Мониторинг развития речи
материал на тему
Материал предназначен для выявления уровня развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15775_monitoring_razvitiya_rechi.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг развития речи
учащихся младшего школьного возраста.
Лексический уровень.
1 класс.
1. Замени слово близким по смыслу словом: мороз, огонь, беда, бросать, прыгать, чистый, большой.
2. Замени слово противоположным по смыслу словом: друг, свет, горе, говорить, открывать, радостный, звонкий.
3. Соединить стрелками фразеологизмы и правильные их значения.
4. Объясните пословицы.
Труд человека кормит.
Доброе слово душу греет.
Делу – время, потехе – час.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Лексический уровень.
2 класс.
1. Подбери к словам синонимы: пугливый, прочный, ровный, робкий, скорый, антракт, ломать.
2. Подбери к словам антонимы: встречать, зажигать, разрешать, вспоминать, белеть, будничный, вода.
3. Дописать устойчивые по смыслу словосочетания.
Дождь лил как __________________________.
Дело пошло как _________________________.
Неожиданные гости свалились как ___________________________.
Заменить фразеологизмы словами, сходными по значению:
на свою шею –
сидеть на шее –
сломать шею –
намылить шею –
4. Закончите пословицы.
Любишь кататься, люби и____________________________________.
Ученье свет, а _____________________________________________.
Кашу маслом ______________________________________________.
Слово – не воробей, ________________________________________.
За двумя зайцами погонишься, _______________________________.
Лексический уровень.
3 класс.
1. Подбери к словам синонимы: толковый, шаловливый, ошибочный, секретный, скорбный, мрак, переживать.
2. Подбери к словам антонимы: мякиш, роскошь, мощь, мудрец, сказка, гладкий, цвести.
3. Заменить одним словом:
кожа да кости -___________________ возносить до небес - ______________
хоть глаз выколи - _______________ стреляный воробей - ______________
Ответить фразеологизмами на следующие вопросы.
а) Из чего можно сделать вывод, что у человека не две ноги, а больше? (без задних ног)
б) Из чего можно сделать вывод, что у земли есть своё лицо? (стереть с лица земли)
в) Почему вопросу иногда нездоровится? (больной вопрос)
г) Почему у следов нелады с температурой? (след простыл)
4.Вставьте в пословицы пропущенные окончания.
Хорош соловей голос . . . , а колхоз колос . . . .
Не гордись звани . . . , а гордись знани . . . .
Мы сильны дружб . . . .
Дружба правд . . . крепнет.
Горьк . . . правда лучше сладк . . . лжи.
Лексический уровень.
4 класс.
1. Подбери к словам синонимы: рубеж, трепет, чушь, экипаж, клич, матч, крепыш.
2. Подбери к словам антонимы: удлинить, возвышать, медлить, краснеть, пегалиться, воздушный, проклинание.
3. Написать слова, соответствующие фразеологизмам.
не верить своим ушам - _____________________
перемывать косточки - ______________________
бок о бок - ________________________________
кривить душой - ___________________________
плакаться в жилетку - _______________________
сколько душе угодно - ______________________
брать на карандаш - ________________________
4. Подберите русские пословицы, подходящие по смыслу к данным.
а) И в хорошем огороде есть гнилые тыквы.
___________________________________________________________________
б) Тот не заблудится, кто спрашивает.
___________________________________________________________________
в) Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
___________________________________________________________________
г) Тот, кто не учится, ходит в потёмках.
___________________________________________________________________
Допишите пословицы.
Своя ноша _______________________________________________________
Каждая курица свой _______________________________________________
Смелость ________________________________________________________
А ларчик просто __________________________________________________
У семи нянек дитя _________________________________________________
Грамматический уровень.
1 класс.
1. Составь по картине предложение, состоящее из двух слов, из трёх слов.
2. Прочитай, составь предложение.
Боря, бил, по, саду, ходил, и, в барабан.
Сколько слов в предложении?
3. Ответь на вопросы (к заданию 2).
Кто ходил по саду?
Что у него было?
4. Закончи предложение.
Доктор (что делает?) . . . . Кузнец (что делает?) . . . . Дерево (что делает?) . . . .
Доктор лечит (кого?) . . . . Кузнец куёт (что?) . . . . Дерево растёт (где?) . . . .
Грамматический уровень.
2 класс.
1. Составь по картине предложения.
2. Составь предложение из слов каждой строчки.
Таня, в, деревню, приехала, Огоньки.
У, бабушки, чудесный, Ульяны, огород, был.
Таня, красный, сорвала, помидор, зелёный, и, огурец.
Девочку, бабушка, душистой, угостила, земляникой.
3. Распространи предложения.
Огород засадили ________________________________________
На берегу озера__________________________________________
В музыкальной школе_____________________________________
4. Составь словосочетания.
Смотрит, на, голубь - ______________________________
Побежал, по, дорога-______________________________
У, лесная, опушка - ________________________________
Разноцветный, радуга -____________________________
Грамматический уровень.
3 класс.
1. Составь по картине предложения.
2. Употребите слова в правильном значении. Запишите словосочетания в тетрадь.
Пернатые/перистые хищники.
Пернатые/перистые облака.
Дождливый/дождевой день.
Дождливый/дождевой плащ.
