Планирование внеурочной деятельности "Страна радужного солнышка".
рабочая программа (1 класс) на тему

Лисина Светлана Алексеевна

Планирование внеурочной деятельности предназначено для учителей начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_raduzhnogo_solnyshka.docx51.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № »

города Дзержинска Нижегородской области

                             

                                       

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по курсу «Страна радужного солнышка»

Разработала

Учитель начальных классов

2013 год

Пояснительная записка

                     Программа внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка» носит духовно-нравственное направление,   составлена на основе программы  внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка», автор учитель высшей категории МОУ «Шиморская СОШ», Выксунский район Г.П.Сычева  и сертифицирована НМЭС ГОУ ДПО НИРО  и областным экспертным советом министерства образования Нижегородской области в 2011 году.

                  Сохранить детство здоровым, полноценным, радостным, направить познавательную активность ребенка в нужное русло призвано воспитание, понимаемое, с одной стороны, как процесс целенаправленного поступательного развития личности, основанный на эффективном взаимодействии всех участников образовательного процесса (учитель – ученик – родитель), с другой – как искусство чуткого прикосновения к ребенку, бережного проникновения в его внутреннее «Я». Это искусство помогает, стимулирует его саморазвитие, самоизменение, самовоспитание, самосовершенствование.

                     Роль педагога состоит в том, чтобы раскрыть перед воспитанником многообразие жизненных путей и сформировать готовность ребенка к осознанному выбору, за который в дальнейшем он будет нести ответственность.

                   Проведение отдельных воспитательных мероприятий для решения этих важнейших задач не дает нужного результата – необходимо создание целостной системы воспитательной работы, способной обеспечить максимально благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывающей интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.

                       Многолетние поиски, изучение педагогической литературы, проверка теоретических положений в практической деятельности позволили создать воспитательную систему класса на основе программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка».

                       Основная идея данной программы заключается в создании в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к самореализации, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития, самоизменения, самовоспитания, самосовершенствования.

                      В программе отражены идеи В.А Караковского о приоритетных фундаментальных ценностях, а именно:

- человек – абсолютная ценность;

- мир человека – это взаимодействие людей;

- семья – структурная начальная единица общества;

- труд – основа человеческого бытия;

- знания – результат творческого труда;

- культура – богатство человечества, высшее проявление творческих сил и способностей личности;

- отечество – единственно уникальная для каждого Родина;

- Земля – общий дом человечества;

- мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами  и главное условие существования Земли, человеческой цивилизации.

                     Выбор названия программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка» не случаен. Солнце – источник света и жизни ни нашей планете, силы и роста всего живого на ней, и потому испокон веков оно является для людей символом света и добра. Только в таком солнечном жизненном пространстве и может раскрыться личность ребенка.

Принципы и подходы:

- деятельностный;

- сотрудничество участников образовательного процесса ученик – учитель – родители;

- единство требований семьи и школы;

- гуманизация;

- демократизация;

- индивидуализация образовательного процесса;

- духовно-нравственный подход к отбору содержания программы.

                       Цвета радужных лучей солнышка символизируют основные направления работы по программе:

- красный – Отечество;

- оранжевый – Человек;

- желтый – Мир человека;

- зеленый – Труд;

- голубой – Земля и мир;

- синий – Культура;

- фиолетовый – Знания.

Сроки реализации программы.

                      Программа рассчитана на четыре года обучения в начальной школе и основывается на теории развития способностей младшего школьника.

I этап – изучение потребностей и интересов родителей, учащихся(1 класс). Создание условий для развития интереса к получению знаний.

II этап – гармонизация межличностных отношений детей, формирование классного коллектива         (2 класс). Развитие действий, позволяющих сделать учение осмысленным, научиться увязывать его с реальными жизненными целями и ситуациями.

III этап -   изучение возможностей дальнейшего продвижения учащихся на пути собственного развития, коррекция их поведения и взаимоотношений в различных ситуациях (3 класс). Формирование умения эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, привить умение и готовность вести диалог.

