тематическое планирование внеурочной деятельности , кружок " Шахматная школа" 1- 4 кл.
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Так я составила тематическое планирование кружка "Шахматная школа ".Внем показаны перспективы на 4 года, и дано планирование занятий на 1 класс.
и тематическое планировнаие кружка " в мире математики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_word.doc | 281 КБ |
matematicheskiy_kruzhokdokument_microsoft_office_word.docx | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Кружок « Шахматная школа» организуется при школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой :
- Закон Российской Федерации « Об образовании».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
- Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
- Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
- Должностная инструкция классного руководителя.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются кружки по интересам детей.
Одним из таким кружков является кружок «Шахматная школа».
Цель программы:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
.Задачи программы:
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся .
- Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
Сверстниками.
- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
Прогнозируемый результат:
*овладение навыками игры в шахматы
*интеллектуальное развитие участников кружка
*результативное участие в соревнованиях различных уровней.
Место проведения кружка: МОУ СОШ №2 (кабинет).
Количество часов: 1 час в неделю (25- 30 минут.)
Сроки реализации: 2011-2015 г.
Участники программы: учащиеся 1 -4 классов.
Шахматная школа
Учебно – тематический план (1-4кл.)
1кл. -33 ч. 2 кл.- 34 ч. 3 кл. -34 ч. 4 кл. – 34 ч.= 135 ч.
№ | темы | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1 | Шахматная доска и фигуры | 4 | 2 | 2 |
2 | Ходы и взятие фигур | 16 | 6 | 10 |
3 | Цель и результат шахматной партии Понятия «шах», «мат», «пат». | 16 | 6 | 10 |
4 | Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен. | 16 | 4 | 12 |
5 | Понятие о дебюте .Общие принципы разыгрывания дебюта. | 20 | 6 | 14 |
6 | Особенности матования одинокого короля. | 14 | 4 | 10 |
7 | Тактические приёмы и особенности их применения. | 14 | 4 | 5 |
8 | Начальные сведения об зндшпиле. | 16 | 4 | 12 |
9 | Начальные сведения об миттельшпиле. | 16 | 4 | 12 |
10 | Подведение итогов | 4 | - | 4 |
итого | 135 | 40 | 95 |
Содержание курса
1. Шахматная доска и фигуры.
Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста.понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.
Шахматная доска, поля, линии и обозначения.Легенды о возникновении шахмат.
Шахматные фигуры и их обозначения.
Позиция. Запись позиций.
Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
2.Ходы и взятие фигур.
Геометрические мотивы перемещения шахматных фигур.
Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки.
Ударность и подвижность игр.
Превращение пешки и взятие на проходе пешкой.
Угроза, нападение, защита, двойной удар.
Контроль полей.
Ограничение подвижности фигур.
Моделирование на шахматном материале.
Рокировка, правила ее выполнения.
Практика: упражнения по выполнению ходов различными фигурами. Запись ходов.
3 Цель и результат шахматной партии.
Понятие «шах», способы защиты от шаха.
Открытый и двойной шах.
Понятие «мат».
Обучение алгоритму матования в один ход.
Сходство и различие понятий, выигрыш, ничья.
Практика.
Решение упражнений на постановку мата и пата.
Различное количество ходов.
4.Ценность шахматных фигур.
Нападение, защита, размен.
Ценность фигур.
Единица измерения ценности.
Защита, размен, виды размена.
Материальный перевес.
Легкие и тяжелые фигуры, их качество.
Практика. Решение арифметических и логических задач.
5.Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта.
Классификация дебютов.
Мобилизация фигур.
Короткая и длинная рокировка .Борьба за центр.
Роль и мобилизация работы фигуры, гамбиты.
Правила поведения при игре в шахматных турнирах.
Практика. Игровая практика.
6. Особенности матования одинокого короля.
Матование двумя ладьями.
Матовые и патовые позиции.
Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски.
Управление качеством матования.
Практика. Решение задач с нахождением короля в разных зонах.
7 Тактические приемы и особенности их применения.
Слабость крайней горизонтали , двойной удар, открытое нападение , связка.
Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия.
Освобождение пространства.
Перегрузка, комбинаторика, комбинации.
Мельница как алгоритм с циклами.
