Рабочая программа «Математические ступеньки»-3
материал по математике (3 класс)
Общеразвивающая программа интеллектуально-познавательной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_stupenki_3_2024-2025.docx | 33.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия №69 имени С. Есенина г. Липецка
Рабочая программа
к дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программе
естественно-научной направленности
«Математические ступеньки»-3
Программа предназначена для детей 8-9 лет (3 классы) Срок реализации: 7 месяцев | Составитель программы педагог начальных классов: Романенко Н.А.. |
Липецк, 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка …………………………………………….3
- Планируемые результаты…………………………………………..5
- Учебный план……………………………………………………….5
- Календарный учебный график……………………………………..5
- Содержание программы……………………………………………6
- Организационно-педагогические условия………………………...7
- Методические материалы…………………………………………..9
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуально-познавательной направленности «Математические ступеньки».
Программа составлена на основании следующих нормативных правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Устав МАОУ гимназии № 69 г. Липецка.
Цель: расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
- закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;
- формировать умения по проведению исследовательской деятельности, учить проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;
- вовлекать учащихся в игровую коммуникативную практическую деятельность;
- активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся;
- поддерживать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов;
- воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.
2. Планируемые результаты
В результате изучения данного курса учащиеся:
должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
3. Учебный план
№п/п | Название курса | Количество часов | Форма промежуточной аттестации |
1 | Математические ступеньки | 56 | Тест |
- Календарный учебный график
Начало занятий | 1 октября 2024 года |
Окончание занятий | 30 апреля 2025 года |
Продолжительность реализации образовательной программы | 56 часов |
Каникулярный период | 31.12.2024-08.01.2025 |
Форма обучения | очная |
Формы организации занятий | групповые занятия |
Количество детей в группе | 10-15 учащихся |
Продолжительность занятий | 1 учебное занятие - 40 минут |
Промежуточная аттестация | на последнем занятии курса |
- Содержание учебного предмета
1. Решение задач (12ч) Знакомство с программой работы факультета. Практикум. Математическая викторина: “Угадай задуманное число”, “Любимая цифра”, “Угадайте возраст и дату рождения”, “Сравнение прямой и кривой” и т. д. Некоторые старинные задачи – из старинной книги Л.Ф.Магницкого “Арифметика”, начало 18 века; на движение, на пропорциональное деление, с вычислением времени, Практикум. Игра “Путешествие по стране математика”
2. Большие числа. Головоломки (10ч) Запись больших и малых чисел, действия с ними. Числовые головоломки. Геометрические упражнения со спичками. Практикум. Игра “Поле математических чудес”
3. Элементы логики (7ч) Знакомство с правилами и способами рассуждений: закон противоречия, закон исключения третьего, классификация. Практикум. Решение задач конкурса “Кенгуру”
4. Геометрические головоломки (6 ч). Нахождение периметра и площади. Головоломки на сгибание, разрезание фигур. Практикум: «Глазомерные измерения»
5. Решение олимпиадных задач и на проценты (5ч) История возникновения процента. Решение задач методом подбора. Практикум. Состязание эрудитов “Звездный час”
6. Решение уравнений (7ч) Простые и сложные уравнения. Способы сокращения уравнений. Практикум. Игра “Что? Где? Когда?”
7. Интересные случаи умножения и сложения (7ч) «Молниеносные» способы умножения. Таблица на пальцах. Умножение многозначных чисел. Мастерская. Решение олимпиадных задач
8. Знаете ли вы дроби?(6ч) Простейшие дроби. Образование дробей. Действия с дробями. Практикум. Решение задач
9. Системы счисления (4ч) История возникновения десятичной и двоичной систем счисления. Практикум. Выполнение действий в недесятичных системах счисления. Практикум. Тестовая работа.
- Организационно-педагогические условия
Материально-технические условия
Занятия проводятся в учебном кабинете.
Оснащение учебного кабинета:
столы – 10 штук;
стулья – 15 штук;
проектор– 1;
компьютер – 1;
экран – 1;
медиа-продукты;
дидактический материал (тематические плакаты, схемы, карточки).
Кадровые условия
Программу реализует педагоги высшей категории Романенко Н.А., которые систематически (не реже одного раза в три года) повышают уровень квалификации и проходят аттестацию каждые 5 лет.
7. Методические материалы
- Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1975.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг,2000.
- Тихомирова Л.Ф. формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники. – М.: Рольф, 2000.
- Туркина В.М. Математические квадраты как средство развития умения вычислять и рассуждать. Журнал «Начальная школа», №9, 2001.
- Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 2 класс/ Т. Н. Соколова. – М.: Росткнига, 2007.
- Планируемые результаты
В результате изучения данного курса учащиеся:
должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
- Содержание учебного предмета
1. Решение задач (12ч). Знакомство с программой работы факультета. Практикум. Математическая викторина: “Угадай задуманное число”, “Любимая цифра”, “Угадайте возраст и дату рождения”, “Сравнение прямой и кривой” и т. д. Некоторые старинные задачи – из старинной книги Л.Ф.Магницкого “Арифметика”, начало 18 века; на движение, на пропорциональное деление, с вычислением времени, Практикум. Игра “Путешествие по стране математика”
2. Большие числа. Головоломки (10ч) Запись больших и малых чисел, действия с ними. Числовые головоломки. Геометрические упражнения со спичками. Практикум. Игра “Поле математических чудес”
3. Элементы логики (7ч) Знакомство с правилами и способами рассуждений: закон противоречия, закон исключения третьего, классификация. Практикум. Решение задач конкурса “Кенгуру”
4. Геометрические головоломки (6 ч). Нахождение периметра и площади. Головоломки на сгибание, разрезание фигур. Практикум: «Глазомерные измерения»
5. Решение олимпиадных задач и на проценты (5ч) История возникновения процента. Решение задач методом подбора. Практикум. Состязание эрудитов “Звездный час”
6. Решение уравнений (7ч) Простые и сложные уравнения. Способы сокращения уравнений. Практикум. Игра “Что? Где? Когда?”
7. Интересные случаи умножения и сложения (7ч) «Молниеносные» способы умножения. Таблица на пальцах. Умножение многозначных чисел. Мастерская. Решение олимпиадных задач
8. Знаете ли вы дроби?(6ч) Простейшие дроби. Образование дробей. Действия с дробями. Практикум. Решение задач
9. Системы счисления (4ч) История возникновения десятичной и двоичной систем счисления. Практикум. Выполнение действий в недесятичных системах счисления. Практикум. Тестовая работа.
- Тематический планирование.
№ занятия | Тема занятия | Количество часов |
1 | Введение. Знакомство с программой. | 1 |
2 | Входной контроль. | 1 |
3-4 | Некоторые старинные задачи – из старинной книги Л.Ф.Магницкого “Арифметика”, начало 18 века; | 1 |
5-6 | Решение старинных задач на движение | 2 |
7-9 | Решение старинных задач на пропорциональное деление | 2 |
10-11 | Решение старинных задач с вычислением времени | 3 |
12 | Игра “Путешествие по стране математика | 1 |
13-14 | Запись больших и малых чисел | 1 |
15-17 | Действия с большими числами | 1 |
18-20 | Числовые головоломки | 3 |
21 | Геометрические упражнения со спичками | 1 |
22 | Игра “Поле математических чудес” | 1 |
23 | Знакомство с правилами и способами рассуждений | 1 |
24-26 | Закон противоречия, закон исключения третьего, классификация. | 2 |
27-29 | Решение задач конкурса “Кенгуру” | 2 |
30-31 | Нахождение периметра и площади фигур сложной конфигурации | 2 |
32 | Промежуточный контроль. | 1 |
33-34 | Головоломки на сгибание, разрезание фигур. | 1 |
35 | «Глазомерные измерения» - мастерская | 1 |
36 | История возникновения процента | 1 |
37-39 | Решение задач методом подбора. | 2 |
40 | Состязание эрудитов “Звездный час” | 1 |
41-43 | Простые и сложные уравнения. | 2 |
44-46 | Способы сокращения уравнений. | 1 |
47 | Игра “Что? Где? Когда?” | 1 |
48-50 | «Молниеносные» способы умножения | 2 |
51-52 | Таблица на пальцах. | 2 |
53-54 | Решение олимпиадных задач | 2 |
55 | Простейшие дроби | 1 |
56 | Тест | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Математические ступеньки"
Коррекция предмета математика...
Рабочая программа "Математические ступеньки"
Рабочая программа по математике «Математические ступеньки» для детей 6-7 лет «Школа будущего первоклассника»...
Рабочая программа - Первая ступенька к знаниям
Рабочая программа для будущих первоклассников по обучению грамоте...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математические ступеньки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математические ступеньки»...
Рабочая программа "Раз ступенька, два ступенька"
quot;Раз ступеньки, два ступеньки"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математические ступеньки»
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В третьем классе 34 часа (1 час в неделю). П...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математические ступеньки» направленность:социально-педагогическая уровень программы:ознакомительный
Рабочая программа кружка «Математические ступеньки» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов....