Особенности проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе
статья на тему

Дорожкина Оксана Борисовна

Особенности проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3

Доклад

«Особенности проведения личностно-ориентированного урока

в начальной школе»

Выполнила:

учитель начальных классов

Дорожкина Оксана Борисовна

г.о. Коломна

2013 год

"Урок - это зеркало общей педагогической культуры учителя, - как писал В.А. Сухомлинский - мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции".

Авторитет урока высок и прочен.Урок - это основная форма организации учебного процесса. Каждый новый урок - это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

Урок-это ступенька к знаниям ученика, новый вклад в формировании его умственной и моральной культуры. Современная система образования должна быть нацелена на формирования у младших школьников потребностей самостоятельного освоения новых знаний, готовности к творческой работе, воспитание у учащихся самостоятельности.

Какой урок мы можем назвать личностно-ориентированным? Какова структура данного урока? Каковы особенности, технология, планирование личностно ориентированного урока в начальных классах.

Рассмотрим планирование и технологию проведения данного урока.

Нередко под личностно-ориентированным уроком понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога прежде всего в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу.

Применение активных форм и методов обучения, способствующих формированию у учащихся творческого мышления, самостоятельности, практических навыков делают уроки более результативными и интересными, но ещё не даёт основания считать личностно-ориентированным.

Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание и тем самым добиться личностного содержания урока.

Выделяются три основные позиции, которые мы должны учитывать при планировании данного урока.

I позиция

Опора на субъектный опыт (постоянное обращение к опыту школьников, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное - признание самобытности и уникальности каждого ученика. Любое новое знание должно опираться на субъектный опыт школьников, на их интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности. Это определяет своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым учеником. В процессе взаимодействия на уроке происходит не одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Ученик как носитель субъектного, личностно значимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) всё, что сообщает учитель.

Учитель и ученик выступают как полноправные партнёры, носители разнородного, но необходимого опыта.

II позиция

Знание психофизических особенностей.

Подбор дидактического материала к уроку требует от учителя знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом.

III позиция

Роль равноправных партнёров.

Каковы особенности проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе:

  1. психологический настрой в начале урока, в течение урока:
  2. поддержка высокого уровня мотивации в течении всего занятия;
  3. выявление субъектного опыта учащихся по предложенной теме; подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики класса;
  4. использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала.
  5. построение учебной деятельности каждого ученика с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога;
  6. применение дидактического материала, позволяющего ученику использовать при выполнении заданий субъектный дошкольный (внешкольный) опыт;
  7. отказ от фронтальной работы как основной формы проведения урока и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы; использование парной или групповой работы для развития коммуникативных умений учащихся (уделяя на первых этапах большое внимание распределению ролей и функций в группах и парах, закладывая нравственную и технологическую основу коммуникативных умений);
  8. использование при работы над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения; показ различных методов и способ работы с учебным материалом; выявление, "окультуривание" и закрепление различных способов обработки материала, предложенных учащимся; использование критических ситуаций на уроке для организации учебного или воспитательного диалога с учащимися;
  9. обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого учащегося в ходе урока; широкое применение самооценки и взаимооценки;
  10. создание условий для формирования у каждого ученика высокой самооценки, уверенность в своих силах, волевой регуляции учебной деятельности;
  11. использование индивидуальных творческих домашних заданий с дальнейшей их оценкой по параметрам: самостоятельность выполнения, оригинальность, стремление ученика к отысканию нестандартных способов решения, использование альтернативных источников информации;
  12. проведение с детьми рефлексии урока.

Исходя из данных требований, был сформулирован алгоритм проектирования личностно-ориентированного урока в начальной школе

1. Формулировка цели урока.

2. Анализ психолого-педагогической характеристики класса, включающие в себя данные о каждом учащимся.

3. Анализ письменных работ, выполненных учащимися на предыдущем уроке, и домашних творческих задний.

4. Конкретизация цели урока с учётом результата предыдущего анализа (пункты 2,3).

5. Разбивка урока на этапы, подчинённые единой цели, и конкретизация этой цели на каждом уроке.

6. Выбор способов достижения и поддержания высокого уровня мотивации на каждом этапе урока.

7. Выбор форм работы и характера взаимодействия участников образовательного процесса на каждом этапе урока.

8. Выбор способа презентации нового материала.

9. Подбор дидактического материала, отвечающего целям урока.

10. Проектирование учебного диалога (или иных методов), позволяющих выявить и "окультурить" субъектный опыт учащихся (опережающий анализ вероятностных версий).

