Статья "Формирование коммуникативных способностей младших школьников"
статья по теме

О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных способностей младших школьников.

Быть педагогом - это ответственно. Ещё Луначарский писал о том, как важно, чтобы педагог был самым универсальным и самым прекрасным человеком в обществе, потому что он должен быть источником радостного перерождения для маленьких людей, которые живут в процессе постоянного развития своих сил. Никакая другая профессия не ставит таких требований к человеку. Каждого учителя, который набирает  первый класс, тревожит вопрос: смогу ли я научить этих своих учеников ей хорошо писать, читать и считать, а главное - думать и рассуждать?

 «Концепция модернизации российского образования» и государственные образовательные стандарты второго поколения подчеркивают необходимость  ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Формирование ключевых компетентностей на начальной ступени школьного обучения должно обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Ситуация школьного обучения требует от ребёнка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Высокая форма общения учеников между собой и с учителем, будет являться важнейшим фактором развития познавательной активности учащихся, так как общение-это определённое взаимодействие, в ходе которого  происходит обмен информацией  с целью налаживания отношений и объединения  усилий для достижения общего результата. В структуре коммуникативной деятельности выделяются такие её компоненты:

-предмет;

-потребности;

-мотивы;

-цели, задачи;

-действия и операции.

Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека познать самого себя с помощью партнёра по общению и через его посредство. Под мотивами мы понимаем те качества партнёра, ради которых ребёнок вступает в общение с ним.

Процесс общения младших школьников  всегда протекает непросто. Это связано, прежде всего, с неумением  встать на точку зрения другого, увидеть в нём личность, обладающую своими желаниями и потребностями. Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические особенности личности. Способность к общению включает в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»)
  2. Знание норм и правил, которыми необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»)
  3. Умение организовать общение («Я умею»)

  Процесс формирования коммуникативных способностей младших школьников будет успешным, если реализуется  совокупность педагогических условий:

- создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, атмосферы доброжелательности и ситуации успеха для каждого;

- организация совместной жизнедеятельности младших школьников на основе удовлетворения фундаментальных потребностей в общении, уважении принятии и самопринятии;

- включение младших школьников в систему коммуникативных ситуаций взаимодействия с разными типами партнеров (учителями, сверстниками, незнакомыми взрослыми);

- приобретение младшими школьниками теоретико-прикладных знаний по проблеме общения и взаимодействия с людьми в целом, и в условиях их учебной деятельности, в частности.

Только последовательная реализация этих условий может привести к формированию необходимых для успешной социализации коммуникативных знаний, умений и навыков, а, следовательно, и коммуникативной компетентности младших школьников.

Для реализации вышепоставленных условий  целесообразно использовать:

- игры, направленные на поддержание интереса к общению с окружающими, желания совместного взаимодействия с ними;

-создание проблемных ситуаций. В классе можно специально создать проблемную ситуацию с целью приобретения детьми практического опыта в выполнении правил поведения с учётом интересов сверстников;

-групповую работу, которая даёт огромные возможности развития готовности  к сотрудничеству, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог.

- оценивание друг друга и себя (сопоставление работы с образцом;  вырабатывание критерии оценки учебной работы; сопоставление своей оценки с оценкой другого человека; умение давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах; формулирование предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание)).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников как условие формирования социокультурных ценностей

Осинцева Т.В. Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников как условие формирования социокультурных ценностей //Социокультурные проблемы современного человека: мате...

Курсовая работа "Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня"

Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня...

Программа. Развитие коммуникативных способностей младших школьников «Я и мои друзья».

Программа. Развитие коммуникативных способностей младших школьников "Я и мои друзья". Данная программа позволяет создать дружный и сплочённый коллектив, без чего невозможно организовать успешный образ...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕТСКИЙ РИСУНОК МЕТОДОМ ПРОЕКТА

Духовное богатство человечества, отраженное в культуре, осознается обществом, как особо ценное, а культура личности становится социально-значимым качеством. В связи с этим особенно остро встает вопрос...

Развитие коммуникативных способностей младших школьников.

В статье рассматриваются вопросы о развитии коммуникативных способностей младших школьников. Представлены фрагменты уроков направленные на развитие коммуникативных способностей обучающихся четвёртых к...

Развитие коммуникативных способностей младших школьников.

В статье рассматриваются вопросы о развитии коммуникативных способностей младших школьников. Представлены фрагменты уроков направленные на развитие коммуникативных способностей обучающихся четвёртых к...