Педагогический опыт Ахматдиновой Ильсияр Раисовны, педагога дополнительного образования муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»
материал
В своей профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:
1. Низкая экологическая культура школьников. Отношение к окружающей среде несознательное, эгоистичное.
2.Недостаточная мотивация краеведческого воспитания. Диагностика мотивов экологического воспитания, проводимая в выпускных классах начального звена и позволяют заметить, что дети не видят необходимости в охране природы, считают, что никакого отношения к охране природы не имеют.
3. Незаинтересованность детей в изучении родного края.
Дополнительное образование определяет необходимость обеспечения условий для удовлетворения потребностей граждан, общества в качественном образовании, выбор инновационных направлений развития образовательного учреждения, использования современных образовательных технологий.
Программа развития нашего учреждения имеет следующее целеполагание: повышение качества дополнительного образования; использование здоровьесберегающих образовательных технологий; гражданское образование; экологическое образование как средство формирования целесообразного поведения в природе; личностное развитие ребенка, способного реализовать себя как часть социума.
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения и экологии связана с социальным заказом общества: краеведение дает возможность глубже узнать и окунуться в красоту необъятной России, суровой, но такой многоликой Югры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_ahmatdinovoy.docx | 255.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»
Педагогический опыт
Ахматдиновой Ильсияр Раисовны,
педагога дополнительного образования
муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»
п. Пионерский, 2021г.
Сведения об авторе.
ФИО: Ахматдинова Ильсияр Раисовна, 21.07.1982г.р.;
Специальность: педагог дополнительного образования;
Педагогический стаж: 16 лет;
Образование, категория: высшее образование, высшая категория;
Место работы: Муниципальное автономное учреждение
«Межшкольный учебный комбинат п.Пионерский».
Условия формирования опыта. В своей профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:
1. Низкая экологическая культура школьников. Отношение к окружающей среде несознательное, эгоистичное.
2.Недостаточная мотивация краеведческого воспитания. Диагностика мотивов экологического воспитания, проводимая в выпускных классах начального звена и позволяют заметить, что дети не видят необходимости в охране природы, считают, что никакого отношения к охране природы не имеют.
3. Незаинтересованность детей в изучении родного края.
Дополнительное образование определяет необходимость обеспечения условий для удовлетворения потребностей граждан, общества в качественном образовании, выбор инновационных направлений развития образовательного учреждения, использования современных образовательных технологий.
Программа развития нашего учреждения имеет следующее целеполагание: повышение качества дополнительного образования; использование здоровьесберегающих образовательных технологий; гражданское образование; экологическое образование как средство формирования целесообразного поведения в природе; личностное развитие ребенка, способного реализовать себя как часть социума.
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения и экологии связана с социальным заказом общества: краеведение дает возможность глубже узнать и окунуться в красоту необъятной России, суровой, но такой многоликой Югры.
Теоретическая база опыта. Значительный вклад в разработку обозначенной мною проблемы внесли исследования Е.И. Тихеевой, П.Т. Саморуковой, Л.И. Бажович, Г.И. Щукиной.
На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Я представляю Вашему вниманию опыт работы по дополнительной общеразвивающей программе туристско-краеведческой направленности «Юный краевед». Данная программа скорректирована мной с учетом содержания Типовых программ и пособий общеобразовательных учреждений, на основе собственного опыта, использования практических советов из популярных печатных изданий и Интернет-ресурсов.
Актуальность и перспективность работы. Нынешние дети растут в эпоху, значительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Современные дети мало знают о родном поселке, городе, стране, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по классу, редко сострадают чужому горю. Наблюдается снижение, а порой и полное отсутствие интереса к истории и культуре родного края.
На это влияют многие факторы: сложность школьных программ, параллельное преподавание российской и всеобщей истории в школе, несопоставимый с количеством часов объем информации. Все это приводит к формализму восприятия исторического материала, непониманию сущности исторического процесса и в конечном итоге – к снижению интереса к историческим дисциплинам и низкой профессиональной ориентированности школьников. В то же время возрастает интерес к отечественной истории, краеведению, что способствует воспитанию уважения к истокам, национальным традициям, местной культуре, достояниям родной природы. Создание площадок дополнительного изучения исторического материала (в частности, краеведческого), позволит повысить качество подготовки школьников по историческим дисциплинам. В современных условиях актуальным становится реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Применение современных информационных технологий в обучении способствуют обеспечению доступности качественного образования учащихся.
Реализация данной программы позволяет решить задачи духовной, этической, экологической, эстетической грамотности. Дети получают заряд энергии своей малой родины - Югорского края, пополняют свои знания о родном крае, его природе, коренных жителях, принадлежащих к одному «родовому древу», общаются, творят, развиваются.
Новизна опыта заключается:
- в комбинации элементов известных методик;
- в преобразовании образовательного процесса.
А именно:
- Выявлены особенности личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми (создание единой эмоционально - чувственной основы процесса взаимодействия; постоянное «обращение к ребенку как к равному» и способности педагога встать на позицию ребенка и действовать в ней);
- Разработана рабочая программа «Краеведение» для детей младшего школьного возраста.
- Через все содержание воспитательно — образовательного процесса красной нитью проходит региональный компонент.
4. Аналогичная работа по краеведению, конечно же, ведется. Учитывая тот факт, что мы живем в поселке, участникам образовательного процесса сложно организовать выездные экскурсии с классами, группами детей, в связи со многими факторами. Для детей и родителей новизной программы явились выездные экскурсии по достопримечательностям Советского района и г. Югорска. В связи, с чем с каждым годом возрастает численность детей желающих посещать мои кружки.
Адресность опыта. Дети младшего школьного возраста.
Трудоёмкость опыта.
1. Реализация краеведческой программы требует разнообразной предметно — развивающей среды. (Мини — музеи, лаборатория, уголки быта и т.д.);
2. Большое количество наглядностей и дидактического материала приходится делать самому педагогу;
3. Работа требует включения в воспитательно — образовательный процесс родителей и общественности, так как организуется большое количество экскурсий, прогулок, походов.
Технология опыта. В своей работе я не разделяю задачи экологического воспитания и задачи по ознакомлению детей с родным краем, они синтезированы и решаются в совокупности.
Задачи:
Обучающие:
- изучать окружающий мир: природы, истории и культуры своего края;
- обучать знаниям о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
- обучать видеть и понимать красоту живой природы;
- обучать навыкам экологически грамотного и безопасного поведения;
- знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;
- обучать исследовательской работе по изучению своей семьи, истории поселка, его знаменитых земляков.
2. Воспитательные:
- воспитывать высокую духовную нравственность: любовь к людям и природе, стремлению к добрым поступкам, чистым мыслям и чувствам.
- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
- воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
3. Развивающие:
- развивать потребности общения с природой;
- развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
- развивать умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса.
Грамотная организация краеведческой работы требует соблюдения следующих принципов, которые я учитываю при организации работы с учащимися: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.
Проблемой краеведения я заинтересовалась давно, однако это были отдельные занятия, экскурсии и только по истечению нескольких лет стала складываться определенная система по ознакомлению детей с родным краем, его природой. Было разработано: тематическое планирование занятий с учащимися и система краеведческой работы с учетом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Это дом, школа, улица, поселок; а так же природное окружение. Эта работа стала вестись систематически.
Анализ собственного опыта позволяет считать наиболее эффективными следующие методы интерактивного взаимодействия с детьми.
Одним из эффективных методов развития творческого воображения учащихся считаю метод проектирования. Моя задача создать у детей предпосылки грамотного проектирования, для этого я ребенка учу видеть положительные и отрицательные стороны того или иного объекта, явления, искать противоречия в предложенной задаче и затем, используя различные ресурсы, пытаемся подойти к идеальному результату.
Например, после посещения этнографического музея г. Югорска детей заинтересовало многообразие национальных костюмов, которые были представлены. Перед детьми была поставлена проблема: оформить выставку кукол в национальных костюмах. Данная проблема создала условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности детей.
Этапы работы над проектом на тему «Национальный костюм».
Этап — подготовительный:
- накопление материала по данной теме;
- экскурсия в этнографический музей;
- рассказ педагога об истории костюма Ханты, Манси и костюмов разных народов;
- рассматривание различных вариантов народных костюмов, подбор материалов для украшений народных костюмов;
- чтение национальных сказок.
Этап — практический:
- беседа-игра «Что носили женщины и мужчины на Руси»;
- художественно-творческая деятельность (аппликация «Украсим сарафан»),
- создание альбома-каталога «Национальный костюм»;
Этап — заключительный:
- презентация кукол в национальных костюмах.
Данная работа позволяет реализовывать основные задачи обобщающего мероприятия с использованием накопленных детьми знаний и умений. Кроме того, с детьми были реализованы такие проекты краеведческой направленности: «История нашего округа», «Природа родного края», «Традиции и обычаи на Руси».
Таким образом, эффективность использования проектной деятельности по краеведению подтверждается тем, что у детей появляется интерес к поисковой деятельности, дети учатся рассуждать, ставить цели, подбирать средства для их достижения, оценивать результаты. Следовательно, применение технологии метода проекта в краеведческой деятельности, выводит ребенка на более высокий уровень развития его творческих способностей и познавательной активности.
Результативность опыта. Результатом моей работы по краеведению является то, что у детей обогащены знания об истории, культуре и природе родного поселка, края. Итоговая деятельность, проведенная с детьми показывает, что уровень знаний детей о родном поселке и крае повысился. В процессе познания малой Родины дети учатся любить ее, уважать людей, живущих рядом.
Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к поселку, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного поселка, края. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению детей с малой Родиной обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.
Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение у наших детей определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев у них наблюдается.
Таким образом, поставленные задачи были выполнены, у учащихся сформирован достаточно полный объём знаний о родном поселке, крае, стране, широкие знания о природе родного края, дети знакомы с традициями и бытом народов Севера, проживающих на территории Ханты - Мансийского автономного округа-Югры. Ребята, посещающие мои занятия, показывают хорошие результаты при решении ВПР по окончанию начальной школы, и являются дипломантами муниципальных и окружных конкурсов.
Перспективы
- Пополнить картотеку конспектов; пополнить материал к дидактическим играм по ознакомлению с родным поселком, районом, краем;
- Привлекать родителей к оказанию помощи при организации экскурсий и прогулок, организации музея.
- Постоянно пополнять уголок по краеведению наглядным материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как способ обучения английскому языку в учреждениях дополнительного образования
Данный материал, предствленный из опыта работы, содержит план-конспект занятия и описание игр, которые можно применять как в дополнительном образовании, так и в школе....
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей и молодежи на тему «PowerPoint. Создание презентации»
Конспект занятия и презентация на тему «PowerPoint. Создание презентации» для учреждений дополнительного образования....
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей...
Методическое портфолио педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях дополнительного образования детей
Основными задачами в осуществлении педагогической поддержки одаренных детей являются: создание условий для развития одаренного ребенка; проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие мышле...
Взаимодействие детского сада и учреждения дополнительного образования в рамках реализации сетевых программ (из опыта работы по дополнительной программе "Знайка")
В статье расматриваются вопросы организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях и школах. Представлены формы мероприятий, п...
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБУДО ЦДОД ГОРОДА ТАМБОВА)
В статье рассматриваются вопросы повышения мотивации учебной деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования детей. Выявлены эффективные методы, приемы и формы развития положительной мо...
Применение новых педагогических технологий с целью развития творческих способностей обучающихся в учреждениях дополнительного образования
Сообщение о применении новых педагогичсеких технологий на занятиях по изобразительной деятельности в учреждениях дополнительного образования...