Программа Первые ступеньки
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Программа подготовительного курса для детей 6-летнего возраста «Первые ступеньки»
Учитель начальных классов Стеклова С.Е.
Пояснительная записка.
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом, основными математически понятиями, формирования речевых навыков и речевого общения, основных знаний об окружающем мире является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом в свете изменения школьных программ, становится все актуальнее.
Одним из критериев подготовленности ребенка к школе является наличие у него графических умений, необходимых предпосылок графических навыков.
Графический навык - это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих правильность и легкость чтения текста, способствующих удобству и скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.
Необходимость развития графических навыков дошкольников обусловлена наличием взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем умственной работоспособности, между степенью готовности к овладению графическими навыками и школьной зрелостью, между качеством письма и успешностью всей учебной деятельности школьников.
Таким образом, в условиях усложнения школьных программ, уменьшения времени, отводимого на обучение детей письму, графические навыки помогут первокласснику избежать многих проблем школьной дезадаптации, будут способствовать его успешности.
Программа обучения первоначальному обучению является также составной частью комплексной образовательной программы для детей дошкольного возраста в МОУ СОШ № 4 г Клин. Образовательный процесс направлен на развитие творческих и интеллектуальных способностей, эмоциональной сферы, духовно-нравственных качеств ребенка, подготовку к обучению в общеобразовательной школе:
- развитие мышления, внимания, воображения, памяти;
- развитие творческих способностей;
- укрепление физического и психического здоровья;
- формирование начальных коммуникативных умений
Программа имеет цель:
формирование личности, готовой к систематическому обучению в школе.
Задачи программы
- Формирование умений и навыков, необходимых для обучения и развития в начальной школе
- Совершенствование зрительно - двигательной координации и ориентировки в микропространстве;
- Развитие мелкой моторики руки;
- Развитие произвольного внимания, памяти, воображения, аналитического восприятия речи;
- Воспитание культуры речевого общения и развитие дикции.
- Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.
- Укрепление здоровья детей, готовящихся к обучению в школе.
Как показывает диагностика познавательных и психических процессов воспитанников, для большинства из них характерно: слабость мелкой моторики пальцев руки, недостаточная сформированность навыков зрительно- двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Вместе с тем, шестилетние дети отличаются эмоциональностью, подражательностью, направленностью на познание окружающего мира.
При разработке программы учитывалось, что процесс подготовки дошкольников к школьному обучению физиологически и психологически сложен: в координированную деятельность включаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха, многие мышцы тела. Эффективность обучения возможна только при условии комплексного физического, психического и социального развития личности ребенка.
В основу программы «Первые ступеньки» положена идея развивающего обучения. Технология обучения определяется системой специфических для данного предмета принципов, методов и приемов.
Основные принципы реализации программы:
*природосообразность, дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания, игры, развивающего обучения, творческого развития, единства воспитания, обучения и развития;
*учет индивидуальных особенностей и возможностей ребят;
*уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
*комплексный подход при разработке занятий;
*вариативность содержания и форм проведения занятий;
*наглядность.
При таком подходе открываются возможности для развития интеллектуальных возможностей детей: у них формируются приемы умственной деятельности, которые реализуются вначале на конкретно- действенном, а затем на наглядно - образном и далее на логическом уровнях.
Для улучшения координации движений пальцев и кистей рук на занятиях применяются различные графические упражнения. Это задания типа «Дорожки», штриховки, обведение по контуру, безотрывное обведение.
Программа рассчитана на 8 месяцев обучения для детей дошкольного возраста 6-7 лет. (Из расчёта 4 занятия 2 раза в неделю. Всего 112 занятий.)
В основу разработки программы лежит программа «Преемственность» (подготовка к обучению), составителя Н.А.Федосовой, состоящая из разделов: «От слова к букве» (Автор Н.А.Федосова), «Зелёная тропинка» (Автор А.А.Плешаков), «Математические ступеньки» (Автор С.И.Волкова), использовались также идеи Марии Монтессори, основанные на формировании «мускульного» образа элементов.
Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, воспитать бережливое отношение к природе. В ходе занятий прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребёнка положительной эмоциональной сферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребёнка. Исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога – психолога, а также консультации родителей будущих первоклассников.
