ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим занятий, прогнозируемые результаты и способы их проверки, а также учебно-тематический план, содержание программы, методическое обеспечение, условия реализации и используемая литература. Календарно-тематическое планирование на 2 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_2010_izo.batik_itogovyy_docx.docx | 103.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Зеленоградское окружное управление образования
Департамента образования города Москвы
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 854
Согласовано: Утверждена решением педагогического
Зам. начальника ЗелОУО (методического) совета школы
«_____»____________________2010г. Протокол №_______от_________ 2010г.
___________________Черненко Г.М. Директор школы______Курсаков А.В.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК»
Педагог дополнительного образования – Плотникова С.Н.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 3 года
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 7-12 лет
Согласовано по содержанию. Методист ОМЦ по ИЗО:_____Белорукова О.Н.
Программа соответствует требованиям письма Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
Специалист по воспитательной работе ЗелОУО: ______ Бизякин С.Л.
Зеленоград
2010г.
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА......................................................................3
П.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН...........................................................10
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ............................................... 14
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ......................................................... ...18
V. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………………19
VI. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………… 20
I. Пояснительная записка
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс:
Интересная техника росписи тканей (батик) уходит своими корнями на Дальний Восток, но в Европе и в России она стала весьма популярной. И это не удивительно: каждое изделие неповторимо, уникально. Терпение и аккуратность – залог успеха в овладении этим великолепным искусством. В наши дни батик занимает ведущее место в ряду декоративных искусств. Он соединяет особенности таких традиционных художественных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями, позволяет создавать эксклюзивные ткани.
Данная образовательная программа составлена на основе предыдущего опыта работы, а также программ Л.А. Антипиной, руководителя студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства г. Красноярска и «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Батик», разработанной Журавлевой Валентиной Матвеевной, учителем ИЗО НОУ СОШ "Ювенес" г. Москвы http://festival.1september.ru/articles/560662/. Теоретическими основаниями программы являются: концепция универсального механизма таланта психологов И.Акимова и В.Клименко, согласно которой талант это норма, достижение которой зависит от гармоничной работы и развития ребенка, и идея Б.М.Неменского о формировании у ребенка эмоционально-ценностного отношения к миру путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности.
Программа рассчитана на обучение в течении трех лет.
В первый год обучения дети осваивают основы изобразительной грамоты, тема года: «Мир вокруг нас и фантазия» отражает основные задачи развитию творческих способностей детей. Основное направление этой темы– познакомить с различными графическими и живописными материалами, научить детей наблюдать окружающий мир и отражать красоту природы и мира вокруг нас в своих работах, замечать то, на что обычно мы не обращаем внимания. Дети такие разные, у каждого из них свои привязанности и предпочтения, свой неповторимый стиль и почерк, но всех их объединяет очень важное качество: язык искусства, техника исполнения, ремесло осваиваются и используются ими, чтобы выразить то, что чувствует их живая душа. Творчество для них это отражение душевной работы; чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Темы и задания, прежде всего обращены к познанию мира природы, к душе ребенка, его нравственному чувству. Занятия по данной теме способствуют развитию не только знаний о природе и искусстве, но и умений по работе карандашом и кистью, художественного мышления, чувства композиции. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Одной из главных целей преподавания становится задача развития у ребенка интереса к творчеству, способности самореализации. С целью освоения опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Второй год обучения проходит под темой «Природа – лучший
художник», где дети учатся не проходить мимо удивительной красоты окружающей природы, отражать ее в своих работах, а также использовать
идеи, взятые у природы, для украшения своего дома.
Тема третьего года обучения: «Красоту нужно уметь замечать» направлена на развитие информационной культуры, поисковой деятельности, где ребята имеют возможность научиться не только у природы, по и у людей искусства, познакомиться с традициями росписи по ткани у других народов.
Чувство соразмерности, ритма, образное мышление, воображение, интуиция, нравственное чувство - одинаково необходимые инструменты для выражения чувств и мыслей во всех видах творчества, в том числе и в изобразительном искусстве. Вывод совпадает с концепцией универсального механизма таланта В Клименко и И. Акимова: через работу таланта идет совершенствование души человека.
Программа имеет практическую значимость, т.к. дети имеют возможность изображать окружающий их мир с помощью различных материалов и видеть результат своей работы.
Актуальность программы
Актуальность данной программы - применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить, создать панно, платок, шарф, скатерть, подушку, галстук, элемент одежды или ансамбль в целом, абажур, ширму, декорацию и т.д. Участие в различных видах деятельности помогает реализоваться личность ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего народа и народов мира. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.
Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.
2. Цель и задачи программы.
Целью данной программы является создание условий для творческого развития личности ребенка через общение с окружающим миром, его художественного воображения, пространственного мышления, памяти, трудовых навыков, эмоционального и эстетического отношения к реальности.
Основные задачи программы:
- Вызвать интерес к изобразительной деятельности, в т.ч. к декоративно-прикладному искусству, росписи по ткани.
- Дать детям общее понятие об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, его видах, задачах, закономерностях.
- Формировать культуру взаимодействия ребенка с миром природы и искусства.
- Способствовать становлению творческой личности, дать фундамент единых представлений, лежащих в основе человеческой
деятельности и в искусстве. - Побудить детей участвовать в коллективной, творческой работе.
Обучающие задачи:
• Познакомить детей с миром природы, растительным и животным миром, работой «мастеров изображения и украшения»;
• Познакомить детей с основами изобразительной деятельности, в т.ч. с техникой художественной росписи ткани “холодный батик”;
• Научить ребенка приемам и навыкам изобразительной деятельности;
• Формировать у детей практические умения и навыки выполнения росписи ткани (холодный батик), ознакомить детей с видами ткани для выполнения батика, со специальными красителями и закрепителями, инструментами для нанесения красочного слоя (кисть, валик, трубочки, аэрограф, тампон и так далее), освоить с ними в полном объеме весь процесс выполнения холодного батика (эскиз, картон, перевод рисунка на ткань, нанесение резерва, выполнение росписи, закрепление росписи);
• Обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства.
Развивающие задачи:
• Развивать творческие способности у детей;
• Развивать художественный вкус, внимание, память, образное мышление, фантазию;
• Развивать мелкую моторику пальцев рук;
• Развивать конструктивные навыки и умения;
• Развивать способность к самостоятельной работе и анализу проделанной работы.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать у детей бережное отношение к природе, искусству, своему труду;
• Воспитывать художественный вкус;
• Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность
• Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми.
• Побуждать детей участвовать в коллективной работе;
• Предоставить детям возможность самим создавать композиции, новые творческие работы;
композиции.
6.. Прививать навыки работы в коллективе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, через создание разного рода сувениров, открыток, декоративных композиций.
Профориентационные задачи:
• Возможное раскрытие начал профессиональной художественно – изобразительной деятельности.
3. Отличительные особенности программы:
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Базируется на идеях педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения и проектной деятельности.
Во введении дети знакомятся с содержанием программы, инструментами и материалами, средствами выразительности.
Программа обучения рассчитана на 3 года, включает тематические блоки и разделы:
Тема 1 года обучения: «Мир вокруг нас и фантазия».
Раздел 1. Выразительные возможности художественных материалов.
Дети знакомятся с графическими и живописными материалами, которые дают возможность донести до других свой взгляд на мир природы. Истоки творчества находятся там, где возникает эмоциональный отклик, порождающий чувство, которое побуждает к творческому процессу. Откликаясь на явления природы, жизни, человек пользуется языком и инструментами того вида искусства, которым владеет. Он выражает свои чувства, мысли, побуждения, пользуясь как материалом: словом и музыкой речи, если он писатель и поэт, звуком и тишиной, если он композитор, линией, цветом, светом, объемом, фактурой, если он художник или скульптор. Творчество способствует осознанию себя носителем сил добра и созидания, активным инструментом гармонии.
Раздел 2.Мир вокруг нас и фантазия.
Этот раздел способствует осознанию удивительной красоты растительного мира нашей страны, мира насекомых и рыб, пониманию того, что очень многое в природе мы просто не замечаем, но рядом с нами существует удивительный мир, который можно увидеть и изобразить. Важно осознание ребенком своих потенциальных возможностей, подведение ребенка к пониманию того, что природа и человек используют единые принципы, методы и универсальные законы творчества; в человеке есть все, чтобы свободно творить и понимать искусство и природу.
Раздел 3. Наши соседи по планете.
Здесь ребенку даются представления об удивительном мире живых существ, живущих рядом с нами: птиц и зверей, домашних животных. Эти темы позволяют также детям увидеть, что рядом с нами есть живые существа, которые нуждаются в нашем внимании и заботе.
Тема 2 года обучения: «Природа – лучший художник».
Раздел 1. Природа – лучший художник.
Все темы этого раздела направлены на приобщение к миру природы, к осознанию детьми того, что у природы можно многому научиться, у нее можно почерпнуть разнообразные идеи для творчества. Взять в руки осенний листок, веточку, цветок, почувствовать его красоту – это очень важно, потому что сегодня дети привыкли не наблюдать живую природу, а видеть ее в книгах, фильмах, на экране телевизора, что не может позволить ощутить подлинную ее красоту. Раздел 2. Украшение и фантазия.
Задача этого раздела – научиться брать идеи у природы и стилизовать различные формы, преобразовывать природу в элементы декора, украшая свои работы и создавая композиции из природных форм.
Раздел 3. Украшение и реальность.
Заканчивая 2 год обучения мы опять возвращаемся к реальной природе, наблюдаем цветущие деревья – вишню, яблоню, делаем зарисовки и подтверждаем, что в декоративных работах можно использовать природные
элементы, именно так всегда и поступали народные мастера.
Тема 3 года обучения: «Красоту нужно уметь замечать»
Раздел 1. Природа – лучший художник. Учимся у природы.
Задача этого раздела углубить восприятие природных форм: листьев, цветов, научиться детализации, умению дробить сложные элементы на более простые, а затем собирать их в единое целое. Выполнение творческих работ требует более серьезных навыков изобразительной деятельности. Раздел 2.Учимся у людей искусства.
Задача раздела – расширить представление детей о том, в мире накоплен огромный опыт , что можно учиться у различных людей искусства – художников, архитекторов, народных умельцев. Творческие работы направлены на подтверждение этих представлений. Раздел 3. Учимся у разных народов.
Самый сложный раздел, где впервые мы выходим за рамки окружающего мира, к которому привыкли и знакомимся с традициями других народов в росписи по ткани, в творческих работах дети отражают традиции Китая, Японии, Востока. Этот раздел поможет ребенку осознать себя равноценной частью человечества, наследником огромного духовного богатства, будет способствовать формированию широты представлений о природе и ее отражении в искусстве. Искусство - чудесный инструмент, дарующий человеку свободу мысленного передвижения во времени и пространстве, открывает волшебную дверь в миры фантазии, дарует возможность проникновения в душу природы, рождению при общении с ней новых чувств, представлений.
Структура занятий: введение, раскрывающее в общем виде через рассказ и показ содержание темы; упражнения и творческая работа, чтобы ребенок ощущал себя не пассивным слушателем, а активным творцом, пробующим свои силы в изобразительном искусстве; индивидуальный подход поможет каждому ребенку выбрать особый
вариант задания, доступный его уровню и возрасту;
Программа рассчитана на период обучения - 3 год, но
в этом учебном году будет только 2 группы – 1 и 2 года обучения.
4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
Программа рассчитана на детей 7-12 лет. При некоторой корректировке методик и содержания деятельности данная программа может использоваться для детей более младшего или старшего возраста.
Группа формируется без предварительного отбора.
Занятия проводятся в свободное от учебы время 2 раза в неделю. Занятия групповые: Группа - не более 15 чел.
5. Режим занятий:
• общее количество часов в год – 144 ч.;
• количество часов и занятий в неделю - 2 раза в неделю по 2 ч.;
• периодичность занятий – 2 раза в неделю.
В этом учебном году планирование 2 года обучения составлено на 5 часов (2 и 3 часа), чтобы отработать необходимые умения, т.к. обучение их в первый год осуществлялось по другой программе и часть тем перенесена в
связи с добавлением творческих заданий, выполняемых на ткани.
Форма занятий - комплексная: сочетание теории и практики.
Занятия проводятся в 2-х формах: индивидуальная и групповая.
6.Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
Стартовый уровень известен при приёме в студию (беседа, просмотр личных рисунков учащегося, работы выполненные на 1-х занятиях). Результат обучения оценивается по личным достижениям ребёнка относительно собственных возможностей и стартового состояния, а полученные награды (дипломы, грамоты) свидетельствуют о результатах участия в выставках, конкурсах, фестивалях и т.д.
Результатом обучения по данной программе является: прирост знаний детей об изобразительном искусстве, о природе, растительном и животном мире, художниках и других людях искусства, отражающих мир природы в своих произведениях.
Оценка результатов занятий по программе осуществляется:
По уровню художественного мастерства;
По уровню теоретических знаний;
По способности взаимодействовать с другими детьми;
По способности принимать самостоятельные решения;
По широте кругозора.
По окончании первого года обучения ребенок должен знать:
- основные инструменты изобразительного искусства, возможности языка и выразительных средств изобразительного искусства;
- основы композиции, цветоведения;
- основные особенности мира природы, различных представителей растительного и животного мира;
- основные приемы росписи по ткани, в т.ч. технику холодного батика.
Должен уметь:
- пользоваться художественными материалами и инструментами, инструментами для батика;
- сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания, составлять композицию;
- передавать фактуру, декорировать, создавать несложные орнаменты;
- передавать в рисунках красоту окружающего мира, выражать свои чувства и эмоции с помощью линий и цвета.
- активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания, передавать в рисунках свое отношение к изображаемому.
По окончании второго года обучения ребенок должен знать:
- основные виды и жанры изобразительного искусства, инструменты изобразительного искусства, возможности языка и выразительных средств изобразительного искусства;
- основы механизма творческой деятельности и стилизации природных форм в декоративных работах;
- основные критерии оценки творческих работ: пропорции, перспективы, цвета, композиции, творческого замысла;
- основные материалы, инструменты и приемы холодного батика.
Должен уметь:
- передавать в рисунках красоту окружающего мира, выражать свои чувства и эмоции с помощью линий, колорита, цвета, света, характера форм и фактуры.
- составлять композицию, учитывая законы композиции;
- подбирать гармоничную цветовую гамму;
- правильно использовать художественные материалы, свободно выбирая средства выражения замысла;
- правильно работать с инструментами, аккуратно выполнять работу;
- ощущать эмоциональную окраску произведений искусства и творческих работ, стремиться понимать, какое чувство они выражают;
- пользоваться материалами и инструментами для батика, выполнять
творческие работы в технике холодного батика.
По окончании третьего года обучения ребенок должен знать:
- основные виды, жанры, инструменты изобразительного искусства, возможности языка и выразительных средств изобразительного искусства;
- основы композиции, перспективы, цвета, пропорций и замысла.
- понимать, что есть искусство других стран и народов мира;
Должен уметь:
- решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом, делая наброски с натуры и по наблюдению;
- передавать в рисунках красоту окружающего мира, выражать свои чувства и эмоции с помощью линий, колорита, цвета, света, характера форм и фактуры;
- пользоваться материалами и инструментами для батика, выполнять творческие работы в технике холодного батика;
- выполнять творческие работы с учетом основ механизма творческой деятельности и стилизации природных форм, учитывая законы композиции, пропорций, перспективы, цвета;
- ощущать эмоциональную окраску произведений искусства, стремиться понимать, какое чувство оно выражает, что изображает;
В течение учебного года дети будут принимать участие в общешкольных и городских выставках изобразительного искусства.
В конце учебного года ими выполняется выставочная работа, по качеству исполнения которой определяется успешность ребенка, уровень приобретенных им умений и навыков.
II. Учебно-тематический план
занятий в кружке «Изобразительное искусство. Батик».
1 год обучения (4 часа в неделю)
Тема года: «Мир вокруг нас и фантазия».
№ темы | № уро- ков | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе: | |
Тео | Прак | ||||
Введение. 2 ч. | |||||
1-2 | Беседа. Мир природы вокруг нас. | 2 | 2 | ||
Раздел 1. Выразительные возможности художественных материалов. 48 ч. | |||||
1.1. | 3-4 | Выразительные возможности графических материалов. Простой карандаш. | 2 | 1 | 1 |
5-6 | Цветные карандаши. Бабочки. | 2 | 2 | ||
7-8 | Пастель и цветные мелки. Цветы. | 2 | 2 | ||
9-10 | Цветная ручка, миниатюра. Веселые зверята. | 2 | 2 | ||
11-12 | Цветные карандаши, маркер. Домик. | 2 | 2 | ||
13-14 | Уголь. Тушь. Красота линий и пятен. Деревья. | 2 | 2 | ||
15-16 | Масляная пастель. Сказочный город. | 2 | 2 | ||
1.2. | 17-18 | Акварель. Монотипия. Акватипия. | 2 | 1 | 2 |
19-20 | Акварель. Прозрачность и легкость. Морской пейзаж. | 2 | 2 | ||
21-22 | Рисуем ярких рыбок. Основы цвета. | 2 | 2 | ||
23-26 | Витраж «Сказочные рыбки» | 4 | 4 | ||
27-28 | Гуашь. Грибы. | 2 | 2 | ||
29-32 | Насыщенность и декоративность. Коллективная работа «Дары природы». | 4 | 1 | 3 | |
1.3. | 33-34 | Выразительные возможности аппликации. | 2 | 1 | 1 |
35-36 | Выразительные возможности бумаги. Квиллинг. | 2 | 2 | ||
37-38 | Выразительные возможности пластилина. Лепим розы для мамы. | 2 | 1 | 1 | |
39-40 | Батик. Рисуем цветы для бабушки. | 2 | 1 | 1 | |
1.4. | 41-50 | Для художника любой материал может стать выразительным. Батик. Выставочная работа «Моя сказка». | 10 | 1 | 9 |
Раздел 2.Мир вокруг нас и фантазия. 46 ч. | |||||
2.1. | 51-52 | Зарисовки листьев и цветов. | 2 | 1 | 1 |
53-54 | Орнамент в полосе (идеи растительных форм). | 2 | 2 | ||
55-56 | Тайна бабочки (ось симметрии). | 2 | 1 | 1 | |
57-60 | Витраж «Бабочки» | 4 | 4 | ||
2.2. | 61-62 | Тайна снежинок. Графическая композиция. | 2 | 1 | 1 |
63-66 | Создаем эскиз снежинки, делаем ее из бумаги.(Квиллинг). | 4 | 4 | ||
67-68 | Создаем игрушку, маску (симметричная форма). | 2 | 2 | ||
69-72 | Удивительное кружево (фантазия на основе природных форм). | 4 | 4 | ||
2.3. | 73-76 | Маленькие шедевры природы. Насекомые. Колл. работа. | 4 | 1 | 3 |
77-80 | Мир космоса (идеи от насекомых) | 4 | 1 | 3 | |
2.4. | 81-84 | Многообразие рыб и морских обитателей. | 4 | 1 | 3 |
85-86 | Декор в стилизованном изображении. Ракушки и морские камешки. | 2 | 2 | ||
87-88 | Разнообразие водорослей. | 2 | 2 | ||
89-90 | Графические возможности в декоративном изображении объектов природы. «Рыбы-фантазии» | 2 | 2 | ||
91-96 | Витраж «Этот загадочный морской мир» | 6 | 1 | 6 | |
Раздел 3. Наши соседи по планете. 48 ч. | |||||
3.1. | 97-100 | Хозяева неба — птицы (наброски). | 4 | 1 | 1 |
101-104 | Образ птиц украшает наш дом. | 4 | 4 | ||
105-110 | Витраж «Птицы – наши друзья» | 6 | 1 | 5 | |
111-120 | Холодный батик. Сказочная птица. | 10 | 1 | 9 | |
3.2. | 121-122 | Хозяева леса – звери (наброски). | 2 | 1 | 1 |
123-124 | Звери в сказках. Их характер. | 2 | 2 | ||
125-128 | Веселые зверята. | 4 | 4 | ||
129-132 | Рисуем домашних животных. | 4 | 4 | ||
133-142 | Холодный батик «Мой питомец» | 10 | 1 | 9 | |
143-144 | Конкурс рисунков на асфальте | 2 | 2 | ||
Итого: | 144 | 21 | 123 |
Учебно-тематический план
занятий в кружке «Изобразительное искусство. Батик».
2 год обучения (4 часа в неделю)
Тема года: «Природа – лучший художник».
№ темы | № уро- ков | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе: | |
Теор | Практ. | ||||
Введение. 4 ч. | |||||
1-2 | Введение. Знакомство с программой. | 2 | 2 | ||
3-4 | Инструменты и материалы. | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 1. Природа – лучший художник. 46 ч. | |||||
1.1. | 5-6 | Рисование с натуры растительных форм. | 2 | 1 | 1 |
7-8 | Стилизация растительных форм (графика). | 2 | 2 | ||
9-12 | Основы цветоведения. Упражнения. Подбор цветовой гаммы.. | 4 | 1 | 3 | |
13-18 | Витраж «Краски осени» (маркер, акварель). | 6 | 1 | 5 | |
19-28 | Композиция «Осенний букет». Холодный батик | 10 | 1 | 9 | |
1.2. | 29-32 | Зарисовка цветов различных форм с элементами стилизации. | 4 | 1 | 3 |
33-34 | Упражнения по цветоведению. Цветы в разной цветовой гамме. | 2 | 2 | ||
35-40 | Динамика и статика. Витраж «Вальс цветов» (маркер, акварель или цв.карандаши) | 6 | 1 | 5 | |
41-50 | Платок для мамы. Холодный батик «Удивительный мир цветов». | 10 | 1 | 9 | |
Раздел 2.Украшение и фантазия. 48 ч. | |||||
2.1. | 51-52 | Рисование снежинок. | 2 | 1 | 1 |
53-56 | Украшаем школу к Новому году. | 4 | 4 | ||
57-66 | Шарф «Снежинки». Холодный батик. | 10 | 1 | 9 | |
67-68 | Новогодние маски. Элементы декора. | 2 | 2 | ||
2.2. | 69-70 | Геометрические формы. | 2 | 2 | |
71-74 | Композиция из геометрических форм. Сочетание цвета. Акварель. | 4 | 4 | ||
75-84 | Композиция «Фантазия» («Космос»). Холодный батик. | 10 | 1 | 9 | |
2.3. | 85-86 | Рисование бабочек | 2 | 2 | |
87-88 | Стилизация крыльев, элементы декора. | 2 | 2 | ||
89-98 | Композиция «Радость. Бабочки». Холодный батик. | 10 | 1 | 9 | |
Раздел 3. Украшение и реальность. 46 ч. | |||||
3.1. | 99-102 | Изображение яхт. Композиция «Среди волн». | 4 | 1 | 3 |
103-104 | Стилизация природных форм, волн. | 2 | 2 | ||
105-114 | Композиция «Ясный день. Яхты». Холодный батик. | 10 | 1 | 9 | |
3.2. | 115-116 | Рисование с натуры ветки цветущей вишни, яблони. | 2 | 1 | 1 |
117-120 | Стилизация цветов и листьев. | 4 | 4 | ||
121-122 | Графическое изображение оперения птиц. Применение декора. | 2 | 2 | ||
123-126 | Стилизованный рисунок. Композиция «Птицы». | 4 | 4 | ||
127-136 | Платок «Цветущий сад» или «Сказочный сад». Холодный батик. | 10 | 1 | 9 | |
3.3. | 137-138 | Изображение ваз различной формы с элементами декора. | 2 | 1 | 1 |
139-144 | Композиция «Декоративный натюрморт». | 6 | 6 | ||
Итого: | 144 | 19 | 125 |
Учебно-тематический план
занятий в кружке «Изобразительное искусство. Батик.»
2 год обучения (5 часов в неделю)
Тема года: «Природа – лучший художник».
№ темы | № уро- ков | Наименование разделов и тем | Об щее кол-во часов | В том числе: | |
Теор | Практ. | ||||
Введение. 5 ч. | |||||
1-2 | Введение. Знакомство с программой. | 2 | 2 | ||
3-5 | Инструменты и материалы. | 3 | 1 | 2 | |
Раздел 1. Природа – лучший художник. 57 ч. | |||||
1.1. | 6-7 | Рисование с натуры растительных форм. | 2 | 1 | 1 |
8-10 | Стилизация растительных форм (графика). | 3 | 3 | ||
11-15 | Основы цветоведения. Упражнения. Подбор цветовой гаммы.. | 5 | 1 | 4 | |
16-22 | Витраж «Краски осени» (маркер, акварель). | 7 | 1 | 6 | |
22-35 | Композиция «Осенний букет». Холодный батик | 13 | 1 | 12 | |
1.2. | 36-40 | Зарисовка цветов различных форм с элементами стилизации. | 5 | 1 | 4 |
41-42 | Упражнения по цветоведению. Цветы в разной цветовой гамме. | 2 | 2 | ||
43-50 | Динамика и статика. Витраж «Вальс цветов» (маркер, акварель или цв.карандаши) | 8 | 1 | 7 | |
51-62 | Платок для мамы. Холодный батик «Удивительный мир цветов». | 12 | 1 | 11 | |
Раздел 2.Украшение и фантазия. 60 ч. | |||||
2.1. | 63-65 | Рисование снежинок. | 3 | 1 | 2 |
66-70 | Украшаем школу к Новому году. | 5 | 5 | ||
71-82 | Шарф «Снежинки». Холодный батик. | 12 | 1 | 11 | |
83-85 | Новогодние маски. Элементы декора. | 3 | 3 | ||
2.2. | 86-87 | Геометрические формы. | 2 | 1 | 1 |
88-92 | Композиция из геометрических форм. Сочетание цвета. Акварель. | 5 | 5 | ||
93-105 | Композиция «Фантазия» («Космос»). Холодный батик. | 13 | 1 | 12 | |
2.3. | 106-107 | Рисование бабочек | 2 | 1 | 1 |
108-110 | Стилизация крыльев, элементы декора. | 3 | 3 | ||
111-122 | Композиция «Радость. Бабочки». Холодный батик. | 12 | 1 | 11 | |
Раздел 3. Украшение и реальность. 58 ч. | |||||
3.1. | 123-127 | Изображение яхт. Композиция «Среди волн». | 5 | 1 | 4 |
128-130 | Стилизация природных форм, волн. | 3 | 3 | ||
131-142 | Композиция «Ясный день. Яхты». Холодный батик. | 12 | 1 | 11 | |
3.2. | 143-145 | Рисование с натуры ветки цветущей вишни, яблони. | 3 | 1 | 2 |
146-150 | Стилизация цветов и листьев. | 5 | 5 | ||
151-152 | Графическое изображение оперения птиц. Применение декора. | 2 | 2 | ||
153-157 | Стилизованный рисунок. Композиция «Птицы». | 5 | 5 | ||
158-170 | Платок «Цветущий сад» или «Сказочный сад». Холодный батик. | 13 | 1 | 12 | |
3.3. | 171-172 | Изображение ваз различной формы с элементами декора. | 2 | 1 | 1 |
173-180 | Композиция «Декоративный натюрморт». | 8 | 8 | ||
Итого: | 180 | 21 | 159 |
Учебно-тематический план
занятий в кружке «Изобразительное искусство. Батик.»
3 год обучения ( 4 часа в неделю)
Тема года: «Красоту нужно уметь замечать» .
№ темы | № уро- ков | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе: | |
Теор. | Практ. | ||||
Введение. 2 ч. | |||||
1-2 | Введение. Знакомство с программой. | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 1.Учимся у природы. 48 ч. | |||||
1.1. | 3-4 | Линия, ее выразительные возможности. | 2 | 1 | 1 |
5-8 | Рисование с натуры растительных форм. | 4 | 4 | ||
9-12 | Стилизация растительных форм (графика). | 4 | 4 | ||
13-16 | Основы цветоведения. Упражнения. Подбор цветовой гаммы. | 4 | 1 | 3 | |
17-26 | Платок «Осенний букет». Холодный батик. | 10 | 1 | 9 | |
1.2. | 27-30 | Рисование с натуры цветов. | 4 | 1 | 3 |
31-34 | Стилизация цветов. | 4 | 4 | ||
35-40 | Витраж «Мои любимые цветы» | 6 | 6 | ||
41-50 | Шарф «Удивительный мир цветов». Холодный батик. | 10 | 1 | 9 | |
Раздел 2.Учимся у людей искусства. 48 ч. | |||||
2.1. | 51-52 | Учимся у художников. Стилизация природных форм. | 2 | 1 | 1 |
53-62 | Шарф «В сказке Берендея». Холодный батик. | 10 | 1 | 9 | |
2.2. | 63-66 | Учимся у архитекторов. Геометрические формы и тела. Варианты композиций. Стилизация, декор зданий. | 4 | 1 | 3 |
67-76 | Панно «Волшебный город». Холодный батик. | 10 | 1 | 9 | |
2.3. | 77-78 | Учимся у народных мастеров. Элементы росписи Гжели. | 2 | 1 | 1 |
79-80 | Элементы хохломской росписи. | 2 | 2 | ||
81-82 | Элементы Жостово. | 2 | 2 | ||
83-88 | Витраж «Цветы и птицы» | 6 | 6 | ||
89-98 | Платок «Русские мотивы». Холодный батик. | 10 | 1 | 9 | |
Раздел 3. Учимся у разных народов. 46 ч. | |||||
3.1. | 99-100 | Национальные традиции Китая. | 2 | 1 | 1 |
101-102 | Стилизация природных, архитектурных форм. | 2 | 2 | ||
103-104 | Изображение драконов, мифических существ. | 2 | 2 | ||
105-114 | Композиция «Дракон – символ добра, мира и процветания». Холодный батик. | 10 | 1 | 9 | |
3.2. | 115-116 | Традиции Японии. | 2 | 1 | 1 |
117-118 | Стилизация природных форм, архитектурных форм. | 2 | 2 | ||
119-120 | Японский национальный костюм. | 2 | 2 | ||
121-130 | Композиция «Праздник цветения Сакуры». Холодный батик. | 10 | 1 | 9 | |
3.3. | 131-132 | Традиции Востока. | 2 | 1 | 1 |
133-134 | Стилизация природных форм, архитектурных форм. | 2 | 2 | ||
135-144 | Композиция «Восточные сказки». Холодный батик. | 10 | 1 | 9 | |
Итого: | 144 | 18 | 126 |
III. Содержание программы дополнительного образования
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК»
1 год обучения
Тема года: «Мир вокруг нас и фантазия».
Принцип обучения: от простого к сложному.
Введение. Беседа. Мир природы вокруг нас.
Беседа об окружающей природе. Знакомство с материалами и инструментами, основными средствами выразительности.
Раздел 1. Выразительные возможности художественных материалов.
1.1. Выразительные возможности графических материалов. Простой карандаш.
Здесь изучаются первоэлементы языка пластических искусств, основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Задача всех этих тем - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий. Дети открывают для себя многообразие, красоту и характер материалов. Четкость линий простого карандаша и туши, многоцветие цветных карандашей, мягкая бархатистая пастель, уголь - учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображаем бабочек, цветы, деревья, зверей – все, что нас окружает.
1.2. Акварель. Гуашь.
Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на работе - живая связь красок. Изобразить морской пейзаж, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.
Виды живописных мазков. Сочетание цвета. Создание декоративной работы.
Освоение технике витража, где сочетаются четкость контура, нанесенного маркером, и многоцветие акварели.
Творческие работы «Сказочные рыбки», «Дары природы».
1.3. Выразительные возможности аппликации, пластилина, батика.
Диалог о возможностях бумаги, пластилина, батика. Выполнение аппликации, вырезок, создание композиции в технике квиллинга. Лепим розы для мамы, рисуем на ткани цветы для бабушки.
1.4. Для художника любой материал может стать выразительным. Батик.
Для художника любой материал может стать выразительным.
Главное – обратить внимание на красоту художественных материалов (гуашь, акварель, мелки, пастель, графические материалы, пластилин и бумага, «неожиданные» материалы) и их отличия:.
Выставочная работа «Моя сказка».
Раздел 2. Мир вокруг нас и фантазия.
2.1. Зарисовки листьев и цветов.
Рисование с натуры листьев, цветов, бабочек. Знакомство с осью симметрии, основами композиции, цвета, видами орнаментов. Мастера, создающие орнаменты, учатся у природы (вязальщицы, вышивальщицы,
расписчики и резчики по дереву и др. переносят в свои произведения элементы природы – цветов, листьев, символы солнца, воды, земли).
Отработка упражнений по растяжке она, сочетанию цвета. Упражнения на применение принципов зеркальной симметрии. Одна из тайн творящей природы - зеркальная симметрия. Этот принцип природа использовала для создания бабочки. Если художнику удается показать развитие и изменение цвета в природе, то мертвая краска превращается в живой цвет, свет, объем, пространство, выражает настроение. Изображение удивительной красоты и разнообразия бабочек.
Творческая работа «Бабочки».
2.2. Тайна снежинок. Графическая композиция.
Подготовка к Новому году. Введение в тему начнется с экскурсии в лес. Состояние природы вызывает в душе человека эмоциональный отклик. Человек наделяет мир природы душой, родственной душе человека. Искусство не просто копирует формы, краски природы, а передает нюансы ее настроения. Человек - единая часть природы и живет по единым с природой законам.
Творящие силы природы используют принцип построения целого из малого элемента - модуля. Транслируя модуль или первичный мотив, природа рождает огромное разнообразие форм. Цветы и снежинки познакомят детей с принципами радиальной симметрии, а пчелиные соты - с принципом мозаичной.
Изображение снежинок, создание эскизов и работа в технике квиллинга. Продолжение знакомства с орнаментом, украшение новогодних игрушек.
Творческая работа «Снежинки», «Удивительное кружево» (орнамент в круге).
2.3. Маленькие шедевры природы.
Способность созерцать, любоваться и восхищаться - щедрый дар природы человеку. Человек не только получает эстетическое наслаждение от гармонии мира, но и получает импульс к собственному творчеству. Способность всматриваться и подмечать помогает подойти к открытию тайн творящей природы.
Ребята встают перед проблемой создания творческой работы «Мир космоса» с учетом маленьких шедевров природы. На протяжении многих столетий люди создавали что-то новое, наблюдая за природой, растениями, насекомыми. Так многоэтажный дом похож на улей, самолет на стрекозу, автомобиль на жука и т.д. Создание коллективной работы «Насекомые».
Творческая работа «Мир космоса».
2.4. Многообразие рыб и морских обитателей.
Стилизация изображений рыб, морских обитателей, водорослей, их декорирование.
Творческая работа «Этот загадочный морской мир»
Раздел 3. Наши соседи по планете
Жизнь - уникальное космическое явление. На нашей густонаселенной планете рядом с людьми сосуществуют миллионы разнообразных видов животных, насекомых, растений. Все вместе мы составляем живой единый организм.
3.1. Хозяева неба — птицы.
Изображение птицы. Птицы помогали человеку осуществить древнюю мечту о свободном полете. Наши представления о свободе связаны ассоциативно с птицами.
Изображение многообразия птиц в природе – коллективная работа.
Образ птицы в украшении дома (вышивка, наличники, глиняная игрушка, …)
Элементы стилизации в декоративной росписи, резьбе по дереву.
Отработка умений проводить ровные линии резервом по ткани, плавно начинать и заканчивать каждую линию, проверять замкнутость контура.
Творческие работы «Птицы – наши друзья», «Сказочная птица»
3.2. Хозяева леса – звери.
Изображение животного. Животный мир - это живая душа природы. Когда на нас смотрят глаза дикого зверя, это на нас смотрит лес, тайга.
Наши домашние животные - это звено, которое соединяет нас с миром природы. Животные используют особый язык общения. Звуки, которые издают животные, мимика, пластика их тел могут рассказать внимательному человеку, о том, что животное чувствует, переживает, каков его характер. Наши любимцы учат нас языку животного мира. Наша любовь к ним - это любовь к природе. Мы должны заботиться о животных.
Отработка умений по работе кистью по ткани, отбору нужного количества краски.
Творческая работа «Мой питомец».
2 год обучения
Тема года: «Мир вокруг нас и фантазия».
Принцип обучения: постепенное усложнение творческих работ, углубление детализации изображаемых форм.
Введение. Знакомство с программой. Инструменты и материалы.
Раздел 1. Природа – лучший художник.
- Композиция «Осенний букет».
Рисование с натуры растительных форм.Стилизация растительных форм (графика). Основы цветоведения. Упражнения.Подбор цветовой гаммы.Витраж «Краски осени» (маркер, акварель).
Техника холодного батика. Перевод рисунка контурных линий на ткань. Натягивание ткани на раму. Обводка контурных замкнутых линий резервом. Заливка эффектом “Лепесток”. Цветовое насыщение у контурных линий. Запарка изделия.
Композиция «Осенний букет». Холодный батик.
- Платок для мамы «Удивительный мир цветов».
Зарисовка цветов различных форм с элементами стилизации.
Упражнения по цветоведению. Цветы в разной цветовой гамме.
Динамика и статика.
Витраж «Вальс цветов» (маркер, акварель или цв. карандаши). Нанесение рисунка на ткань, резервирование прозрачным резервом всех линий. Выполнение цветовой заливки. Использование различных эффектов: “эффект лепестка”, “эффект жилок”, “эффект дождевых капель”. Запарка изделия и оформление в раму.
Платок для мамы. Холодный батик «Удивительный мир цветов».
Раздел 2.Украшение и фантазия.
2.1. Шарф «Снежинки».
Украшаем школу к Новому году.
Повторение основ композиции, цветоведения, радиальной симметрии.
Рисование снежинок. Декорирование. Задача от противного. В композиции цвет будет выполнять задачу фона, а контур, выполненный резервом, будет непосредственно выполнять центральную роль.
Ровные линии резерва - залог качественной работы.
Шарф «Снежинки». Холодный батик.
2.2. Композиция «Фантазия».
Выполнение упражнений по композиционному расположению геометрических фигур, отработке техники набрызга (подобно аэрографии) – с внешней и с внутренней стороны фигуры. Геометрические формы. Композиция из геометрических форм. Сочетание цвета. Акварель.
Композиция «Фантазия» («Космос»). Холодный батик.
2.3. Композиция «Радость. Бабочки».
Рисование бабочек. Стилизация крыльев, элементы декора.
Упражнения по правильному наложению живописных мазков, работа по сырой и сухой ткани.
Составление декоративной композиции, используя тему движения цвета в пространстве, объединяя, соединяя, выполняя фантазийную композицию. Зарезервировать все контурные линии, выполнение цветовой заливки и роспись фона. Оформление рамы.
Композиция «Радость. Бабочки». Холодный батик.
Раздел 3. Украшение и реальность.
3.1. Композиция «Ясный день. Яхты». Холодный батик.
Изображение яхт. Композиция «Среди волн». Упражнения по подбору цветовых сочетаний. Стилизация природных форм, волн. Декорирование волн.
Композиция в технике холодный батик с использованием эффектов свободной росписи по ткани (соль, мочевина, сухие красители).
Композиция «Ясный день. Яхты». Холодный батик.
3.2. Платок «Цветущий сад» или «Сказочный сад». Холодный батик.
Экскурсия в парк Победы, наблюдение цветущих деревьев. Рисование с натуры ветки цветущей вишни, яблони. Композиционное решение, пропорции листьев. Стилизация цветов и листьев. Графическое изображение оперения птиц. Применение декора. Композиция «Птицы».
Платок «Цветущий сад» или «Сказочный сад». Холодный батик.
3.3. Композиция «Декоративный натюрморт».
Изображение ваз различной формы с элементами декора. Разноплановая композиция. Создание объема предметов с помощью их декорирования.
Композиция «Декоративный натюрморт».
3 год обучения
Тема года: «Красоту нужно уметь замечать».
Принцип обучения: углубление знаний о композиции, перспективе, пропорциях, цвете, детализация форм.
Введение. Знакомство с программой.
Раздел 1.Учимся у природы.
1.1.Платок «Осенний букет». Холодный батик.
Линия, ее выразительные возможности. Рисование с натуры
растительных форм. Стилизация растительных форм (графика). Основы цветоведения. Упражнения. Подбор цветовой гаммы. Отработка умений по четкому и ровному выполнению контура резервом, ровному заполнению элементов росписи краской.
Платок «Осенний букет». Холодный батик.
1.2. Шарф «Удивительный мир цветов». Холодный батик.
Рисование с натуры цветов. Стилизация цветов. Упражнения по подбору цветовых сочетаний, прорисовке элементов в несколько этапов последовательно с оживкой. Витраж «Мои любимые цветы»
Шарф «Удивительный мир цветов». Холодный батик
Раздел 2.Учимся у людей искусства.
2.1.Учимся у художников.
Анализ зимних пейзажей, выполненных русскими художниками. Стилизация природных форм (веточек, морозных узоров, птиц зимой и др.).
Шарф «В сказке Берендея». Холодный батик.
2.2.Учимся у архитекторов.
Анализ работ художников по теме архитектура. Геометрические формы и тела. Варианты композиций. Стилизация, декор зданий.
Панно «Волшебный город». Холодный батик.
2.3.Учимся у народных мастеров.
Учимся у народных мастеров. Элементы росписи Гжели, Жостово, хохломской росписи. Варианты композиций. Декорирование, последовательная прорисовка отдельных элементов композиции. Витраж «Цветы и птицы»
Платок «Русские мотивы». Холодный батик.
Раздел 3. Учимся у разных народов.
3.1. «Дракон – символ добра, мира и процветания». Холодный батик.
Национальные традиции Китая. Знакомство с известными художниками – расписчиками по шелку. Стилизация природных, архитектурных форм. Изображение драконов, мифических существ.
Композиция «Дракон – символ добра, мира и процветания». Холодный батик.
3.2. Композиция «Праздник цветения Сакуры».
Холодный батик.
Традиции Японии ( Футзияма, Япония – страна восходящего солнца, сады деревьев, воды, камней, чайная церемония). Стилизация природных форм, архитектурных форм. Японский национальный костюм.
Композиция «Праздник цветения Сакуры». Холодный батик.
3.3. Композиция «Восточные сказки». Холодный батик.
Традиции Востока. Стилизация природных форм, архитектурных форм.
Композиция «Восточные сказки». Холодный батик.
IV. Методическое обеспечение образовательной программы.
Основой организации образовательного процесса являются личностно-ориентированная, проектная и информационно-коммуникационная педагогические технологии.
Применение личностно-ориентированной технологии позволяет ставить ребенка перед выбором: объектов изображения, материалов, вариантов
композиции, перспективы, цветового решения, сложности задания и т.д.
Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение умению самостоятельно добывать знания, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности.
Поисковая деятельность и работа над проектом – от эскиза до готового изделия позволят научить детей приемам самостоятельной работы.
Информационно-коммуникационные технологии будут способствовать увеличению зрительного ряда, сопровождающего знакомство с окружающим миром природы, разнообразием растительного и животного мира.
С целью более широкого ознакомления детей с миром природы, разрабатывается наглядный материал, создаются презентации в программе POWER POINT, отражающие разнообразие видов животного и растительного мира, красоты природы – от узоров камней до цветущих садов.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изобразительной деятельности, дети стараются передавать в рисунках красоту окружающего мира, выражать свои чувства и эмоции с помощью линий, колорита, цвета, света, характера форм и фактуры.
На занятиях будут использоваться дидактические материалы, работы педагога и детей.
Занятие содержит организационную, теоретическую и практическую части. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о красоте и многообразии природы, возможностях языка изобразительного искусства, после чего дети приступают к практическому выполнению работы.
В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы.
V. Условия реализации программы:
Для успешной работы по программе необходимо:
• хорошо освещенный кабинет, соответствующий санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.4.4.1251-03;
• оборудование – столы, стулья, шкафы, компьютер, проектор;
оборудование для холодного батика – рамки, подставки, утюг, кнопки;
• инструменты: колонковые кисти, маркеры, баночки с водой, и др.;
инструменты для батика: стеклянные трубочки, тампоны, пипетки, краски для батика (батик-акрил для росписи тканей)
• материалы (краски, бумага, ткань и т. д.);
• методические и наглядные пособия по изобразительному искусству.
(учебные пособия; DVD; CD; видео и аудио материалы; репродукции; альбомы и т.д.)
VI. Литература.
- Учебная литература по программе Б.М.Неменского:
1. Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2006 .
2. Коротеева Е.И. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Искусство и ты: учеб. для 2 кл. М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2006 .
3. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство: искусство вокруг нас.: учеб. для 3 кл. М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007
4. Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство: каждый народ – художник.: учеб. для 4 кл. М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007 .
5.Горяева Н.А., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека.: учеб. для 5 кл. М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008 .
6.Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека.: учеб. для 6 кл. М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008 .
7.Питерских А.С., Гуров Г.Е. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека.: учеб. для 7-8 кл. М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008 .
2. Литература о росписи по ткани (батику):
1. Аллахвердова Е.Э. “Батик, глина, дерево”, -М., ООО “Издательство АСТ”, 2001;
2. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008;
3. Давыдов С.Г. “Батик” (энциклопедия ), -М., “АСТ-ПРЕСС”, 2006.
4. Журнал «Валентина – роспись по шелку», Изд. Дом ОВА-ПРЕСС, 1995;
5. Успенская Е, Ивахнов А. “Искусство батика”, -М., “Внешсигма”, 2000.
Материалы на сайтах Интернет по батику:
- http://festival.1september.ru/articles/560662/
- http://www.silkfantazi.com/index.php?categoryID=140
- http://podarokpodarok.ru/index.php?categoryID=6&_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTsyMzI3ODM4OzkwNzYyNzQ7aW1hZ2VzLnlhbmRleC5ydTpndWFyYW50ZWU
- http://okgams-batik.narod.ru/gallery.htm
- http://www.kam.ru/batik__materialy_dlia_batika__2525
- http://elka-art.ucoz.ru/blog/2009-03-07-6
- http://www.burdova.ru/new_gallery.php
- http://www.kam.ru/batik__vidy_batika__2500
- http://www.narodko.ru/article/bati/ctudying/
- http://www.dellari.ru/teacher/batik/
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text
- http://www.art-mozaika.ru/batik.php?page=2 и многие другие
3.Дополнительная литература:
- Бесчастное Н.П. Изображение растительных мотивов: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008;
- Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся начальной школы. - М.: Просвещение, 2007;
- Степанова И.Ф. Как украсить сад: цветники с апреля по октябрь. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001;
- Алексеев В.Н., Бабенко В.Г. Атлас бабочек. – М.: ООО Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003;
- Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи». М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007-2008г.г. (Садовые цветы, насекомые и мн.др.);
- Капитунова А.А., Коблова О.А. “Дополнительное художественное образование. Поиски и решения”, - М.., 2007;
- Аранова С.В. “Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического”, – С – П., “Каро”, 2004;
- Горяева Н.А. “Первые шаги в мире искусства”, -М., “Просвещение”, 1991;
- Логвиненко Г.М. “Декоративная композиция”, -М., “Владос”, 2004;
- Сокольникова Н.М. “Основы композиции”, “Основы рисунка”, “Основы живописи”, Обнинск , “Титул”, 1996;
- Успенская Е, Ивахнов А. “Искусство батика”, -М., “Внешсигма”, 2000;
- Лотман Ю. “Беседы о русской культуре”, -М., 1985;
- Дорожин Ю. Простые узоры и орнаменты. – М.: «Мозаика-синтез», 2005;
- Дорофеева А. Разноцветные узоры. - М.: «Мозаика-синтез», 2005;
- Жизнь животных: В 7 т. – М.: Просвещение, 1983-1989 и др.
Календарно-тематическое планирование кружка
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК»
на 2010-2011 г.г.
1 год обучения ( 4 часа в неделю)
Тема года: «Мир вокруг нас и фантазия»
Дата | Часы | Тема |
01.09-3.09 | 2 | Беседа. Мир природы вокруг нас. |
Раздел 1. Выразительные возможности художественных материалов. | ||
06.09-10.09 | 2 | Выразительные возможности графических материалов. Простой карандаш. |
2 | Цветные карандаши. Бабочки. | |
13.09-17.09 | 2 | Пастель и цветные мелки. Цветы. |
2 | Цветная ручка, миниатюра. Веселые зверята. | |
20.09-24.09 | 2 | Цветные карандаши, маркер. Домик. |
2 | Уголь. Красота линий и пятен. Деревья. | |
27.09-01.11 | 2 | Масляная пастель. Сказочный город. |
2 | Тушь. Акварель. Монотипия. Акватипия. | |
04.10-08.10 | 2 | Акварель. Прозрачность и легкость. Морской пейзаж. |
2 | Рисуем ярких рыбок. Основы цвета. | |
11.10-15.10 | 2 | Витраж «Сказочные рыбки» |
2 | Витраж «Сказочные рыбки» | |
18.10-22.10 | 2 | Гуашь. Грибы. |
2 | Насыщенность и декоративность. Коллективная работа «Дары природы». | |
25.10-29.10 | 2 | Коллективная работа «Дары природы». |
2 | Выразительные возможности аппликации. | |
01.11-05.11 | 2 | Выразительные возможности бумаги. Квиллинг. |
2 | Выразительные возможности пластилина. Лепим розы для мамы. | |
08.11-12.11 | 2 | Батик. Рисуем цветы для бабушки. |
2 | Для художника любой материал может стать выразительным. Батик. Выставочная работа «Моя сказка» (эскиз). | |
15.11-19.11 | 2 | Выставочная работа «Моя сказка». |
2 | Выставочная работа «Моя сказка». | |
22.11-26.11 | 2 | Выставочная работа «Моя сказка». |
2 | Выставочная работа «Моя сказка». | |
Раздел 2.Мир вокруг нас и фантазия. | ||
29.11-03.12 | 2 | Зарисовки листьев и цветов. |
2 | Орнамент в полосе (идеи растительных форм). | |
06.12-10.12 | 2 | Тайна бабочки (ось симметрии). |
2 | Взгляд в лето. Витраж «Бабочки». | |
13.12-17.12 | 2 | Витраж «Бабочки» |
2 | Тайна снежинок. | |
20.12-24.12 | 2 | Создаем эскиз снежинки, делаем их из бумаги.(Квиллинг). |
2 | Создаем эскиз снежинки, делаем их из бумаги.(Квиллинг). | |
27.12-31.12 | 2 | Создаем игрушку, маску (симметричная форма). |
2 | Удивительное кружево (фантазия на основе природных форм). | |
10.01-14.01 | 2 | Удивительное кружево (фантазия на основе природных форм). |
2 | Маленькие шедевры природы. Насекомые. | |
17.01-21.01 | 2 | Маленькие шедевры природы. Насекомые. |
2 | Мир космоса (идеи от насекомых) | |
24.01-28.01 | 2 | Мир космоса (идеи от насекомых) |
2 | Многообразие рыб и морских обитателей. | |
31.01-04.02 | 2 | Многообразие рыб и морских обитателей. |
2 | Декор в стилизованном изображении. Ракушки и морские камешки. | |
07.02-11.02 | 2 | Разнообразие водорослей. |
2 | Графические возможности в декоративном изображении объектов природы. «Рыбы-фантазии» | |
14.02-18.02 | 2 | Витраж «Этот загадочный морской мир» |
2 | Витраж «Этот загадочный морской мир» | |
21.02-25.02 | 2 | Витраж «Этот загадочный морской мир» |
Раздел 3. Наши соседи по планете. | ||
2 | Хозяева неба — птицы (наброски). | |
28.02-04.03 | 2 | Хозяева неба — птицы (наброски). |
2 | Образ птиц украшает наш дом. | |
07.03-11.03 | 2 | Образ птиц украшает наш дом. |
2 | Витраж «Птицы – наши друзья» | |
14.03-18.03 | 2 | Витраж «Птицы – наши друзья» |
2 | Витраж «Птицы – наши друзья» | |
21.03-25.03 | 2 | Холодный батик. Сказочная птица. Наброски |
2 | Холодный батик. Сказочная птица. | |
2803-01.04 | 2 | Холодный батик. Сказочная птица. |
2 | Холодный батик. Сказочная птица. | |
04.04-08.04 | 2 | Холодный батик. Сказочная птица. |
2 | Хозяева леса – звери (наброски). | |
11.04-15.04 | 2 | Звери в сказках. Их характер. |
2 | Веселые зверята. | |
18.04-22.04 | 2 | Веселые зверята. |
2 | Рисуем домашних животных. | |
25.04-29.04 | 2 | Рисуем домашних животных. |
2 | Холодный батик «Мой питомец» | |
02.05-06.05 | 2 | Холодный батик «Мой питомец» |
2 | Холодный батик «Мой питомец» | |
09.05-13.05 | 2 | Холодный батик «Мой питомец» |
2 | Холодный батик «Мой питомец» | |
16.05-20.05 | 2 | Конкурс рисунков на асфальте |
144 |
Календарно-тематическое планирование кружка
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК»
на 2010-2011 г.г.
2 год обучения (4 часа в неделю)
Тема года: «Природа – лучший художник».
Дата | Часы | Тема |
01.09-3.09 | 2 | Введение. Знакомство с программой. |
06.09-10.09 | 2 | Инструменты и материалы. |
Раздел 1. Природа – лучший художник. | ||
2 | Рисование с натуры растительных форм. | |
13.09-17.09 | 2 | Стилизация растительных форм (графика). |
2 | Основы цветоведения. Упражнения. Подбор цветовой гаммы. | |
20.09-24.09 | 2 | Основы цветоведения. Упражнения. Подбор цветовой гаммы. |
2 | Витраж «Краски осени» (маркер, акварель). | |
27.09-01.11 | 2 | Витраж «Краски осени» (маркер, акварель). |
2 | Витраж «Краски осени» (маркер, акварель). | |
04.10-08.10 | 2 | Композиция «Осенний букет». Холодный батик |
2 | Композиция «Осенний букет». Холодный батик | |
11.10-15.10 | 2 | Композиция «Осенний букет». Холодный батик |
2 | Композиция «Осенний букет». Холодный батик | |
18.10-22.10 | 2 | Композиция «Осенний букет». Холодный батик |
2 | Зарисовка цветов различных форм с элементами стилизации. | |
25.10-29.10 | 2 | Зарисовка цветов различных форм с элементами стилизации. |
2 | Упражнения по цветоведению. Цветы в разной цветовой гамме. | |
01.11-05.11 | 2 | Динамика и статика. Витраж «Вальс цветов» (маркер, акварель или цв.карандаши) |
2 | Динамика и статика. Витраж «Вальс цветов» (маркер, акварель или цв.карандаши) | |
08.11-12.11 | 2 | Динамика и статика. Витраж «Вальс цветов» (маркер, акварель или цв.карандаши) |
2 | Платок для мамы. Холодный батик «Удивительный мир цветов». | |
15.11-19.11 | 2 | Платок для мамы. Холодный батик «Удивительный мир цветов». |
2 | Платок для мамы. Холодный батик «Удивительный мир цветов». | |
22.11-26.11 | 2 | Платок для мамы. Холодный батик «Удивительный мир цветов». |
2 | Платок для мамы. Холодный батик «Удивительный мир цветов». | |
Раздел 2. Украшение и фантазия. | ||
29.11-03.12 | 2 | Рисование снежинок. |
2 | Украшаем школу к Новому году. | |
06.12-10.12 | 2 | Украшаем школу к Новому году. |
2 | Шарф «Снежинки». Холодный батик. | |
13.12-17.12 | 2 | Шарф «Снежинки». Холодный батик. |
2 | Шарф «Снежинки». Холодный батик. | |
20.12-24.12 | 2 | Шарф «Снежинки». Холодный батик. |
2 | Шарф «Снежинки». Холодный батик. | |
27.12-31.12 | 2 | Новогодние маски. Элементы декора. |
2 | Геометрические формы. | |
10.01-14.01 | 2 | Композиция из геометрических форм. Сочетание цвета. Акварель. |
2 | Композиция из геометрических форм. Сочетание цвета. Акварель. | |
17.01-21.01 | 2 | Композиция «Фантазия» («Космос»). Холодный батик. |
2 | Композиция «Фантазия» («Космос»). Холодный батик. | |
24.01-28.01 | 2 | Композиция «Фантазия» («Космос»). Холодный батик. |
2 | Композиция «Фантазия» («Космос»). Холодный батик. | |
31.01-04.02 | 2 | Композиция «Фантазия» («Космос»). Холодный батик. |
2 | Рисование бабочек. | |
07.02-11.02 | 2 | Стилизация крыльев, элементы декора. |
2 | Композиция «Радость. Бабочки». Холодный батик. | |
14.02-18.02 | 2 | Композиция «Радость. Бабочки». Холодный батик. |
2 | Композиция «Радость. Бабочки». Холодный батик. | |
21.02-25.02 | 2 | Композиция «Радость. Бабочки». Холодный батик. |
2 | Композиция «Радость. Бабочки». Холодный батик. | |
Раздел 3. Украшение и реальность. | ||
28.02-04.03 | 2 | Изображение яхт. Композиция «Среди волн». |
2 | Изображение яхт. Композиция «Среди волн». | |
07.03-11.03 | 2 | Стилизация природных форм, волн. |
2 | Композиция «Ясный день. Яхты». Холодный батик. | |
14.03-18.03 | 2 | Композиция «Ясный день. Яхты». Холодный батик |
2 | Композиция «Ясный день. Яхты». Холодный батик | |
21.03-25.03 | 2 | Композиция «Ясный день. Яхты». Холодный батик |
2 | Композиция «Ясный день. Яхты». Холодный батик | |
2803-01.04 | 2 | Рисование с натуры ветки цветущей вишни, яблони. |
2 | Стилизация цветов и листьев. | |
04.04-08.04 | 2 | Стилизация цветов и листьев. |
2 | Графическое изображение оперения птиц. Применение декора. | |
11.04-15.04 | 2 | Стилизованный рисунок. Композиция «Птицы». |
2 | Стилизованный рисунок. Композиция «Птицы». | |
18.04-22.04 | 2 | Платок «Цветущий сад» («Сказочный сад»). Холодный батик. |
2 | Платок «Цветущий сад» («Сказочный сад»). Холодный батик. | |
25.04-29.04 | 2 | Платок «Цветущий сад» («Сказочный сад»). Холодный батик. |
2 | Платок «Цветущий сад» («Сказочный сад»). Холодный батик. | |
02.05-06.05 | 2 | Платок «Цветущий сад» («Сказочный сад»). Холодный батик. |
2 | Изображение ваз различной формы с элементами декора. | |
09.05-13.05 | 2 | Композиция «Декоративный натюрморт. |
2 | Композиция «Декоративный натюрморт. | |
16.05-20.05 | 2 | Композиция «Декоративный натюрморт. Обобщение. |
144 |
Календарно-тематическое планирование кружка
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК»
на 2010-2011 г.г.
2 год обучения (5 часов в неделю)
Тема года: «Природа – лучший художник».
Дата | Часы | Тема |
01.09-3.09 | 2 | Введение. Знакомство с программой. |
06.09-10.09 | 3 | Инструменты и материалы. |
Раздел 1. Природа – лучший художник. | ||
2 | Рисование с натуры растительных форм. | |
13.09-17.09 | 3 | Стилизация растительных форм (графика). |
2 | Основы цветоведения. Упражнения. Подбор цветовой гаммы. | |
20.09-24.09 | 3 | Основы цветоведения. Упражнения. Подбор цветовой гаммы. |
2 | Витраж «Краски осени» (маркер, акварель). | |
27.09-01.11 | 3 | Витраж «Краски осени» (маркер, акварель). |
2 | Витраж «Краски осени» (маркер, акварель). | |
04.10-08.10 | 3 | Композиция «Осенний букет». Холодный батик |
2 | Композиция «Осенний букет». Холодный батик | |
11.10-15.10 | 3 | Композиция «Осенний букет». Холодный батик |
2 | Композиция «Осенний букет». Холодный батик | |
18.10-22.10 | 3 | Композиция «Осенний букет». Холодный батик |
2 | Зарисовка цветов различных форм с элементами стилизации. | |
25.10-29.10 | 3 | Зарисовка цветов различных форм с элементами стилизации. |
2 | Упражнения по цветоведению. Цветы в разной цветовой гамме. | |
01.11-05.11 | 3 | Динамика и статика. Витраж «Вальс цветов» (маркер, акварель или цв.карандаши) |
2 | Динамика и статика. Витраж «Вальс цветов» (маркер, акварель или цв.карандаши) | |
08.11-12.11 | 3 | Динамика и статика. Витраж «Вальс цветов» (маркер, акварель или цв.карандаши) |
2 | Платок для мамы. Холодный батик «Удивительный мир цветов». | |
15.11-19.11 | 3 | Платок для мамы. Холодный батик «Удивительный мир цветов». |
2 | Платок для мамы. Холодный батик «Удивительный мир цветов». | |
22.11-26.11 | 3 | Платок для мамы. Холодный батик «Удивительный мир цветов». |
2 | Платок для мамы. Холодный батик «Удивительный мир цветов». | |
Раздел 2. Украшение и фантазия. | ||
29.11-03.12 | 3 | Рисование снежинок. |
2 | Украшаем школу к Новому году. | |
06.12-10.12 | 3 | Украшаем школу к Новому году. |
2 | Шарф «Снежинки». Холодный батик. | |
13.12-17.12 | 3 | Шарф «Снежинки». Холодный батик. |
2 | Шарф «Снежинки». Холодный батик. | |
20.12-24.12 | 3 | Шарф «Снежинки». Холодный батик. |
2 | Шарф «Снежинки». Холодный батик. | |
27.12-31.12 | 3 | Новогодние маски. Элементы декора. |
2 | Геометрические формы. | |
10.01-14.01 | 3 | Композиция из геометрических форм. Сочетание цвета. Акварель. |
2 | Композиция из геометрических форм. Сочетание цвета. Акварель. | |
17.01-21.01 | 3 | Композиция «Фантазия» («Космос»). Холодный батик. |
2 | Композиция «Фантазия» («Космос»). Холодный батик. | |
24.01-28.01 | 3 | Композиция «Фантазия» («Космос»). Холодный батик. |
2 | Композиция «Фантазия» («Космос»). Холодный батик. | |
31.01-04.02 | 3 | Композиция «Фантазия» («Космос»). Холодный батик. |
2 | Рисование бабочек. | |
07.02-11.02 | 3 | Стилизация крыльев, элементы декора. |
2 | Композиция «Радость. Бабочки». Холодный батик. | |
14.02-18.02 | 3 | Композиция «Радость. Бабочки». Холодный батик. |
2 | Композиция «Радость. Бабочки». Холодный батик. | |
21.02-25.02 | 3 | Композиция «Радость. Бабочки». Холодный батик. |
2 | Композиция «Радость. Бабочки». Холодный батик. | |
Раздел 3. Украшение и реальность. | ||
28.02-04.03 | 3 | Изображение яхт. Композиция «Среди волн». |
2 | Изображение яхт. Композиция «Среди волн». | |
07.03-11.03 | 3 | Стилизация природных форм, волн. |
2 | Композиция «Ясный день. Яхты». Холодный батик. | |
14.03-18.03 | 3 | Композиция «Ясный день. Яхты». Холодный батик |
2 | Композиция «Ясный день. Яхты». Холодный батик | |
21.03-25.03 | 3 | Композиция «Ясный день. Яхты». Холодный батик |
2 | Композиция «Ясный день. Яхты». Холодный батик | |
2803-01.04 | 3 | Рисование с натуры ветки цветущей вишни, яблони. |
2 | Стилизация цветов и листьев. | |
04.04-08.04 | 3 | Стилизация цветов и листьев. |
2 | Графическое изображение оперения птиц. Применение декора. | |
11.04-15.04 | 3 | Стилизованный рисунок. Композиция «Птицы». |
2 | Стилизованный рисунок. Композиция «Птицы». | |
18.04-22.04 | 3 | Платок «Цветущий сад» («Сказочный сад»). Холодный батик. |
2 | Платок «Цветущий сад» («Сказочный сад»). Холодный батик. | |
25.04-29.04 | 3 | Платок «Цветущий сад» («Сказочный сад»). Холодный батик. |
2 | Платок «Цветущий сад» («Сказочный сад»). Холодный батик. | |
02.05-06.05 | 3 | Платок «Цветущий сад» («Сказочный сад»). Холодный батик. |
2 | Изображение ваз различной формы с элементами декора. | |
09.05-13.05 | 3 | Композиция «Декоративный натюрморт. |
2 | Композиция «Декоративный натюрморт. | |
16.05-20.05 | 3 | Композиция «Декоративный натюрморт. Обобщение. |
180 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования детей»
В системе начального школьного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В начальной школе закладывает...
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны
В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...
Мотивационные факторы и регуляторы в работе педагога дополнительного образования: кейсы для практического занятия с наставляемым педагогом.
Работа с педагогами в последнее время видоизменяется. Мало давать готовый методический материал педагогам. Надо настроить их на педагогический поиск решения проблемы. Сами нашли - оценили-поняли...
Методическая разработка педагога дополнительного образования Бушуевой Елены Константиновны ГБОУ гимназии №177.Пособие для учащихся от 7 лет и старше, а также педагогам, работающих с природным материалом.
В таблицах предложенных педагогом показан природный цвет растения до сушки, после сушки, а также где можно применить данный материал, в каких работах....
Педагогический опыт Ахматдиновой Ильсияр Раисовны, педагога дополнительного образования муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»
В своей профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:1. Низкая экологическая культура школьников. Отношение к окружающей среде несознательное, эгоистичное.2.Недостаточная мотивация крае...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб
Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...
Методическая разработка занятия изобразительного искусства. Рисунок акварелью. Дополнительное образование. Начальная школа. 7-8 лет
Данная методическая разработка занятия изобразительным исскуством будет полезна для педагогов начальной школы и дополнительного образования. Рисунок акварелью для детей 7-8 лет....