Тема по самообразованию педагога дополнительного образования студии "Калейдоскоп"
материал на тему

Андреева Наталья Валерьяновна

Сообщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование33.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

  1. Вводная часть

Креативность – сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Развитие креативности посредством театрализации в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.                  

   Современные условия предусматривают развитие творческой и креативной личности. А в истоках развития личности в целом изначально лежит воспитание. Для полноценного развития и творческого становления личности необходимо создание условий для самоопределения и социализации. Только такая личность может быть.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.                                                                                                                           Заинтересовавшись вышесказанным, я решила углублённо работать с детьми по теме: «Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности».                        

  Цель деятельности: способствовать формированию творческой личности через  театральную деятельность.

       Задачи: 

-создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности;

 - развивать творческие способности детей;

- развивать эмоциональность и выразительность речи у обучающихся;

- привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);

- способствовать формированию эстетического вкуса;

- расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях.

- найти пути сотрудничества с семьями обучающихся, направленные на обеспечение благоприятных условий для творческой личности.

 II. Основная часть.

Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном.                                                                                      

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.                                                                                                                                                  

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.                        

     Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Следует отметить, что наряду с творческими способностями у детей в процессе театральной деятельности формируются нравственные ценности. И от того какие ценности будут сформированы сегодня, зависят личные особенности каждого из них и общества в целом. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.                                                                                

    Театрализованная деятельность в ДО – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Так же театральная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица, какого либо персонажа это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Пример: робкому ребенку дают роль медведя и он, перевоплощаясь в роль, принимает образ сильного смелого персонажа чувствует себя по другому. Так же умеет выйти на публику и выступить в образе, преодолеть свою робость скованность. Ребенок начинает себя по-другому  ощущать, двигаться, говорить.                                                                                                                                

        В группе педагог должен создать условия для развития творческой активности детей. В театрализации поощрять творчество развивать способность свободно и раскрепощено держаться на выступлении. Побуждать к импровизации средствами мимики, выразительности движений  и интонациями. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с театральными жанрами, с различными видами кукольных театров).                                                                                            

  Среда - является одним из основных средств развития личности ребенка. Предметно – пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Для этого должен  быть оборудован театральный уголок. Где ребенок, одев маску  или  другие атрибуты может представить себя в той или иной роли перед зеркалом далее он начинает развивать замысел.                                                                                                                                

Театрализованная деятельность удел детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения, повысить культуру ребенка, познакомить правилами этикета, обрядами, традициями. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжет имеет общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровые правила. Креативность проявляется в том, что ребенок художественно передает замысел, варьирует свое поведение. В игре ребенок побуждает к неформальному общению, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого используются этюды, тренинги, упражнения, которые способствуют развитию навыков театральной игровой деятельности.

8. Игра « Подбери рифму»

Цель: развивать чувство рифмы.

Волшебник задает рифмы по очереди :

Кочка — бочка, строчка, дочка, точка...

Картошка — матрешка, морошка, кошка...

Печь — меч, течь, лечь...

Лягушка — квакушка, подружка, кружка...

Зайчик — пальчик, мальчик...

Мышь — тишь, камыш, шуршишь...

Кошка — мошка, блошка, плошка...

Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок...

Снежинка — пушинка, пружинка...

 Расскажи стихи руками

Цель:  побуждать детей к импровизации.

Кот играет на баяне,

Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)

Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой.                                                                                                    

   Проговаривание диалога с различными интонациями

Ребенок: Мед в лесу медведь нашел...

 Медведь: Мало меду, много пчел!

Диалог проговаривается всеми детьми.

 Игра «Кто живет в домике?».

Методика проведения. Дети стоят в обручах-домиках, лежащие на полу. Они играют роли зверей. В одном зайцы, в другом – волки, в третьем – лошадки. Под музыку дети выбегают в общий круг и танцуют, используя характерные для своего образа движения. Как только музыка кончается, все участники должны занять свои домики.

После игры педагог предлагает детям встать в общий хоровод «С нами пляшут звери!»

Дети. В круг, ребята, становись (Дети берутся за руки и идут по кругу).

И друг дружке поклонись.(Кланяются друг другу).

Топни каблучками,(Ставят руки на пояс и топают каблучком).

Потанцуй-ка с нами.(Выходят плясать по очереди звери).

Волки в хороводе нашем.

Только нет медведя –

Он ушел обедать.

В круг, ребята, становись,(Идут по кругу).

И легко покружись.

Вот в платочках, с прибауткой (Выходят зайки в платочках).

Заплясали зайки.

Вышел конь ретивый, (Выходит конь и бьет копытом).

Вьется его грива.

Приходи, честной народ,

В наш веселый хоровод!

Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, можно использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.                                                                

   Наибольший эффект дают такие методы развития креативности, как: творческие задания; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; этюды, упражнения.                                                                        

   Для раскрытия креативных способностей детей в театрализованной деятельности, также используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации. Широко применяются и игры-драматизации, главным объектом обыгрывания в которых становится сам ребенок. Все эти забавы не только способствуют развитию креативности детей, но и тренируют память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.

Пантомимы.

Цель: Научить будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит (руки подняты вверх).

Солнце взойдет –

Гвоздь упадет (расслабленные руки падают вниз, присесть).

Игры на развитие выразительной мимики.

Цель:  учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

1.  Соленый чай.

2.  Ем лимон.

3.  Сердитый дедушка.

4.  Лампочка потухла, зажглась.

5. Грязная бумажка.

6. Тепло-холодно.

7.  Рассердились на драчуна.

8. Встретили хорошего знакомого.

9.  Обиделись.

10. Удивились.

11. Испугались забияку.

12. Умеем лукавить (подмигивание).

13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (со¬бака).

14.  Мне грустно.

15. Получить подарок.

16.  Две обезьяны: одна гримасничает — другая ко¬пирует первую.

17.  Не сердись!

18.  Верблюд решил, что он жираф,

 И ходит, голову задрав.

У всех он вызывает смех,

А он, верблюд, плюет на всех.

19.  Встретил ежика бычок

 И лизнул его в бочок.

 А лизнув его бочок,

 Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

— В рот не суй что попадется!

20.  Будь внимателен.

21. Радость.

22. Восторг.

23.  Я чищу зубы.

         Развитие креативности посредством театрализации – это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу, синтезу, эмоциональным переживанием, развитию творческой активности детей. Такая деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корректирует в разных сферах психической деятельности.

В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:

Чтение и совместный анализ сказок.

Проигрывание отрывка из сказок.

Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.    Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.                    

  Словесные, настольные и подвижные игры.

Пантомимические этюды и упражнения.

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры со словами.

 III. Заключение.

Театрализованная деятельность в ДО  организационно пронизывает все режимные моменты: включается в образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Итогом являются: инсценировки, драматизации, спектакли, концерты, которые входят в содержание праздников и развлечений. Театрализация позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.                                                                                        

 Задачи, которые я ставила, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет.

Основная идея опыта моей работы: помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, развить творческие способности средствами театра. И я считаю, что заинтересовать ребенка сможет только увлеченный человек, поэтому моя главная цель - заинтересовать каждого ребенка  миром прекрасного, всячески поддерживая его малейшие успехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

работа педагога дополнительного образования над темой самообразования

Работа педагога дополнительного образования по теме самообразования – это самостоятельная (индивидуальная) деятельность педагогического работника по преодолению профессиональных затруднений в организа...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Конспект урока по теме: «Синичкин день» педагога дополнительного образования

Конспект занятия педагога дополнительного образованияК РЭЦ, г. СыктывкараЧеркасовой Галины АнатольевныНа занятии   применены: технология проблемного обучения и игровая технология.  Тема...

Педагогический опыт Ахматдиновой Ильсияр Раисовны, педагога дополнительного образования муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»

В своей профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:1. Низкая экологическая культура школьников. Отношение к окружающей среде несознательное, эгоистичное.2.Недостаточная мотивация крае...