Развитие мотивации у "слабоуспевающих" детей на примере урока математики
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Трифонова Светлана Анатольевна

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Создание ситуации успеха выполняет важную роль в создании благоприятной психологической атмосферы при обучении слабоуспевающих учеников.Эффективность обеспечивается правильным выбором задания,продуманной организацией работы слабоуспевающего ученика над заданием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Развитие мотивации у слабоуспевающих учеников».

Организация на уроке «открытия нового знания» построение проекта выхода из затруднения

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.

Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями школьных трудностей. Например, невнимательность ученика, на которую часто жалуются учителя и родители. Она может быть следствием разных причин несформированности собственно процессов произвольного внимания, результатом недостаточного развития мыслительной деятельности, отсутствия интереса к учению, наличия каких-либо личных проблем. Невнимательность ученика, особенно если она появляется после некоторого периода напряженной умственной деятельности, может быть связана с индивидуально-типологическими особенностями школьника (слабость нервной системы), в ряде случаев затрудненность носового дыхания школьника может также приводить к невнимательности.

А в основе таких разных школьных трудностей учащихся, как плохая память, неумение выделять в учебном материале существенное, трудности с решением арифметических задач, может лежать одна и та же психологическая причина - несформированность мыслительной операции анализа..

Можно использовать систему Ю.К. Бабанского и В.С. Цетлина, в которой выделяются две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. Главными из внутренних причин неуспеваемости, по мнению исследователей детской психологии, являются: дефекты здоровья школьников; психолого-педагогические элементы поведения, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей (понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки); низкое развитие интеллекта; отсутствие устойчивой положительной мотивации учения; слабо развитая волевая сфера.

Внешние причины социального плана, а именно снижение ценности образования в обществе.

К числу внешних относятся и такие, как: несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, преобладание производящей деятельности, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, проблемы в знаниях); отрицательное влияние семьи, друзей, социальной среды и т.д..

“Слабым” считается ученик у которого плохо развиты навыки учебной деятельности, слуховая память, аналитико-синтетические операции мышления и внимание характеризуется низким уровнем устойчивости и концентрации

Основными причинами слабых знаний учащихся являются недостаточное развитие умственной деятельности, низкий уровень знаний, учебных умений, мотивации. Данные причины пробелов в знаниях позволяют выделить два типа слабоуспевающих учеников: со слабо сформированными интеллектуальными умениями и неправильным отношением к учебе.

Обоснованы требования к методике организации работы со слабоуспевающими учениками:

- создание фонда базовых знаний на основе федерального компонента государственного стандарта;

- создание развивающей среды;

- стимулирование деятельности обучаемых посредством воспитательных воздействий;

- создание ситуации успеха;

- учет индивидуальных особенностей слабоуспевающих учащихся.

Создание ситуации успеха - выполняет важную роль в создании благоприятной психологической атмосферы при обучении слабоуспевающих учеников. Эффективность «успеха» обеспечивается правильным выбором задания, продуманной организацией работы слабоуспевающего ученика над заданием, включающей следующие правила работы:

- разъяснение значения данного материала. Чтобы выработать у учеников необходимое отношение к учебной деятельности, недостаточно выполнить учебное задание (включая его учебную цель), необходимо обращать его внимание на значение содержания задания (как с учетом первоочередных действий, так и в расчете на дальнейшую перспективу).

- учебная деятельность должна вызывать такое психологическое состояние, которое ученик воспринимает как сильное и впечатляющее, у него появляется желание «задержать» это состояние. Если такое состояние повторяется достаточно часто, то оно становится привычным;

- учебная деятельность должна соответствовать по степени трудности способностям школьников;

- к ученикам следует предъявлять максимальные требования, но не превышающие их возможностей;

- учебные задания должны предусматривать высокую степень самостоятельности учащихся в учебной деятельности содействовать их развитию;

- учебная деятельность должна получать положительную оценку одноклассников;

- индивидуальная поддержка слабоуспевающих учеников.

Мы выделяем два основных направления работы со слабоуспевающими учениками:

Первое – формирование и развитие слабо сформированных сторон личности учеников (ликвидация пробелов в знаниях, формирование умений и навыков, мотивации, личностных качеств необходимых для полноценного учебного труда [ответственность, воля и т.д.]). Работа по устранению основных трудностей в учении слабоуспевающих учеников тщательно планируется и организуется в рамках домашней и внеучебной работы. Реализация этого направления требует проведения изучения основных причин слабых знаний учеников.

Второе направление работы со слабоуспевающими учениками реализуется в основных видах учебной деятельности. В этом случае индивидуальные особенности слабоуспевающих учеников учитываются путем использования групповых способов обучения (при создании дифференцированных групп, групп с разным составом, в парах); индивидуальной самостоятельной и фронтальной форм работы посредством создания определенных условий для активного участия учащихся в учебно-познавательной деятельности.

Цель нашей работы  

Успешный ученик, которого наша задача научить учиться

Я успешный – значит

я открытый миру

принципиальный

думающий

знающий

тот кто учится на собственных ошибках

заботящийся

любознательный

Чтобы стать успешным, я должен научиться занимать определенную позицию

А это и есть ожидаемый результат – наш выпускник.

Дидактическая система «Школа 2000…» позволяет учителю на уроках по разным учебным предметам системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия, развитие логического и творческого мышления.

 Программа формирует такое важное умение, как умение учиться.

На уроках по программе дети:

· учатся ставить перед собой цель,

· самостоятельно находить путь решения проблемы,

· самостоятельно преодолевать возникшие затруднения, корректировать свои действия,

· делать адекватный выбор в соответствии со своими возможностями и способностями.

Программа подходит для детей самого разного уровня. Каждый ребенок получает возможность продвигаться в своем темпе, при этом каждый оказывается в ситуации успеха. А ведь это так важно для формирования правильной самооценки и мотивации к учебе.

Программа позволяет вывести учеников на олимпиадный уровень. В структуру учебников заложены задания разного уровня сложности, поэтому не тормозится развитие более сильных и одаренных детей.

 Ученики на уроках получают знания не в готовом виде, а САМИ открывают их и учатся правильно применять.

На занятиях снижается тревожность детей, снимается страх перед ошибкой. Ребята не боятся пробовать, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

 Развиваются коммуникативные навыки, умение обоснованно доказывать свою точку зрения, давая при этом возможность высказываться и другим, а также способность выслушивать и принимать к сведению другие мнения. Этому помогает систематическая работа в группах.

 Благодаря тому, что познавательный интерес учащихся поддерживается на протяжении всего урока, снижаются утомляемость .

На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми нового знания. Использую групповую форму, работу в паре,    

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Урок математики в 4 классе по теме

«Измерение углов транспортиром»

ОС «Школа 2100» (математика Л.Г. Петерсон)

Цель: формировать общее понятие о способе измерения углов транспортиром.

Задачи:

  • познакомить учащихся с прибором для измерения углов – транспортиром;
  • научить пользоваться им и измерять углы;
  • продолжить формировать умение выполнять действия с дробями;
  • развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
  • развивать внимание, воображение учащихся.

Ход урока:

 (предупредить о том, что знают  алгоритм, виды углов, градус, мера  )

II. Устный счёт:

 Исследование градусной меры угла.

 - А сейчас вас ждёт следующее задание. На доске записаны величины углов.

- Что они означают? (градусную меру)

-Запишите их на планшете. Работают на планшетах каждый…

-Какая закономерность наблюдается? Увеличение на 18…

- Вы сказали, что это градусная мера, тогда на   какие группы их можно разбить?

На планшетах выделить группы (работа в парах)  - подчеркните одной чертой острые, двумя – тупые

- Сверим ответы

- Какие углы вы не подчеркнули.

- Пара за первым столом назовет одну из групп и назовет почему они относятся к данной группе (сосед по парте что сказал тебе)

- Что такое острый угол?  ….

Работа с сигнальной карточкой (индивидуальная фронтальная работа)

Задание на доске

Соответствие угла и градусной меры.??? (Обсудите с соседом, «Что сказал тебе Инсаф? Ты согласен с ним?»)

- Где можно применить умение измерять  углы?

III. Работа по теме урока:

- Каим образом  можно измерить угол? (Наложение, мера угла, мерка,

транспортир)_ Что такое транспортир? Работа в паре с соседом. (Спроси, обсуди, «Что рассказал тебе сосед?», «Ты согласен с ним?»)

1. История возникновения транспортира.  Готовое сообщение

- Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы в градусах.

- Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали. Что в году не 365 или 366 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир.

- Обратите внимание, сколько различных транспортиров бывает! (выставка транспортиров). Но в чем они все схожи? Какие бы они ни были, у всех есть ШКАЛА и ЦЕНТР. 

- А теперь давайте подробнее рассмотрим ваши транспортиры.

- Полукруглая шкала транспортира разделена на 180 частей или градусов; также есть центр транспортира, который ещё является вершиной развернутого угла. У некоторых транспортиров есть двойная шкала, которая позволяет более удобно и точно измерять и строить углы.