Эстетика шахматных комбинаций.
Практика. Решение тестовых позиций, соревнования.
8.Начальные сведения об эндшпиле.
Пешечный эндшпиль.
Король и пешка против короля.
Правило квадрата.
Роль оппозиции. Отталкивание.
Треугольник, прорыв, игра на пат.
Ладельный зншпиль. Ладья и пешка против пешки.
Построение моста , активность фигур.
Практика. Отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.
9.Начальные сведения о миттельшпиле.
Понятие о варианте.
Логические связи. открытая, линия, проходная пешка.
Пешечные слабости, форпост, позиции короля.
Атака на короля, централизация, овладение тяжелыми фигурами.
Вскрытие и запирание линий , блокада.
Практика .Отработка на практике миттельшпиля.
Поведение итогов года.
Презентация, соревнование.
Тематическое планирование 1 класс.
(далее буквой «т» обозначена теория, буквой «п» практика.
№ | Тема занятия | часы | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Личностные УУД |
1 | Вводный урок | 1 | Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Учится использовать знако- символические средства представления информации. Использовать различные способы поиска информации на заданную на кружке тему. Собирать и обрабатывать материал , учится его передавать окружающим разными способами. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии , строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте(шах- матах) учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта. | Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий в кружке. Учится слушать собеседника, напарника по игре быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения. Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия. Находить способы решения и осуществления поставленных задач. Формировать умение контролиро-вать свои действия. Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности. | Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружаю- щих. Ориентиро- ваться на становление гуманис- тических ценностей. Формиро-вать социально -ориентирова- нный взгляд на мир. Форми-ровать уважительное отношение К иному мнению и культуре других народов. Учиться понимать свою социальную роль развивать самосто- ятельность и оветствен- ность. Развивать навыки сотрудни- чества со взрослыми и сверстни-ками. Учиться относиться бережно к матери- альным и духовным ценностям. |
2 | Место шахмат в мировой культуре | 1 | ||||
3 | Роль шахмат в воспитании и развитии личности | 1 | ||||
4 | Шахматная доска и фигуры.(т, п.) | 1 | ||||
5 | Шахматная доска и фигуры (т., п.) | 1 | ||||
6 | Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. | 1 | ||||
7 | Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. | 1 | ||||
8 | Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. | 1 | ||||
9 | Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. | 1 | ||||
10 | Сильнейшие шахматисты мира.(т) Поля, линии, обозначения.(п) | |||||
11 | Тренировочные упражнения.(п.) Запись позиций.(т.) | 1 | ||||
12 | Тренировочные упражнения.(п.) Запись позиций.(т.) | 1 | ||||
13 | Названия фигур.(т) Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.) | |||||
14 | Названия фигур.(т) Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.) | 1 | ||||
15 | Названия фигур.(т) Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.) | 1 | ||||
16 | Названия фигур.(т) Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.(п.) | 1 | ||||
17 | Ходы и взятие ладьи, слона , и др. фигур.(т.) Дидактические игры.(п.) | 1 | ||||
18 | Ходы и взятие ладьи, слона , и др. фигур.(т.) Дидактические игры.(п.) | 1 | ||||
19 | Ходы и взятие ладьи, слона , и др. фигур.(т.) Дидактические игры.(п.) | 1 | ||||
20 | Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.(Т.) Упражнения на ограничение подвижности фигур.(п.) | 1 | ||||
22 | Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.(Т.) Упражнения на ограничение подвижности фигур.(п.) | 1 | ||||
23 | Превращение пешки и взятие На проходе пешкой.(т.) Тренировочные упражнения.(п.) | 1 | ||||
24 | Превращение пешки и взятие На проходе пешкой.(т.) Тренировочные упражнения.(п.) | 1 | ||||
25 | Угроза, нападение, защита, двойной удар. Дидактические игры на маршруты фигур.(п.) | 1 | ||||
26 | Ограничение подвижности фигур.(т.), (п.). | 1 | ||||
27 | Моделирование на шахматном материале.(п.) | 1 | ||||
28 | Моделирование на шахматном материале.(п.) | 1 | ||||
29 | Рокировка. Правила её выполнения.(т) Решение упражнений на рокировку.(п.) | 1 | ||||
30 | Рокировка. Правила её выполнения.(т) Решение упражнений на рокировку.(п.) | 1 | ||||
31 | Упражнения на шахматной доске. | 1 | ||||
32 | Понятие о шахматном турнире. (т.)Правила поведения при игре на турнирах(п.) | 1 | ||||
33 | Шахматный турнир.(п.) | 1 |
Дополнительная образовательная программа кружка
В мире математики
Дополнительная программа составлена для детей 6-10 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы 4 года (1-4 класс)
Программу составила учитель начальных классов: Шапаренко Наталья Николаевна
Пояснительная записка.
Решая проблему развития пространственного мышления в русле методической концепции развивающего обучения младших школьников математике, данный кружок ориентировался на общекультурные цели обучения геометрии и стремится развивать у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление (приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение), формировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также комментировать ее на доступном детям данного возраста языке.
При разработке заданий руководствовалась:
- Данными психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности .
- Логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал (Н.Б.Истоминой);
- Богатейшим опытом начального обучения геометрии, отраженным в методической литературе;
- Результатами исследований, связанных с изучением материала в начальных классах и 5-6 классах среднего звена;
- Рекомендациями ведущих методистов средней школы по содержанию курса геометрии.
Цели:
- Дать материал для умственной гимнастики;
- Материал для тренировки сообразительности и находчивости.
Задачи:
- Отрабатывать арифметический и геометрический навык;
- Подготовить ум для более серьезной работе.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечена программа дальнейшего улучшения воспитания и обучения детей: «Необходимо улучшать организацию воспитания и образования детей. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину» в решении этих задач окажет помощь и данный кружок.
Характер материала определяет назначение кружка:
Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является , безусловно , основным.
Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Такие группы представлены в схеме.
Характер и назначение материала того или иного вида:
Занимательный материал |
Развлечения | Математические (логические) игры, задачи, упражнения. | Дидактические игры и упражнения |
Загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты, математические фокусы | «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Кубики для всех», «Палочки», «Пентамино» |
С блоками, кубиками, палочками, полосками на включение, нахождение. | Шашки | Словесные |
С наглядным материалом | Словесные |
Обоснование актуальности кружка и возможности её реализации.
Программа «Занимательная математика» рассчитана на ребят 6-10 лет, срок реализации 4 года (1-4 класс). Формировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также умении доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через - интересную деятельность, необходимо отметить, что только в ней ребенок реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие способности.
Принципы реализации программы:
- Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
- Коллективизм;
- Креативность (творчество);
- Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
- Научность;
- Сознательность и активность учащихся;
- Наглядность.
Формы:
Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: «Пифагор», «Колумбово яйцо», дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.
Методы:
- Взаимодействие;
- Поощрение;
- Наблюдение;
- Коллективная работа;
- Игра.
Приемы:
- Анализ и синтез;
- Сравнение;
- Классификация;
- Аналогия;
- Обобщение.
Ожидаемые результаты:
- Умения ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» ит.д.;
- Находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
- Отличать кривые и плоские поверхности;
- Доказывать способ верного решения;
- Опровергать неправильное направление поиска;
- Уметь читать графическую информацию;
- Дифференцировать видимые и невидимые линии;
- Конструировать геометрические фигуры;
- Анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
- Уметь различать существенные и несущественные признаки.
Содержание плана работы кружка «Занимательная математика» 1-4 класс.
Класс | Название темы | Краткое содержание |
1 класс |
2.
| При изучении данной темы уточняются представления детей о пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже», «дальше-ближе». У детей формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умение проводить на них линии и изображать их на рисунках; первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей – соседние и несоседние области, граница области. |
2 класс |
2.
| Учащиеся применяют сформированные в первом классе представления о линиях, поверхностях и точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная. Уточняются представления об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многоугольниками используются их представления о поверхности; продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии. |
3 класс |
Задания на развитие.
| Продолжается работа, начатая в первом и втором классах. Формируется представление о пересечении фигур на плоскости и в пространстве, умение читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры. Дается представление о круге как сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости. |
4 класс |
| Продолжается работа по формированию представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур; цилиндр, конус, шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливаются соответствия новых геометрических форм с известными детям предметами; учащиеся знакомятся с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры. Обобщаются представления учащихся о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях. |
Тематическое планирование 1 класс ( 1 час в неделю 33 часа.)
№ | Тема занятия | Предметные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | Приме чания |
1 | Вводный урок. Знакомство с темами занятий. Задачки в стихах. | При изучении данной темы уточняются представления детей о пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже», «дальше-ближе». У детей формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умение проводить на них линии и изображать их на рисунках; первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей – соседние и несоседние области, граница области. Развитие умения решать задач на логическое мышление. Знакомство с геометрическими фигурами, их названиями порядком их построения Обучение написанию графических диктантов Учиться решать задачи на смекалку при помощи чертежей и рисунков. Знакомство с правилами проведения олимпиад их условиями и порядками. Учиться решать ребусы, шарады, кроссворды . Учиться выполнять задания учителя самостоятель- но Учиться решать задачи повышенной сложности под руководством руководителя. Учиться работать с моделями, использовать знаково- символические средства, схемы для решения задач . Выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения. | Управлять своей деятельностью, Контролировать своё поведение,проявлять инициативность и самостоятельность. Формировать умение Принимать и сохранять цели и задачи учебной Деятельности. Контролировать и оценивать свои Учебные действия. Осваивать способы решения заданий Творческого характера. Познавательные Результаты. Учиться работать с информацией. Учиться работать с моделями, использовать знаково- символические средства, схемы для решения Выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения. Устанавливать аналогии и причинно- следственные связи. Овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов. Учиться работать в материальной и информационной среде начального образования. | Готовность слушать собеседника И вести с ним диалог Использовать речевые средства для решения познавательных задач. Признавать различные точки зрения. Излагать свою точку зрения И аргументировать своё мнение. Признавать право каждого высказываться и излагать своё мнение. Конструктивно разрешать конфликты Посредством учета других сторон. | Определение границ Собственного знания и незнания. Понимать мотивацию занятия в кружке. Ориентиро ваться на выполнение Моральных норм. Адекватно оценивать свои поступки. Формирование личностного смысла обучения. Развитие самостоятель ности и ответс-венности за свои поступки. Развитие навыков Сотрудничества Со взрослыми И сверстниками. Развитие этических Чувств . Сопереживания, Доброты И отвественности. | |
2 | Взаимное расположение предметов. Занятие с кубиками. | |||||
3 | Взаимное расположение предметов. Графические диктанты. | |||||
4 | Взаимное расположение предметов. Графические диктанты. | |||||
5 | Задачи на внимание. Геометрические задачи. | |||||
6 | Задачи на смекалку. | |||||
7 | Задачи на развитие логического мышления | |||||
8 | Задачи на развитие логического мышления | |||||
9 | Задания на построение различных геометрических фигур. | |||||
10 | Задания на построение различных геометрических фигур. | |||||
11 | Задачи на логическое мышление. Конструирование геометрических фигур. | |||||
12 | Построение геометрических фигур. Задачки- шутки. | |||||
13 | Решение задач на смекалку. Расположение предметов. Кубики. | |||||
14 | Графический диктант. | |||||
15 | Решение задач на смекалку. | |||||
16 | Математическая олимпиада. Выполнение заданий самостоятельно. | |||||
17 | Математический диктант на развитие памяти. | |||||
18 | Решение ребусов. | |||||
19 | Решение задач повышенной сложности. | |||||
20 | Задачи на логическое мышление. | |||||
21 | Построение геометрических фигур по заданию учителя. | |||||
22 | Графический диктант. | |||||
23 | Решение задач на логическое мышление. | |||||
24 | Решение геометрических задач с построением. | |||||
25 | Графический диктант. | |||||
26 | Задания на развитие памяти и внимания. | |||||
27 | Математическая олимпиада. | |||||
28 | Решение задач повышенной сложности. | |||||
29 | Решение ребусов и шарад. | |||||
30 | Задачи повышенной сложности. | |||||
31 | Графический диктант. | |||||
32 33 | Итоговое занятие. Решение задач, предложенных ребятами. |
Литература используемая при составлении занятий по кружку:
- «Веселые задачки»,Остер Г.,М.,2000.
- «Веселые задачи», Перельман Я.И.,М.,АСТ*Астрель,2005.
- «Дидактические карточки – задания по математике»1кл., ИстоминаН.Б.,М., 2004.
- «Дидактические карточки – задания по математике»2кл., ИстоминаН.Б.,М., 2004.
- «Дидактические карточки – задания по математике»3кл., ИстоминаН.Б.,М., 2004.
- «Дидактические карточки – задания по математике»4кл., ИстоминаН.Б.,М., 2004.
- «Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В.,В., 2005.
- «Игровые занимательные задачи для дошкольников» , МихалковаЗ.А., М., 1985.
- «Логика»,Нежинская О.Ю., В.,2004.
- «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», ВолинаВ.,М.,2002.
- «Математические задания», ВолковС.И., СтоляроваН.Н., М.,»Просвещение»1994.
- «Наглядная геометрия»тетрадь по математике для 1кл.,ИстоминаН.Б.,М.,2004.
- «Наглядная геометрия»тетрадь по математике для 2кл.,ИстоминаН.Б.,М.,2004.
- «Наглядная геометрия»тетрадь по математике для 3кл.,ИстоминаН.Б.,М.,2004.
- «Наглядная геометрия»тетрадь по математике для 4кл.,ИстоминаН.Б.,М.,2004.
- «От игры к знаниям»МинскинЕ.М.,М. «Просвещение»,1982.
- «Практикум по специальной психологии» Учебное пособие БГПИ, ШаповаловаО.Е., Биробиджан, 2000.
- «Развивающие занятия с детьми», ЗабрамнаяС.Д., КостенковаЮ.А., «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование», Институт общегуманитарных исследований СекачевВ.,М.,2006.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
Карасукского района Новосибирской области
Шапаренко Наталья Николаевна
Учитель начальных классов
Дополнительная образовательная программа кружка
В мире математики
Дополнительная программа составлена для детей 6-10 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы 4 года (1-4 класс)
Программу составила учитель начальных классов: Шапаренко Наталья Николаевна
Пояснительная записка.
Решая проблему развития пространственного мышления в русле методической концепции развивающего обучения младших школьников математике, данный кружок ориентировался на общекультурные цели обучения геометрии и стремится развивать у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление (приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение), формировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также комментировать ее на доступном детям данного возраста языке.
При разработке заданий руководствовалась:
- Данными психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности .
- Логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал (Н.Б.Истоминой);
- Богатейшим опытом начального обучения геометрии, отраженным в методической литературе;
- Результатами исследований, связанных с изучением материала в начальных классах и 5-6 классах среднего звена;
- Рекомендациями ведущих методистов средней школы по содержанию курса геометрии.
Цели:
- Дать материал для умственной гимнастики;
- Материал для тренировки сообразительности и находчивости.
Задачи:
- Отрабатывать арифметический и геометрический навык;
- Подготовить ум для более серьезной работе.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечена программа дальнейшего улучшения воспитания и обучения детей: «Необходимо улучшать организацию воспитания и образования детей. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину» в решении этих задач окажет помощь и данный кружок.
Характер материала определяет назначение кружка:
Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является , безусловно , основным.
Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Такие группы представлены в схеме.
Характер и назначение материала того или иного вида:
Занимательный материал |
Развлечения | Математические (логические) игры, задачи, упражнения. | Дидактические игры и упражнения |
Загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты, математические фокусы | «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Кубики для всех», «Палочки», «Пентамино» |
С блоками, кубиками, палочками, полосками на включение, нахождение. | Шашки | Словесные |
С наглядным материалом | Словесные |
Обоснование актуальности кружка и возможности её реализации.
Программа «Занимательная математика» рассчитана на ребят 6-10 лет, срок реализации 4 года (1-4 класс). Формировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также умении доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через - интересную деятельность, необходимо отметить, что только в ней ребенок реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие способности.
Принципы реализации программы:
- Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
- Коллективизм;
- Креативность (творчество);
- Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
- Научность;
- Сознательность и активность учащихся;
- Наглядность.
Формы:
Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: «Пифагор», «Колумбово яйцо», дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.