IV этап –  выработка правил, определяющих отношение учащихся друг к другу и к окружающим (4 класс). Развитие умения управлять собственной познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля и коррекции своих действий и оценки их успешности.

Цель программы:

                                  создание условий для приобретения ребенком духовно-нравственного опыта, воспитание у него ответственности, активной жизненной позиции и гуманного отношения к окружающему миру.

Задачи:

 - способствовать формированию у детей позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; чувства сопричастности к истории и судьбе своей Родины; активной гражданской позиции и гуманного отношения к окружающему миру;

- поддерживать создание собственной среды ребенка в соответствии с этическими, эстетическими, нравственными и культурными критериями, условий для воспитания чуткости и способности видеть прекрасное;

- пробудить стремление к здоровому образу жизни, осознания здоровья как одной из главных жизненных ценностей;

- развить потребность в саморазвитии, самосовершенствовании и способность к становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащихся, их творческих возможностей.

Путь к достижению ценностных ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное самоопределение посредством осознания и принятия определенных ценностей.

Краткие сведения о коллективе:

- статус – общеобразовательный, вид группы – экспериментальный;

- постоянный состав группы;

 - свободный набор детей;

- количество обучающихся – 27 человек, из них 2005 г.р. – 2человека, 2006г.р. – 24 человека, 2007г.р. – 1человек

 - вес обучающиеся из одного класса;

 - занятия проводятся один раз в неделю – 33 часа в год (1 класс) и 34 часа (2-4 классы), из них  4 -8 часов отводится на интеллектуальные игры.

Принципы и подходы:

- гуманистический стиль общения и взаимодействия;

- уважительное отношение семьи и классного руководителя к детям и друг другу;

- постоянное совершенствование психолого-педагогического уровня общения.

Формы организации деятельности младших школьников:

- конкурсы, направленные на выявление уровня читательских умений, участие в муниципальных олимпиадах (4-й класс), интернет-конкурсах (2 – 4 классы),

-  интеллектуальные марафоны, интеллектуальные бои;

- тренинги интеллектуальных умений, организуемые психологом школы;
- занятия с логопедом.

Ценностные установки реализации программы:

- воспитание доверием, заботой, уважением;

- воспитание ответственностью;

- воспитание творчеством;

- воспитание через здравомыслие;

- воспитание готовности к принятию нравственных, гражданских, правовых, экологических решений;

- воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.

Календарно – тематическое планирование программы «Страна радужного солнышка»

Класс: 1

Количество часов в год: 33, в неделю:1

№п\п

Раздел, тема

Кол-во часов по теме

Дата

Всего

Теория

практика

Отечество. «Моя Родина – Россия!»

5

2

3

02.09

1

Экскурсия в парк

1

09.09

2

Осенины. Праздник

1

16.09

3

Праздник “Здравствуй, школа!”

1

23.09

4

Кто я? Какой я?

1

30.09

5

Я-дома, я-в школе, я-среди друзей

1

07.10

Человек.  «Я – Личность»

5

4

1

6

День личности в классе

1

14.10

7

Я и компания

1

21.10

8

Личностные (гражданские) права

1

28.10

9

Смысл нашей жизни

1

11.11

10

Азбука этикета: я – ученик.

1

18.11

Все сумею, все смогу

5

5

11

Работа со сказкой. Сказка  «Про Колю»                  (Н. Селезнева)

1

25.11

12

Выпуск буклета «Нет наркотикам!»

1

02.12

13

Театрализованное представление «Театр здоровья»

1

09.12

14

Конкурс рисунков «Веселые овощи»

1

16.12

15

Конкурс агитационных плакатов «ЗОЖ – это модно!»

1

23.12

В мире мудрости и ума

5

3

2

16

Любимая школа - чистая школа

1

11.01

17

Содержи в порядке книжки и тетрадки

1

18.01

18

Как трудится моя семья

1

25.01

19

Мои любимые уроки

1

01.02

20

Кто лучше считает?

1

Труд «Путь к профессии». Мир человека «В мире людей»

5

3

2

21

Загадки про профессии

1

22

Пословицы о труде

1

23

День карьеры        

1

10.03

24

Пословицы народов мира

1

17.03

25

Все работы хороши, выбирай на вкус…

1

31.03

Земля и мир. «Мир в нас – мир вокруг нас»

5

5

26

Исследовательская экспедиция «Самовар»

1

1

07.04

27

Туристическая экспедиция «Удивительное рядом»

2

1

14.04

28

Акция «Сделаем мир прекраснее»

3

1

21.04

29

Составление семейных альбомов «История моей семьи с судьбой России тесно связана»

4

1

28.04

30

Вечер вопросов и ответов

5

1

05.05

Здоровье. «Мир спорта и здоровья»

3

3

31

День здоровья. Поход в парк.

1

12.05

32

Спортивная игра « Папа, мама, я – спортивная семья».

1

19.05

33

Спорт и здоровье. Игра

1

19.05

Календарно – тематическое планирование программы

Класс: 2

Количество часов в год: 34, в неделю:1

№п\п

Раздел, тема

Кол-во часов по теме

Дата

Всего

Теория

практика

Отечество. «Моя Родина – Россия!»

5

3

2

1

Экскурсия в парк

1

2

Я среди людей, люди вокруг меня

1

3

Внутришкольная акция “Забота”

1

4

Азбука нравственности

1

5

Обычаи и традиции моей страны

1

Человек.  «Я – Личность»

5

4

1

6

Мои друзья. Другу помогай везде

1

7

 Работа в группе. Подарок другу.

1

8

Режим дня. Подвижные игры. Спорт и организм ребёнка

1

9

 Азбука этикета: вежливые слова; как нужно ходить друг к другу в гости.

1

10

Я – ученик, мы - одноклассники.

1

Все сумею, все смогу

5

1

4

11

Беседы медработников по группам  «Твое здоровье»

1

12

Выпуск санитарного бюллетеня «Табак и верзилу сведет в могилу»

1

13

Экскурсия в музей

1

14

Литературный бал

1

15

Фотовыставка «Сказка леса»

1

В мире мудрости и ума

5

1

4

16

Книжкина больница

1

17

Данила - мастер

1

18

Операция "Чистюлька"

1

19

Праздник первой отметки

1

20

Лингвистический кросс

1

Труд «Путь к профессии». Мир человека «В мире людей»

5

2

3

21

Военные профессии

1

22

День карьеры        

1

23

Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся

1

24

Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения.

1

25

Все работы хороши, выбирай на вкус…

1

Земля и мир. «Мир в нас – мир вокруг нас»

5

5

26

Исследовательская экспедиция «Рукоделие наших бабушек»

1

27

Туристическая экспедиция «Удивительное рядом»

1

28

Акция «Сделаем мир прекраснее»

1

29

Составление семейных альбомов «История моей семьи с судьбой России тесно связана»

1

30

Вечер вопросов и ответов

1

Здоровье. «Мир спорта и здоровья»

4

1

3

31

День здоровья. Поход в парк.

1

32

Игра с элементами спортивного ориентирования "Лесные штурманы»

1

33

Правила безопасности дорожного движения

1

34

Поход в парк. Игры.

1

Календарно – тематическое планирование программы

Класс: 3

Количество часов в год: 34, в неделю:1

№п\п

Раздел, тема

Кол-во часов по теме

Дата

Всего

Теория

практика

Отечество. «Моя Родина – Россия!»

5

3

2

1

Экскурсия в парк

1

2

Люди, достойные подражания”.

1

3

“Мои права”.

1

4

“Я -гражданин России”

1

5

Проведение конкурса рисунков на тему “Сердцу милая Родина”.

1

Человек.  «Я – Личность»

5

4

1

6

Традиции класса. Что значит быть лидером? Как подобрать команду?

1

7

Здоровье человека. В чём заключается ответственность человека за своё здоровье. Что такое здоровый образ жизни.

1

8

Азбука этикета: основы делового общения

1

9

Права гражданина. Обязанности горожанина.

1

10

Подарок коллективу.

1

Все сумею, все смогу

5

5

11

Посещение театра

1

12

Конкурс талантов

1

13

Экскурсия в музей

1

14

Литературный бал

1

15

Фотовыставка «Сказка леса»

1

В мире мудрости и ума

5

1

4

16

Образ лицеиста

1

17

Олимпиада по русскому языку

1

18

Математическая олимпиада

1

19

Литературная викторина

1

20

Я - исследователь

1

Труд «Путь к профессии». Мир человека «В мире людей»

5

2

3

21

Фотовыставка «В мире профессий»

1

22

День карьеры        

1

23

Информационные технологии

1

24

Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся

1

25

Все работы хороши, выбирай на вкус…

1

Земля и мир. «Мир в нас – мир вокруг нас»

5

5

26

Исследовательская экспедиция «Старинная кухня»

1

27

Туристическая экспедиция «Удивительное рядом»

1

28

Акция «Сделаем мир прекраснее»

1

29

Составление семейных альбомов «История моей семьи с судьбой России тесно связана»

1

30

Вечер вопросов и ответов

1

Здоровье. «Мир спорта и здоровья»

4

4

31

День здоровья. Поход в парк.

1

32

Игра — путешествие.  Дорога к доброму здоровью

1

33

Игра «Путешествие по лесу»

1

34

Поход в парк. Игры.

1

Календарно – тематическое планирование программы

Класс: 4

Количество часов в год: 34, в неделю:1

№п\п

Раздел, тема

Кол-во часов по теме

Дата

Всего

Теория

практика

Отечество. «Моя Родина – Россия!»

5

3

2

1

Экскурсия в парк

1

2

Викторина.  Знаю ли я географию свой страны?

1

3

Откуда пришла матрешка?

1

4

Почему березка – символ России?

1

5

Как на Руси осень встречают?

1

Человек.  «Я – Личность»

5

4

1

6

Традиции школы. Учителя. Выпускники школы.

1

7

Воспитанный человек - это ... Азбука этикета: как составить о себе приятное впечатление.

1

8

Что такое вредные привычки? Как отказаться от плохих предложений?

1

9

Национальные традиции и дружба между народами. Конституция Российской Федерации.

1

10

Подарок классу.

1

Все сумею, все смогу

5

5

11

Посещение театра

1

12

Посещение  выставок

1

13

Экскурсия в музей

1

14

Литературный бал

1

15

Фотовыставка «Сказка леса»

1

В мире мудрости и ума

5

1

4

16

Порядок в труде - порядок в знаниях

1

17

Предметные олимпиады

1

18

Интеллектуально - творческий марафон

1

19

Фестиваль Знаний и творчества

1

20

Школьный двор - лучший двор

1

Труд «Путь к профессии». Мир человека «В мире людей»

5

2

3

21

Фотовыставка «Профессии наших родителей»

1

22

День карьеры        

1

23

Строительство и архитектура

1

24

Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся

1

25

Все работы хороши, выбирай на вкус…

1

Земля и мир. «Мир в нас – мир вокруг нас»

5

5

26

Исследовательская экспедиция «Лоскутное шитье»

1

27

Туристическая экспедиция «Удивительное рядом»

1

28

Акция «Сделаем мир прекраснее»

1

29

Презентация семейных альбомов «История моей семьи с судьбой России тесно связана»

1

30

Вечер вопросов и ответов

1

Здоровье. «Мир спорта и здоровья»

4

4

31

День здоровья. Поход в парк.

1

32

Игра-путешествие. Восхождение на гору Спортивная

1

33

Путешествие в страну Здоровья

1

34

Поход в парк. Игры.

1

Ожидаемые результаты реализации программы

Определение результативности реализации программы духовно-нравственного становления личности младшего школьника осуществляется в соответствии с критериями трех уровней.

Результаты первого уровня – усвоение младшими школьниками социальных знаний и базовых нравственных ценностей:

- обучающиеся имеют представление о духовно-нравственных ценностях;

- получают представление о Родине, обществе, семье как ячейке общества;

-  проявляют интерес к познанию истории и традиций своей Родины – Россиии, малой родины, семьи;

- имеют представления о различных социальных ролях человека в обществе;

- знают особенности проявлений важнейших нравственных качеств человека (патриотизм, трудолюбие, честность, совестливость, доброта, уважение к людям, ответственность и др.);

- имеют представления о правилах культуры поведения.

Результаты второго уровня – приобретение опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества в процессе контролируемой деятельности:

- младшие школьники обладают позитивным отношением к нравственным ценностям, объективно оценивают свои поступки и поступки других людей;

- приобретают ценностное  отношение к социальной реальности под руководством и контролем взрослых в семье, школе, социуме, природе;

- руководствуются в своем поведении нравственно-ценностными нормами;

- осознают себя значимой частичкой своей семьи;

- осваивают (проигрывают) разные социальные и семейные роли;

- приобретают навыки культуры поведения в общественных местах и опыт общения с различными людьми;

- участвуют в творческой, учебной, внеурочной деятельности.

Литература:

1. Амонашвили, Ш. А. «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры» / Ш. А. Амонашвили. – М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2006

2. Гуткина, Л. Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе / Л. Д. Гуткина – М. : Центр «Педагогический поиск», 2002

3. Гордин, Л. Ю. Организация классного коллектива / Л. Ю. Гордин – М. : Просвещение, 1984

4. Дереклеева, Н. И. Родительские собрания. (1 – 4 кл.) / Н. И. Дереклеева. – М., 2004

5. Дереклеева, Н. И.  Справочник классного руководителя. (1 – 4 кл.) / Н. И. Дереклеева. – М., 2003

6. Иванов, А. В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитие его педагогической культуры / А. В. Иванов. – М., 2005

7. Кузнецова, Л. В. Воспитательная работа в школе / Л. В. Кузнецова. – М. : Школьная перса, 2002

8. Кульневич, С. В. Воспитательная работа в школе / С. В. Кульневич. – Ростов-на-Дону : ТЦ «Учитель», 2001

9. Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии / В. Ю. Питюков. – М., 1997

10. Саляхова, Л. И. Настольная книга классного руководителя / Л. И. Саляхова. – М. : глобус, 2007

11. Семенов, Г. С. Организация воспитательной работы в школе / Г. С. Семенов. – М. : Школьная пресса, 2002

12. Сергеева, В. П. Классный руководитель в современной школе / В. П. Сергеева. – М., 2001

13. Созонов, В. П. Организация воспитательной работы в классе / В. П. Созонов. – М. : Педагогический поиск, 2000

14. Сухомлинский, В. А. Хрестоматия по этике / В. А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1990

15. Щуркова, Н. Е. Классное руководство : рабочие диагностики / Н. Е. Щуркова. – М., 2001

16. Шилина, З. М. Классный руководитель: искусство воспитания / З. М. Шилина. – М., 1997  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование внеурочной деятельности , кружок " Шахматная школа" 1- 4 кл.

Так я составила тематическое планирование кружка "Шахматная школа ".Внем показаны перспективы на 4 года, и дано планирование занятий на 1 класс. и тематическое планировнаие кружка " в мире матема...

Особенности планирования внеурочной деятельности по кубановедению в системе работы классного руководителя.

В нашей школе п.Кучугуры проводится большая работа по охране природы и экологическому воспитанию школьников.Ежегодно проводятся акции «Чистый школьный двор», «Чистый посёлок», «Чистые берега», «...

программа внеурочной деятельности "Радужный мир" по изобразительному искусству

Программа написана в рамках реализации ФГОС в 1-3 классах. Программа модифицированная, разработана по материалам интернет....

Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности

  Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...

Календарно-тематическое планирование 2 класс "Радужный английский" О.В. Афанасьева, И.В. Михеева с региональным компонентом.

Календарно-тематическое планирование 2 класс "Радужный английский" О.В. Афанасьева, И.В. Михеева с региональным компонентом...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование, 4 класс "Радужный английский"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование, 4 класс "Радужный английский"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Радужный мир» (художественно-эстетическое направление) 1 «Б» класс

Наименование: программа внеурочной деятельности «Разноцветный мир» (художественно-эстетическое направление)Класс: 1  «Б» Учитель:       ...