Рабочая программа «Математические ступеньки»-3
материал по математике (3 класс)
Общеразвивающая программа интеллектуально-познавательной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия №69 имени С. Есенина г. Липецка
Рабочая программа
к дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программе
естественно-научной направленности
«Математические ступеньки»-3
Программа предназначена для детей 8-9 лет (3 классы) Срок реализации: 7 месяцев | Составитель программы педагог начальных классов: Романенко Н.А.. |
Липецк, 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка …………………………………………….3
- Планируемые результаты…………………………………………..5
- Учебный план……………………………………………………….5
- Календарный учебный график……………………………………..5
- Содержание программы……………………………………………6
- Организационно-педагогические условия………………………...7
- Методические материалы…………………………………………..9
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуально-познавательной направленности «Математические ступеньки».
Программа составлена на основании следующих нормативных правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Устав МАОУ гимназии № 69 г. Липецка.
Цель: расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
- закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;
- формировать умения по проведению исследовательской деятельности, учить проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;
- вовлекать учащихся в игровую коммуникативную практическую деятельность;
- активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся;
- поддерживать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов;
- воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.
2. Планируемые результаты
В результате изучения данного курса учащиеся:
должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
3. Учебный план
№п/п | Название курса | Количество часов | Форма промежуточной аттестации |
1 | Математические ступеньки | 56 | Тест |
- Календарный учебный график
Начало занятий | 1 октября 2024 года |
Окончание занятий | 30 апреля 2025 года |
Продолжительность реализации образовательной программы | 56 часов |
Каникулярный период | 31.12.2024-08.01.2025 |
Форма обучения | очная |
Формы организации занятий | групповые занятия |
Количество детей в группе | 10-15 учащихся |
Продолжительность занятий | 1 учебное занятие - 40 минут |
Промежуточная аттестация | на последнем занятии курса |
- Содержание учебного предмета
1. Решение задач (12ч) Знакомство с программой работы факультета. Практикум. Математическая викторина: “Угадай задуманное число”, “Любимая цифра”, “Угадайте возраст и дату рождения”, “Сравнение прямой и кривой” и т. д. Некоторые старинные задачи – из старинной книги Л.Ф.Магницкого “Арифметика”, начало 18 века; на движение, на пропорциональное деление, с вычислением времени, Практикум. Игра “Путешествие по стране математика”
2. Большие числа. Головоломки (10ч) Запись больших и малых чисел, действия с ними. Числовые головоломки. Геометрические упражнения со спичками. Практикум. Игра “Поле математических чудес”
3. Элементы логики (7ч) Знакомство с правилами и способами рассуждений: закон противоречия, закон исключения третьего, классификация. Практикум. Решение задач конкурса “Кенгуру”
4. Геометрические головоломки (6 ч). Нахождение периметра и площади. Головоломки на сгибание, разрезание фигур. Практикум: «Глазомерные измерения»
5. Решение олимпиадных задач и на проценты (5ч) История возникновения процента. Решение задач методом подбора. Практикум. Состязание эрудитов “Звездный час”
6. Решение уравнений (7ч) Простые и сложные уравнения. Способы сокращения уравнений. Практикум. Игра “Что? Где? Когда?”
7. Интересные случаи умножения и сложения (7ч) «Молниеносные» способы умножения. Таблица на пальцах. Умножение многозначных чисел. Мастерская. Решение олимпиадных задач
8. Знаете ли вы дроби?(6ч) Простейшие дроби. Образование дробей. Действия с дробями. Практикум. Решение задач
9. Системы счисления (4ч) История возникновения десятичной и двоичной систем счисления. Практикум. Выполнение действий в недесятичных системах счисления. Практикум. Тестовая работа.
- Организационно-педагогические условия
Материально-технические условия
Занятия проводятся в учебном кабинете.
Оснащение учебного кабинета:
столы – 10 штук;
стулья – 15 штук;
проектор– 1;
компьютер – 1;
экран – 1;
медиа-продукты;
дидактический материал (тематические плакаты, схемы, карточки).
Кадровые условия
Программу реализует педагоги высшей категории Романенко Н.А., которые систематически (не реже одного раза в три года) повышают уровень квалификации и проходят аттестацию каждые 5 лет.
7. Методические материалы
- Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1975.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг,2000.
- Тихомирова Л.Ф. формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники. – М.: Рольф, 2000.
- Туркина В.М. Математические квадраты как средство развития умения вычислять и рассуждать. Журнал «Начальная школа», №9, 2001.
- Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 2 класс/ Т. Н. Соколова. – М.: Росткнига, 2007.
- Планируемые результаты
В результате изучения данного курса учащиеся:
должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
- Содержание учебного предмета
1. Решение задач (12ч). Знакомство с программой работы факультета. Практикум. Математическая викторина: “Угадай задуманное число”, “Любимая цифра”, “Угадайте возраст и дату рождения”, “Сравнение прямой и кривой” и т. д. Некоторые старинные задачи – из старинной книги Л.Ф.Магницкого “Арифметика”, начало 18 века; на движение, на пропорциональное деление, с вычислением времени, Практикум. Игра “Путешествие по стране математика”
2. Большие числа. Головоломки (10ч) Запись больших и малых чисел, действия с ними. Числовые головоломки. Геометрические упражнения со спичками. Практикум. Игра “Поле математических чудес”
3. Элементы логики (7ч) Знакомство с правилами и способами рассуждений: закон противоречия, закон исключения третьего, классификация. Практикум. Решение задач конкурса “Кенгуру”
4. Геометрические головоломки (6 ч). Нахождение периметра и площади. Головоломки на сгибание, разрезание фигур. Практикум: «Глазомерные измерения»
5. Решение олимпиадных задач и на проценты (5ч) История возникновения процента. Решение задач методом подбора. Практикум. Состязание эрудитов “Звездный час”
6. Решение уравнений (7ч) Простые и сложные уравнения. Способы сокращения уравнений. Практикум. Игра “Что? Где? Когда?”
7. Интересные случаи умножения и сложения (7ч) «Молниеносные» способы умножения. Таблица на пальцах. Умножение многозначных чисел. Мастерская. Решение олимпиадных задач
8. Знаете ли вы дроби?(6ч) Простейшие дроби. Образование дробей. Действия с дробями. Практикум. Решение задач
9. Системы счисления (4ч) История возникновения десятичной и двоичной систем счисления. Практикум. Выполнение действий в недесятичных системах счисления. Практикум. Тестовая работа.
- Тематический планирование.
№ занятия | Тема занятия | Количество часов |
1 | Введение. Знакомство с программой. | 1 |
2 | Входной контроль. | 1 |
3-4 | Некоторые старинные задачи – из старинной книги Л.Ф.Магницкого “Арифметика”, начало 18 века; | 1 |
5-6 | Решение старинных задач на движение | 2 |
7-9 | Решение старинных задач на пропорциональное деление | 2 |
10-11 | Решение старинных задач с вычислением времени | 3 |
12 | Игра “Путешествие по стране математика | 1 |
13-14 | Запись больших и малых чисел | 1 |
15-17 | Действия с большими числами | 1 |
18-20 | Числовые головоломки | 3 |
21 | Геометрические упражнения со спичками | 1 |
22 | Игра “Поле математических чудес” | 1 |
23 | Знакомство с правилами и способами рассуждений | 1 |
24-26 | Закон противоречия, закон исключения третьего, классификация. | 2 |
27-29 | Решение задач конкурса “Кенгуру” | 2 |
30-31 | Нахождение периметра и площади фигур сложной конфигурации | 2 |
32 | Промежуточный контроль. | 1 |
33-34 | Головоломки на сгибание, разрезание фигур. | 1 |
35 | «Глазомерные измерения» - мастерская | 1 |
36 | История возникновения процента | 1 |
37-39 | Решение задач методом подбора. | 2 |
40 | Состязание эрудитов “Звездный час” | 1 |
41-43 | Простые и сложные уравнения. | 2 |
44-46 | Способы сокращения уравнений. | 1 |
47 | Игра “Что? Где? Когда?” | 1 |
48-50 | «Молниеносные» способы умножения | 2 |
51-52 | Таблица на пальцах. | 2 |
53-54 | Решение олимпиадных задач | 2 |
55 | Простейшие дроби | 1 |
56 | Тест | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Математические ступеньки"
Рабочая программа по математике «Математические ступеньки» для детей 6-7 лет «Школа будущего первоклассника»...

Рабочая программа - Первая ступенька к знаниям
Рабочая программа для будущих первоклассников по обучению грамоте...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математические ступеньки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математические ступеньки»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математические ступеньки»
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В третьем классе 34 часа (1 час в неделю). П...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математические ступеньки» направленность:социально-педагогическая уровень программы:ознакомительный
Рабочая программа кружка «Математические ступеньки» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов....