Планирование внеурочной деятельности "Страна радужного солнышка".
рабочая программа (1 класс) на тему
Планирование внеурочной деятельности предназначено для учителей начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strana_raduzhnogo_solnyshka.docx | 51.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № »
города Дзержинска Нижегородской области
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по курсу «Страна радужного солнышка»
Разработала
Учитель начальных классов
2013 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка» носит духовно-нравственное направление, составлена на основе программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка», автор учитель высшей категории МОУ «Шиморская СОШ», Выксунский район Г.П.Сычева и сертифицирована НМЭС ГОУ ДПО НИРО и областным экспертным советом министерства образования Нижегородской области в 2011 году.
Сохранить детство здоровым, полноценным, радостным, направить познавательную активность ребенка в нужное русло призвано воспитание, понимаемое, с одной стороны, как процесс целенаправленного поступательного развития личности, основанный на эффективном взаимодействии всех участников образовательного процесса (учитель – ученик – родитель), с другой – как искусство чуткого прикосновения к ребенку, бережного проникновения в его внутреннее «Я». Это искусство помогает, стимулирует его саморазвитие, самоизменение, самовоспитание, самосовершенствование.
Роль педагога состоит в том, чтобы раскрыть перед воспитанником многообразие жизненных путей и сформировать готовность ребенка к осознанному выбору, за который в дальнейшем он будет нести ответственность.
Проведение отдельных воспитательных мероприятий для решения этих важнейших задач не дает нужного результата – необходимо создание целостной системы воспитательной работы, способной обеспечить максимально благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывающей интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.
Многолетние поиски, изучение педагогической литературы, проверка теоретических положений в практической деятельности позволили создать воспитательную систему класса на основе программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка».
Основная идея данной программы заключается в создании в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к самореализации, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития, самоизменения, самовоспитания, самосовершенствования.
В программе отражены идеи В.А Караковского о приоритетных фундаментальных ценностях, а именно:
- человек – абсолютная ценность;
- мир человека – это взаимодействие людей;
- семья – структурная начальная единица общества;
- труд – основа человеческого бытия;
- знания – результат творческого труда;
- культура – богатство человечества, высшее проявление творческих сил и способностей личности;
- отечество – единственно уникальная для каждого Родина;
- Земля – общий дом человечества;
- мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами и главное условие существования Земли, человеческой цивилизации.
Выбор названия программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка» не случаен. Солнце – источник света и жизни ни нашей планете, силы и роста всего живого на ней, и потому испокон веков оно является для людей символом света и добра. Только в таком солнечном жизненном пространстве и может раскрыться личность ребенка.
Принципы и подходы:
- деятельностный;
- сотрудничество участников образовательного процесса ученик – учитель – родители;
- единство требований семьи и школы;
- гуманизация;
- демократизация;
- индивидуализация образовательного процесса;
- духовно-нравственный подход к отбору содержания программы.
Цвета радужных лучей солнышка символизируют основные направления работы по программе:
- красный – Отечество;
- оранжевый – Человек;
- желтый – Мир человека;
- зеленый – Труд;
- голубой – Земля и мир;
- синий – Культура;
- фиолетовый – Знания.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на четыре года обучения в начальной школе и основывается на теории развития способностей младшего школьника.
I этап – изучение потребностей и интересов родителей, учащихся(1 класс). Создание условий для развития интереса к получению знаний.
II этап – гармонизация межличностных отношений детей, формирование классного коллектива (2 класс). Развитие действий, позволяющих сделать учение осмысленным, научиться увязывать его с реальными жизненными целями и ситуациями.
III этап - изучение возможностей дальнейшего продвижения учащихся на пути собственного развития, коррекция их поведения и взаимоотношений в различных ситуациях (3 класс). Формирование умения эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, привить умение и готовность вести диалог.
IV этап – выработка правил, определяющих отношение учащихся друг к другу и к окружающим (4 класс). Развитие умения управлять собственной познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля и коррекции своих действий и оценки их успешности.
Цель программы:
создание условий для приобретения ребенком духовно-нравственного опыта, воспитание у него ответственности, активной жизненной позиции и гуманного отношения к окружающему миру.
Задачи:
- способствовать формированию у детей позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; чувства сопричастности к истории и судьбе своей Родины; активной гражданской позиции и гуманного отношения к окружающему миру;
- поддерживать создание собственной среды ребенка в соответствии с этическими, эстетическими, нравственными и культурными критериями, условий для воспитания чуткости и способности видеть прекрасное;
- пробудить стремление к здоровому образу жизни, осознания здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
- развить потребность в саморазвитии, самосовершенствовании и способность к становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащихся, их творческих возможностей.
Путь к достижению ценностных ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное самоопределение посредством осознания и принятия определенных ценностей.
Краткие сведения о коллективе:
- статус – общеобразовательный, вид группы – экспериментальный;
- постоянный состав группы;
- свободный набор детей;
- количество обучающихся – 27 человек, из них 2005 г.р. – 2человека, 2006г.р. – 24 человека, 2007г.р. – 1человек
- вес обучающиеся из одного класса;
- занятия проводятся один раз в неделю – 33 часа в год (1 класс) и 34 часа (2-4 классы), из них 4 -8 часов отводится на интеллектуальные игры.
Принципы и подходы:
- гуманистический стиль общения и взаимодействия;
- уважительное отношение семьи и классного руководителя к детям и друг другу;
- постоянное совершенствование психолого-педагогического уровня общения.
Формы организации деятельности младших школьников:
- конкурсы, направленные на выявление уровня читательских умений, участие в муниципальных олимпиадах (4-й класс), интернет-конкурсах (2 – 4 классы),
- интеллектуальные марафоны, интеллектуальные бои;
- тренинги интеллектуальных умений, организуемые психологом школы;
- занятия с логопедом.
Ценностные установки реализации программы:
- воспитание доверием, заботой, уважением;
- воспитание ответственностью;
- воспитание творчеством;
- воспитание через здравомыслие;
- воспитание готовности к принятию нравственных, гражданских, правовых, экологических решений;
- воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.
Календарно – тематическое планирование программы «Страна радужного солнышка»
Класс: 1
Количество часов в год: 33, в неделю:1
№п\п | Раздел, тема | Кол-во часов по теме | Дата | ||
Всего | Теория | практика | |||
Отечество. «Моя Родина – Россия!» | 5 | 2 | 3 | 02.09 | |
1 | Экскурсия в парк | 1 | 09.09 | ||
2 | Осенины. Праздник | 1 | 16.09 | ||
3 | Праздник “Здравствуй, школа!” | 1 | 23.09 | ||
4 | Кто я? Какой я? | 1 | 30.09 | ||
5 | Я-дома, я-в школе, я-среди друзей | 1 | 07.10 | ||
Человек. «Я – Личность» | 5 | 4 | 1 | ||
6 | День личности в классе | 1 | 14.10 | ||
7 | Я и компания | 1 | 21.10 | ||
8 | Личностные (гражданские) права | 1 | 28.10 | ||
9 | Смысл нашей жизни | 1 | 11.11 | ||
10 | Азбука этикета: я – ученик. | 1 | 18.11 | ||
Все сумею, все смогу | 5 | 5 | |||
11 | Работа со сказкой. Сказка «Про Колю» (Н. Селезнева) | 1 | 25.11 | ||
12 | Выпуск буклета «Нет наркотикам!» | 1 | 02.12 | ||
13 | Театрализованное представление «Театр здоровья» | 1 | 09.12 | ||
14 | Конкурс рисунков «Веселые овощи» | 1 | 16.12 | ||
15 | Конкурс агитационных плакатов «ЗОЖ – это модно!» | 1 | 23.12 | ||
В мире мудрости и ума | 5 | 3 | 2 | ||
16 | Любимая школа - чистая школа | 1 | 11.01 | ||
17 | Содержи в порядке книжки и тетрадки | 1 | 18.01 | ||
18 | Как трудится моя семья | 1 | 25.01 | ||
19 | Мои любимые уроки | 1 | 01.02 | ||
20 | Кто лучше считает? | 1 | |||
Труд «Путь к профессии». Мир человека «В мире людей» | 5 | 3 | 2 | ||
21 | Загадки про профессии | 1 | |||
22 | Пословицы о труде | 1 | |||
23 | День карьеры | 1 | 10.03 | ||
24 | Пословицы народов мира | 1 | 17.03 | ||
25 | Все работы хороши, выбирай на вкус… | 1 | 31.03 | ||
Земля и мир. «Мир в нас – мир вокруг нас» | 5 | 5 | |||
26 | Исследовательская экспедиция «Самовар» | 1 | 1 | 07.04 | |
27 | Туристическая экспедиция «Удивительное рядом» | 2 | 1 | 14.04 | |
28 | Акция «Сделаем мир прекраснее» | 3 | 1 | 21.04 | |
29 | Составление семейных альбомов «История моей семьи с судьбой России тесно связана» | 4 | 1 | 28.04 | |
30 | Вечер вопросов и ответов | 5 | 1 | 05.05 | |
Здоровье. «Мир спорта и здоровья» | 3 | 3 | |||
31 | День здоровья. Поход в парк. | 1 | 12.05 | ||
32 | Спортивная игра « Папа, мама, я – спортивная семья». | 1 | 19.05 | ||
33 | Спорт и здоровье. Игра | 1 | 19.05 |
Календарно – тематическое планирование программы
Класс: 2
Количество часов в год: 34, в неделю:1
№п\п | Раздел, тема | Кол-во часов по теме | Дата | ||
Всего | Теория | практика | |||
Отечество. «Моя Родина – Россия!» | 5 | 3 | 2 | ||
1 | Экскурсия в парк | 1 | |||
2 | Я среди людей, люди вокруг меня | 1 | |||
3 | Внутришкольная акция “Забота” | 1 | |||
4 | Азбука нравственности | 1 | |||
5 | Обычаи и традиции моей страны | 1 | |||
Человек. «Я – Личность» | 5 | 4 | 1 | ||
6 | Мои друзья. Другу помогай везде | 1 | |||
7 | Работа в группе. Подарок другу. | 1 | |||
8 | Режим дня. Подвижные игры. Спорт и организм ребёнка | 1 | |||
9 | Азбука этикета: вежливые слова; как нужно ходить друг к другу в гости. | 1 | |||
10 | Я – ученик, мы - одноклассники. | 1 | |||
Все сумею, все смогу | 5 | 1 | 4 | ||
11 | Беседы медработников по группам «Твое здоровье» | 1 | |||
12 | Выпуск санитарного бюллетеня «Табак и верзилу сведет в могилу» | 1 | |||
13 | Экскурсия в музей | 1 | |||
14 | Литературный бал | 1 | |||
15 | Фотовыставка «Сказка леса» | 1 | |||
В мире мудрости и ума | 5 | 1 | 4 | ||
16 | Книжкина больница | 1 | |||
17 | Данила - мастер | 1 | |||
18 | Операция "Чистюлька" | 1 | |||
19 | Праздник первой отметки | 1 | |||
20 | Лингвистический кросс | 1 | |||
Труд «Путь к профессии». Мир человека «В мире людей» | 5 | 2 | 3 | ||
21 | Военные профессии | 1 | |||
22 | День карьеры | 1 | |||
23 | Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся | 1 | |||
24 | Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения. | 1 | |||
25 | Все работы хороши, выбирай на вкус… | 1 | |||
Земля и мир. «Мир в нас – мир вокруг нас» | 5 | 5 | |||
26 | Исследовательская экспедиция «Рукоделие наших бабушек» | 1 | |||
27 | Туристическая экспедиция «Удивительное рядом» | 1 | |||
28 | Акция «Сделаем мир прекраснее» | 1 | |||
29 | Составление семейных альбомов «История моей семьи с судьбой России тесно связана» | 1 | |||
30 | Вечер вопросов и ответов | 1 | |||
Здоровье. «Мир спорта и здоровья» | 4 | 1 | 3 | ||
31 | День здоровья. Поход в парк. | 1 | |||
32 | Игра с элементами спортивного ориентирования "Лесные штурманы» | 1 | |||
33 | Правила безопасности дорожного движения | 1 | |||
34 | Поход в парк. Игры. | 1 |
Календарно – тематическое планирование программы
Класс: 3
Количество часов в год: 34, в неделю:1
№п\п | Раздел, тема | Кол-во часов по теме | Дата | ||
Всего | Теория | практика | |||
Отечество. «Моя Родина – Россия!» | 5 | 3 | 2 | ||
1 | Экскурсия в парк | 1 | |||
2 | Люди, достойные подражания”. | 1 | |||
3 | “Мои права”. | 1 | |||
4 | “Я -гражданин России” | 1 | |||
5 | Проведение конкурса рисунков на тему “Сердцу милая Родина”. | 1 | |||
Человек. «Я – Личность» | 5 | 4 | 1 | ||
6 | Традиции класса. Что значит быть лидером? Как подобрать команду? | 1 | |||
7 | Здоровье человека. В чём заключается ответственность человека за своё здоровье. Что такое здоровый образ жизни. | 1 | |||
8 | Азбука этикета: основы делового общения | 1 | |||
9 | Права гражданина. Обязанности горожанина. | 1 | |||
10 | Подарок коллективу. | 1 | |||
Все сумею, все смогу | 5 | 5 | |||
11 | Посещение театра | 1 | |||
12 | Конкурс талантов | 1 | |||
13 | Экскурсия в музей | 1 | |||
14 | Литературный бал | 1 | |||
15 | Фотовыставка «Сказка леса» | 1 | |||
В мире мудрости и ума | 5 | 1 | 4 | ||
16 | Образ лицеиста | 1 | |||
17 | Олимпиада по русскому языку | 1 | |||
18 | Математическая олимпиада | 1 | |||
19 | Литературная викторина | 1 | |||
20 | Я - исследователь | 1 | |||
Труд «Путь к профессии». Мир человека «В мире людей» | 5 | 2 | 3 | ||
21 | Фотовыставка «В мире профессий» | 1 | |||
22 | День карьеры | 1 | |||
23 | Информационные технологии | 1 | |||
24 | Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся | 1 | |||
25 | Все работы хороши, выбирай на вкус… | 1 | |||
Земля и мир. «Мир в нас – мир вокруг нас» | 5 | 5 | |||
26 | Исследовательская экспедиция «Старинная кухня» | 1 | |||
27 | Туристическая экспедиция «Удивительное рядом» | 1 | |||
28 | Акция «Сделаем мир прекраснее» | 1 | |||
29 | Составление семейных альбомов «История моей семьи с судьбой России тесно связана» | 1 | |||
30 | Вечер вопросов и ответов | 1 | |||
Здоровье. «Мир спорта и здоровья» | 4 | 4 | |||
31 | День здоровья. Поход в парк. | 1 | |||
32 | Игра — путешествие. Дорога к доброму здоровью | 1 | |||
33 | Игра «Путешествие по лесу» | 1 | |||
34 | Поход в парк. Игры. | 1 |
Календарно – тематическое планирование программы
Класс: 4
Количество часов в год: 34, в неделю:1
№п\п | Раздел, тема | Кол-во часов по теме | Дата | ||
Всего | Теория | практика | |||
Отечество. «Моя Родина – Россия!» | 5 | 3 | 2 | ||
1 | Экскурсия в парк | 1 | |||
2 | Викторина. Знаю ли я географию свой страны? | 1 | |||
3 | Откуда пришла матрешка? | 1 | |||
4 | Почему березка – символ России? | 1 | |||
5 | Как на Руси осень встречают? | 1 | |||
Человек. «Я – Личность» | 5 | 4 | 1 | ||
6 | Традиции школы. Учителя. Выпускники школы. | 1 | |||
7 | Воспитанный человек - это ... Азбука этикета: как составить о себе приятное впечатление. | 1 | |||
8 | Что такое вредные привычки? Как отказаться от плохих предложений? | 1 | |||
9 | Национальные традиции и дружба между народами. Конституция Российской Федерации. | 1 | |||
10 | Подарок классу. | 1 | |||
Все сумею, все смогу | 5 | 5 | |||
11 | Посещение театра | 1 | |||
12 | Посещение выставок | 1 | |||
13 | Экскурсия в музей | 1 | |||
14 | Литературный бал | 1 | |||
15 | Фотовыставка «Сказка леса» | 1 | |||
В мире мудрости и ума | 5 | 1 | 4 | ||
16 | Порядок в труде - порядок в знаниях | 1 | |||
17 | Предметные олимпиады | 1 | |||
18 | Интеллектуально - творческий марафон | 1 | |||
19 | Фестиваль Знаний и творчества | 1 | |||
20 | Школьный двор - лучший двор | 1 | |||
Труд «Путь к профессии». Мир человека «В мире людей» | 5 | 2 | 3 | ||
21 | Фотовыставка «Профессии наших родителей» | 1 | |||
22 | День карьеры | 1 | |||
23 | Строительство и архитектура | 1 | |||
24 | Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся | 1 | |||
25 | Все работы хороши, выбирай на вкус… | 1 | |||
Земля и мир. «Мир в нас – мир вокруг нас» | 5 | 5 | |||
26 | Исследовательская экспедиция «Лоскутное шитье» | 1 | |||
27 | Туристическая экспедиция «Удивительное рядом» | 1 | |||
28 | Акция «Сделаем мир прекраснее» | 1 | |||
29 | Презентация семейных альбомов «История моей семьи с судьбой России тесно связана» | 1 | |||
30 | Вечер вопросов и ответов | 1 | |||
Здоровье. «Мир спорта и здоровья» | 4 | 4 | |||
31 | День здоровья. Поход в парк. | 1 | |||
32 | Игра-путешествие. Восхождение на гору Спортивная | 1 | |||
33 | Путешествие в страну Здоровья | 1 | |||
34 | Поход в парк. Игры. | 1 |
Ожидаемые результаты реализации программы
Определение результативности реализации программы духовно-нравственного становления личности младшего школьника осуществляется в соответствии с критериями трех уровней.
