Формирование основ читательской культуры на уроках внеклассного чтения как одно из направлений формирования коммуникативных УУД
статья по теме
Данный материал полезен для учителей начальной школы при проведении семинаров. Формируя основы читательской культуры на уроках внеклассного чтения, а также, осознавая значимость внеклассного чтения для духовного и эстетического развития младших школьников, предложен УМК "Вдумчивое чтение", автором которого является Посашкова Е.В. Мною были опробированы тетради данного комплекта и я с удовольствием предлагаю попробовать всем желающим.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование основ читательской культуры на уроках внеклассного чтения как одно из направлений формирования коммуникативных УУД»
Слайд.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Слайд.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Исследователи качества чтения учащихся начальной школы указывают на постепенное снижение роли книги в системе духовных ценностей школьников. По наблюдениям педагога И. Тихомировой, современные первоклассники в большинстве своем уже не могут продолжить начальные строки знаменитых стихотворений А.Л. Барто: "Уронили мишку на пол..." или "Наша Таня громко плачет...". Нынешние школьники, выросшие главным образом не на чтении, а на просмотре телевизора, уже не могут сосредоточить внимание на том, что читают. Для них свойственна кризисная модель детского чтения. Ее характерные черты: детский читательский негативизм, отказ от добровольного чтения серьезной литературы, превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг, невысокая культура чтения, замена чтения программных произведений дайджестами (кратким содержанием произведения или аннотацией), утрата детьми чувства языка.
В современных школьных программах по литературному чтению в начальной школе уделяется недостаточно внимания вопросам организации самостоятельного детского чтения. Некоторые учителя, осознавая значимость внеклассного чтения для эстетического и духовного развития младших школьников и невозможность его включения в нормативный учебный процесс, выводят занятия по внеклассному чтению в сферу дополнительного образования. Но в целом сегодняшняя ситуация в начальной школе очень печальна и характеризуется отказом от руководства детским чтением. Учителя сконцентрированы на сугубо традиционной стороне педагогического процесса: научить читать. Однако сегодня особенно востребованы слова К.Д. Ушинского: "Читать – это еще ничего не значит. Что и как читать – вот суть вопроса".
Исходя из обозначенных выше проблем, был разработан и апробирован учебно-методический комплект (УМК) "Вдумчивое чтение", автором которого является Посашкова Елена Вячеславовна. Мы в этом году работаем по данной программе.
Слайд.
Цель программы – возрождение системы уроков внеклассного чтения в начальной школе, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения. Важнейшими задачами, позволяющими реализовать поставленную цель, являются: формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников; расширение их читательского и культурного кругозора; формирование их первичных представлений об особенностях творчества известных русских и зарубежных детских писателей; развитие воображения и литературно-творческих способностей.
Слайд.
Для кого предназначен этот УМК?
УМК "Вдумчивое чтение" разрабатывался на основе анализа программ и учебных хрестоматий по чтению, рекомендованных Министерством образования и науки РФ и может быть использован при работе в следующих так называемых традиционных педагогических системах: "Школа России", "Школа 2100", "Гармония", "Школа ХХI века", "Планета знаний" и др.
Как отбирались тексты для этой программы?
Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих принципов: ориентация на читательские интересы ребенка; разнообразие тематики и жанров литературных текстов; разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения.
К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника, которые каждый образованный человек должен знать с детства. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков современной детской литературы (А. Алексин, Кир Булычев, Л. Давыдычев, Б.Заходер, С.Козлов, Ю. Мориц, М.Москвина, Э.Успенский), а также зарубежных писателей разных стран (А.Милн, Д. Барри, Д. Дефо, Д.Р. Толкиен, Э. Распе, Э.Т.А. Гофман, Ж. Верн, С. Лагерлеф, М. Твен).
Слайд.
Также в помощь учащимся разработаны и созданы тетради для 2,3,4 классов и методическое пособие для учителя. В этих тетрадях сразу заложены основы коммуникативных УУД.
Слайд.
Основу формирования коммуникативных УУД составляет опыт человеческого общения во всех его формах, включая виртуальные. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Слайд.
Для формирования коммуникативных действий и создания эмоционально благоприятной ситуации на уроке я использую игровые приемы, задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.
Предлагаю такие виды творческих заданий: придумай продолжение сказки, сочини устный рассказ, посоревнуйся с поэтом, задай вопрос автору, скажи комплимент литературному или сказочному герою и т.д. Использую упражнения, направленные на формирование выразительности чтения (создание "партитуры" текста, пробы выразительного чтения, чтение по ролям, инсценирование).
Слайд.
Работа в парах и группах постоянно присутствует на наших уроках. Она помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных.
Слайд.
Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Стараюсь провести занятия так, что детям было интересно – читать, делиться читательскими впечатлениями, отстаивать свое мнение, пересказывать, рисовать иллюстрации, играть и отгадывать кроссворды, сочинять творческие работы, смотреть экранизации изучаемых произведений и обсуждать прочитанное, услышанное и просмотренное.
В заключение хотелось бы вспомнить справедливые слова В.А. Сухомлинского, который утверждал: "Атмосфера любви к книге, уважения к книге, благоговения перед книгой – в этом заключается сущность школы и педагогического труда. В школе может быть все, но если нет книг или если книгу не любят и равнодушны к ней, это еще не школа…".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательского интереса через уроки внеклассного чтения.
формирование читательского интереса на уроках внеклассного чтения...
Фрмирование читательской компетентности на уроках внеклассного чтения.
Выступление на конференции по теме "Формирование читательской компетентности через уроки внеклассного чтения"...
Методическая разработка"« Использование проектной технологии в обучении для формирования основ экологической культуры, как одной из составляющих личностного развития младших школьников».
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Times New Roman", serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Times New Roman", ser...
Семинар по теме Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования читательской компетенции школьника на уроках технологии
Выступление на городском семинаре метод.объединений....
Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта по теме: «Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования читательской компетенции школьника на уроках технологии".
Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта «Организация образовательной деятельности по приобщению детей к чтению, формированию и развитию читательской компетенции» по те...
Формирование основ читательской культуры у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения
В презентации описаны приемы и примеры заданий по формированию основ читательской культуры у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения...
Педагогический проект «Формирование функциональной (читательской) грамотности на уроках литер.чтения
Педагогический проект учителя нач.классов...