Личностно-ориентированный урок в начальной школе
статья на тему

Миронова Ольга Николаевна

Особенности личностно-ориентированного урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannyy_urok.docx41.49 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ОСНОВНЫХ ВИДОВ УУД

Учитель начальных классов

                                                                                  Миронова О.Н.

         

 «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь»

                                                                                                    Китайская народная мудрость

Проблема личностно-ориентированного обучения в  современных  образовательных учреждениях представляется в настоящее время актуальной и значимой. Ее востребованность определяется эффективностью усвоения знаний, умений и навыков.

Личностно-ориентированное обучение – это то обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности. Л.С. Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно. Личностно-ориентированное обучение – это обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источником и субъектом.

При осуществлении личностно-ориентированного подхода необходимо:

  • Помочь обучаемому  в  становлении его личности, в развитии его познавательных возможностей
  • Соблюдать один  из основных принципов обучения –принцип  индивидуального подхода Он понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности учеников, включение в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным особенностям.
  • Учет индивидуальных особенностей – это повышение эффективности обучения и воспитания.
  • Учителю необходимо, «определять характер необходимой в каждом конкретном случае помощи, а также способов, которыми ее можно наилучшим образом обеспечивать»- так справедливо говорил английский психолог М. Дональдсон.
  • Осуществление новой психологической установки  для учащегося  «возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного ", вместо прежней психологической  установки   учителя  «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель»
  • Обучаемого сделать центром педагогического процесса и источником собственного обучения
  • Соблюдать принцип природосообразности

Педагогу, осуществляющему личностно-ориентированный подход прежде всего необходимо обратиться к анализу научной литературы педагогов  и психологов :

Ш.А. Амонашвили, Н.А.Алексеева, М.Н. Берулава, К.Роджерса, В.В.Серикова, И.С. Якиманской

Особенности личностно-ориентированного урока

Психологические требования к уроку:

  • направленность урока на развитие познавательных функций и эмоционально-волевой сферы личности учащихся;
  • учет индивидуальных, типических и возрастных особенностей;
  • воздействие на мотивационную сферу личности и формирование положительного отношения к учению;
  • воздействие на эмоциональную сферу личности в процессе овладения знаниями;
  • соблюдение педагогического такта (собранность, самообладание, самоконтроль, доброжелательность, педагогический оптимизм);
  • создание на уроке благоприятного психологического климата.

Цель личностно ориентированного урока - создание условий для раскрытия личности ученика.

Средствами ее достижения становятся:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;
  • использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъектный опыт;
  • оценка деятельности ученика не только по результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других;
  • создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
  • Раскрытие личности учащегося происходит прежде всего в его главной ведущей деятельности - учении, а урок - основная форма ее организации. Если учение организуется как сотрудничество субъектов образовательного процесса, то они способны раскрыть свою индивидуальность, а учитель, как мы отмечали выше, повышает свою квалификацию.

На личностно-ориентированном уроке сотрудничество учителя с учениками опирается на поддержку и доверие. И это является наиболее значимым показателем создания личностного поля развития. Последнее становится важным критерием успешности школы личностно - ориентированного образовательного процесса.

Основные требования к личностно-ориентированному уроку

Личностно – ориентированный урок  - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной  и созидательной способности.

Пространство такого урока – это система условий, в которых осуществляется пробуждение внутренних истоков  человеческого сознания.

Целью урока является   -     создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт обучающихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика  в работе класса( группы);
  • стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • оценка деятельности обучаемых не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления обучаемых находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников  в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику  проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока:

  • наличие      учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса (группы);
  • использование проблемных творческих заданий;
  • применение знаний, позволяющих ученику(студенту) самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
  • обсуждение с учениками   в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
  • стимулирование учеников  к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и  анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
  • отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
  • при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

 Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью имеет свою специфику.

1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников  в ходе урока.

2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

3. Применение знаний, позволяющих ученику  самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

4. Использование проблемных творческих заданий.

5. Стимулирование учеников  к  выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик  рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

7. Обсуждение с учениками  в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Технология личностно-ориентированного обучения

Цель

  • создание условий для проявления познавательной активности учеников

Средства достижения учителем этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса (группы);
  • использование дидактического материала, оценка деятельности анализировать способы работы других учеников в ходе урока,

Содержание

  • построение индивидуальных гибких самообразовательных программ (траекторий индивидуального саморазвития) для каждого ученика;

Методика

  • диалог в системе обучения, направленный на совместное конструирование программой деятельности по личностному развитию учащихся с учётом:

1) мотивации деятельности;

2) индивидуальной избирательности к содержанию, формам работы; 3) готовность к саморазвитию.

