Развитие мотивации школьников с особыми возможностями здоровья на примере урока математики 2 класс, тема" Прием вычислений 36-2, 36-20"
методическая разработка по математике (2 класс)

В материале изложены уровни учебной мотивации и  работа по формированию учебных мотивов. На примере проведеннного урока математики во 2 классе по теме «Прием вычислений вида 36-2, 36-20» проанализирован каждый этап урока  с точки зрения развития мотивации школьников с овз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мотивации школьников с особыми возможностями здоровья

            Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР сейчас есть если не в каждом классе, то уж в каждой общеобразовательной школе – это точно. Вот только с ростом количества таких учеников  у педагогов остаётся неизменным вопрос: а как их учить? Ведь  с обычной программой они не справляются…

         Ученые считают, что результат деятельности человека( в том числе и учебной деятельности) на 30 % зависят от интеллекта, и на 70 % - от мотивов.

         Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

           Мотивация -  это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей.  Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.

            Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.  

АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ В МОЁМ  КЛАССЕ

Из 24 человек

Высокая –2 чел(8%), хорошая - 5чел (20%), положительная -7 чел( 29%), низкая- 8чел( 34%), негативная  2 чел(8%).

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

          Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

          Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

           Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель,  ручки,  пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)  

          Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)  

           Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)

   Причины спада школьной мотивации:

-   Умственное развитие ученика.

-   Продуктивность учебной деятельности.

-   Непонимание цели учения.

-    Страх перед школой. 

 -Отношение ученика к учителю.

-   Отношение учителя к ученику.

Работа по формированию мотивов учения

Эмоциональный блок

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: вызвать у учащихся любопытство –причину познавательного  интереса

        Приемы:

        1) создание ситуации успеха,

        2) положительный эмоциональный настрой, создание на уроке атмосферы доверия и сотрудничества,3)яркая и эмоциональная речь учителя;

        4) оценка собственной деятельности и деятельности других;5)вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);

        6) занимательность, необычное начало урока, использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.)  

Мотивационно-целевой блок

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: обучение учащихся осознанию целей учения и их реализации.

        Приёмы:

        1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;

        2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность дом.заданий

        3) выяснение причин ошибок и определение последующих действий;

        4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.                                                                                                                                                                                                                                                          

Познавательный блок

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: формирование умения самостоятельно выделять учебную задачу, овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля

        Приёмы:

        1)работа в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверка, коллективный поиск решения проблемы, оказание  учащимися помощи друг другу, привлечение учащихся к оценочной деятельности

        2) необычная форма преподнесения материала   ,

        3) создание проблемной ситуации;

        4) эвристическая  беседа, , учебная  дискуссия, выделение существенных признаков предметов, классификация, обобщение, моделирование;

        5) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

Я провела урок математики, используя проблемно - деятельностную технологию,   и проанализировала каждый этап урока  с точки зрения развития мотивации школьников с овз.



Предварительный просмотр:

Урок математики во 2 классе по теме «Прием вычислений вида 36-2, 36-20»

Тема урока: Прием вычислений вида 36 - 2, 36 - 20

Цель: научить  приёмам вычисления вида: 36 - 2, 36 - 20; развивать навыки счета; продолжать работу над задачами, работать над развитием внимания, аккуратности, мотивации.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: научатся находить мотивацию к учебной деятельности, проявлять интерес к предмету, развивать внимание, память, мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми,  проявлять самостоятельность, личную ответственность.

Предметные: учащиеся научатся вычитать однозначное число из двузначного,  вычитать круглые десятки из двузначного числа, повторят приём сложения двузначного числа с однозначным, сложения круглого числа к двузначному, научатся выделять особенности задачи, решать их.

Метапредметные: регулятивные: научатся формулировать учебную задачу, контролировать собственную деятельность и деятельность партнера, осуществлять взаимопроверку и взаимоконтроль, корректировать свои действия, внося необходимые изменения в случае расхождения с образцом, оценивать себя, выделяя и осознавая то, что уже усвоено, и что нужно усвоить.

Познавательные: научатся формулировать познавательную цель, выделять необходимую информацию, опираясь на различные источники, анализировать объекты, сравнивать их, самостоятельно создавать способы решения проблемы и алгоритмы деятельности,

Коммуникативные: учащиеся научатся слушать и понимать партнера, взаимно контролировать деятельность друг друга, уважать в общении и сотрудничестве как партнера, так и самого себя, не создавая конфликтов в спорных ситуациях.

Технология: проблемно-деятельностный

Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Организационный момент

- Какой урок у нас сейчас?

- Нужна ли математика в жизни или только в школе? Где в жизни требуются математические знания?

МОТИВАЦИОННО- ЦЕЛЕВОЙ БЛОК- ПРИЁМЫ- ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА

- Что необходимо для работы на уроке?

- Поднимите правую руку. Представьте, что у вас на ладони кусочек солнышка. Прикоснитесь ладонью к своему соседу. Подарите ему кусочек солнышка. Пусть это солнечное настроение не покидает вас весь день.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК

ПРИЁМЫ-ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ, СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ ДОВЕРИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

- Прочитайте хором девиз нашего урока.

- Надеюсь, что и сегодня на уроке,  и после уроков вы не откажете тем, кому потребуется ваша помощь.

- Математика.

 

   

- Учебники, тетради, ручки, линейки, карандаши.

(Дети прикасаются ладонями к соседу по парте)

- Сделал сам – помоги другу!

Организовывать своё рабочее место (регулятивные УУД)

Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности (личностные УУД)

II. Проверка домашнего задания

- Давайте проверим  домашнее задание.

- Вспомните, какие два новых правила мы сформулировали на прошлом уроке? Молодцы.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

ПРИЁМЫ-СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ОЦЕНКУ, БЛАГОДАРНОСТЬ, СЛОВЕСНОЕ ПООЩРЕНИЕ

- Откройте тетради. Объясните, как вы решили примеры с помощью новых правил. Проведем взаимопроверку.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

ПРИЁМЫ- ВЗАИМОПРОВЕРКА, ПРИВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Запишем число, классная работа.

- Единицы складываем с единицами. Десятки складываем с десятками.

(Дети записывают число.)

III. Актуализация  знаний

1. Деление чисел на группы.

2. Представление числа в виде круглых десятков и единиц.

3. Создание моделей чисел.

- Начнём наш урок с устного счёта. Поработаем с числами.

- На какие группы можно разделить эти числа: 56, 4, 13, 98, 2, 9, 20, 97, 8, 50, 36, 70.( карточка)

- Назовите только двузначные числа.

- Как называются числа, подчёркнутые двумя чёрточками.

- Почему?

 

- Продолжим работать с числами. Представьте в виде круглых десятков и единиц числа: 78, 93, 54, 91, 46.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

ПРИЁМ-НЕОБЫЧНАЯ ФОРМА ПРЕПОДНЕСЕНИЯ МАТЕРИАЛА ( ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ)

- А теперь давайте сделаем модели чисел 23, 42, 35.

- В виде чего будем рисовать десятки?

- В виде чего будем рисовать единицы?

- Скажите, сколько десятков и сколько единиц в каждом числе?

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

ПРИЁМЫ- ОБОБЩЕНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ

- На однозначные и двухзначные.

- 56, 13, 98, 20, 97, 50, 36, 70.

- Круглыми десятками.

- В них 0 единиц.

- 78 это 70 и 8, 93 это 90 и 3 и т. д.

- В виде синих треугольников.

- В виде красных кружочков.

(Дети моделируют числа)

- В числе 23 2 десятка и 3 единицы и т. д.

формировать действия исследования, поиска и отбора необходимой информации

(познавательные УУД);

развивать логическое мышление

(познавательные УУД)

уметь аргументировать своё предположение (коммуникативные УУД)

Моделирование (регулятивные УУД)

IV. Самоопределение к деятельности.

1. Создание проблемной ситуации.

2. Фиксация затруднения.

3. Формулировка цели урока.

- Молодцы. С числами вы работать умеете. Давайте посмотрим.  Как вы справитесь с примерами.( на карточке)

- Чем похожи все эти примеры?

- Чем похожи примеры первого столбика?

- Умеем ли мы решать такие примеры?

- Решим их.

- Чем похожи примеры второго столбика?

- Умеем ли мы их решать?

- Решим их.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

ПРИЕМ- СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

- Чем похожи примеры третьего столбика?

- Решали ли мы такие примеры?

- Так, чему же мы сегодня научимся?

- Чем похожи примеры четвёртого столбика?

- Умеем ли мы решать такие примеры?

- Чему ещё научимся?

- Давайте ещё раз повторим, чему мы сегодня научимся.

-Кто попробует найти способ решения данных примеров? Какие знания нам помогут?

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

ПРИЁМЫ- КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ, СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СЛОВЕСНОЕ ПООЩРЕНИЕ. 

- Все они на вычитание.

- Из десятков вычитаем десятки.

- Да.