Методы:
- Взаимодействие;
- Поощрение;
- Наблюдение;
- Коллективная работа;
- Игра.
Приемы:
- Анализ и синтез;
- Сравнение;
- Классификация;
- Аналогия;
- Обобщение.
Ожидаемые результаты:
- Умения ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» ит.д.;
- Находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
- Отличать кривые и плоские поверхности;
- Доказывать способ верного решения;
- Опровергать неправильное направление поиска;
- Уметь читать графическую информацию;
- Дифференцировать видимые и невидимые линии;
- Конструировать геометрические фигуры;
- Анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
- Уметь различать существенные и несущественные признаки.
Содержание плана работы кружка «Занимательная математика» 1-4 класс.
Класс | Название темы | Краткое содержание |
1 класс |
2.
| При изучении данной темы уточняются представления детей о пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже», «дальше-ближе». У детей формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умение проводить на них линии и изображать их на рисунках; первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей – соседние и несоседние области, граница области. |
2 класс |
2.
| Учащиеся применяют сформированные в первом классе представления о линиях, поверхностях и точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная. Уточняются представления об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многоугольниками используются их представления о поверхности; продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии. |
3 класс |
Задания на развитие.
| Продолжается работа, начатая в первом и втором классах. Формируется представление о пересечении фигур на плоскости и в пространстве, умение читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры. Дается представление о круге как сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости. |
4 класс |
| Продолжается работа по формированию представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур; цилиндр, конус, шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливаются соответствия новых геометрических форм с известными детям предметами; учащиеся знакомятся с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры. Обобщаются представления учащихся о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях. |
Тематическое планирование 1 класс ( 1 час в неделю 33 часа.)
№ | Тема занятия | Предметные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | Приме чания |
1 | Вводный урок. Знакомство с темами занятий. Задачки в стихах. | При изучении данной темы уточняются представления детей о пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже», «дальше-ближе». У детей формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умение проводить на них линии и изображать их на рисунках; первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей – соседние и несоседние области, граница области. Развитие умения решать задач на логическое мышление. Знакомство с геометрическими фигурами, их названиями порядком их построения Обучение написанию графических диктантов Учиться решать задачи на смекалку при помощи чертежей и рисунков. Знакомство с правилами проведения олимпиад их условиями и порядками. Учиться решать ребусы, шарады, кроссворды . Учиться выполнять задания учителя самостоятель- но Учиться решать задачи повышенной сложности под руководством руководителя. Учиться работать с моделями, использовать знаково- символические средства, схемы для решения задач . Выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения. | Управлять своей деятельностью, Контролировать своё поведение,проявлять инициативность и самостоятельность. Формировать умение Принимать и сохранять цели и задачи учебной Деятельности. Контролировать и оценивать свои Учебные действия. Осваивать способы решения заданий Творческого характера. Познавательные Результаты. Учиться работать с информацией. Учиться работать с моделями, использовать знаково- символические средства, схемы для решения Выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения. Устанавливать аналогии и причинно- следственные связи. Овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов. Учиться работать в материальной и информационной среде начального образования. | Готовность слушать собеседника И вести с ним диалог Использовать речевые средства для решения познавательных задач. Признавать различные точки зрения. Излагать свою точку зрения И аргументировать своё мнение. Признавать право каждого высказываться и излагать своё мнение. Конструктивно разрешать конфликты Посредством учета других сторон. | Определение границ Собственного знания и незнания. Понимать мотивацию занятия в кружке. Ориентиро ваться на выполнение Моральных норм. Адекватно оценивать свои поступки. Формирование личностного смысла обучения. Развитие самостоятель ности и ответс-венности за свои поступки. Развитие навыков Сотрудничества Со взрослыми И сверстниками. Развитие этических Чувств . Сопереживания, Доброты И отвественности. | |
2 | Взаимное расположение предметов. Занятие с кубиками. | |||||
3 | Взаимное расположение предметов. Графические диктанты. | |||||
4 | Взаимное расположение предметов. Графические диктанты. | |||||
5 | Задачи на внимание. Геометрические задачи. | |||||
6 | Задачи на смекалку. | |||||
7 | Задачи на развитие логического мышления | |||||
8 | Задачи на развитие логического мышления | |||||
9 | Задания на построение различных геометрических фигур. | |||||
10 | Задания на построение различных геометрических фигур. | |||||
11 | Задачи на логическое мышление. Конструирование геометрических фигур. | |||||
12 | Построение геометрических фигур. Задачки- шутки. | |||||
13 | Решение задач на смекалку. Расположение предметов. Кубики. | |||||
14 | Графический диктант. | |||||
15 | Решение задач на смекалку. | |||||
16 | Математическая олимпиада. Выполнение заданий самостоятельно. | |||||
17 | Математический диктант на развитие памяти. | |||||
18 | Решение ребусов. | |||||
19 | Решение задач повышенной сложности. | |||||
20 | Задачи на логическое мышление. | |||||
21 | Построение геометрических фигур по заданию учителя. | |||||
22 | Графический диктант. | |||||
23 | Решение задач на логическое мышление. | |||||
24 | Решение геометрических задач с построением. | |||||
25 | Графический диктант. | |||||
26 | Задания на развитие памяти и внимания. | |||||
27 | Математическая олимпиада. | |||||
28 | Решение задач повышенной сложности. | |||||
29 | Решение ребусов и шарад. | |||||
30 | Задачи повышенной сложности. | |||||
31 | Графический диктант. | |||||
32 33 | Итоговое занятие. Решение задач, предложенных ребятами. |
Литература используемая при составлении занятий по кружку:
- «Веселые задачки»,Остер Г.,М.,2000.
- «Веселые задачи», Перельман Я.И.,М.,АСТ*Астрель,2005.
- «Дидактические карточки – задания по математике»1кл., ИстоминаН.Б.,М., 2004.
- «Дидактические карточки – задания по математике»2кл., ИстоминаН.Б.,М., 2004.
- «Дидактические карточки – задания по математике»3кл., ИстоминаН.Б.,М., 2004.
- «Дидактические карточки – задания по математике»4кл., ИстоминаН.Б.,М., 2004.
- «Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В.,В., 2005.
- «Игровые занимательные задачи для дошкольников» , МихалковаЗ.А., М., 1985.
- «Логика»,Нежинская О.Ю., В.,2004.
- «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», ВолинаВ.,М.,2002.
- «Математические задания», ВолковС.И., СтоляроваН.Н., М.,»Просвещение»1994.
- «Наглядная геометрия»тетрадь по математике для 1кл.,ИстоминаН.Б.,М.,2004.
- «Наглядная геометрия»тетрадь по математике для 2кл.,ИстоминаН.Б.,М.,2004.
- «Наглядная геометрия»тетрадь по математике для 3кл.,ИстоминаН.Б.,М.,2004.
- «Наглядная геометрия»тетрадь по математике для 4кл.,ИстоминаН.Б.,М.,2004.
- «От игры к знаниям»МинскинЕ.М.,М. «Просвещение»,1982.
- «Практикум по специальной психологии» Учебное пособие БГПИ, ШаповаловаО.Е., Биробиджан, 2000.
- «Развивающие занятия с детьми», ЗабрамнаяС.Д., КостенковаЮ.А., «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование», Институт общегуманитарных исследований СекачевВ.,М.,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование внеурочная деятельность 2 класс русский язык
"Занимательная грамматика" календарно-тематическое планирование. Внеурочная деятельность 2 класс...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку для 4 класса.
Занимательная лексика для младших школьников....
Тематическое планирование внеурочной деятельности по риторике и музыке
Данный материал содержит тематическое планирование по музыке и риторике в начальных классах, в которую входят пояснительная записка. Она включает цели, задачи курса обучения материала, методы обучения...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 1-2 класс
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе "ОчУмелые ручки" для 1-2 классов. В планирование представлены теоретические и практические занятия; включены разделы: р...
тематическое планирование внеурочной деятельности 1 класс
занятия по внеурочной деятельности в 1 классе...
"Шахматная планета" тематическое планирование внеурочной деятельности 2-3 класс
Программа разработана на основе различных информац. источников...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок "Умелые руки"
Актуальность изучаемой деятельности. Программа объединения «Умелые руки» носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой работы с природн...