Разный материал по работе
материал на тему

Гришкина Надежда Сергеевна


обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx86.83 КБ
Файл opisanie_sistemy_raboty.docx32.15 КБ
Файл esse_moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 15 им. М. В. Гордеева                              г. Орла

Обобщение опыта работы по теме                         

«Содержание и цели обучения чтению, пути совершенствования техники чтения                      младших школьников»

Выполнила учитель

начальных классов

 Гришкина Н. С.

г. Орёл  2013 г.

I. Введение.

     В начальной школе на плечи учителя ложится огромная ответственность за формирование ученика как читателя. Успешность обучения по всем предметам (не только в начальной школе) определяется качеством читательских навыков школьника, но интерес к самостоятельному чтению проявляется у ребенка только тогда, когда он овладевает самим процессом чтения. Чтение - это деятельность. 

Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения  ребенка по другим предметам. Чтение как один из видов речевой деятельности соотносится с общей структурой деятельности, в том числе и учебной, поэтому навык чтения не может формироваться полноценно без мотивации учения.

Несмотря на то, что начальную школу называют школой навыка, недооценивающей общее и умственное развитие ребенка, можно утверждать, что навык чтения формируется только на уровне букваря. Далее навык чтения развивается спонтанно и его формирование не управляется.

II. Актуальность темы.

       Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучным? Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет  неусидчив, он не будет посещать библиотеки, потому что читать книги, при низкой техники чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.

Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения и т.д.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в последнее время появился ряд рекомендаций по увеличению скорости чтения вслух. Физиологи и психологи убедительно доказали, что увеличение скорости чтения вслух свыше 75-90 слов в минуту приводит к нарушению психофизиологических механизмов восприятия текста на слух, к расстыковке зрительных и моторных процессов, отставанию речи и мысли от восприятия. Информация не воспринимается и не усваивается полноценно. Изучающее чтение вслух - это четкое, внятное чтение целыми словами, без неоправданных пауз, безошибочное, в нормальном темпе (в программе указан темп чтения для каждого класса) и достаточно выразительное.

 Главным в чтении является понимание информации, сближение понимания с восприятием. Высокая скорость чтения тормозит эти процессы.

       Иная ситуация возникает при чтении про себя. Чтение про себя и вслух – это разные формы чтения. Они имеют различные цели, отличные друг от друга показатели и механизмы образования. Изучающее чтение "про себя" – это чтение "глазами", без внешних речедвижений. Наличие шепотного чтения и шевеления губами свидетельствует о переходной форме от чтения вслух к чтению молча и не может считаться чтением про себя. Если темп чтения молча не превышает темп чтения вслух, значит, оно еще не сложилось.

 Отсутствие  внешних  речедвижений  дает возможность ускорить темп, поэтому чтение молча протекает быстрее, чем вслух. К концу обучения у младших школьников оно достигает 150-200 слов в минуту при внимательном чтении и стопроцентном понимании. Темп чтения в процессе ознакомительного и поискового чтения, бесспорно, повышается, так как при этом имеют место лишь беглый просмотр информации и поиск нужных фактов, которые затем тщательно изучаются.

Начальная школа недооценивает чтение про себя: ему специально не обучают и оно практически не контролируется.

Между тем в современных условиях чтение про себя приобрело ведущее значение. Это связано, прежде всего, с изменившимися социальными условиями, которые предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объему и способу восприятия информации.

  III.  Основная часть.

   Рассмотрим структуру речевой деятельности.

Первый ее уровень – мотивационное звено, желание научиться читать, что-то конкретно узнать из книги, понять, о чем в ней говорится, получить удовольствие от чтения.

Второй уровень – ориентировочно-исследовательский (аналитико-синтетический), уровень планирования. Реализуется в просмотре текста, его заголовка, определении темы, установлении связей, прогнозировании содержания. Ученик просматривает структуру текста (подзаголовок, части) и пытается предугадать события.

Третий уровень – исполнительский. Ученик размечает тексты, подчеркивает важные мысли, объединяет их; расставляет эмоциональные акценты, определяет личностное отношение к событиям, героям, осмысливает и решает, в чем же смысл событий и поступков, или выделяет путем анализа главную мысль в научно-популярной статье. Результатом, продуктом действий с текстом становится понимание его смысла.

    Таким образом, предметом речевой деятельности является мысль, а результатом – ее понимание.

Детальное знакомство с содержанием текста и стремление подробно и полно изучить информацию потребует изучающего чтения. Оно требует 100% понимания читаемого текста. При поиске ответа на какой-либо вопрос, ученик пользуется поисковым чтением. Если читающий хочет в целом познакомиться с содержанием текста, не вникая в детали, он пользуется просмотровым, или ознакомительным чтением, где необязательно 100% понимание текста.

Механизмы осмысления текста описаны психологами А.А. Смирновым, А.Н. Соколовым, Н.И. Жинкиным. Оно происходит тремя путями:

  1. расчленение материала на темы, группировка текста по смыслу;
  2. выделение смысловых опорных пунктов (предложений, частей текста, слов);
  3. замена текста какими-либо наглядными образами – схематическим рисунком, знаком, графической моделью, словами-эквивалентами. Взрослые люди, читая текст, всегда делают в нем различного рода пометки, подчеркивания, ставят свои значки, отмечая то, что очень важно, что нужно запомнить или обдумать, посмотреть в словарь. Так же должны поступать и дети.

Резюмируя сказанное, представим чтение обобщенно.

Предмет чтения – мысль.

Мотив деятельности – познавательная потребность, интерес.

Цель – установка: зачем и как читать (вслух, молча; вид чтения).

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит "… извлечь из мертвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К.Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное".

Цель обучения чтению: сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (т.е. умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.

Для воспитания такого читателя начальная школа должна решать следующие задачи:

- развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;

- воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;

- сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы;

- научить полноценно воспринимать художественные и научно-познавательные тексты в их специфике, а также работать с учебной и детской книгой.

Выпускник начальной школы должен владеть изучающим чтением; осознанно, правильно и достаточно выразительно читать незнакомый текст целыми словами вслух (75-90 слов в минуту) и "про себя" (на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух). Это минимальный уровень, без которого невозможно дальнейшее полноценное чтение.

    При чтении художественных произведений выпускник начальной школы должен обнаружить понимание темы и содержания произведений, определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и свое отношение к героям, их поступкам, событиям, проявлять эмоциональную отзывчивость к событиям, героям, оценивать поступки героев и разбираться в мотивах их поведения; сопоставлять поступки героев; уметь подробно, кратко и выборочно рассказывать о прочитанном, высказывать свои суждения.

    При чтении научно-популярных текстов учащиеся должны понимать смысловые связи частей текста и весь текст в целом, вычленять главное, обобщать и делать выводы.

    Качество всех параметров чтения вслух и молча может быть повышено не столько путем многократного перечитывания (хотя это один из приемов обучения), сколько за счет овладения способами действия (как это имеет место в период обучения по "Азбуке"), и также мотивации чтения и освоения круга тех умений, совокупность которых дает качественный сдвиг в чтении.

    Качество чтения улучшается также за счет развития чтения как одного из видов речевой деятельности во взаимосвязи с другими его видами.

Чтобы научиться читать, нужно, прежде всего научиться слушать чужое, воспринимать и понимать содержание читаемого текста другими людьми; для смысловой переработки содержания важен пересказ, рассказ о прочитанном, то есть устная речь. Поэтому, обучая чтению (технике чтения и пониманию), мы в то же время учим детей слушать чтение и использовать устную речь для переработки полученной информации, чтобы глубже осознать и использовать ее.

После того, как учащиеся освоили элементарную грамоту, они могут читать, используя весь алфавит.

    Подготовка к чтению текста как новой единицы начиналась ранее, уже при чтении предложений и неполных текстов, с помощью дополнения их рисунками, ответов на вопросы, использования сюжетных картинок.

       Известно, что механизмы чтения предложений и связного текста различны, поэтому учащиеся сталкиваются с трудностями, так как, не овладев признаками текста, дети читают его как отдельные предложения.

Для того чтобы подготовить детей к осмыслению текста при самостоятельном чтении, можно привлекать слушание, которое более тесно связано с чтением, чем с другими видами речевой деятельности, и имеет с ним много общего

Главное, чтобы учащийся представлял, что он читает связный текст; для этого необходимо обращать его внимание на основные признаки текста: целостность, связность, наличие определенной темы, заглавия содержания, объединенного общностью мысли, началом и концом.

     Первое – это заглавие и тема текста. По ним легче всего установить, о чем говорится.

Формирование умения видеть заголовок и понимать его роль осуществляется с помощью серии заданий: выбор заголовка из предложенных вариантов и соотнесение его с текстом, подбор собственного заглавия, соответствующего содержанию текста.

В простейших рассказах дети сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно пытались выделить главное в тексте.

     Следующая ступень работы – определение смысла рассказа. Этой работой занимаются на протяжении всего года обучения, опираясь на самостоятельное чтение детей.

      Следующий прием, который применяется во 2 классе четырехлетней школы, - подчеркивание слов, несущих основное содержание и смысл произведения.

Пересказывание, рассказывание сказки – это не только прием, развивающий речь учащихся, но и средство закрепления в речи понимания текста, понимание того, как интерпретируется содержание в личностном восприятии, в каких словах проявляется отношение к персонажам.

       Сложным представляется для учащихся чтение текстов типа описания. Они имеют особую структуру и складываются из небольших микротем, микрообразов, составляющих целостное описание природы.

Эта работа начинается в конце 1 класса и продолжается во 2 классе на простейших художественных, научно-художественных и научно-познавательных текстах.

Во 2 классе желательно добиться того, чтобы учащиеся осваивали все заданные три уровня понимания текста: плана значений – предметного содержания, обобщений и смыслового плана – понимания смысла и отношений в несложных рассказах.

      В конце первого года обучения бывшие шестилетки умеют отвечать на вопросы учителя по тексту, находить соответствующие отрывки из теста по заданию учителя, последовательно пересказывать его по частям и целиком.

Элементарную работу с текстом как новой единицей мы начали в конце первого года обучения и продолжаем во втором классе. Это необходимо было сделать, чтобы осуществить преемственность между "Азбукой" и "Книгой для чтения".

Дети, начавшие обучение с шести лет, на втором году обучения ориентируются в фактическом содержании несложного текста, почти не нарушают последовательности описываемых событий, понимают простейшие обобщения и умеют обсудить прочитанное, могут из предложенных вариантов ответов выбрать главные, хотя иногда допускают некоторые неточности при установлении причинных связей.

     Учебные книги должны использоваться в комплексе с дидактическими материалами (карточками, тетрадями на печатной основе), которые дают возможность перевести ребенка на новый способ обучения, сочетать умственные, вербальные и практические действия.

    Из вышесказанного следует, что понимание текста – это перекодирование авторских слов на свой код (свои слова) сначала осуществляется на уровне предметном, фактическом; более высокий уровень – понимание подтекста и смысла текста. Этот уровень достигается уже во втором классе, когда сформирован определенный уровень техники чтения словами вслух – не менее 60 слов в минуту.

   Чтение текста с несвойственной данному ребенку скоростью, увеличенной из желания читать, как другой ученик, приводит к искажениям слов, повторам и другим ошибкам, а следовательно, и к непониманию содержания текста.

IV. Приложение.

Рассмотрим основные виды упражнений.

  1. При чтении молча вводится упражнение "Губы". К плотно сжатым губам по команде читать "про себя" дети прикладывают палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение.
  2. В упражнении "Угадай" чтение молча проводится на связном тексте: для развития смысловой догадки при чтении затушевываются отдельные буквы, окончания, части слов, нижние части текста.
  3. Для развития скорости чтения и умения выделять основную (заданную) информацию предлагается упражнение "Финиш".

Учитель называет текст (по учебнику) или раздает карточки с текстом для чтения молча и указывает слово (группу слов), до которого(ых) дети должны как можно быстрее дочитать текст (слова подбирались из второй половины текста так, чтобы они встречались в данном тексте только один раз).

Дочитав до заданного слова, дети поднимают руку. Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно подготовить и задать контрольные вопросы по содержанию прочитанной части текста.

  1. Для расширения фиксационного поля до размеров слова средней длины (пять-шесть букв) эффективно упражнение "Фотоглаз". Дети молча считывают слова. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли представлено такое-то слово. При этом названное им слово в данном десятке могло и отсутствовать.
  2. Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение "Буксир". Учитель громко читает текст, варьируя темп чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Таким образом они приучаются менять скорость и ритм чтения адекватно содержанию и структуре самого текста. Средняя скорость чтения вслух с учителем должна несколько превышать скорость чтения про себя слабых учеников, побуждая их не отставать от учителя.

Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Другой способ проверки состоит в замене какого-либо слова другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети должны отметить это изменение в тексте поднятием рук и внести поправку.

  1. Упражнение "Молния" заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух.

Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя "Молния!" и продолжается от 20 секунд (вначале) до двух минут (после освоения упражнения). Тренировки проводятся по несколько раз на каждом уроке чтения.

  1. Кроме указанных упражнений и средств обучения чтению молча, можно использовать дидактическое тренировочное средство "Решетка".

Она служит для развития предугадывания при частично перекрытом тексте. Ее применяют в третьем классе.

     Таким образом, работа над техникой чтения должна идти постоянно. Последние два года интенсивно развивается чтение молча, которое тренируется в классе и дома. Ускорить обучение чтению молча можно путем специальных упражнений, влияющих на все задействованные в жизни анализаторы и расширение круга чтения детей. Однако темп чтения индивидуален для каждого учащегося.

      Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков  чтения.
      Навык чтения – явление сложное, комплексное.  Степень  овладения навыком чтения - один из  показателей общего уровня развития  ребенка.  

       Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов), б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
     Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков.

        Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Процесс чтения – это не тот процесс, который можно сформировать быстренько.
В современной методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

         Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако у  каждого  ребенка свойственный только ему  темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.        

     Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.
        Этап автоматизации характеризуется как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом.

       Все  три  этапа формирования навыка чтения ребенок проходит в своем индивидуальном темпе, и продолжаются эти этапы примерно три-четыре года.

При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, а на последующих – пониманию текста.
      Необходимо помнить, что чтение и работа над техникой чтения не одно и то же. Работа над техникой чтения не должна превышать 5  минут на уроке, но и не быть эпизодической. В методической литературе высказывается мнение, что важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

При этом очень важно «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика» Формировать навык владения дыханием и голосом возможно  с помощью следующих упражнений.

       Задуйте свечу.  Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

 Выдох со счетом. Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. Использование скороговорки (хором):                                                                                                 Как на горке на пригорке

               Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

               Раз Егорка, два Егорка…… (до полного выдоха).

  Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает  на   большее количество Егорок.

       Выделяется два качества  техники  чтения: правильность, беглость.

 Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл прочитанного.  

 Беглость чтения – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения.
        Поле чтения (или угол чтения) – это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление.

        Для расширения поля чтения первоклассникам с первых дней учебы  предлагается

      * для чтения «текст», составленный из цветных точек, заменяющих буквы. Читают такой «текст», называя цвет точки.

     *Игра «Фотоглаз».
Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне или нет?

*За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.
*«Кто быстрее»? Требуется найти в тексте предложение, которое прочитал учитель. По команде «Начали» ученик «скользит по тексту» в поисках данного предложения. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.

     Одна из типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению – искажение звукобуквенного состава: пропуски букв, слогов, слов; перестановка единиц чтения; вставка произвольных элементов в единицы чтения. Эти ошибки говорят о том, что ученик не умеет распознавать предъявленную букву.

*Работа с алфавитом.

На карточках подготовить несколько вариантов расположения букв алфавита: 1 – в каждой строке по 6 букв; 2 – в строке по 7 букв; и т.д.  Задания для работы с карточками: - прочитать буквы  по строчкам; - назвать соседей буквы; - назвать букву, которая стоит между, справа, слева, под, над и т.п.;     - чтение букв по столбикам.

        Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно одной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Особенно трудно детям читать слова с большим стечением согласных, которые редко встречаются в текстах.  

            *  Карточки для чтения со всеми типами слогов:

гл/сгл                сгл/гл                         сгл/гл/согл                 сгл/гл Й

   ел                        ля                             зол                            дуй

   яд                        да                            бок                            пой

   ус                        то                            нёс                            лай

сгл/гл/сгл Ь      сгл./сгл./гл./сгл        сгл/гл/сгл/сгл         сгл/сгл/гл/сгл/сгл                

  пень                        труд                      парк                          хвост

  боль                        крот                      волк                          дрозд

      *Набор односложных слов для расширения поля чтения:

газ              рёв             пас           вёз          лоб               сад           сел          род

дог             сядь           пять         лёг           тёк               сев            туг           сед

код            ряд             рок          миг           ложь           суд             мох        лес

лез            мажь          рот           раз           мазь            зыбь          мак         лук

луг            шаг             сер          режь        бег               пыж           миг         рябь

мог           воз              туп           ход           рос             рыж          боб          зуд

маг           бес             тук            год            нёс               таз            вяз         куб

паз           гас              ров           дуб            мёд              туз            вес         нож

пядь        ток             сад           зоб            муж              воз             лев         паз

рог           кот              рад          зуб            нос              худ           лёд         чиж

   

  *Упражнения, направленные на развитие четкости произношения:

Звуковая разминка. Мимические упражнения и артикуляция.
Слова, трудные для произношения (портфель, иллюминация)
Скороговорки.  Чистоговорки.

Традиционное вечернее чтение.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий». Эта рекомендация означает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним впечатлением дня.                                                                                                    Если ребёнок не любит читать, то необходимо режим щадящего чтения. В самом деле: если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Щадящее чтение, это когда ребёнок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Этот вид чтения хорош при просмотре диафильма: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Можно вполне рекомендовать это родителям, дети которых читают неохотно, этот приём обучения. Этот приём можно использовать и перед сном. Для повышения результатов техники чтения даёт другой вид чтения – это жужжащее чтение. Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью чтения. Этот вид использую в начале каждого урока по 3-5 минут. Читают все, когда чтение завершено (даю звонок маленьким колокольчиком), сразу делаю краткий опрос 5-6 учеников: “ О чём читали, какие непонятные слова встретились, понравилось ли вам содержание прочитанного?” Иногда даю установку: “Читаем на время, посчитайте количество прочитанных слов”. При таком чтении ни один ученик не остаётся без внимания, каждый старается улучшить качество чтения. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что постоянно мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определённые промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.                                                                                  
  V.  Заключение.

    Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.  Приобретение учащимися необходимого для успешного обучения навыка чтения дает определенные гарантии в том, что дети не уйдут из учебной деятельности, и позволяет сохранить в среднем звене качественную успеваемость.

       Чтение – это лучшее учение в любом возрасте. Но только не просто беглое чтение, а чтение осознанное. Над этим сейчас я веду свою работу. Я считаю, главное в моей работе – добиваться оптимальной мыслительной деятельности каждого ребёнка, хорошо знать индивидуальные особенности  всех учащихся. Надо всячески поддерживать все положительные усилия ребёнка. Только творческий, новаторский подход в этом вопросе даст желаемые результаты в обучении правильному беглому, сознательному и выразительному чтению.                                                                                                                                       VI. Ожидаемые результаты.

  Проблема, над которой работаю в течение нескольких лет: Совершенствование техники чтения в начальных классах. Анализируя свою работу, подвожу итоги, опираясь на новые технологии в образовании. Один из видов анализа – это мониторинг.  Объектом мониторинга   является класс, учащийся, а также отдельные методы образовательного процесса.

   Мониторинг   проводим по этапам:

      На первом этапе – подготовительном - определяем цель, объект, направление исследования, критерии оценки.

     Второй этап, основной – практический - проводим сбор информации, используя следующие методы: наблюдение, анализ документов, контрольные срезы, анкетирование, тестирование, самооценка и т. д.

    Третий этап – аналитический. Информацию обрабатываем, анализируем, вырабатываем рекомендации, принимаем управленческие решения.

Классный мониторинг –  система, в которой можно выделить:

Первый уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляет его учитель,   ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики  развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям).

Второй уровень (внутри школьный) осуществляет  администрация образовательного учреждения  по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения.

 Далее я раскрою содержание второго уровня  мониторинга. Содержание мониторинга в моём классе включает основные  показатели, по которым идет сбор анализ информации за прошедшие годы. В связи с особенностями, статусом и реализуемыми программами  для мониторинга   определили несколько направлений.                                                                                                                            Также в течение года проводим мониторинг уровня сформированности обязательных результатов по технике чтения:

стартовый (входной) контроль, цель которого – определить степень устойчивости  знаний учащихся, выяснить причины потери скорости чтения  за летний период и наметить меры по устранению  выявленных пробелов в процессе повторения ;

промежуточный (полугодовой контроль), целью которого является отслеживание  динамики роста или понижения скорости чтения учащихся, коррекция деятельности учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости и второгодничества;

итоговый (годовой контроль), цель которого состоит в определении уровня сформированности ЗУН при переходе учащихся в следующий класс, отслеживании динамики роста или падения  скорости и техники чтения, прогнозировании результативности дальнейшего обучения учащихся, выявлении недостатков в работе, планировании внутри классного контроля на следующий учебный год по  классам.                          

    Таблица 1.   

№ п/п

Ф. И.

2011-2012г.                 1 класс

2012-2013г.                    2 класс

2013-2014г.                   3 класс (1 полугодие)

1

Голубев      Э.

36 слов

63 слова

68 слов

2

Григорьев  Ан.

36 слов

58 слов

65 слова

3

Давыдов    Д.

38 слов

52 слова

60 слов

4

Дадаев       Д.

35 слов

67 слов

71 слово

5

Доронина   В.

32 слова

53 слова

63 слова

6

Дудкина     Яна.

38 слов

70 слов

75 слов

7

Иконников  С.

72 слова

92 слова

106 слов

8

Карнюхина   П.

34 слова

42 слова

56 слов

9

Костиков     К.

30 слов

58 слов

60 слов

10

Крюкова     В.

45 слов

72 слова

87 слов

11

Кудинов    О.

37 слов

57 слов

65 слов

12

Куликова   К.

88 слов

100 слов

112 слов

13

Лесин        Д.

37 слов

58 слов

66 слов

14

Михейкина  Д.

65 слов

89 слов

98 слов

15

Новикова    Т.

40 слов

68 слов

76 слов

16

Петерс      Ек.

28  слов

44 слова

58 слов

17

Пликин     Р.

52 слова

71 слово

76 слов

18

Прозорова  Ан.

60 слов

84 слова

100 слов

19

Пчёлкин    Д.

56 слов

89 слов

96 слов

20

Сотникова  Ел.

27 слов

52 слова

60 слов

21

Сычёв   Егор

43 слова

63 слова

70 слов

22

Татарченко  К.

80 слов

93 слова

102 слова

23

Чикина  Ан.

38 слов

67 слов

78 слов

24

Числов   Н.

67 слов

87 слов

95 слов

 

Таблица 2.

Количество проверенных учащихся

Чтение вслух  незнакомого текста

Понимают про-чи-та-нное

Способ чтения

Правильность чтения

Темп чте-ния

Осоз-нан-ность и выра-зи-тель-ность

Оценки

По слогам

По слогам+целыми словами

Целыми словами

Без ошибок

1-2 ошибки

3-5 ошибок

5 и более

Допус тили ошибки

Ниже нормы

Норма ,выше нормы

5

4

3

Пропуск, искискажение слов

Повтор слогов

Ударение в словах

24

24

-

5

19

12

9

3

-

10

3

5

4

20

19

12

9

3

100%

100%

-

21 %

79%

50%

38%

12%

-

42%

12%

21%

17%

83%

79%

50%

38%

12 %

 В таблице показаны результаты  скорости чтения слов в минуту за годы учёбы в начальных классах каждого ученика.                                                                                                                               На основе  таблицы  видно, что в классе идёт рост  скорости чтения.    Для промежуточного, итогового контроля знаний проводятся традиционные формы: учащиеся всех классов читают соответствующий текст на время.

    Сейчас преждевременно говорить о полном совершенстве техники чтения у каждого из детей моего класса, но этот факт, что в коллективе создана читающая среда, что дети идут в библиотеку, предвкушая радость встречи с книгой, приносит мне  чувство  удовлетворения.     

/Гришкина Н.С./



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа  № 15 им. М.В Гордеева                         г. Орла

Описание системы работы в рамках своей педагогической концепции.

Выполнила учитель

начальных классов

Гришкина Н. С.

г. Орёл

2013 г.

Целью моей педагогической деятельности является создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно – компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, ИКТ, интеграцию урочной и внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, а так же непрерывное образование и самообразование самого учителя.

  В своей работе, я,  прежде всего, опираюсь на государственные образовательные стандарты начального образования. Использую УМК «Школа России». В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нём бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учёт возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала. Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение всё лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественного образования, гарантируя достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личного развития ребёнка.

  Основной особенностью программы является то, что предпочтение отдаётся проблемно – поисковой  и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. Ученики эффективно продвигаются в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и т.д.), развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы.

    Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Я всегда помню, что познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению. Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем     большую роль играет активная деятельность. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания  и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и самостоятельности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, развивают сообразительность, инициативу. В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику искать и находить собственные пути получения ответа.

    Работая учителем начальных классов, пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке является: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в учении. Я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. У них развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина, воля, характер, доброта. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию окружающего мира.

   Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приёмами процесса познания. Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариативных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самоконтроля. В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет.

           Применяю на уроках комментирование, которое помогает учащимся избежать возможных ошибок и содействует наиболее прочному усвоению материала. Элементы комментирования включаю в самые разнообразные виды упражнений, выполняемых на разных этапах урока. Учу перед выполнением упражнений разбирать и объяснять трудные для написания слова. На основе этого  вырабатываю у детей орфографическую зоркость через следующие упражнения: объяснительный и предупредительный диктанты, письмо текста по памяти, письмо с проговариванием, письмо с пропусками орфограмм, списывание, творческие работы.

    На основании анализа письменных работ составляю грамматические зарядки, даю дифференцированные и индивидуальные задания, уделяю внимание отработке навыков каллиграфии. Процесс обучения каллиграфии строю так, чтобы каллиграфически ясное, аккуратное письмо превращалось во внутреннюю потребность каждого ученика.

Зная психологические особенности детей младшего школьного возраста, развиваю память и её готовность к моментальному воспроизведению необходимого материала, формирую внутреннее чувство языка, языковую интуицию.

