Развитие мотивации у "слабоуспевающих" детей на примере урока математики
учебно-методический материал (3 класс) на тему
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Создание ситуации успеха выполняет важную роль в создании благоприятной психологической атмосферы при обучении слабоуспевающих учеников.Эффективность обеспечивается правильным выбором задания,продуманной организацией работы слабоуспевающего ученика над заданием.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема «Развитие мотивации у слабоуспевающих учеников».
Организация на уроке «открытия нового знания» построение проекта выхода из затруднения
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.
Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями школьных трудностей. Например, невнимательность ученика, на которую часто жалуются учителя и родители. Она может быть следствием разных причин несформированности собственно процессов произвольного внимания, результатом недостаточного развития мыслительной деятельности, отсутствия интереса к учению, наличия каких-либо личных проблем. Невнимательность ученика, особенно если она появляется после некоторого периода напряженной умственной деятельности, может быть связана с индивидуально-типологическими особенностями школьника (слабость нервной системы), в ряде случаев затрудненность носового дыхания школьника может также приводить к невнимательности.
А в основе таких разных школьных трудностей учащихся, как плохая память, неумение выделять в учебном материале существенное, трудности с решением арифметических задач, может лежать одна и та же психологическая причина - несформированность мыслительной операции анализа..
Можно использовать систему Ю.К. Бабанского и В.С. Цетлина, в которой выделяются две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. Главными из внутренних причин неуспеваемости, по мнению исследователей детской психологии, являются: дефекты здоровья школьников; психолого-педагогические элементы поведения, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей (понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки); низкое развитие интеллекта; отсутствие устойчивой положительной мотивации учения; слабо развитая волевая сфера.
Внешние причины социального плана, а именно снижение ценности образования в обществе.
К числу внешних относятся и такие, как: несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, преобладание производящей деятельности, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, проблемы в знаниях); отрицательное влияние семьи, друзей, социальной среды и т.д..
“Слабым” считается ученик у которого плохо развиты навыки учебной деятельности, слуховая память, аналитико-синтетические операции мышления и внимание характеризуется низким уровнем устойчивости и концентрации
Основными причинами слабых знаний учащихся являются недостаточное развитие умственной деятельности, низкий уровень знаний, учебных умений, мотивации. Данные причины пробелов в знаниях позволяют выделить два типа слабоуспевающих учеников: со слабо сформированными интеллектуальными умениями и неправильным отношением к учебе.
Обоснованы требования к методике организации работы со слабоуспевающими учениками:
- создание фонда базовых знаний на основе федерального компонента государственного стандарта;
- создание развивающей среды;
- стимулирование деятельности обучаемых посредством воспитательных воздействий;
- создание ситуации успеха;
- учет индивидуальных особенностей слабоуспевающих учащихся.
Создание ситуации успеха - выполняет важную роль в создании благоприятной психологической атмосферы при обучении слабоуспевающих учеников. Эффективность «успеха» обеспечивается правильным выбором задания, продуманной организацией работы слабоуспевающего ученика над заданием, включающей следующие правила работы:
- разъяснение значения данного материала. Чтобы выработать у учеников необходимое отношение к учебной деятельности, недостаточно выполнить учебное задание (включая его учебную цель), необходимо обращать его внимание на значение содержания задания (как с учетом первоочередных действий, так и в расчете на дальнейшую перспективу).
- учебная деятельность должна вызывать такое психологическое состояние, которое ученик воспринимает как сильное и впечатляющее, у него появляется желание «задержать» это состояние. Если такое состояние повторяется достаточно часто, то оно становится привычным;
- учебная деятельность должна соответствовать по степени трудности способностям школьников;
- к ученикам следует предъявлять максимальные требования, но не превышающие их возможностей;
- учебные задания должны предусматривать высокую степень самостоятельности учащихся в учебной деятельности содействовать их развитию;
- учебная деятельность должна получать положительную оценку одноклассников;
- индивидуальная поддержка слабоуспевающих учеников.
Мы выделяем два основных направления работы со слабоуспевающими учениками:
Первое – формирование и развитие слабо сформированных сторон личности учеников (ликвидация пробелов в знаниях, формирование умений и навыков, мотивации, личностных качеств необходимых для полноценного учебного труда [ответственность, воля и т.д.]). Работа по устранению основных трудностей в учении слабоуспевающих учеников тщательно планируется и организуется в рамках домашней и внеучебной работы. Реализация этого направления требует проведения изучения основных причин слабых знаний учеников.