В ходе индивидуального логопедического обследования выявляются особенности поведения и основные отклонения или нарушения речи ребёнка. По его результатам планируется работа по устранению тех или иных нарушений. Диагностика достижений учащихся производится с помощью стандартизованных методик, тестов, творческих заданий, игр. Результаты диагностики и обследований заносятся в «Психолого – педагогическую карту». В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению или дети, нуждающиеся в дополнительных занятиях. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются рекомендации родителям.
Параметры конечного результата:
- Отчётливо и ясно произносить слова:
- выделять из слов звуки;
-находить слова с определённым звуком;
-определять место звука в слове;
-соблюдать орфоэпические нормы произношения;
-составлять предложения на заданную тему по опорным словам;
-составлять рассказы и сказки по иллюстрации или серии картинок;
-пересказывать сказку и рассказ с опорой на иллюстрацию;
-ориентироваться на странице тетради;
2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:
-соотносить цифру с числом предметов;
-Пользоваться арифметическими знаками действий;
-составлять и решать задачи на сложение и вычитание в одно действие;
-составлять из нескольких геометрических фигур фигуры большего размера;
-Ориентироваться в пространстве;
-ориентироваться на листке клетчатой бумаги;
3.Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе;
-перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
-называть основные признаки времён года.
В результате обучения по программе подготовительного курса, ребёнок должен знать:
-русский алфавит;
-состав чисел первого десятка;
-как получить каждое число первого десятка;
-цифры 0-9, знаки =, +,-;
-последовательность месяцев в году, дней недели;
- Развитая мелкая моторика руки;
- Развитое произвольное внимание, память, воображение, аналитическое восприятие речи;
- Достаточный уровень развития культуры речевого общения и дикции.
Содержание программы «Первые ступеньки».
- Раздел «От слова к букве» включает 56 учебных часа. (Устная и письменная речь – 46 часов, развитие устной речи -10 часов)
- Раздел «Математические ступеньки» включает 56 учебных часа.
Раздел «От слова к букве» нацелен на развитие связной речи ребёнка, его фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.
Раздел «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойств объекта. Делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность, уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
- Раздел «Знакомство с окружающим миром» проходит в названных выше разделах как интегрированный курс.
Учебно – тематический план.
№ п\п | Тематика занятий | Количество часов | дата | Тип занятия | Умения и навыки, основные понятия |
Устная и письменная речь | 46 часов | ||||
1. | Понятие об устной и письменной речи | 5 часов | Учебное занятие | Устная речь, письменная речь, умение анализировать, различать виды речи, составлять высказывания. | |
2. | Предложение и слово -Членение речи на предложения. -Членение предложения на слова. -Членение слова на слоги с использованием графических схем. | 8 часов | Учебное занятие | Речь, предложение, слово, схема предложения, слог. Умение составлять предложения, вычленять слова из предложения, составлять предложения из слов, составлять элементарные схемы предложений; делить слова на слоги, составлять элементарные схемы деления слов на слоги. | |
3. | Слог и ударение -Деление слов на слоги. -Ударение в словах. -Определение количества слогов в слове. | 5 часов | Учебное занятие | Слог, ударение. Умение делить слова на слоги, определять ударение в слове, количество слогов, составлять схемы. | |
4. | Звуки и буквы. -Представление о звуках. -Различение на слух и при произношении гласных и согласных звуков. -Упражнение в слого звуковом анализе слов. -Чтение слогов. | 28 часов | Учебное занятие | Звук, буква, Гласные и согласные звуки. Формирование понятия о звуках, умения различать гласные и согласные звуки, отработка умения составлять звуковую схему слова, проводить анализ слов из 1 – 2 слогов. | |
Развитие устной речи. | 10 часов | ||||
5. | Совершенствование общих речевых навыков. | 4 часов | Учебное занятие | Умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, составлять предложения на заданную тему, принимать участие в беседе. | |
6. | Составление рассказа по картинке. | 6 часов | Учебное занятие | Умение составлять рассказ по картинке с использованием опорных слов, иллюстраций. |
Раздел «Математические ступеньки».
