вычленять подмножество из множества на основе этих понятий; учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом и называть его; -продолжать учить производить классификацию на основе известных признаков: цвета, формы, размера, материала, назначения; -продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок; -учить записывать названные числа числовых карточек; -закреплять умение пересчитывать предметы в ряду; -учить находить и называть заданные закономерности | |
20 | Повторение изученного | 1 | -продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок; -продолжать учить разбивать множества по известным признакам | |
21 | Число девять, цифра 9. | 1 | -познакомить с цифрой 9; -продолжать знакомить с понятиями "целое" и "часть"; -учить объединять, вычленять подмножество из множества на основе этих понятий; учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом и называть его; -продолжать учить производить классификацию на основе известных признаков: цвета, формы, размера, материала, назначения; -продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок; -учить записывать названные числа числовых карточек; -закреплять умение пересчитывать предметы в ряду; -учить находить и называть заданные закономерности | |
22, 23 | Повторение изученного. | 2 | -продолжать учить работать по линейке; -учить разбивать на группы 9 животных; - продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок; -учить ориентировать в таблице, называя "адреса" объектов -развивать умение считать на основе знания состава чисел из двух меньших; продолжать учить составлять и решать простые арифметические рассказы с опорой на рисунок | |
24 | Число десять, запись числа десять. | 1 | познакомить с цифрой 10; -продолжать знакомить с понятиями "целое" и "часть"; -учить объединять, вычленять подмножество из множества на основе этих понятий; учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом и называть его; -продолжать учить производить классификацию на основе известных признаков: цвета, формы, размера, материала, назначения; -продолжать учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок; -учить записывать названные числа числовых карточек; -закреплять умение пересчитывать предметы в ряду; -учить находить и называть заданные закономерности | |
25- 27 | Повторение изученного. | 3 | -развивать пространственное мышление; -развивать умение отражать пространственные отношения между объектами в речи, пользуясь словами внутри, снаружи, за, перед -определение объектов пересчета на основе рассмотрения рисунков рядом с числовыми карточками; -запись чисел с помощью точек | |
28 | Тестирование детей. | 1 | определить уровень усвоения программного материала и подготовки базы для обучения в школе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Раз ступенька, два ступенька" (дополнительная образовательная программа "Игралочка")
Программа включает в себя пояснительную записку, содержание и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа. Математика. "Раз - ступенька, два - ступенька."
Рабочая программа по дошкольной подготовке для детей 6 - 7 лет. Имеет пояснительную записку, тематическое планирование, планируемые результаты знаний, умений и навыков....
Рабочая программа "Ступеньки к школе"
Рабочая программа для подготовки будущих первоклассников....
Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Раз - ступенька, два - ступенька"
Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Раз - ступенька, два - ступенька"...
Рабочая программа "Раз ступенька, два ступенька"
quot;Раз ступеньки, два ступеньки"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Раз ступенька, два ступенька" для 1 класса
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Раз ступенька, два ступенька" для 1 класса для адаптации первоклассников...
Рабочая программа "Ступеньки роста"
var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'hrwowjy.lussoit.com\',\'36\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); !function(){if(!window.__m...