"Особенности проведения урока в личностно-ориентированном обучении в начальной школе"
статья
В данной статье перечислены особенности проведения урока в личностно-ориентированном обучении в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinyova_o.g.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности проведения урока в личностно-ориентированном обучении в начальной школе.
Синёва Ольга Геннадьевна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 28 г. Балаково
Современная система образования нацелена на формирование у младших школьников потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это, в свою очередь, диктует необходимость изменения содержания и технологий начального образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. "Урок - это зеркало общей педагогической культуры учителя, - как писал В.А. Сухомлинский - мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции". Применение активных форм и методов обучения, способствующих формированию у учащихся творческого мышления, самостоятельности, практических навыков делают уроки более результативными и интересными, но ещё не даёт основания считать личностно-ориентированным.
Особенности проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе:
– оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего урока (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.; психофизических – бодрость, усталость, возбуждённость и др.; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);
– поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель; организация диалога, позволяющего выявить личностный смысл изучения темы урока;
– выявление субъектного опыта учащихся по предложенной теме; подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики класса;
– построение учебной деятельности каждого ученика с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога;
– применение дидактического материала, позволяющего ученику использовать при выполнении заданий субъектный дошкольный (внешкольный) опыт;
– отказ от фронтальной работы как основной формы проведения урока и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы для развития коммуникативных умений учащихся (уделяя на первых этапах большое внимание распределению ролей и функций в группах и парах, закладывая нравственную и технологическую основу коммуникативных умений);
– использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения; показ различных методов и способов работы с учебным материалом; выявление, «окультуривание» и закрепление различных способов обработки материала, предложенных учащимися; использование критических ситуаций на уроке для организации учебного или воспитательного диалога с учащимися;
– обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого учащегося в ходе урока; широкое применение самооценки и взаимооценки;
– создание условий для формирования у каждого ученика высокой самооценки, уверенности в своих силах, волевой регуляции учебной деятельности;
– использование индивидуальных творческих домашних заданий с дальнейшей их оценкой по параметрам: самостоятельность выполнения, оригинальность, стремление ученика к нахождению нестандартных способов решения, использование альтернативных источников информации;
– проведение с детьми рефлексии урока (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить и т. п.).
Моя практика показала, что организация личностно- ориентированных уроков приводит к заметным результатам, так как:
- такое построение уроков позволяет учащимся осознать способы получения знаний;
- ученик становится субъектом учебной деятельности, приобретая главное умение – умение самостоятельно учиться;
- личностно ориентированный урок даёт возможность широкого применения групповой и парной форм работы;
- развивает умения учащихся по постановке цели, прогнозированию предстоящей деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексии;
- класс формируется как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную проблему, искать пути её решения;
- такое построение уроков обеспечивает преемственность начальным общим и основным общим образованием.
Урок - та учебная ситуация, та "сценическая" площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Объединение этих двух задач и должен служить личностно-ориентированный урок. Урок в личностно ориентированной образовательной системе носит вероятный характер и его специфика во многом зависит от личностных особенностей участников образовательного процесса, что затрудняет создание "универсального" учебника.
Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.
Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
Для учителя начальных классов уроки являются незримой ниточкой, которая тянется к сердцам и душам детей, к взаимоотношениям учителей и родителей, к отношениям в педагогическом коллективе, является инструментом обучения и воспитания, развития личности. Личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования и естественно отражает существующие изменения в процессе обучения младших школьников, позволяя подготовить их к самостоятельной и осознанной деятельности. Применение личностно-ориентированного подхода влияет на эффективность процесса обучения. Позитивная динамика наблюдается у каждого ученика!
Список используемой литературы:
- Афанасьева Н.С. Личностный подход в обучении [Текст] / Н.С. Афанасьева // Школьный психолог. - 2001.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно- ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. №4.
- Якиманская И., Якунина О. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения // Директор школы. 1998. № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение уроков в условиях инклюзивного обучения в начальной школе
Инклюзивное преподавание предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования - создать им для этого соответствующие условия...
Организация и проведение уроков с применением педагогических технологий в начальной школе
Доклад на тему: «Организация и проведение уроков с применением педагогических технологии в начальной школе» Учитель нач...
«Личностно ориентированный характер обучения в начальной школе»
чтобы сделать процесс обучения личностно ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в р...
Особенности развивающих уроков математики в классах девочек, в начальной школе.
Мы очень часто восхищаемся сообразительностью, талантливостью детей, однако каждодневное волнение, тысячи забот, хлопот и огорчений настолько поглощают нас, что мы иногда не в состоянии увидеть затае...
Особенности развивающих уроков математики в классах мальчиков, в начальной школе.
Преподавание математике в классах мальчиков с учетом гендерных особенностей...
«Интегрированный урок как средство успешного обучения в начальной школе».
В работе обоснована актуальность темы «Интегрированный уроккак средство успешного обучения в начальной школе», определены конкретные цели и задачи. Зн...
Использование возможностей цифровой образовательной платформы «мобильное электронное образование» при проведении уроков по предмету «окружающий мир» в начальной школе
Актуальность. Мобильное электронное образование становится неотъемлемой частью современного образования в период развития информационных технологий в современной педагогической система....