Второе направление работы со слабоуспевающими учениками реализуется в основных видах учебной деятельности. В этом случае индивидуальные особенности слабоуспевающих учеников учитываются путем использования групповых способов обучения (при создании дифференцированных групп, групп с разным составом, в парах); индивидуальной самостоятельной и фронтальной форм работы посредством создания определенных условий для активного участия учащихся в учебно-познавательной деятельности.
Цель нашей работы
Успешный ученик, которого наша задача научить учиться
Я успешный – значит
я открытый миру
принципиальный
думающий
знающий
тот кто учится на собственных ошибках
заботящийся
любознательный
Чтобы стать успешным, я должен научиться занимать определенную позицию
А это и есть ожидаемый результат – наш выпускник.
Дидактическая система «Школа 2000…» позволяет учителю на уроках по разным учебным предметам системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия, развитие логического и творческого мышления.
Программа формирует такое важное умение, как умение учиться.
На уроках по программе дети:
· учатся ставить перед собой цель,
· самостоятельно находить путь решения проблемы,
· самостоятельно преодолевать возникшие затруднения, корректировать свои действия,
· делать адекватный выбор в соответствии со своими возможностями и способностями.
Программа подходит для детей самого разного уровня. Каждый ребенок получает возможность продвигаться в своем темпе, при этом каждый оказывается в ситуации успеха. А ведь это так важно для формирования правильной самооценки и мотивации к учебе.
Программа позволяет вывести учеников на олимпиадный уровень. В структуру учебников заложены задания разного уровня сложности, поэтому не тормозится развитие более сильных и одаренных детей.
Ученики на уроках получают знания не в готовом виде, а САМИ открывают их и учатся правильно применять.
На занятиях снижается тревожность детей, снимается страх перед ошибкой. Ребята не боятся пробовать, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Развиваются коммуникативные навыки, умение обоснованно доказывать свою точку зрения, давая при этом возможность высказываться и другим, а также способность выслушивать и принимать к сведению другие мнения. Этому помогает систематическая работа в группах.
Благодаря тому, что познавательный интерес учащихся поддерживается на протяжении всего урока, снижаются утомляемость .
На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми нового знания. Использую групповую форму, работу в паре,
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
Урок математики в 4 классе по теме
«Измерение углов транспортиром»
ОС «Школа 2100» (математика Л.Г. Петерсон)
Цель: формировать общее понятие о способе измерения углов транспортиром.
Задачи:
- познакомить учащихся с прибором для измерения углов – транспортиром;
- научить пользоваться им и измерять углы;
- продолжить формировать умение выполнять действия с дробями;
- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
- развивать внимание, воображение учащихся.
Ход урока:
(предупредить о том, что знают алгоритм, виды углов, градус, мера )
II. Устный счёт:
Исследование градусной меры угла.
- А сейчас вас ждёт следующее задание. На доске записаны величины углов.
- Что они означают? (градусную меру)
-Запишите их на планшете. Работают на планшетах каждый…
-Какая закономерность наблюдается? Увеличение на 18…
- Вы сказали, что это градусная мера, тогда на какие группы их можно разбить?
На планшетах выделить группы (работа в парах) - подчеркните одной чертой острые, двумя – тупые
- Сверим ответы
- Какие углы вы не подчеркнули.
- Пара за первым столом назовет одну из групп и назовет почему они относятся к данной группе (сосед по парте что сказал тебе)
- Что такое острый угол? ….
Работа с сигнальной карточкой (индивидуальная фронтальная работа)
Задание на доске
Соответствие угла и градусной меры.??? (Обсудите с соседом, «Что сказал тебе Инсаф? Ты согласен с ним?»)
- Где можно применить умение измерять углы?
III. Работа по теме урока:
- Каим образом можно измерить угол? (Наложение, мера угла, мерка,
транспортир)_ Что такое транспортир? Работа в паре с соседом. (Спроси, обсуди, «Что рассказал тебе сосед?», «Ты согласен с ним?»)
1. История возникновения транспортира. Готовое сообщение
- Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы в градусах.
- Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали. Что в году не 365 или 366 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир.
- Обратите внимание, сколько различных транспортиров бывает! (выставка транспортиров). Но в чем они все схожи? Какие бы они ни были, у всех есть ШКАЛА и ЦЕНТР.
- А теперь давайте подробнее рассмотрим ваши транспортиры.
- Полукруглая шкала транспортира разделена на 180 частей или градусов; также есть центр транспортира, который ещё является вершиной развернутого угла. У некоторых транспортиров есть двойная шкала, которая позволяет более удобно и точно измерять и строить углы.
