ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему

Доклад на ШМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ                                                                                  

 «Не нужно доказывать, что образование  

                                                                                           самое великое благо для    человека.

                                                                     Без образования люди и грубы, и бедны,

                                            и несчастны».

Н.Г.Чернышевский

          Система образования – это особая сфера практики, в которой, с одной стороны, осуществляется воспроизводство накопленных в прошлом знаний и опыта, а с другой стороны, закладывается и определяется облик будущей жизнедеятельности, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. А это значит, что основной целью образования должен стать человек как самоцель.

         Тема «Личностно-ориентированный подход к обучению младших школьников на уроках» основана на отрицании авторитарных,  методов, принуждающих к учению, как не гуманных и не дающих результатов в современной школе.

Руководствуясь мнением М.Пришвина, «человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева», каждый ребёнок может быть познан как личность только с учётом его действительной жизни, его радости, огорчений, потребностей и надежд. И только тогда ребёнок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться встрече со своим учителем.

Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых, и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Цель обучения – создать условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития их индивидуальных способностей.

Личностно-ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, как к опыту их собственной жизнедеятельности.

Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание.

Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего чаще всего в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы.

Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъективном опыте учащихся. Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно-неправильно»). Задача учителя - выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.

Основные особенности личностно-ориентированного урока.

Цель: создать условия для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели:

·        использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

·        создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

·        стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ…

·        использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

·        Оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения;

·        поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

 Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

За время  педагогической деятельности мы заметили, что одна из составных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, но с большим желанием учиться. И очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учёба превращается в тяжёлую повинность.  Думаем,    причина   очевидна :  им   предложены такие условия обучения и предъявлены  такие требования, которые превышают уровень их развития. Этого можно избежать, если с первых школьных лет каждый ребёнок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учёба сопровождается успехом.

Опыт работы свидетельствует о том, что все обучающиеся в образовательных школах дети могут усвоить программу. Но в одном и том же классе, на одной и той же ступени обучения встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга: одни легко схватывают учебный материал, другие усваивают его с трудом; одни очень активны в процессе обучения, другие проявляют пассивность. Достигнуть высоких результатов при обучении можно только при условии учёта индивидуально-психологических развитий школьника.

Работая по традиционной программе, мы стараемся использовать на своих уроках элементы развивающего обучения и ставить перед собой цели, отличающиеся от традиционного урока. Сравнивая деятельность учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного урока (по С.В.Зайцеву) можно увидеть существенные различия:

На традиционном уроке учитель

На личностно-ориентированном уроке учитель:

1. Обучает всех детей уставленной сумме ЗУНов.

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта.

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.        

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам.

3. Стремиться выявить реальные интересы детей и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала.

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми.

4. Ведет индивидуальную работу с каждым учащимся.

5. Планирует и направляет детскую деятельность.

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.

8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых.

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.

  При сохранении традиционных задач начального обучения (овладение чтением, письмом, счётом), мы считаем, что на передний план должны выдвигаться цели формирования учебной деятельности, которые включают в себя как личностно-мотивационные, так и операционно-деятельные компоненты.

         Компоненты учебной деятельности:

1.     Учебный интерес.

2.     Целеполагание.

3.     Учебные действия:

а) принятие учебной задачи;

б) преобразование учебной задачи;

в) планирование;

г) моделирование;

д) соотнесение результата с образцом;

е) контроль;

ж) оценка.

Формы учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Методы формирования учебной деятельности:

1.     Иллюстративно-объяснительные.

2.     Репродуктивные.

3.     Исследовательские:

а)  частично-поисковый;

б)  поисковый;

в)  проблемный.

4.     Творческие методы.

Учебная деятельность, которую мы должны сформировать у учащихся, это особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта своего учения. На своих уроках мы применяем задания, которые позволяют ученику, находится в ситуации выбора. Например: учитель даёт установку – выбор мотивации учения.

Задание считается выполненным, если будет решена та или другая задача:

·        Задача 1 интересна тем, что при её решении надо рассуждать, мыслить, однако оценка за её решение не выставляется. Только похвала учителя.

·        Задача 2 менее интересна, но за её решение оценка выставляется в журнал.