Результаты первого уровня – усвоение младшими школьниками социальных знаний и базовых нравственных ценностей:
- обучающиеся имеют представление о духовно-нравственных ценностях;
- получают представление о Родине, обществе, семье как ячейке общества;
- проявляют интерес к познанию истории и традиций своей Родины – Россиии, малой родины, семьи;
- имеют представления о различных социальных ролях человека в обществе;
- знают особенности проявлений важнейших нравственных качеств человека (патриотизм, трудолюбие, честность, совестливость, доброта, уважение к людям, ответственность и др.);
- имеют представления о правилах культуры поведения.
Результаты второго уровня – приобретение опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества в процессе контролируемой деятельности:
- младшие школьники обладают позитивным отношением к нравственным ценностям, объективно оценивают свои поступки и поступки других людей;
- приобретают ценностное отношение к социальной реальности под руководством и контролем взрослых в семье, школе, социуме, природе;
- руководствуются в своем поведении нравственно-ценностными нормами;
- осознают себя значимой частичкой своей семьи;
- осваивают (проигрывают) разные социальные и семейные роли;
- приобретают навыки культуры поведения в общественных местах и опыт общения с различными людьми;
- участвуют в творческой, учебной, внеурочной деятельности.
Литература:
1. Амонашвили, Ш. А. «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры» / Ш. А. Амонашвили. – М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2006
2. Гуткина, Л. Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе / Л. Д. Гуткина – М. : Центр «Педагогический поиск», 2002
3. Гордин, Л. Ю. Организация классного коллектива / Л. Ю. Гордин – М. : Просвещение, 1984
4. Дереклеева, Н. И. Родительские собрания. (1 – 4 кл.) / Н. И. Дереклеева. – М., 2004
5. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя. (1 – 4 кл.) / Н. И. Дереклеева. – М., 2003
6. Иванов, А. В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитие его педагогической культуры / А. В. Иванов. – М., 2005
7. Кузнецова, Л. В. Воспитательная работа в школе / Л. В. Кузнецова. – М. : Школьная перса, 2002
8. Кульневич, С. В. Воспитательная работа в школе / С. В. Кульневич. – Ростов-на-Дону : ТЦ «Учитель», 2001
9. Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии / В. Ю. Питюков. – М., 1997
10. Саляхова, Л. И. Настольная книга классного руководителя / Л. И. Саляхова. – М. : глобус, 2007
11. Семенов, Г. С. Организация воспитательной работы в школе / Г. С. Семенов. – М. : Школьная пресса, 2002
12. Сергеева, В. П. Классный руководитель в современной школе / В. П. Сергеева. – М., 2001
13. Созонов, В. П. Организация воспитательной работы в классе / В. П. Созонов. – М. : Педагогический поиск, 2000
14. Сухомлинский, В. А. Хрестоматия по этике / В. А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1990
15. Щуркова, Н. Е. Классное руководство : рабочие диагностики / Н. Е. Щуркова. – М., 2001
16. Шилина, З. М. Классный руководитель: искусство воспитания / З. М. Шилина. – М., 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование внеурочной деятельности , кружок " Шахматная школа" 1- 4 кл.
Так я составила тематическое планирование кружка "Шахматная школа ".Внем показаны перспективы на 4 года, и дано планирование занятий на 1 класс. и тематическое планировнаие кружка " в мире матема...
Особенности планирования внеурочной деятельности по кубановедению в системе работы классного руководителя.
В нашей школе п.Кучугуры проводится большая работа по охране природы и экологическому воспитанию школьников.Ежегодно проводятся акции «Чистый школьный двор», «Чистый посёлок», «Чистые берега», «...
программа внеурочной деятельности "Радужный мир" по изобразительному искусству
Программа написана в рамках реализации ФГОС в 1-3 классах. Программа модифицированная, разработана по материалам интернет....
Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности
Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...
Календарно-тематическое планирование 2 класс "Радужный английский" О.В. Афанасьева, И.В. Михеева с региональным компонентом.
Календарно-тематическое планирование 2 класс "Радужный английский" О.В. Афанасьева, И.В. Михеева с региональным компонентом...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование, 4 класс "Радужный английский"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование, 4 класс "Радужный английский"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Радужный мир» (художественно-эстетическое направление) 1 «Б» класс
Наименование: программа внеурочной деятельности «Разноцветный мир» (художественно-эстетическое направление)Класс: 1 «Б» Учитель: ...