Рабочая программа «Математические ступеньки»-3
материал по математике (3 класс)

Общеразвивающая программа интеллектуально-познавательной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_stupenki_3_2024-2025.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия №69 имени С. Есенина г. Липецка

Рабочая программа

к дополнительной общеобразовательной

(общеразвивающей) программе

естественно-научной направленности

«Математические ступеньки»-3

Программа предназначена для детей 8-9 лет (3 классы)

Срок реализации: 7 месяцев

Составитель программы

педагог начальных классов:

Романенко Н.А..

Липецк, 2024г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка …………………………………………….3
  2. Планируемые результаты…………………………………………..5
  3. Учебный план……………………………………………………….5
  4. Календарный учебный график……………………………………..5
  5. Содержание программы……………………………………………6
  6. Организационно-педагогические условия………………………...7
  7. Методические материалы…………………………………………..9

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуально-познавательной направленности «Математические ступеньки».

Программа составлена на основании следующих нормативных правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Устав МАОУ гимназии № 69 г. Липецка.

Цель: расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

   Задачи дополнительной общеразвивающей программы:

  1. закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;
  2.  формировать умения по проведению исследовательской деятельности, учить проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;
  3. вовлекать учащихся в игровую коммуникативную практическую деятельность;
  4. активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся;
  5. поддерживать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов;
  6. воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.

2.        Планируемые результаты

В результате изучения данного курса учащиеся:

должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

3.  Учебный план

№п/п

Название курса

Количество часов

Форма промежуточной аттестации

1

Математические ступеньки

56

Тест

  1. Календарный учебный график

Начало занятий

1 октября 2024 года

Окончание занятий

30 апреля 2025 года

Продолжительность реализации образовательной программы

56 часов

Каникулярный период

31.12.2024-08.01.2025

Форма обучения

очная

Формы организации занятий

групповые занятия

Количество детей в группе

10-15 учащихся

Продолжительность занятий

1  учебное занятие  -  40  минут  

Промежуточная аттестация

на последнем занятии курса

  1. Содержание учебного предмета

1. Решение задач (12ч)  Знакомство с программой работы факультета. Практикум. Математическая викторина: “Угадай задуманное число”, “Любимая цифра”, “Угадайте возраст и дату рождения”, “Сравнение прямой и кривой” и т. д. Некоторые старинные задачи – из старинной книги Л.Ф.Магницкого “Арифметика”, начало 18 века; на движение, на пропорциональное деление, с вычислением времени, Практикум. Игра “Путешествие по стране математика”  

2. Большие числа. Головоломки (10ч) Запись больших и малых чисел, действия с ними. Числовые головоломки. Геометрические упражнения со спичками. Практикум. Игра “Поле математических чудес”  

3. Элементы логики (7ч) Знакомство с правилами и способами рассуждений: закон противоречия, закон исключения третьего, классификация. Практикум. Решение задач конкурса “Кенгуру”  

4. Геометрические головоломки (6 ч). Нахождение периметра и площади. Головоломки на сгибание, разрезание  фигур. Практикум: «Глазомерные измерения»

5.  Решение олимпиадных задач и на проценты (5ч) История возникновения процента. Решение задач методом подбора. Практикум. Состязание эрудитов “Звездный час”

6. Решение уравнений (7ч) Простые и сложные уравнения. Способы сокращения уравнений. Практикум. Игра “Что? Где? Когда?”  

7. Интересные случаи умножения и сложения (7ч)  «Молниеносные» способы умножения. Таблица на пальцах. Умножение многозначных чисел. Мастерская. Решение олимпиадных задач  

8. Знаете ли вы дроби?(6ч) Простейшие дроби. Образование дробей. Действия с дробями. Практикум. Решение задач

9. Системы счисления (4ч) История возникновения десятичной и двоичной систем счисления. Практикум. Выполнение действий в недесятичных системах счисления. Практикум. Тестовая работа.

  1. Организационно-педагогические условия

        Материально-технические условия

Занятия проводятся в учебном кабинете.

Оснащение учебного кабинета:

столы – 10 штук;

стулья – 15 штук;

проектор– 1;

компьютер – 1;

экран – 1;

медиа-продукты;

дидактический материал (тематические плакаты, схемы, карточки).

Кадровые условия

Программу реализует педагоги высшей категории Романенко Н.А., которые систематически (не реже одного раза в три года) повышают уровень квалификации и проходят аттестацию каждые 5 лет.

