Формирование коммуникативных универсальных действий
статья на тему

Гуляева Елена Леонидовна

В данной статье расмотрены примеры формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kommunikativnyh_umeniy_mladshih_shkolnikov.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Коммуникативные универсальные учебные действия (далее - УУД) в отличие, например, от познавательных связаны не с содержанием обучения, а со способами организации образовательного процесса. Формировать их можно и нужно на любом учебном предмете. Однако в отличие от освоения предметных знаний, освоение коммуникативных УУД требует иных процедур.

   Ученик осваивает коммуникативные УУД не за счет того, что слушает объяснения учителя о том, как правильно работать с учебником или строить общение в группе, а за счет включенности в соответствующую деятельность и последующее рефлексивное переосмысление собственных действий.

   Работа по формированию коммуникативных УУД проводится на учебном занятии не вместо, а во время освоения предметных знаний, умений и навыков с помощью специальных видов деятельности с предметным содержанием и за счет изменении способов взаимодействия обучающихся. Предметные знания и умения - необходимый содержательный материал, на котором разворачивается ситуация коммуникации.

   При планировании урока, направленного на развитие коммуникативных УУД у младших школьников, педагог ориентируется не только на программу учебного предмета, но и на программу формирования коммуникативных УУД, которая позволяет определить, над какими именно умениями необходимо работать на том или ином этапе, какие образовательные ситуации, виды работ необходимо для этого организовать.

   Программа описывает:

   1.  Цели и сущность процесса формирования коммуникативных УУД.

   2.   Перечень   обобщенных   коммуникативных УУД (макроумений) и входящих в них конкретных умений (микроумений).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предлагает формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации ребенка в социуме.

Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным умениям, формируемым в младшем школьном возрасте относятся:

·планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

·постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

·разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализации;

·управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

·умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

·владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

   Коммуникативные УУД включают две группы умений:

   • умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми - в парах, группах, командах;

   •  умения коммуникации - работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием.

   Например, выделение обобщенных умений коммуникации основано на видах речи (говорение, письмо) и способах их восприятия (слушание, чтение). С учетом этого выделены следующие обобщенные умения коммуникации:

  •  умение выражать свои мысли в устном тексте точно, компактно, без искажения;

  •   слушать, вникать в суть услышанного, ставить вопрос к услышанному;

  •   самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);

  •  выражать свои мысли в письменной форме.

   Каждое из обобщенных умений представляет собой совокупность микроумений.

   Умение слушать, вникать в суть услышанного и ставить вопрос к услышанному предполагает сформированность следующих микроумений:

  •  ставить цели слушания;

  •  понимать ситуацию общения (цели, мотивы, поступки участников общения) и адекватно на нее реагировать;

  •  выделять в слушаемом тексте понятное и непонятное;

  •  формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте;

  •  выделять в слушаемом тексте смысловые части;

  •  определять главную мысль текста;                                        

  •  формулировать вопросы, направленные на обсуждение слушаемого текста;

  •  высказывать свое мнение относительно слушаемого текста и т. д.

  3. Требования к подготовке обучающихся на разных ступенях обучения - обязательный минимум, которым должен владеть каждый обучающийся.

  4.  Уровни сформированности коммуникативных УУД. Уровни формулируются как целостные, интегральные качества, характеризующие переход от простого к сложному. Ученик переходит к заданиям следующего уровня после успешного освоения им предыдущего. Таким образом, уровни позволяют обеспечить поэтапное и последовательное формирование коммуникативных УУД у каждого обучающегося и его работу в зоне ближайшего развития. На каждой возрастной ступени выделяется несколько уровней-этапов.

  5.  Виды деятельности, формы совместной работы, образовательные ситуации, направленные на формирование коммуникативных УУД и обеспечивающие заданные результаты.

  В программе предлагаются виды деятельности, направленные на формирование умения слушать, вникать в суть услышанного:

  •  прослушивание (слушание) текстов и интерпретаций услышанного в форме плана текста, конспекта, собственного текста (подобрать пословицу или поговорку, иллюстрирующую содержание текста; выполнить краткий или подробный пересказ и т. п.), схемы, таблицы или рисунка и т. п.;

  •  поиск верных и неверных утверждений по содержанию прослушанного текста;

  •  поиск ответов на заданные вопросы в слушаемом тексте;

  •  анализ устного ответа товарища;

  •  постановка вопросов, направленных на понимание слушаемого текста;

  •  формулировка собственных выводов на основе услышанного и т.д.

   6. Таблицы учета результатов обучения каждого обучающегося, позволяющие фиксировать, какие из микроумений и на каком уровне сформированы у каждого ребенка, над какими необходимо работать в настоящий момент (в соответствии с достигнутым уровнем развития коммуникативных УУД). Такие таблицы помогают планировать учебное занятие с учетом индивидуальных образовательных задач каждого школьника.

   Таким образом, программа позволяет определять, над какими микроумениями необходимо работать с учетом достигнутого учениками уровня, и какие виды работ целесообразно использовать для этого при освоении предметного материала.

   На наш взгляд, учебное занятие необходимо планировать с учетом интересов каждого ученика. Однако урок, в отличие от коллективных учебных занятий, предполагающих индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, не позволяет этого делать. Поэтому учитель вынужден ставить образовательные цели для всего класса или для условно выделенных им групп обучающихся, отличающихся Друг от друга по уровням сформированности коммуникативных УУД.

   Планирование начинается с определения образовательных задач, которые стоят перед классом (или перед отдельными группами учеников).

   После того как определены тема и предметные задачи, необходимо, опираясь на программу формирования коммуникативных УУД и соответствующие карты учета, выяснить, над какими конкретными умениями (микроумениями) в настоящий момент необходимо работать ученикам, за счет каких форм и способов работы это можно осуществить. В приложении представлен пример оформления карты учета сформированное у обучающихся умения читать с пониманием.

   Если ученик находится на первом уровне сформированности коммуникативных УУД и еще не научился отвечать на наводящие вопросы по прочитанному тексту, то не имеет смысла формировать у него умения, относящиеся ко второму уровню, например, выполнять сжатый пересказ текста. Если ученики не умеют выделять главное в тексте, формулировать его главную мысль, то преждевременно работать над умениями систематизировать информацию, содержащуюся в тексте (или нескольких текстах).

   Итак, исходя из достигнутого школьниками уровня сформированности коммуникативных УУД, определяем надпредметную задачу, например:

  •  учиться отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста;

  •  учиться формулировать выводы на основе прочитанного;

  •  учиться интерпретировать прочитанное в виде таблицы (схемы).   Эта задача является одной из задач урока.

    Следует помнить, что фронтальная организационная форма не позволяет участвовать в коммуникации каждому ученику. Индивидуальная работа на начальных этапах формирования умения также нецелесообразна. Следовательно, на уроке необходимо запланировать работу с текстом либо в малых группах, либо - что предпочтительнее - в парах. Парная работа позволяет вступить в коммуникацию каждому ученику.

   Таким образом, предметные и надпредметные задачи будут сочетаться за счет видов и форм работы.

   Если учитель планирует работу обучающихся в группах или в парах, необходимо позаботиться об учебно-дидактических средствах, которые помогут ученикам организовать коммуникацию без участия педагога. Это могут быть, например, вопросники, алгоритмы работы, особым образом оформленные, учебные тексты. Данные учебно-дидактические средства по сути дела заменяют учителя как носителя предметного содержания и организатора коммуникации. Алгоритмы, вопросники регламентируют порядок действий группы (пары, отдельного ученика), помогают распределить позиции в паре (группе), задают ход мышления, указывают, какие операции необходимо выполнять школьникам при работе с текстом, организуют понимание, оформление обучающимися текстов.

   Приведем примеры таких учебно-дидактических средств.

Для изучения и озаглавливания абзаца текста в паре можно предложить ребятам следующий алгоритм.

  1. Прочитайте абзац. Попытайтесь ответить на вопрос: "О чем говорится в абзаце?"

  2.  Перечитайте абзац, объясняя значение каждого слова, словосочетания, смысл каждого предложения.

  3. Какова главная мысль абзаца?

  4. Сформулируйте главную мысль абзаца одним предложением.

  5. Какими примерами (если они есть) подтверждается главная мысль абзаца?

  6. Попробуйте (если это необходимо) привести свои примеры к абзацу.

  7. Обсудите, согласны ли вы с мыслями автора. Если нет, то почему?

  8. Предложите 2-3 заголовка абзаца, отражающих его главную мысль.

  9. Выберите из предложенных заголовков один, наиболее точно и кратко отражающий главную мысль абзаца. Запишите его в тетрадь.

Работая по данному алгоритму, ученик постепенно осваивает такой способ работы с абзацем, В дальнейшем, читая текст, он будет совершать перечисленные действия уже без алгоритма.

   Помимо вопросников и алгоритмов целесообразно иметь разнообразные памятки-"подсказки"для учеников о порядке действий в той или иной ситуации: "Как подготовиться к выступлению в малой группе" "Как самостоятельно изучить тему", "Как составить план рассказа" и т. д.

   Памятка для обучающихся 2-3-х классов "Как составить план рассказа"

1. Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.

2. Раздели рассказ на смысловые части.

3. Определи главное в каждой части, отметь в тексте основные предложения.

4. Перечитай по отдельности каждую часть и попробуй пересказать своими словами, о чем в ней говорится.

5. Подбери и запиши заголовок к каждой части.

6.  Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-то важное.

Работая таким образом, ученик усваивает, что излагать какой-либо вопрос, текст необходимо по заранее составленному плану, не упуская главного. После того как текст готов, необходимо его перечитать и проверить на соответствие заданным параметрам. Различные карты само- и взаимопроверки, памятки с критериями анализа и оценки выполненной работы помогают формировать у школьников умения адекватно оценивать себя и других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

Статья "Формирование коммуникативных способностей младших школьников"

О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов...

Мастер-класс с элементами здоровьесберегающей технологии.Формирование коммуникативных умений посредством художественного творчества при организации работы с текстом

Мастер- класс построен на приемах и методах здоровьесберегающей технологии арттерапии. Это одно из направлений современной практической психологии. Общие принципы организации таких занятий:-отсу...

Методическая разработка "Формирование коммуникативных умений и коммуникативного поведения у детей с ОНР"

Методическая  разработка расчитана для педагогов коррекционных школ. В даном материале отражены и представлены практические задания для детей с ОНР, которые помогут сформировать коммуникативные у...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»

Одной из главных задач  работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к  чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...

Формирование устной и письменной речи как основа формирования коммуникативных компетенций.

Выступление по теме: "Формирование устной и письменной  речи, как основа формирования коммуникативных компетенций"....

Формирование основ читательской культуры на уроках внеклассного чтения как одно из направлений формирования коммуникативных УУД

Данный материал полезен для учителей начальной школы при проведении семинаров. Формируя основы читательской культуры на уроках внеклассного чтения, а также, осознавая значимость внеклассного чтения дл...