11. Выбор методов и средств диагностики учебного процесса и его результатов на каждом этапе урока.

12. Проектирование вероятностных изменений в ходе урока и их коррекция.

13. Подготовка индивидуальных творческих домашних заданий, ориентированных на максимальное использование субъектного опыта ученика.

14. Проектирование форм рефлексии проведённого урока.

Рекомендации к подготовке, проведению и анализу.

Важное место при подготовке урока мы отводим разработке гибкого плана. Он включает в себя:

- определение общей цели и её конкретизацию в зависимости от разных этапов урока;

- подбор и организацию дидактического материала, позволяющего выявлять индивидуальную избирательность учеников к содержанию, ввиду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение;

- планирование разных форм организации учебной деятельности (соотношение фронтальной, индивидуальной и самостоятельной работы);

- выявление требований к оценке продуктивности работы с учётом характера заданий (дословный пересказ, краткое изложение своими словами, использование алгоритмов, выполнение проблемных, творческих заданий);

Планирование характера общения, межличностных взаимодействий в процессе урока включает в себя:

- использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учётом конкретных целей урока;

- проектирование характера взаимодействий учеников на уроке с учётом личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию ;

- использование содержания субъектного опыта всех участников урока в диалоге "ученик - учитель", "ученик - класс";

- предвосхищение возможных изменений в организации коллективной работы класса, коррекция их по ходу урока.

Критерии анализа личностно-ориентированного урока

1. Создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу.

2. Сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности.

3. Гибкая организация учебной деятельности школьников в зависимости от целей урока (его этапов): сообщение материала, выполнение творческих заданий, взаимопроверка, анализ работы друг с другом с учётом их индивидуальных особенностей.

4. Стимулирование учеников к выбору различных способов выполнения заданий.

5. Использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личную избирательность к типу, в виду и Фоме учебного задания, характеру его выполнения.

6. Активизация субъектного опыта ученика, его использование во время урока.

7. Анализ Ответа ученика не только с позиции правильности, но и с учётом того, как ученик рассуждал, каким способом решал, где и почему ошибся, высказал ли оригинальные соображения.

8. Преобладающая форма общения с классом.

9. Предпочитаемые учителем формы работы с классом: проверка домашних заданий, изложение знаний, самостоятельная работа с учебником, коллективное решение творческих задач, Взаимопроверка учениками выполненного задания, анализ разных способов решения и т.п.

10. Словесное поощрение учащихся. Чтобы ребёнок ощутил ваше поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет ученику учиться с радостью и увеличит его желание ходить в школу.

Следует подчеркнуть, что проектирование и технология проведения личностно-ориентированного урока, рассчитанного на работу с индивидуальностью каждого ученика, ставит учителя в новую, не привычную для него пока профессиональную позиция - быть одновременно предметником, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального (возрастного) развития, личностного становления.

Урок - та учебная ситуация, та "сценическая" площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Объединение этих двух задач и должен служить личностно-ориентированный урок. Урок в личностно ориентированной образовательной системе носит вероятный характер и его специфика во многом зависит от личностных особенностей участников образовательного процесса, что затрудняет создание "универсального" учебника.

Для учителя начальных классов уроки являются незримой ниточкой, которая тянется к сердцам и душам детей, к взаимоотношениям учителей и родителей ,к отношениям в педагогическом коллективе, является инструментом обучения и воспитания, развития личности.

Литература

1. Урок в лично ориентированном обучении : "Завуч начальной школы" Н.В. Лежнева, кандидат технических наук, доцент, директор школы г.Троицка Челябинской области.

2. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения: Журнал "Директор школы" И.Я. Якиманская. О.Якунина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение физкультминуток на уроках в начальной школе

Роль физкультминуток, основные требования , комплекс упражнений для глаз, мышц спины, рук, двигательно-речевые упражнения, пальчиковая гимнастика....

Особенности проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе.

Технология личностно-ориентированного обучения на уроках в начальной школе....

Личностно-ориентированное обучение учащихся в начальной школе

В работе описываются способы личностно-ориентированного обучения младших школьников, цель и ведущая задача, раскрывается модель организации личностно-ориентированного урока и его основные особенности....

ОБРАЗЕЦ СПРАВКИ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ ОТКРЫТЫХ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Материал поможет начинающим руководителям МО составить  справку о проведении недели открытых уроков...

«Личностно ориентированный характер обучения в начальной школе»

чтобы сделать процесс обучения личностно ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в р...

«Использование методических приемов для проведения рефлексии на уроках в начальной школе».

Слово «рефлексия»  давно перестало быть новшеством. Впрочем, сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на ...