. С.17 – конспект (Работа с конспектом)
IV. Постановка проблемы:
- Практическая работа (каждому ученику выдается листок с изображением тупого угла) группа работает, фиксируется время…
- Задание: измерить градусную меру этого угла с помощью транспортира. (Запись на доске: 140º, 135º, 65º и др. Результаты получаются различные)
- Давайте сравним полученные результаты. Каждая группа называет свои результаты, на доске фиксируется
- Почему они получились разные? В чем проблема? (каждый измеряет по-разному)
- Как решить эту проблему? (Нужно создать общий алгоритм измерения углов при помощи транспортира)
- Какой вид данного угла на первый взгляд? (Тупой)
- Сформулируйте цель нашего урока. (Измерение углов с помощью транспортира)
Измеряют угол и составляют алгоритм
- Этап «открытия» нового знания:
- Алгоритм измерения углов (алгоритм составляется вместе с детьми, затем каждый ученик получает составленный алгоритм)
- Какой результат получился?
Называют этапы работы по измерению угла.
Задание из полосок, где записаны глаголы.
- Что за слова записаны вас на полосках? (глаголы)
- Что они означают? (действия)
- Сейчас вы расположите их так, чтобы они показали порядок наших действий при измерении угла с помощью транспортира.
На листе клеят полоски и вывешиваются на доске
- Теперь сравним с готовым алгоритмом (листок розового цвета)
-Ваш алгоритм совпадает?
- А сейчас снова измерьте свои углы, пользуясь алгоритмом.
С.17 рис.3, рис.4
- Расскажите еще раз как вы измеряли угол по алгоритму? (один из группы отвечает, другие проверяют и сигнализируют )
V. Первичное закрепление:
- Учебник стр. 18, № 2,
Какова величина прямого угла? (90*)
-А величина острого? (< 90*)
-А тупого? (> 90*).
-Развёрнутого? (180*)
-Чему будет равен самый маленький острый угол? (1*)
-Чему будет равен самый большой острый угол? (89*)
-Чему будет равен самый маленький тупой угол? (91*)
-Чему будет равен самый большой тупой угол? (179*)
- Самостоятельная работа с.20 № 8, 9, (сигнальная карточка)
< A= 60
- Не выполняя измерений, можно определить ошибку? (Можно, так как вид углов не соответствует их градусным мерам, ошибка - неверный выбор шкалы транспортира)
< C=38,
Хотелось бы еще остановиться на рефлексии урока
VI. Итог урока:
- На уроке вы работали очень дружно и организованно. Подведем итог.
- Что нужно, чтобы измерить градусную меру угла?
- Знать, как пользоваться транспортиром
- Составить алгоритм измерения углов.
- Уметь точно определять градусную меру угла.
- Уметь правильно определять вид угла.
— Где вам может пригодится это умение ?
VII. Домашнее задание:
Стр.17 – 18, №3(алгоритм), № 4 , №15, №12
VIII. Рефлексия:
Я знал….
Я узнал……………
Я хотел бы еще знать………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Развитие Регулятивных УУД на примере урока русского языка «Словоизменение и словообразование»
Доклад «Развитие Регулятивных УУД на примере урока русского языка «Словоизменение и словообразование»...
Групповая и парная работа в УМК «Школа 21 века» на примере урока математики во 2 классе "Умножение числа 3 и деление на 3"
Раскрывая приемущества групповой и парной работы на уроке, которую я рекомендую использовать для успешного обучения учащихся, показываю этапы урока математики во 2 классе "Умножение числа 3 и деление ...
Мастер-класс «Технология системно - деятельностного метода обучения на примере урока математики»
Форма проведения: урок - импровизация.Задача:Показать способы применения системно-деятельностного метода обучения...
Технология интегрированного обучения младших школьников на примере урока математики
Раздел 1. Понятие интеграцииРаздел 2. Плюсы и минусы применения технологии интегрированного обученияРаздел 3. Уровни интеграции в образованииРаздел 4. Интегрированный урокРаздел 5. Интегрированные зад...
Развитие мотивации к обучению на уроках английского языка
Изучение английского языка в современном мире становится все более актуальным. Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка.Признавая в...
Традиции и инновации в современном образовании на примере урока математики в 4 классе по теме «Умножение на 1000,10000,100000»
Аннотация. Традиции и инновации в образовательном процессе сосуществуют в неразрывном единстве, под которым следует понимать их гармоничное взаимодействие. Традиционные методы обучения являются осново...
Развитие мотивации школьников с особыми возможностями здоровья на примере урока математики 2 класс, тема" Прием вычислений 36-2, 36-20"
В материале изложены уровни учебной мотивации и работа по формированию учебных мотивов. На примере проведеннного урока математики во 2 классе по теме «Прием вычислений вида 36-2, 36-2...