Листовой/лиственный лес.
Листовой/лиственный чай.
Каменный/каменистый уголь.
Каменный/каменистый пляж.
3. Подчеркните правильно написанное слово. Составьте и запишите с этими словами словосочетания.
Дощатый – досковой, комаровый – комариный, ушастый – ухатый, улыбчатый – улыбчивый, глазастый – глазатый, верблюдиный – верблюжий, ослиный – ослячий.
4. Восстановите предложение, определите части речи, выпишите словосочетания.
Тропинка, нас, узкий, берёзовый, к, вывела, роща.
5. Спишите, расставляя знаки препинания.
Жара заставила нас войти в рощу я бросился под высокий куст орешника и лёг на спину вот стройный клён раскинул свои лёгкие ветки тихо шелестят в вышине листья я любуюсь их мирной игрой приятно лежать на спине в лесу волшебными островками проплывают облака кажется, что вы смотрите в море
Грамматический уровень.
4 класс.
1. Составь по картине разные по цели высказывания предложения.
2. Распространи предложения
Хорошо летом встать рано утром и ____________________________________
Приятно нырять и ___________________________________________________
Полезно ___________________________________________________________
Можно ____________________________________________________________
3. К каждой паре слов подбери подходящие имена существительные. Запиши словосочетания.
Прож_вать – прож_вать (в городе, хлеб)
Разв_вается – разв_вается (на ветру, быстро)
Зап_вала – зап_вала (в хоре, лекарство)
Прим_рять – прим_рить (платье, друзей)
4. Составь и напиши словосочетания (сущ. + прил.) по теме «Художница осень».
5. Расставь знаки препинания.
Музыка весны
Снег потемнел струйка серебристых шариков стекала с крыш села и звонко тикала весенняя капель падали остатки хрустальных сосулек
Солнечный луч всюду заводил тихую музыку весны птицы и вода подпевали умылись первыми дождями кусты и деревья под корой берез и кленов тайно двинулся сок наступила ночь легкий мороз охватил землю днем снова была слышна чудная музыка весны
6. Составь предложение с однородными подлежащими, сказуемыми.
Уровень текста.
1 класс.
1. Прочитайте, продолжите рассказ.
Снег идёт.
Мы сидим за столом. За окном большими хлопьями падает снег.
Уровень текста.
2 класс.
1. Запиши части так, чтобы получился связный рассказ.
Спас малыша.
Малыш уже ушел под воду. Но Андрей успел схватить его за ворот, приподнял голову мальчика. Осторожно на спине Андрей поплыл к берегу.
Скоро малыш открыл глаза. За смелость и мужество Андрея Тимофеева наградили медалью.
С обрывистого берега Андрей увидел в воде мальчика. В этом пруду обычно не купались. Значит, случилась беда. Андрей бросился на помощь.
2. Перескажи содержание рассказа (к заданию 1).
Уровень текста.
3 класс.
1. Поставить знаки препинания так, чтобы все встало на свои места.
…кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют…
2. Составь рассказ по теме . . . .
Уровень текста.
4 класс.
1. Вставьте знаки препинания, разделите текст на абзацы, используйте заглавную букву.
идуясружьемполесувижунаполянкемаленькийкотёночекходитхвосткороткиймордочкапучеглазаяглазаглупыесхватилонвротдлиннуюсоломинкуасамупалнаспинуизадниминогамисоломинкуподбрасываетнадоелакотенкусоломинказамухойпогналсяпотомицветоклапойприударилатутшмельпопалсянаглазаподобралсякотеноккшмелюдакакдастзаднейлапойпоромашкенакоторойшмельсиделисбилеголовкоорудуетзаднейногойкакпереднейдомашнийкотеноктакнесумееткотенокнепростойэтобылрысёнок.
(По Е.Чарушину)
2. Составь рассказ по теме . . . , напиши его.
Мониторинг позволяет учителю строить работу по развитию речи .Уровень развития устной речи анализируется на начало каждого учебного года.
Произносительный уровень:
Высокий - хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить выразительно, достаточно грамотно владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее.
Средний - хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, но речь недостаточно выразительная, тихая.
Низкий - плохое выговаривание отдельных звуков, речь невыразительна, не владеет интонациями, логическими ударениями.
Лексический, грамматический уровни, уровень текста:
Высокий – ученик выполнил всё предложенное задание или не ответил на 1 вопрос.
Средний– ученик выполнил половину или больше половины предложенного задания.
Низкий– ученик выполнил меньше половины предложенного задания.
Результаты фиксируются в таблице для прослеживания уровня развития речи.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||||||||||
Произноси-тельный уровень | Лексический уровень | Грамматический уровень | Уровень текста | Произноси-тельный уровень | Лексический уровень | Грамматический уровень | Уровень текста | Произноси-тельный уровень | Лексический уровень | Грамматический уровень | Уровень текста | Произноси-тельный уровень | Лексический уровень | Грамматический уровень | Уровень текста | |
Бажина В. | с | в | в | с | в | в | в | в | в |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса
Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; П...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса
Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...
Мониторинг развития речи уч-ся 3 «В» класса на уроках родного русского языка.
Для изучения эффективности проведения учебного диалога необходим выбор и создание системы диагностики. Как известно, проблема диагностики ...
Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.
Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...
Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....