(Вслух решают примеры первого столбика. )

- Из единиц вычитаем единицы.

- Да.

(Вслух решают примеры второго столбика. )

- Из двузначного числа вычитаем единицы.

- Нет.

- Научимся из двузначного числа вычитать однозначное.

- Из двузначного числа вычитаем круглое двузначное число.

- Нет.

- Научимся из двузначного числа вычитать круглые десятки.

- Сегодня на уроке мы научимся из двузначного числа вычитать однозначное число и круглое двузначное число.

Обобщать, делать выводы (познавательные УУД)

Находить соответствие между заданным примером и изученным правилом (познавательные УУД)

Видеть проблему (познавательные УУД)

Формулировать цели урока (регулятивные УУД)

Определять границы знания и незнания (познавательные УУД)

VI. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

1. Решение примера 36-2.

2. Решение примера 36 – 20

3. Вывод.

- Запишите пример 36-2 в своих тетрадях. Рядом нарисуем его модель.

- В виде чего изобразим десятки?

- В виде чего изобразим единицы?

- Зачеркнём 2 единицы. Откуда мы их вычтем из десятков или из единиц?

- Какой вывод сделаем?

- Кто выйдет к доске и решит пример, используя этот вывод?

- Молодцы. С этим примером нового вида справились. Давайте попробуем решить пример из четвёртого столбика: 36-20.

- Запишем его в тетради. Рядом нарисуем его модель.

- Как вы думаете, что нужно зачеркнуть: треугольники или кружочки?

- Почему?

- Какой вывод сделаем?

- Выйдите к доске и решите пример.

- Какой вывод сделаем, ещё раз посмотрев на эти примеры.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК

ПРИЁМ-ОЦЕНКА СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДРУГИХ

- В виде синих треугольников.

- В виде красных кружочков.

- Из единиц. (Зачёркивают 2 кружочка)

- Единицы вычитаем из единиц.

- 36 – это 30 и 6. Единицы вычитаем из единиц 6-2=4 и ещё 30 получится 34

(На доске:

   36 – 2 = 34

30     6

(Дети рисуют.)

- Треугольники.

- Потому, что 20 это 2 десятка.

- Десятки вычитаем из десятков.

- 36 – это 30 и 6. Десятки вычитаем из десятков 30-20=10и ещё 6 получится 16

(На доске:

   36 – 20 = 16

30     6

- Единицы вычитаем из единиц. Десятки вычитаем из десятков.

Моделирование (регулятивные УУД)

Находить решение проблемы (познавательныеУУД)

Использовать имеющиеся знания (познавательные УУД) 

Уметь аргументировать своё предположение (коммуникативные УУД)

Составлять алгоритм (регулятивные УУД)

VII. Закрепление нового материала.

1. Решение примеров 86-5 и 86-50 с подробным объяснением у доски.

2. Самостоятельное решение примеров 78-6 78-60.

Проверка.

- Сможем ли мы решить оставшиеся примеры, используя новые знания?

- Решим у доски примеры 86-5; 86-50

- Оставшиеся 2 примера решите самостоятельно.

- Давайте проверим, как вы их решили.

- Встаньте те, кто решил верно.

МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

ПРИЁМ-ВЫЯСНЕНИЕ ПРИЧИН ОШИБОК, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК

ПРИЁМ-ОЦЕНКА СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ МНОГОВАРИАНТНЫХ ОТВЕТОВ( ПОЧЕМУ БЫЛО ТРУДНО?)

- Да.

(Учащиеся решают примеры с подробным объяснением:

86 – 5 = 81

80     6

86 – 50 = 36

80     6

(Дети решают примеры)

(Дети подробно объясняют решение примеров:

78 – 6 = 72

70     8

78 – 60 = 18

70     8

(На слайде появляются ответы примеров_

Работать по алгоритму (познавательныеУУД)

Анализировать (познавательные УУД)

Делать выводы (познавательныеУУД)

Организовать свою самостоятельную работу (регулятивные УУД)

VIII. Физкультминутка.

- Молодцы! Потрудились на славу! Давайте немного отдохнём. Я зачитаю примеры. Если в нём выполняем действие с единицами, вы присядете. Если выполняем действие с десятками – встанете, подняв руки вверх.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК

ПРИЁМ-ИГРОВЫЕ ФОРМЫФИЗМИНУТКИ

(Дети выполняют нужное движение)

Уметь реализовывать здоровый образ жизни (личностные УУД)

IX. Работа в парах.

1. Решение примеров.

2. Самопроверка.