        

7. Методические материалы

  1. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1975.
  2. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг,2000.
  3. Тихомирова Л.Ф. формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники. – М.: Рольф, 2000.
  4. Туркина В.М. Математические квадраты как средство развития умения вычислять и рассуждать. Журнал «Начальная школа», №9, 2001.
  5. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 2 класс/ Т. Н. Соколова. – М.: Росткнига, 2007.

  1. Планируемые результаты

В результате изучения данного курса учащиеся:

должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

  1. Содержание учебного предмета

1. Решение задач (12ч). Знакомство с программой работы факультета. Практикум. Математическая викторина: “Угадай задуманное число”, “Любимая цифра”, “Угадайте возраст и дату рождения”, “Сравнение прямой и кривой” и т. д. Некоторые старинные задачи – из старинной книги Л.Ф.Магницкого “Арифметика”, начало 18 века; на движение, на пропорциональное деление, с вычислением времени, Практикум. Игра “Путешествие по стране математика”  

2. Большие числа. Головоломки (10ч) Запись больших и малых чисел, действия с ними. Числовые головоломки. Геометрические упражнения со спичками. Практикум. Игра “Поле математических чудес”  

3. Элементы логики (7ч) Знакомство с правилами и способами рассуждений: закон противоречия, закон исключения третьего, классификация. Практикум. Решение задач конкурса “Кенгуру”  

4. Геометрические головоломки (6 ч). Нахождение периметра и площади. Головоломки на сгибание, разрезание  фигур. Практикум: «Глазомерные измерения»

5.  Решение олимпиадных задач и на проценты (5ч) История возникновения процента. Решение задач методом подбора. Практикум. Состязание эрудитов “Звездный час”

6. Решение уравнений (7ч) Простые и сложные уравнения. Способы сокращения уравнений. Практикум. Игра “Что? Где? Когда?”  

7. Интересные случаи умножения и сложения (7ч)  «Молниеносные» способы умножения. Таблица на пальцах. Умножение многозначных чисел. Мастерская. Решение олимпиадных задач  

8. Знаете ли вы дроби?(6ч) Простейшие дроби. Образование дробей. Действия с дробями. Практикум. Решение задач

9. Системы счисления (4ч) История возникновения десятичной и двоичной систем счисления. Практикум. Выполнение действий в недесятичных системах счисления. Практикум. Тестовая работа.

  1. Тематический планирование.

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

1

Введение. Знакомство с программой.

1

2

Входной контроль.

1

3-4

Некоторые старинные задачи – из старинной книги Л.Ф.Магницкого “Арифметика”, начало 18 века;

1

5-6

Решение старинных задач на движение

2

7-9

Решение старинных задач  на пропорциональное деление

2

10-11

Решение старинных задач с вычислением времени

3

12

Игра “Путешествие по стране математика

1

13-14

Запись больших и малых чисел

1

15-17

Действия с большими числами

1

18-20

Числовые головоломки

3

21

Геометрические упражнения со спичками

1

22

Игра “Поле математических чудес”

1

23

Знакомство с правилами и способами рассуждений

1

24-26

Закон противоречия, закон исключения третьего, классификация.

2

27-29

Решение задач конкурса “Кенгуру”

2

30-31

Нахождение периметра и площади фигур сложной конфигурации

2

32

Промежуточный контроль.

1

33-34

Головоломки на сгибание, разрезание  фигур.

1

35

«Глазомерные измерения» - мастерская

1

36

История возникновения процента

1

37-39

 Решение задач методом подбора.

2

40

Состязание эрудитов “Звездный час”

1

41-43

Простые и сложные уравнения.

2

44-46

Способы сокращения уравнений.

1

47

Игра “Что? Где? Когда?”

1

48-50

«Молниеносные» способы умножения

2

51-52

Таблица на пальцах.

2

53-54

Решение олимпиадных задач

2

55

Простейшие дроби

1

56

Тест

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Математические ступеньки"

Коррекция предмета математика...

Рабочая программа "Математические ступеньки"

Рабочая программа по математике «Математические ступеньки» для детей 6-7 лет «Школа будущего первоклассника»...

Рабочая программа - Первая ступенька к знаниям

Рабочая программа для будущих первоклассников по обучению грамоте...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математические ступеньки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математические ступеньки»...

Рабочая программа "Раз ступенька, два ступенька"

quot;Раз ступеньки, два ступеньки"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математические ступеньки»

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В третьем  классе 34 часа (1 час в неделю). П...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математические ступеньки» направленность:социально-педагогическая уровень программы:ознакомительный

      Рабочая программа  кружка  «Математические ступеньки» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов....