Формирование устной и письменной речи как основа формирования коммуникативных компетенций.
статья на тему
Выступление по теме: "Формирование устной и письменной речи, как основа формирования коммуникативных компетенций".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnoy_kompetentsii_mladshih_shkolnikov.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование устной и письменной речи как основа формирования коммуникативных компетенций. Учитель: Фролова И. Н.
Речь – великий дар, принадлежащий человеку. Но этим даром нужно овладеть, научиться им умело и эффективно пользоваться.
Развитие речи – важная задача обучения языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Речь младшего школьника должна соответствовать следующим требования:
Ясность речи. Речь доступна слушателю, ориентирована на восприятие адресатом.
Выразительность речи – качество предполагающее воздействие на слушателя с помощью яркости языка и убедительности.
Правильность речи. Данное качество обеспечивается соответствием литературной норме (грамматическая, орфоэпическая – для устной речи).
Точность речи. Умение использовать такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, которые наиболее точно передают мысль и чувства школьника.
Логичность речи. Последовательное и чёткое построении речи. Логичность предполагает обоснованность выводов. Умение начать и завершить высказывание.
Содержательность речи. Высказывание построено на знании норм речевого этикета, фактах, наблюдениях. Высказывание содержательно, и, как правило, результативно (убедительно, услышано, понято, принято).
Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают комплексно.
Нестандартные упражнения по развитию речи
Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. В качестве примера предлагаю следующие упражнения для развития речи:
1. "Волшебные кляксы".
Цель: развитие воображения и речи.
Заранее изготавливается несколько различных клякс. Дети по желанию рассказывают, на что похожи кляксы.
2. "Сочиняем сказку".
Цель: развитие творческого воображения и речи на этапе повторения пройденного. Детям предлагается сочинить сказку: о теме можно договориться. Сказки обсуждаются.
3. " Наблюдатель"
"По одной капле воды человек, умеющий логически мыслить, может сделать вывод о существовании Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видел ни того, ни другого и никогда о них не слышал" Это цитата из размышлений Шерлока Холмса.
Для игры необходимо подготовить несколько разнообразных предметов: записную книжку, сумочку с предметами, поношенный башмак и др. Ребятам предлагается, изучив предметы, как можно больше рассказать об их владельцах.
4. Продолжить текст одной – двумя репликами.
ТЕКСТ 1
- Ой, тыковка! Дай-ка я из тебя сделаю корову. Рога будут из прутиков, хвост из ниток.
- Не трогай меня, Петруша, я ещё маленькая. Вот подрасту, стану как твоя голова!
- …………….
ТЕКСТ 2
Когда Андрейка был маленький, он очень любил выспрашивать:
- А кто моложе? А кто самый главный?
Бабушка отвечала:
- Мама и папа.
- ………………..
5. Добавить реплики к описанным ситуациям. Разноуровневое групповое задание.
I группа. Учитель держит в руках учебник по математике, в котором вырваны страницы. Он обращается к Мише:……………., а Миша отвечает:……………….
II группа. Учитель рассказал о подвиге Зои Космодемьянской и спросил:…………..
Маленький Саша поднял руку:……………..
III группа. - ………………., - сказал мальчик. - ……….., - успокоил его отец.
6. По данным фразам выясни, между кем и где может проходить общение (I группа)
Обоснуй, докажи, составив диалог с данными фразами (II группа)
-Здравствуйте! - Дайте мне, пожалуйста…!
- До свидания! - Разрешите пройти?
- Можешь не приходить! - Салют!
- Будьте здоровы! - Уходи!
7. Преврати диалог в монолог.
Учитель. В жизни происходят события, которые могу привести к гибели людей. Для помощи им существуют группы людей, которые оснащены техникой.
Ученик. А как они называются?
Учитель. Их называют спасателями.
Ученик. А чем занимаются спасатели в мирное время?
Учитель. В мирное время спасатели обучают людей, тренируются, предотвращают появлению аварий, пожаров.
Ученик. Спасибо вам за науку.
8. Выполните ситуативное задание. Назовите сказку, её автора; превратите рассказ в диалог. Работа в группах. Инсценировка составленного диалога.
Мачеха невзлюбила падчерицу за её красоту, доброту и за то, что рядом с ней её дочери казались ещё больше гадкими. Мачеха велела бедной девочке делать самую трудную работу в доме: мыть посуду, подметать лестницу и натирать пол. По окончании работы девочка пряталась в угол около огня и садилась просто на золу.
9. Ролевые игры. Обсуждение поведения людей. «Я не заметил»
Идут две девочки, они разговаривают. Навстречу им бежит мальчик. Он «нечаянно» толкает девочек и говорит: «Извините, пожалуйста, я вас не заметил».
10. Составьте диалог к одной из тем: «В зоопарке», «На полянке», «По дороге домой»
(3 группы).
В зоопарке
- Смотри, …………………. Это ……………………
- Какой красивый. А ты видела ………………..?
- Нет, а где ….. …………….?
- Там возле …………… .
- Пойдём, (глагол)………….. .
На поляне
- ………….., смотри, я нашёл ………….!
- Какой (прилагательное)……………………!
- Давай соберём …………………. маме.
- Хорошо, и ещё ……………. .
По дороге домой
- Здравствуй, ……………..!
- Привет, ………………..!
-Как прошёл …………… в школе?
- …………………… А у тебя?
- Выходи после …………… на ………………… Поиграем.
- Ладно. Возьми с собой …………………… .
28. 01. 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций и развитие устной и письменной речи младших школьников
Материал, который я представляю, раскрывает методы и приемы моей работы в формировании и развитии ключевых компетенций и речи младших школьников путем включения их в активную проектную и и...
Тетрадь для коррекционно-развивающих занятий по формированию устной и письменной речи у учащихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость)
Данное пособие (методическая разработка) ориентировано на обучающихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость), овладевающих процессом письма и чтения, разработано в ...
"Формирование устной и письменной речи младших школьников с помощью логопедического тренажера "Дэльфа-142"
Педагогический проектТехнологичность проекта: Проект может быть интересен учителям-логопедам, работающим с детьми младшего школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи.Объект проектирован...
Формирование устной и письменной речи младших школьников на уроках в рамках реализации ФГОС (презентация и текст выступления)
Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Не секрет, что многочисленные тестовые задания, которые выполняют наши дети на разных уроках, отнюдь не всегда способст...
Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности
Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...
Роль родителей в формировании устной и письменной речи. (Консультация для родителей)
Как говорил Л.Н. Толстой: «До пяти лет - вся жизнь, после пяти – один шаг». С самого рождения, развивая ребенка, заботясь о его здоровье, двигательной активности, играя с ним, расска...