- А теперь давайте откроем учебники на с. 59. Прочитаем правило.

- Поработаем в парах. Используя это правило, самостоятельно решите примеры под чертой. Не забывайте про наш девиз «Сделал сам – помоги другу!»

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

ПРИЁМЫ-РАБОТА В ПАРАХ,ГРУППАХ, ОКАЗАНИЕ УЧИТЕЛЕМ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩИ.

- Проверьте со слайда, правильно ли вы решили примеры.

- Встаньте те, кто решил верно все примеры.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

ПРИЁМЫ- СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЫСТАВКУ ЛУЧШИХ РАБОТ, СЛОВЕСНОЕ ПООЩРЕНИЕ.

МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

 ПРИЁМЫ- ВЫЯСНЕНИЕ ПРИЧИН ОШИБОК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ

- Единицы вычитают из единиц. Десятки вычитают из десятков.

(Дети решают примеры, помогая друг другу.

28-3  76-4  59-40  86-60. Если справились оба ученика, поднимают руки, взявшись за руки)

(Самопроверка)

(Дети встают)

Уметь работать с учебником (познавательные УУД)

При парной работе уметь договариваться, отстаивать свою точку зрения, принимать мнение другого.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения  и следовать им

(коммуникативные УУД)

Планировать совместную работу (регулятивные)

X. Закрепление пройденного. 1. Самостоятельное решение задачи.

2. Проверка.

- Молодцы! Я видела, как вы помогали друг другу решать примеры. Надеюсь, что вы поможете и решить задачу № 2.

- Прочитайте задачу, сделайте краткую запись и решите её самостоятельно.

-Кто может составьте выражение к решению данной задачи.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

ПРИЁМЫ- СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ УСЛОЖНЕНИЕ ЗАДАНИЙ

- Встаньте те, у кого в ответе получилось 14 ребят.

- Помогите тем, кто не смог сделать задачу.

В тетрадях:

Мальчиков – 5         ?

Девочек - ? на 4 >

1) 5+4=9(д.)

2) 9+5=14(р.)

    Ответ: 14 ребят

Быть уверенным в себе, уметь рассчитать свои возможности (личностные УУД)

Уметь ставить вопросы (познавательные УУД)

Планировать (регулятивные УУД)

XI. Итог урока. Самооценка.

- Наш урок подходит к концу. Мы сделали очень много. А главное – мы сделали новое открытие. Что нового мы узнали?

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК

ПРИЁМЫ-ОЦЕНКА СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ   МНОГОВАРИАНТНЫХ ОТВЕТОВ(ЧТО ОТКРЫЛИ, ЧТО УЗНАЛИ?)

- А выполняли ли мы девиз нашего урока «Сделал сам – помоги другу!»

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

ПРИЁМЫ-ОКАЗАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ПОМОЩИ ДРУГ ДРУГУ

- Встаньте те, кто помогал сам и кому помогали.

- А теперь оцените себя. Откройте дневники и поставьте себе оценку по математике простым карандашом.

- Мы узнали, что единицы вычитают из единиц, а десятки вычитают из десятков.

- Да.

(Дети встают)

(Дети выставляют себе оценку)

Уметь делать выводы (познавательные УУД)

Самооценка (регулятивные УУД)

Адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, оценивать уровень успешности ( личностные УУД)

XII. Задание на дом.

- Дома выполните примеры №4, на с. 59.

МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

ПРИЁМЫ-ДОЗИРОВАННОСТЬ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

XIII. Рефлексия.

- А теперь, покажите, какое у вас настроение после урока.

- Если вам понравилось на уроке, вы узнали что-то новое, получили удовольствие, поднимите восклицательный знак. Если у вас что-то не получилось, но вы старались и хорошо работали поднимите знак плюс. Если вам было скучно, вы сильно устали – знак минус.

(Дети поднимают карточку с соответствующим знаком)

Характеризовать своё внутреннее эмоциональное состояние (личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние мнемотехники на речевое развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционное воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Оно должно основываться на максимальном использовании возможностей аномального ребенка и постепенной активизации нар...

Развитие мотивации у "слабоуспевающих" детей на примере урока математики

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Создание ситуации успеха выполняет важную роль в со...

Педагогическая поддержка в развитии обучающихся с особыми возможностями здоровья

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет со...

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на базе МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья  с тяжелыми нарушениями речи  при помощи развития мелкой моторики  через реализацию проекта «М...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...

Развитие познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

В статье рассмотрены возможности уроков математики в развитии познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Определены способы и средства развития познавательной...