В каждом классе все учащиеся делятся на три группы: слабую, среднюю, сильную. Учитывая возможности каждого ученика, мы составляем разноуровневые задания для каждой из групп. Задание под №1 выполняют учащиеся 1 группы (слабые), задание под №2 выполняют учащиеся 2 группы (средние), задание под №3 выполняют учащиеся 3 группы (сильные). При этом учащиеся первой группы, справившись со своим заданием, переходят к следующему заданию. Учащиеся второй группы, справившись со своим заданием, переходят к заданию третьей группы. Учащиеся третьей группы, справившись со своим заданием, переходят к выполнению дополнительного задания под №4, а если дополнительное задание учитель не предлагает, тогда помогают другим учащимся класса. Приведем следующие примеры:

Тема: «Числа  21 – 100».

На доске записаны примеры:

56 – 30           37 + 60

42 + 7             30 – 8

29 – 15           50 – 24

№1

Реши примеры.

№2

Составь примеры с обратными действиями.

№3

Дополни каждый пример вторым действием так, чтобы в ответе получилось 100.

 

Тема: «Нахождение периметра прямоугольника».

№1

Длина прямоугольника равна 8 см, ширина 4 см. Найди периметр прямоугольника.

№2

Длина  прямоугольника равна 8 см, а ширина в два раза меньше. Вычисли периметр прямоугольника разными способами.

№3

Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина 4см. Вычисли периметр прямоугольника. Начерти другие прямоугольники с таким же периметром.

№4

Прямоугольник, длина которого равна 8 см, а ширина 4 см, Таня обложила вокруг счётными палочками. Длина каждой палочки равна 2 см. сколько таких палочек потребовалось?

Аналогичные задания предлагаются учащимся и на других уроках, где каждому ученику дано право выбора. При этом учитель имеет возможность увидеть продвижение одних и отставание других, а ученик имеет возможность постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным. Благодаря такому подходу активизируется мыслительная деятельность учащихся и поддерживается их интерес к знаниям.

Построение и эффективность урока, как основной организационной формы обучения и воспитания младших школьников зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем. Поэтому одним из способов повышения эффективности урока мы считаем использование нестандартных форм обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки в форме игр и т.д.

Главной задачей является привитие интереса к учебным предметам и удержание интереса в дальнейшем. Этому способствует соединение учебной и игровой деятельности, когда учащиеся работают с познавательной литературой, энциклопедией, выступают с докладами, рефератами и т.д.

  По данной теме мы работаем второй год и будем продолжать работать в дальнейшем, так как видна положительная динамика в обучении и воспитании учащихся. Несмотря на кратковременный опыт по данной проблеме, результативность подобного подхода к преподаванию в начальных классах в современных условиях, на наш взгляд, наглядно представляет качество обученности, мотивации учащихся к учебной деятельности. Так, по предмету познание мира  качество знаний увеличилось с 58% до 77%, по предмету математика – с 54% до 68%, по предмету русский язык – с 42% до 50%.

Завершающим этапом в нашей работе с учащимися по данной теме к 4 классу является:

1.     У детей младшего школьного возраста должно быть сформировано желание и умение учиться.

2.     Овладение самоконтролем и самооценкой в учебной работе.

3.     Должны владеть умением моделировать учебный материал.

4.     Должна осуществляться преемственность между начальным образованием и последующей её ступенью.

                                       Библиографический список

2 Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №1 2002.Центр «Педагогический поиск»

3 Бодалев  А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения// Педагогика.1990, № 12.

4 Педагогические технологии в развивающейся школе: Учебное пособие //Под ред. Л.А.Байковой. Рязань,1997.

5 Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе.

Технология личностно-ориентированного обучения на уроках в начальной школе....

Деятельность учителя при организации личностно-ориентированного урока в начальной школе.

Сравнительная характеристика деятельности учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного урока....

Стихотворения - игры для проведения личностно-ориентированных уроков

Стихотворения-игры для проведения внеклассных мероприятий в 1-2 классах по развитию интеллекта и речи учащихся...

Особенности проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе

Особенности проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе...

Деятельность учителя при организации личностно-ориентированного урока в начальной школе.

Сравнительная характеристика деятельности учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного урока....

Личностно-ориентированный урок в начальной школе

Особенности личностно-ориентированного урока...

"Особенности проведения урока в личностно-ориентированном обучении в начальной школе"

В данной статье перечислены особенности проведения урока в личностно-ориентированном обучении в начальной школе....