Методическая основа технологии

  • индивидуализация и дифференциация процесса

Условия эффективности педагогической технологии

1) создание оптимальных условий для возможности учащихся реализовать себя;

2) накопление банка данных о формирующемся у учащихся индивидуальном опыте – в виде индивидуальных карт развития учащихся  как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения.

Позиция педагога:

  • стимулирование «внутренних сил» саморазвитие учащихся, инициирование личностного (субъектного) опыта каждого ученика;
  • развитие индивидуальности;
  • признание самобытности, неповторимости, самоценности каждого учащегося в коллективе.

Отличительные признаки

традиционной классно-урочной технологии

 и уроков личностно - ориентированного обучения.

Признаки лично-ориентированного обучения

Признаки традиционной

классно-урочной технологии

  • Использование субъективного опыта ребенка
  • Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач
  • Накопление знаний, умений, навыков в качестве важного средства реализации детского творчества
  • Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации успеха
  • Урок, посвящен одному учебному предмету, теме, уч-ся работают над одним и тем же материалом
  • Работой учащихся руководит учитель; он оценивает результаты каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе в следующий класс
  • Для домашней работы применяют учебники

 

Урок в традиционной системе  имеет  следующие этапы.

1. Организационный момент.

2 .Повторение пройденного.

3.Объяснение нового материала.

4.Закрепление.

5.Вывод.

Урок  в  личностно – ориентированном обучении

  • Перед детьми возникает проблемная ситуация,  противоречие.
  • Ученики предлагают свои версии решения  проблемы,чем больше версий ,тем лучше.
  • Затем дети путем сравнения гипотез выбирают основную версию.
  • Учащиеся учатся работать по намеченному ими плану.  
  • Итог урока  - рефлексия.
  • Нужно научить детей оценивать результаты своей  деятельности.

                                               Сравнительный анализ

традиционной системы обучения и  личностно – ориентированного обучения.

 

Традиционное обучение

Личностно-ориентированное обучение

Ведущий принцип педагогики

 

 единая программа, требования  

  вариативность.

  от простого к сложному, от частного к целому.

  индивидуальный подход   и проблемность.

Цель обучения

 

  Дать определенный объем знаний  

 Развитие индивидуальных  способностей  

Дать общее образование по единой программе.

Создание условий для развития личности.

Формирование ЗУН  

Развитие нравственности и образованности  

Позиция ученика

 

Пассивность.

Активность

Отсутствие мотива к личностному росту.

Интерес к деятельности .

Функция учителя

 

Выдать определенный объем знаний

Научить мыслить

 Развивать познавательную активность

Научить учиться

Обучать, воспитывать

Координировать и  консультировать

Контролировать

Организовывать

Формы обучения

 

 Иллюстративно-объяснительные,  информационные .

Проблемные, поисковые, исследовательские.

Урок, лекция, беседа , объяснение.

Игра, диспут, семинар ,урок .

Стиль взаимодействия

 

Авторитарность и  требовательность

Сотрудничество и  доверительность, открытость

 

Вывод: сходство адаптивной  и традиционной школы состоит в единстве цели - развитие личности и использование  одного и того же базового содержания образования.

Отличие: в новой школе по–иному сконструирован учебно-воспитательный процесс, в котором каждый компонент имеет свое специфическое назначение, а в целом все они работают на общую цель.

Сравнительный анализ показывает, что личностно-ориентированное обучение больше отвечает требованиям современного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе.

Технология личностно-ориентированного обучения на уроках в начальной школе....

Личностно-ориентированное обучение на уроках в начальной школе

выступление на республиканской научно-практической конференции...

Деятельность учителя при организации личностно-ориентированного урока в начальной школе.

Сравнительная характеристика деятельности учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного урока....

Личностно - ориентированное обучение как основа традиционного обучения в современной системе образования на уроках в начальной школе.

  Российская современная школа,  находясь  в начале  21 столетия,  переживает   новый  этап  своего  развития.  Нарастающий  объём...

Особенности проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе

Особенности проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе...

Личностно-ориентированное обучение учащихся в начальной школе

В работе описываются способы личностно-ориентированного обучения младших школьников, цель и ведущая задача, раскрывается модель организации личностно-ориентированного урока и его основные особенности....

«Личностно ориентированный характер обучения в начальной школе»

чтобы сделать процесс обучения личностно ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в р...