Доклад «Развитие Регулятивных УУД на примере урока русского языка «Словоизменение и словообразование»
статья на тему

Байдарико Ирина Константиновна

 

Доклад  «Развитие Регулятивных УУД на примере урока русского языка «Словоизменение и словообразование»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                      Учитель  начальных классов

                                                        МОУ «СОШ№ 2»

                                                     Байдарико И. К.

Доклад  «Развитие Регулятивных УУД на примере урока русского языка «Словоизменение и словообразование»

          Развитие  способности  к  регуляции  своей  деятельности   применительно  к  младшему  школьному  возрасту  должно  быть  рассмотрено  в  трёх  аспектах.

- формирование  способности  личности  к  целеполаганию   и  построению  жизненных  планов  во  временной  перспективе.

Этот  аспект  представляется  особенно  важным,  поскольку  имеет  прямое  отношение  к  процессу   порождения  личностного  смысла  и  мотивации  учения.

-  развитие  регуляции  учебной  деятельности.

- саморегуляция  эмоциональных  и  функциональных  состояний.  

Развитие  регулятивных  способностей  составляет  ключевую  компетентность  личности.  

               Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

       Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

• выбирать средства для организации своего поведения;

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

• начинать и заканчивать действие в нужный момент;

• тормозить ненужные реакции.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие показатели сформированности   регулятивных универсальных учебных действий:

— умение осуществлять действие по образцу и заданному

правилу;

— умение сохранять заданную цель;

— умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

— умение контролировать свою деятельность по результату;

— умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

      Показателем  успешности  по  формированию  УУД  будет  ориентация  школьников  на  выполнение  действий  выраженных  в  категориях .

Знаю,  могу,  хочу  и  делаю.  На  языке  ребёнка  означает:  «Я  могу»   «Понимаю  и  действую»,«Контролирую  ситуацию»,   «Учусь  оценивать»

 «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю»

          Развитие организационных умений осуществляется через проблемно-диалогическую технологию освоения новых знаний, где учитель-«режиссёр» учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему (задачу), при этом дети используют эти умения на уроке.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

·        «преднамеренные ошибки»;

·        поиск информации в предложенных источниках;

·        взаимоконтроль

·        взаимный диктант

·        диспут

·        заучивание материала наизусть в классе

·        «ищу ошибки»

Фрагмент  урока

  1. Определение  темы  урока   и   постановка  учебных  задач.

- Как  вы  думаете.  Сколько  слов  в  русском  языке?                                Слайд  №3

«Если  море  было  бы  чернилами,  то  скорее  иссякло  бы  море,  чем  слова.»

                                                                                                         (Восточная  мудрость)

-  Что  поняли?

Русский  язык  живой.  В  нём  постоянно  появляются  новые  слова.  Одни  слова  рождают  другие.

-  Откуда  беруться  слова?

-  Кто  их  создатель?                                                                                       Слайд№4,5,6.

Попробуйте  создать  новые  слова.

СЛОВО    ИЗМЕНЯТЬ   ОБРАЗОВАТЬ

-  Как  можно  назвать  такую  работу  одним  словом?                             Слайд№7

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ    СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

      Это  новая  для  нас  тема.

       -  Как  вы  думаете.  Для  чего  нужно  изучать  данную  тему?

      5.   Целепологание.

       -  Какие  задачи  поставим  на  урок?

                              Дети:     - узнать

                                            -  сравнить

                                            - различать

                                            - тренироваться

        - А  где  мы  можем  найти  материал  по  новой  теме?  От  кого  узнать?

                               Дети:     - учитель

                                             - учебник

                                             - справочники

                                             -  коллективно

6.Работа  по  теме .  УД

 Доска  (карточки)

СКАЗКА  СКАЗОЧКА  СКАЗКИ  РАССКАЗАЛИ  СКАЗОЧНИК  СКАЗКОЙ  ПРИСКАЗКА   СКАЗКУ

 Разделите  слова  на  две  группы.   (дети  предлагают  разные  варианты)

Форма  слова               Родственные

 сказка                           сказочка

сказки                            рассказали

сказкой                          сказочник

сказку                             присказка

Запишите  слова  1  группы.

-  Чем  отличаются?   Выделите  окончание.

-  Что  такое  окончание?

-  Как  называется часть  слова  без  окончания?

-  Что  можете  сказать  об  основе?

-  Что  произошло  со  словами?

-  Как  доказать?

-  Откуда  узнать?

Нам  поможет  учебник  стр.  127.

Прочитайте  правило.

-  Можете  сказать  что  произошло  со  словами?

- Почему  сделали  такой  вывод?

- Какие  ключевые  слова  в  правиле?  ОСНОВА  ОДИНАКОВА

Прочитайте  слова  2  группы.

-  Что  можно  сказать?

-  Каким  способом  мы  получили  новые  слова?

Выделите  окончание ,  выделите  основу.

-  Что  скажите  об  основе  этих  слов?  (разные)

-  Можем  ли  мы  утверждать  что  это  словоизменение?  Словообразование?

-  Как  доказать?

-  Откуда  узнать?

Прочитать  правило  стр  130.

     -  Можете  сказать  что  произошло  со  словами?

- Почему  сделали  такой  вывод?

- Какие  ключевые  слова  в  правиле?  ОСНОВЫ   РАЗЛИЧНЫ

-  Так  что  произошло  со  словами  2  группы?

Чем  было  важно  это  задание?

- Какие  задачи  ставили  на  урок?

-  Что  будем  делать?    (учиться  различать)

-  Как?  (упражняться,  тренироваться)

Отбор  материала.

 Стр  127-130  Как  отобрать  материал  для  решения  учебной  задачи?

 *определите   важность  или  необходимость  выполнения  данных  упражнений  на  уроке.  

* Зачем  мы  будем  выполнять  то  или  другое  упражнение . Какую  цель  перед  собой  поставим?

*Определите   план  выполнения  задания  на  уроке  ,  самостоятельно  или под  руководством  учителя.

* проверьте   правильность  выполненного  задания  на  основе  сравнения  с  предыдущими  заданиями, или  на  основе  различных  образцов.

* скорректируйте   выполнение   задания  в  соответствии  с  планом,  условиями  выполнения,   результатом  действий  на  определённом  этапе.

 *Использовать  в  работе  правила  в  учебнике.

* оцените  выполненное    задание  по  параметрам,  заранее  представленным.

3.  Результаты  развития.

1класс.

1) Организовать  своё  рабочее  место под  руководством  учителя.

2) Определять  цель  выполнения  заданий  на  уроке,  во  внеурочной  деятельности,  в  жизненных  ситуациях  под  руководством  учителя.

3) Определять  план  выполнения  заданий  на  уроках,  внеурочной  деятельности  под  руководством  учителя.

4) Использовать в  своей  деятельности  простейшие  приборы  линейку,  треугольник  и.т.д.

2 класс.

1)  Самостоятельно  организовывать  своё  рабочее  место.

2) Следовать  режиму  организации  учебной  и  внеучебной  деятельности.

3) Определять  цель  учебной  деятельности  с  помощью  учителя  и  самостоятельно.

4)  Определять  план  выполнения  заданий  на  уроках ,  внеурочной  деятельности,  жизненных  ситуациях  под  руководством  учителя.

5)  Соотносить  выполненное  задание  с  образцом,  предложенным  учителем.

6)Использовать  на  уроке  простейшие  инструменты  и  более  сложные  приборы (циркуль).

7) Оценка  своего  задания  по  следующим  параметрам:  легко  выполнять;

Возникли  сложности  при  выполнении.

3 класс.

1) Самостоятельно  организовать  своё  рабочее  место  в  соответствии  с  целью  выполнения  заданий.

2) Самостоятельно  определять  важность  или  необходимость  выполнения  различных  заданий  в  учебном  процессе  и  жизненных  ситуациях.

3) Определять  цель  учебной  деятельности  с  помощью,  самостоятельно.

4)Определять  план  выполнения  заданий  на  уроках, внеурочной  деятельности,  жизненных  ситуациях  под  руководством  учителя.

5)  Определять  правильность  выполненного  задания  на  основе  сравнения  с  предыдущими  заданиями, или  на  основе  различных  образцов.

6) Корректировать  выполнение   задания  в  соответствии  с  планом,  условиями  выполнения,   результатом  действий  на  определённом  этапе.

7) Использовать  в  работе  литературу,  инструменты,  приборы.

8) Оценка  своего  задания  по  параметрам,  заранее  представленным.

4 класс

1)  Самостоятельно  формулировать   задание:  определять  его  цель, планировать  алгоритм  его  выполнения,  корректировать  работу  по  ходу  его  выполнения,  самостоятельно  оценивать.

2)Использовать  при  выполнении  задания  различные  средства : справочную  литературу,  ИКТ,  инструменты  и  приборы.

3) Определять  самостоятельно  критерии  оценивания, давать  самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка на тему: "Словообразование. Образование сложных слов". 3 класс

Авторская презентация к уроку русского языка в 3 классе на тему: "Образование сложных слов"...

Реализация деятельностного метода обучения на примере урока русского языка

Данная статья опубликована в сборнике: «Педмастерская – 2013» (из опыта преподавания учителей начальных классов). – Слободской, 2013. – С. 8 – 15. – ББК 74.202.6 (2 Рос – 4 Кир)....

Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК «Начальная школа ХХI века» (на примере уроков русского языка)

Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК «Начальная школа ХХI века» (на примере уроков русского языка)...

Формирование УУД через использование элементов технологии РКМЧП на примере урока русского языка в 3 классе"Корень слова. Однокоренные слова.

Функции начальной школы не только в том, чтобы научить читать, писать, считать, но и в том, чтобы  развивать способности самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации, оцениват...

Формирование регулятивного действия планирования на уроках русского языка в технологии деятельностного метода

В учебно-методических материалах раскрыта актуальность и сущность деятельностного метода Л.Г.Петерсон в условиях реализации деятельностного подхода в обучении. Использование технологии показано н...

Адаптация учебного материала для обучающихся с РАС на примере урока русского языка в 3 классе.

Статья содержит пример адаптации учебного материала к уроку русского языка "Изменение рода имён прилагательных"  в 3 классе для обучающихся с Расстройством аутистического спектра....

Использование ИКТ на уроках в начальной школе на примере урока русского языка

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволи...