ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему
Доклад на ШМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_provedeniya_lichnostno_-_orientirovannogo_uroka_v_nachalnoy_shkole.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«Не нужно доказывать, что образование
самое великое благо для человека.
Без образования люди и грубы, и бедны,
и несчастны».
Н.Г.Чернышевский
Система образования – это особая сфера практики, в которой, с одной стороны, осуществляется воспроизводство накопленных в прошлом знаний и опыта, а с другой стороны, закладывается и определяется облик будущей жизнедеятельности, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. А это значит, что основной целью образования должен стать человек как самоцель.
Тема «Личностно-ориентированный подход к обучению младших школьников на уроках» основана на отрицании авторитарных, методов, принуждающих к учению, как не гуманных и не дающих результатов в современной школе.
Руководствуясь мнением М.Пришвина, «человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева», каждый ребёнок может быть познан как личность только с учётом его действительной жизни, его радости, огорчений, потребностей и надежд. И только тогда ребёнок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться встрече со своим учителем.
Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых, и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Цель обучения – создать условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития их индивидуальных способностей.
Личностно-ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, как к опыту их собственной жизнедеятельности.
Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание.
Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего чаще всего в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы.
Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъективном опыте учащихся. Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно-неправильно»). Задача учителя - выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.
Основные особенности личностно-ориентированного урока.
Цель: создать условия для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели:
· использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
· создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
· стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ…
· использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
· Оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения;
· поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
За время педагогической деятельности мы заметили, что одна из составных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, но с большим желанием учиться. И очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учёба превращается в тяжёлую повинность. Думаем, причина очевидна : им предложены такие условия обучения и предъявлены такие требования, которые превышают уровень их развития. Этого можно избежать, если с первых школьных лет каждый ребёнок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учёба сопровождается успехом.
Опыт работы свидетельствует о том, что все обучающиеся в образовательных школах дети могут усвоить программу. Но в одном и том же классе, на одной и той же ступени обучения встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга: одни легко схватывают учебный материал, другие усваивают его с трудом; одни очень активны в процессе обучения, другие проявляют пассивность. Достигнуть высоких результатов при обучении можно только при условии учёта индивидуально-психологических развитий школьника.
Работая по традиционной программе, мы стараемся использовать на своих уроках элементы развивающего обучения и ставить перед собой цели, отличающиеся от традиционного урока. Сравнивая деятельность учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного урока (по С.В.Зайцеву) можно увидеть существенные различия:
На традиционном уроке учитель | На личностно-ориентированном уроке учитель: |
1. Обучает всех детей уставленной сумме ЗУНов. | 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта. |
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий. | 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий. |
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам. | 3. Стремиться выявить реальные интересы детей и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала. |
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми. | 4. Ведет индивидуальную работу с каждым учащимся. |
5. Планирует и направляет детскую деятельность. | 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность. |
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки | 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки. |
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми | 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение. |
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых. | 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения. |
При сохранении традиционных задач начального обучения (овладение чтением, письмом, счётом), мы считаем, что на передний план должны выдвигаться цели формирования учебной деятельности, которые включают в себя как личностно-мотивационные, так и операционно-деятельные компоненты.
Компоненты учебной деятельности:
1. Учебный интерес.
2. Целеполагание.
3. Учебные действия:
а) принятие учебной задачи;
б) преобразование учебной задачи;
в) планирование;
г) моделирование;
д) соотнесение результата с образцом;
е) контроль;
ж) оценка.
Формы учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Методы формирования учебной деятельности:
1. Иллюстративно-объяснительные.
2. Репродуктивные.
3. Исследовательские:
а) частично-поисковый;
б) поисковый;
в) проблемный.
4. Творческие методы.
Учебная деятельность, которую мы должны сформировать у учащихся, это особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта своего учения. На своих уроках мы применяем задания, которые позволяют ученику, находится в ситуации выбора. Например: учитель даёт установку – выбор мотивации учения.
Задание считается выполненным, если будет решена та или другая задача:
· Задача 1 интересна тем, что при её решении надо рассуждать, мыслить, однако оценка за её решение не выставляется. Только похвала учителя.
· Задача 2 менее интересна, но за её решение оценка выставляется в журнал.
В каждом классе все учащиеся делятся на три группы: слабую, среднюю, сильную. Учитывая возможности каждого ученика, мы составляем разноуровневые задания для каждой из групп. Задание под №1 выполняют учащиеся 1 группы (слабые), задание под №2 выполняют учащиеся 2 группы (средние), задание под №3 выполняют учащиеся 3 группы (сильные). При этом учащиеся первой группы, справившись со своим заданием, переходят к следующему заданию. Учащиеся второй группы, справившись со своим заданием, переходят к заданию третьей группы. Учащиеся третьей группы, справившись со своим заданием, переходят к выполнению дополнительного задания под №4, а если дополнительное задание учитель не предлагает, тогда помогают другим учащимся класса. Приведем следующие примеры:
Тема: «Числа 21 – 100».
На доске записаны примеры:
56 – 30 37 + 60
42 + 7 30 – 8
29 – 15 50 – 24
№1
Реши примеры.
№2
Составь примеры с обратными действиями.
№3
Дополни каждый пример вторым действием так, чтобы в ответе получилось 100.
Тема: «Нахождение периметра прямоугольника».
№1
Длина прямоугольника равна 8 см, ширина 4 см. Найди периметр прямоугольника.
№2
Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина в два раза меньше. Вычисли периметр прямоугольника разными способами.
№3
Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина 4см. Вычисли периметр прямоугольника. Начерти другие прямоугольники с таким же периметром.
№4
Прямоугольник, длина которого равна 8 см, а ширина 4 см, Таня обложила вокруг счётными палочками. Длина каждой палочки равна 2 см. сколько таких палочек потребовалось?
Аналогичные задания предлагаются учащимся и на других уроках, где каждому ученику дано право выбора. При этом учитель имеет возможность увидеть продвижение одних и отставание других, а ученик имеет возможность постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным. Благодаря такому подходу активизируется мыслительная деятельность учащихся и поддерживается их интерес к знаниям.
Построение и эффективность урока, как основной организационной формы обучения и воспитания младших школьников зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем. Поэтому одним из способов повышения эффективности урока мы считаем использование нестандартных форм обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки в форме игр и т.д.
Главной задачей является привитие интереса к учебным предметам и удержание интереса в дальнейшем. Этому способствует соединение учебной и игровой деятельности, когда учащиеся работают с познавательной литературой, энциклопедией, выступают с докладами, рефератами и т.д.
По данной теме мы работаем второй год и будем продолжать работать в дальнейшем, так как видна положительная динамика в обучении и воспитании учащихся. Несмотря на кратковременный опыт по данной проблеме, результативность подобного подхода к преподаванию в начальных классах в современных условиях, на наш взгляд, наглядно представляет качество обученности, мотивации учащихся к учебной деятельности. Так, по предмету познание мира качество знаний увеличилось с 58% до 77%, по предмету математика – с 54% до 68%, по предмету русский язык – с 42% до 50%.
Завершающим этапом в нашей работе с учащимися по данной теме к 4 классу является:
1. У детей младшего школьного возраста должно быть сформировано желание и умение учиться.
2. Овладение самоконтролем и самооценкой в учебной работе.
3. Должны владеть умением моделировать учебный материал.
4. Должна осуществляться преемственность между начальным образованием и последующей её ступенью.
Библиографический список
2 Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №1 2002.Центр «Педагогический поиск»
3 Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения// Педагогика.1990, № 12.
4 Педагогические технологии в развивающейся школе: Учебное пособие //Под ред. Л.А.Байковой. Рязань,1997.
5 Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе.
Технология личностно-ориентированного обучения на уроках в начальной школе....
Деятельность учителя при организации личностно-ориентированного урока в начальной школе.
Сравнительная характеристика деятельности учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного урока....
Стихотворения - игры для проведения личностно-ориентированных уроков
Стихотворения-игры для проведения внеклассных мероприятий в 1-2 классах по развитию интеллекта и речи учащихся...
Особенности проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе
Особенности проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе...
Деятельность учителя при организации личностно-ориентированного урока в начальной школе.
Сравнительная характеристика деятельности учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного урока....
Личностно-ориентированный урок в начальной школе
Особенности личностно-ориентированного урока...
"Особенности проведения урока в личностно-ориентированном обучении в начальной школе"
В данной статье перечислены особенности проведения урока в личностно-ориентированном обучении в начальной школе....