ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №454 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Согласовано Утверждаю На Методическом совете школы Директор школы Протокол №______ _______________Т.В. Ларионова От «____»_____________2016 г. Приказ № ______ От «____»_____________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕРВЫЕ ПРОГУЛКИ ПО ПЕТЕРБУРГУ ДЛЯ 1 "Б" КЛАССА НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы Корнева Л.И.
Санкт-Петербург
ПЕРВЫЕ ПРОГУЛКИ ПО ПЕТЕРБУРГУ 1 КЛАСС - 66 Ч ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые прогулки по Петербургу" для обучающихся 1 класса разработана на основе программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой и "Первые прогулки по Петербургу" Е.А. Никоновой.
Программа рассчитана на 33 часов в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе). Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных правовых документов: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6» октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);
- Учебного плана внеурочной деятельности ГБОУ школы 454;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам.
Рабочая программа ставит следующую цель: способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а Себя - как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
Образовательные: - знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
- выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
Воспитательные: - Воспитывать любовь к своей Родине.
- Воспитывать культуру общения.
Развивающие: - Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
- Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
В курсе для 1 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве. Об истории, культуре и развитии Колпинского района.
Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на уроках. Задания имеют разную степень трудности. Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.
Формы организации.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу "Первые прогулки по Петербургу" является урок. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как: - практические занятия
- экскурсии
- опыты, наблюдения
- исследовательская деятельность
- презентации, конкурсы
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
В каждом занятии прослеживаются три части: - игровая;
- теоретическая;
- практическая.
При отборе и построении программы используются такие средства обучения как: - наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
- демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- информационно-коммуникативные технологии.
Рабочая программа "Первые прогулки по Петербургу" предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка. Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи: - построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
- приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
- возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
- возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
- активизация познавательной деятельности;
- поддержка устойчивого интереса к обучению;
- формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
- развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
- создание ситуации успеха.
Применение ИКТ на уроках по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга позволяет проводить уроки различных типов: - демонстрационные уроки, на которых используются готовые материалы из открытых коллекций ЦОР и ЭОР или материалы созданные учителем самостоятельно. Таким образом, становится возможной демонстрация большого количества фото, видео и аудио информации;
- уроки с компьютерным тестированием, на которых становится возможным в короткое время объективно оценить большое количество обучающихся, укрепляется обратная связь в системе "учитель-ученик".
- уроки тренинга или моделирования, на которых у ребят появляется возможность проявить свои индивидуальные способности, ЗУН, склонности и интересы в предметной области.
Средства ИКТ применяются на различных этапах урока. При изучении нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно преподать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, задействовать различные виды памяти. На этапе закрепления и контроля база электронных тестовых заданий позволяет более объективно оценить знания самими учащимися и учителем. При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы: Личностные Обучающиеся научатся и приобретут: - основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Обучающиеся получат возможности для формирования: - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
- основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
- эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.
Метапредметные Обучающиеся научатся: - планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Обучающиеся получат возможность: - уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- повысить творческую активность и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные Обучающиеся научатся: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность: - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные Обучающиеся научатся: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность: - владеть монологической и диалогической формами речи;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные В ходе реализации программы у учащиеся сформируется: - расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
- Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
- Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
- Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
- Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.
Учащиеся научатся: - Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
- Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
- Решать бытовые проблемы (вызов врача, водопроводчика, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т.д.);
- Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
- Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
- Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.
Формы учета результатов обучения - Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даются вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. - В конце курса проводится итоговая игра - путешествие или викторина «Знаете ли вы свой город?».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание занятия | Форма проведения | Дата план | Дата факт | Введение |
| Введение. Что такое краеведение? Моя школа. Мой дом. | 1 | Что мы будем изучать на занятиях. Техника безопасности | Классное мероприятие |
|
|
| Наш город - Санкт Петербург. | 1 | Общее представление о городе. | Виртуальное путешествие |
|
| Город на берегах Невы |
| Удивительный Санкт- Петербург. | 1 | Имя города. Возраст города. Петр Первый - основатель Петербурга. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн. | Интерактивное путешествие, творческая работа |
|
|
| Крепость на Заячьем острове. | 1 | Животное - символ острова. Первый петербургский зодчий. | Классное мероприятие Игра-наблюдение |
|
|
| Первые городские постройки. | 1 | Домик Петра Первого. Троицкая площадь. | Круглый стол. Творческая работа в группах |
|
|
| Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова. Ростральные колонны. | 1 | Флот. Андреевский флаг. Набережная. Шкиперский проток. Биржа. Тома де Томон - автор Стрелки. | Классное мероприятие. Творческая работа. |
|
|
| Адмиралтейская верфь. | 1 | Устройство верфи, происхождение её названия. Начало истории судостроения. Архитектор. Адмиралтейская набережная. Кораблик - символ города | Презентация Круглый стол |
|
|
| Летний сад. Постройки Летнего сада. | 1 | Решетка летнего сада. Аллеи. Памятники. Летний дворец и его история. Чайный и кофейный домики. | Интерактивное путешествие Викторина |
|
|
| Невский проспект. | 1 | Символическое число 3, связанное с Невским проспектом. Транспорт проспекта. Дворцы простпекта. | Презентация |
|
|
| Дворцовая площадь – главная площадь города. | 1 | Ансамбль Дворцовой площади. Арка Главного штаба. Александровская колонна. | Интерактивное путешествие |
|
|
| Зимний дворец. | 1 | История дворца. Обитатели дворца. Экспонаты Эрмитажа. | Интерактивное путешествие |
|
|
| Викторина "Первые постройки города" | 1 | Заячий остров. Васильевский остров. Адмиралтейство. Дворцовая площадь. Летний сад. | Игра - викторина |
|
|
| Площадь Искусств. Русский музей | 1 | Ансамбль площади Искусств - Русский музей, Малый театр оперы и балета, памятник Пушкину. Исория Русского музея | Интерактивное путешествие |
|
|
| Санкт - Петербург - город рек и каналов. | 1 | Нева. Мойка. Фонтанка. Канал Грибоедова. Цветные мосты. | Интерактивное путешествие |
|
|
| А.С. Пушкин на берегах Невы | 1 | Мойка 12. Жизнь и смерть поэта. | Интерактивное путешествие |
|
|
| Канал Грибоедова | 1 | Дом книги. Храм Спас- на - Крови. Казанский собор. Банковский мост. Грифоны. | Интерактивное путешествие |
|
|
| Река Фонтанка | 1 | Аничков мост. Конные скульптуры. Египетский мост. Мост Ломоносова. | Интерактивное путешествие |
|
|
| Сенатская площадь. Медный всадник. | 1 | Ансамбль площади. Здание Сената и Синода. История создания памятника. | Презентация. Творческая работа в группах. |
|
|
| Исаакиевская площадь. | 1 | Исаакиевский собор. Мариинский дворец. памятник Николаю I. Конногвардейский манеж. | Исследовательская работа |
|
|
| Ленинград - город герой | 1 | Блокада Ленинграда | Презентация |
|
|
| Храмы и церкви Петербурга. | 1 | Казанский собор. Исаакиевский собор. Петропавловский собор. Храм Воскресения Христова. Чесменская церковь. | Работа в группах. |
|
|
| Торговля в Санкт-Петербурге. | 1 | Гостиный двор. Елисеевский магазин. Дом книги. | Интерактивное путешествие |
|
|
| Дворцы Петербурга | 1 | Аничков дворец. Юсуповский дворец. Тавричекий дворец. Меншиковский дворец. летний дворец. | Игра-экскурсия |
|
|
| Я - архитектор | 1 | Рисование проекта дворца. | Творческая работа |
|
|
| Музеи Петербурга | 1 | Кунсткамера. Зоологический музей. Военно - морской музей. Артиллерийский музей. Железнодорожный музей. Музей кукол. | Классное мероприятие |
|
|
| Кунсткамера. Зоологический музей. | 1 | История создания. | Интерактивное путешествие |
|
|
| Военно - морской музеи и Артиллерийский музей | 1 | История создания. | Интерактивное путешествие |
|
|
| Музеи Петербурга | 1 | Обобщение | Викторина |
|
|
| Театры Петербурга для детей. Цирк. | 1 | Разнообразие театров Петербурга. Большой театр кукол. ТЮЗ. | Работа в группах. Создание афиши. |
|
|
| Петербург - культурная столица России | 1 | Обобщение | Творческая работа. |
|
|
| Колпино - район Петербурга | 1 | История создания Колпино. Символы Колпино. Ижорские заводы. | Презентация |
|
|
| Петербуржцы и победа. Колпино - город воинской славы | 1 | Экскурсия в школьный музей | Экскурсия |
|
|
| Знаете ли вы свой город? | 2 | Обобщение по курсу. | КВН - викторина |
|
|
|