№ | Тематика занятий | Количество часов | дата | Тип занятия | Основные понятия, умения и навыки |
1 | Различение предметов по цвету. Размеру и форме | 7 часов | Учебное занятие | Цвет, форма. Размер; умение классифицировать предметы по данным признакам, соотносить предметы. | |
2 | Пространственные представления, взаимное расположение предметов. | 8 часов | Учебное занятие | Слева, справа, вверху, внизу, за, перед, между… Умение располагать и называть предметы в пространстве и на клетчатом листе. | |
3 | Сравнение групп предметов | 7 часов | Учебное занятие | Сравнение и классификация групп предметов по определённому признаку. | |
4 | Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 | 5 часов | Учебное занятие | Уметь называть числа от 1 до 10, обозначать числом количество предметов, не повторять числа и не считать дважды одно и то же число, счет в прямом и обратном порядке. | |
5 | Счёт предметов. | 5часа | Учебное занятие | Уметь называть числа от 1 до 10, обозначать числом количество предметов, не повторять числа и не считать дважды одно и то же число, счет в прямом и обратном порядке. | |
6 | Состав чисел от 2 до 10. | 8 часов | Учебное занятие | Знать состав чисел и уметь пользоваться при решении элементарных примеров и задач с использованием наглядности. | |
7 | Название действий и их обозначение. Знаки =, +,-. | 16 часов | Учебное занятие | Число, цифра, знак.Знать математические символы и уметь ими пользоваться в жизненных ситуациях , при решении примеров и задач |
Список используемой литературы.
Ульянкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей // Дошкольное воспитание. - 1989. - №3.
Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе: Книга для родителей будущего первоклассника. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю!: Ребенок и мир животных: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007.
Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет. – М.: Гном и Д, 2004.
Белошистая А.В. 300 необходимых задач по обучению математике для подготовки к школе. – М.: АСТ, 2004.
Белошистая А.В., Шляхтина Т.Ю. Учимся сочинять и рассказывать: Тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе. – СПб.: Питер, 2008.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2004.
Дубровина И.В. Готовность к школе: Развивающие программы. – М.: Академический проект, 2004.
Завязкин О.В. Увлекательно готовимся к школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6–7 лет. – СПб.: Речь, 2007.
Касицына М.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. 1 год обучения: Учебно-практическое пособие для педагогов и родителей. – М.: Гном и Д, 2001.
Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5–6 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». – М.: Ювента, 2006.
Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!?: Альбом заданий и упражнений. – М.: Гном и Д, 2003.
Матюхина Ю.А., Неверко К.Э., Хромова С.А. Развивающие игры для маленького почемучки. – М.: ИКТЦ Лада, 2007.
Павлов И.В. Хочу учиться!: Родителям о подготовке детей к школе. – СПб.: Речь, 2007.
Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки: Индивидуальная готовность к школе: Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2003.
Полякова М.А. Как научить ребенка читать и писать. – М.: Айрис-пресс, 2008.
Чекмарев Я.Ф. Учимся считать без ошибок. – М.: Эксмо, 2006.
Чудакова А.А. Считаем до десяти: Альбом занимательных упражнений по математике для детей 6–7 лет. – М.: Гном и Д, 2006.
Чудакова А.А. Считаем до пяти: Альбом занимательных упражнений по математике для детей 5–6 лет. – М.: Гном и Д, 2007.
Шевелев К.В. Упражнения и тесты в клеточках: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: Ювента, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первая ступенька позади
Первая ступенька позади - выпускной в начальной школе. Дети на корабле совершают путешествие по островам знаний, которыми являются 1,2,3,4 класс, при этом рассказывая и вспоминая, что с ними происходи...
«Первые ступеньки нравственности. Символы России»
Классный час в 1 классе с целью создать первые чёткие представления о государственных символах России....
Воспитательная программа "РАЗ – СТУПЕНЬКА, ДВА – СТУПЕНЬКА…"
Воспитательная работа по программе «Раз – ступенька, два – ступенька…» направлена на реализацию следующих задач:1.Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого пот...
воспитательная программа "ОТ СТУПЕНЬКИ К СТУПЕНЬКАМ"
В современной России особенно остро встают проблемы, связанные с падением нравственности среди молодежи, утраты духовных ценностей, моральных и нравственных принципов. Общество не перестало нужд...
Рабочая программа - Первая ступенька к знаниям
Рабочая программа для будущих первоклассников по обучению грамоте...
Рабочая программа "Раз ступенька, два ступенька"
quot;Раз ступеньки, два ступеньки"...
Рабочая программа дополнительного образования "Первые ступеньки"
Данная программа составлена для проведения занятий будущим первоклассникам....