Личностно-ориентированный урок в начальной школе
статья на тему
Особенности личностно-ориентированного урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannyy_urok.docx | 41.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ УУД
Учитель начальных классов
Миронова О.Н.
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская народная мудрость
Проблема личностно-ориентированного обучения в современных образовательных учреждениях представляется в настоящее время актуальной и значимой. Ее востребованность определяется эффективностью усвоения знаний, умений и навыков.
Личностно-ориентированное обучение – это то обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности. Л.С. Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно. Личностно-ориентированное обучение – это обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источником и субъектом.
При осуществлении личностно-ориентированного подхода необходимо:
- Помочь обучаемому в становлении его личности, в развитии его познавательных возможностей
- Соблюдать один из основных принципов обучения –принцип индивидуального подхода Он понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности учеников, включение в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным особенностям.
- Учет индивидуальных особенностей – это повышение эффективности обучения и воспитания.
- Учителю необходимо, «определять характер необходимой в каждом конкретном случае помощи, а также способов, которыми ее можно наилучшим образом обеспечивать»- так справедливо говорил английский психолог М. Дональдсон.
- Осуществление новой психологической установки для учащегося «возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного ", вместо прежней психологической установки учителя «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель»
- Обучаемого сделать центром педагогического процесса и источником собственного обучения
- Соблюдать принцип природосообразности
Педагогу, осуществляющему личностно-ориентированный подход прежде всего необходимо обратиться к анализу научной литературы педагогов и психологов :
Ш.А. Амонашвили, Н.А.Алексеева, М.Н. Берулава, К.Роджерса, В.В.Серикова, И.С. Якиманской
Особенности личностно-ориентированного урока
Психологические требования к уроку:
- направленность урока на развитие познавательных функций и эмоционально-волевой сферы личности учащихся;
- учет индивидуальных, типических и возрастных особенностей;
- воздействие на мотивационную сферу личности и формирование положительного отношения к учению;
- воздействие на эмоциональную сферу личности в процессе овладения знаниями;
- соблюдение педагогического такта (собранность, самообладание, самоконтроль, доброжелательность, педагогический оптимизм);
- создание на уроке благоприятного психологического климата.
Цель личностно ориентированного урока - создание условий для раскрытия личности ученика.
Средствами ее достижения становятся:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;
- использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъектный опыт;
- оценка деятельности ученика не только по результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других;
- создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
- Раскрытие личности учащегося происходит прежде всего в его главной ведущей деятельности - учении, а урок - основная форма ее организации. Если учение организуется как сотрудничество субъектов образовательного процесса, то они способны раскрыть свою индивидуальность, а учитель, как мы отмечали выше, повышает свою квалификацию.
На личностно-ориентированном уроке сотрудничество учителя с учениками опирается на поддержку и доверие. И это является наиболее значимым показателем создания личностного поля развития. Последнее становится важным критерием успешности школы личностно - ориентированного образовательного процесса.
Основные требования к личностно-ориентированному уроку
Личностно – ориентированный урок - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности.
Пространство такого урока – это система условий, в которых осуществляется пробуждение внутренних истоков человеческого сознания.
Целью урока является - создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения этой цели:
- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт обучающихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса( группы);
- стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- оценка деятельности обучаемых не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления обучаемых находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока:
- наличие учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса (группы);
- использование проблемных творческих заданий;
- применение знаний, позволяющих ученику(студенту) самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
- обсуждение с учениками в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью имеет свою специфику.
1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
4. Использование проблемных творческих заданий.
5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
7. Обсуждение с учениками в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Технология личностно-ориентированного обучения
Цель |
|
Средства достижения учителем этой цели: |
|
Содержание |
|
Методика |
1) мотивации деятельности; 2) индивидуальной избирательности к содержанию, формам работы; 3) готовность к саморазвитию. |
Методическая основа технологии |
|
Условия эффективности педагогической технологии | 1) создание оптимальных условий для возможности учащихся реализовать себя; 2) накопление банка данных о формирующемся у учащихся индивидуальном опыте – в виде индивидуальных карт развития учащихся как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения. |
Позиция педагога: |
|
Отличительные признаки
традиционной классно-урочной технологии
и уроков личностно - ориентированного обучения.
Признаки лично-ориентированного обучения | Признаки традиционной классно-урочной технологии |
|
|
Урок в традиционной системе имеет следующие этапы.
1. Организационный момент.
2 .Повторение пройденного.
3.Объяснение нового материала.
4.Закрепление.
5.Вывод.
Урок в личностно – ориентированном обучении
- Перед детьми возникает проблемная ситуация, противоречие.
- Ученики предлагают свои версии решения проблемы,чем больше версий ,тем лучше.
- Затем дети путем сравнения гипотез выбирают основную версию.
- Учащиеся учатся работать по намеченному ими плану.
- Итог урока - рефлексия.
- Нужно научить детей оценивать результаты своей деятельности.
Сравнительный анализ
традиционной системы обучения и личностно – ориентированного обучения.
Традиционное обучение | Личностно-ориентированное обучение | |
Ведущий принцип педагогики
| ||
единая программа, требования | вариативность. | |
от простого к сложному, от частного к целому. | индивидуальный подход и проблемность. | |
Цель обучения
| ||
Дать определенный объем знаний | Развитие индивидуальных способностей | |
Дать общее образование по единой программе. | Создание условий для развития личности. | |
Формирование ЗУН | Развитие нравственности и образованности | |
Позиция ученика
| ||
Пассивность. | Активность | |
Отсутствие мотива к личностному росту. | Интерес к деятельности . | |
Функция учителя
| ||
Выдать определенный объем знаний | Научить мыслить | |
Развивать познавательную активность | Научить учиться | |
Обучать, воспитывать | Координировать и консультировать | |
Контролировать | Организовывать | |
Формы обучения
| ||
Иллюстративно-объяснительные, информационные . | Проблемные, поисковые, исследовательские. | |
Урок, лекция, беседа , объяснение. | Игра, диспут, семинар ,урок . | |
Стиль взаимодействия
| ||
Авторитарность и требовательность | Сотрудничество и доверительность, открытость |
Вывод: сходство адаптивной и традиционной школы состоит в единстве цели - развитие личности и использование одного и того же базового содержания образования.
Отличие: в новой школе по–иному сконструирован учебно-воспитательный процесс, в котором каждый компонент имеет свое специфическое назначение, а в целом все они работают на общую цель.
Сравнительный анализ показывает, что личностно-ориентированное обучение больше отвечает требованиям современного общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе.
Технология личностно-ориентированного обучения на уроках в начальной школе....
Личностно-ориентированное обучение на уроках в начальной школе
выступление на республиканской научно-практической конференции...
Деятельность учителя при организации личностно-ориентированного урока в начальной школе.
Сравнительная характеристика деятельности учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного урока....
Личностно - ориентированное обучение как основа традиционного обучения в современной системе образования на уроках в начальной школе.
Российская современная школа, находясь в начале 21 столетия, переживает новый этап своего развития. Нарастающий объём...
Особенности проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе
Особенности проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе...
Личностно-ориентированное обучение учащихся в начальной школе
В работе описываются способы личностно-ориентированного обучения младших школьников, цель и ведущая задача, раскрывается модель организации личностно-ориентированного урока и его основные особенности....
«Личностно ориентированный характер обучения в начальной школе»
чтобы сделать процесс обучения личностно ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в р...