. С.17 – конспект (Работа с конспектом)

IV. Постановка проблемы:

  • Практическая работа аждому ученику выдается листок с изображением тупого угла) группа работает, фиксируется время…

- Задание: измерить градусную меру этого угла с помощью транспортира. (Запись на доске: 140º, 135º, 65º и др. Результаты получаются различные)

- Давайте сравним полученные результаты. Каждая группа называет свои результаты, на доске фиксируется

- Почему они получились разные? В чем проблема? (каждый измеряет по-разному)

- Как решить эту проблему? (Нужно создать общий алгоритм измерения углов при помощи транспортира)

- Какой вид данного угла  на первый взгляд? (Тупой)

- Сформулируйте цель нашего урока. (Измерение углов с помощью транспортира)

Измеряют угол и составляют алгоритм

  • Этап «открытия» нового знания:

- Алгоритм измерения углов (алгоритм составляется вместе с детьми, затем каждый ученик получает составленный алгоритм)

- Какой результат получился?

Называют этапы работы по измерению угла.

Задание  из полосок, где записаны глаголы.

- Что за слова записаны  вас на полосках? (глаголы)

- Что они означают? (действия)

- Сейчас вы расположите их так, чтобы они показали порядок  наших действий при измерении угла с помощью транспортира.

На листе клеят полоски и вывешиваются на доске

- Теперь сравним с готовым алгоритмом (листок розового цвета)

-Ваш алгоритм совпадает?

- А сейчас снова измерьте свои углы, пользуясь алгоритмом. 

С.17 рис.3, рис.4              

- Расскажите еще раз как вы измеряли угол по алгоритму? (один из группы отвечает, другие проверяют и сигнализируют )

V. Первичное закрепление:

  1. Учебник стр. 18, № 2,  

Какова величина прямого угла?  (90*)

-А величина острого?                        (< 90*)

-А тупого?                                          (> 90*).

-Развёрнутого?                                   (180*)

-Чему будет равен самый маленький острый угол? (1*)

-Чему будет равен самый большой острый угол? (89*)

-Чему будет равен самый маленький тупой угол? (91*)

-Чему будет равен самый большой тупой угол? (179*)

  1. Самостоятельная работа с.20 № 8, 9,  (сигнальная карточка)

< A= 60

-  Не выполняя измерений, можно определить ошибку?  (Можно, так как вид углов не соответствует их градусным мерам, ошибка  - неверный выбор шкалы транспортира)

< C=38,

Хотелось бы еще остановиться на рефлексии урока

VI. Итог урока:

- На уроке вы работали очень дружно и организованно. Подведем итог.

- Что нужно, чтобы измерить градусную меру угла?

  1. Знать, как пользоваться транспортиром
  2. Составить алгоритм измерения углов.
  3. Уметь точно определять градусную меру угла.
  4. Уметь правильно определять вид угла.

— Где вам может пригодится это умение ?

VII. Домашнее задание:

Стр.17 – 18, №3(алгоритм),  № 4 , №15, №12

VIII. Рефлексия:

Я знал….

Я узнал……………

Я хотел бы еще знать………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Развитие Регулятивных УУД на примере урока русского языка «Словоизменение и словообразование»

Доклад  «Развитие Регулятивных УУД на примере урока русского языка «Словоизменение и словообразование»...

Групповая и парная работа в УМК «Школа 21 века» на примере урока математики во 2 классе " Умножение числа 3 и деление на 3"

Раскрывая приемущества групповой и парной работы на уроке, которую я рекомендую использовать для успешного обучения учащихся, показываю этапы урока математики во 2 классе "Умножение числа 3 и деление ...

Мастер-класс «Технология системно - деятельностного метода обучения на примере урока математики»

Форма проведения: урок - импровизация.Задача:Показать способы применения системно-деятельностного метода обучения...

Технология интегрированного обучения младших школьников на примере урока математики

Раздел 1. Понятие интеграцииРаздел 2. Плюсы и минусы применения технологии интегрированного обученияРаздел 3. Уровни интеграции в образованииРаздел 4. Интегрированный урокРаздел 5. Интегрированные зад...

Развитие мотивации к обучению на уроках английского языка

Изучение английского языка в современном мире становится все более актуальным. Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка.Признавая в...

Традиции и инновации в современном образовании на примере урока математики в 4 классе по теме «Умножение на 1000,10000,100000»

Аннотация. Традиции и инновации в образовательном процессе сосуществуют в неразрывном единстве, под которым следует понимать их гармоничное взаимодействие. Традиционные методы обучения являются осново...

Развитие мотивации школьников с особыми возможностями здоровья на примере урока математики 2 класс, тема" Прием вычислений 36-2, 36-20"

В материале изложены уровни учебной мотивации и  работа по формированию учебных мотивов. На примере проведеннного урока математики во 2 классе по теме «Прием вычислений вида 36-2, 36-2...