            Тщательно слежу за правильностью грамматического разбора. Все теоретические положения прошу подтверждать примером, причём не изолированным словом, а в предложении. Учащиеся охотно придумывают свои примеры, находя фразы из литературных произведений.

        Готовясь к урокам чтения, стараюсь организовать работу так, чтобы ученик активно и творчески мыслил в течении всего урока. Проблемные вопросы учат сравнивать, анализировать и делать правильные выводы. Стараюсь, чтобы дети могли в знакомом по первоначальному чтению тексте открыть что – то новое для себя, ранее ими не замеченное, сосредоточить внимание на главном. Любимое задание на уроках чтения – читать голосами героев из сказок. Ребятам нравится подбирать слова для характеристики сказочного героя.

         Из приведённой ниже таблицы видно, что большинство детей читают выше нормы, большинство понимает смысл и содержание прочитанного текста. Ошибки, допущенные учащимися, фиксируются отдельно, что также позволяет составить индивидуальные программы работы с каждым нуждающимся в помощи педагога.

Количество проверенных учащихся

Чтение вслух  незнакомого текста

Понимают про-чи-та-нное

Способ чтения

Правильность чтения

Темп чте-ния

Осоз-нан-ность и выра-зи-тель-ность

Оценки

По слогам

По слогам+целыми словами

Целыми словами

Без ошибок

1-2 ошибки

3-5 ошибок

5 и более

Допус тили ошибки

Ниже нормы

Норма ,выше нормы

5

4

3

Пропуск, искискажение слов

Повтор слогов

Ударение в словах

24

24

-

5

19

12

9

3

-

10

3

5

4

20

19

12

9

3

100%

100%

-

21 %

79%

50%

38%

12%

-

42%

12%

21%

17%

83%

79%

50%

38%

12 %

Предмет

2010-2011 учебный год

4 класс

2011-2012 учебный год

1 класс

2012-2013 учебный год  2 класс

Литературное чтение

100%

не аттестуются

100 %

Русский язык

100%

75%

Математика

100%

83%

Окружающий мир

100%

100%

      Постоянно отслеживаю динамику развития каждого ученика. Систематически провожу мониторинг, что позволяет наладить работу и прогнозировать успешность обучения на последующих этапах. Составляю сводную таблицу и веду мониторинг каждого ученика и класса в целом по годам обучения. Эта работа помогает мне в поиске более эффективных форм и методов преподавания.

      Все показатели довожу до родителей на родительском собрании. Использую таблицы, которые родителям пришлись по нраву, т.к каждый родитель может увидеть все о своем ребенке, сравнить с ситуацией во всем классе и не испытывать чувство неудобства, если у ребенка не все складывается удачно.

      На протяжении всего времени организую процесс обучения  с обязательным соблюдением меры трудности, заключающийся в осознании детьми необходимости новых знаний, новых способов деятельности. На уроках ведущую роль уделяю теоретическим знаниям. Обучение строю так, чтобы школьники осознали закономерность последовательности изучения материала и взаимосвязь понятий, изучаемых на уроках. Вовлекаю детей в такой коллективный процесс учебной деятельности, который подводит их к маленьким открытиям, новым знаниям.

    В программе «Школа России» предусмотрена работа над проектами по различным учебным дисциплинам. Темы проектов и предписания к их выполнению включены непосредственно в учебники, между тем работа над проектом осуществляется в основном во внеурочное время. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель,  согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Учитель в этом случае не передаёт готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых школьники сами овладевают способами поисковой творческой деятельности. На мой взгляд, удачными работами стали проекты: «Профессии моих родителей», «Родной город», «Родословная», «Города России», «Пишем письмо», «Рассказ о слове».

    При разработке этих проектов учащиеся самостоятельно провели исследования в своей семье о родственниках, о своём родном городе; учились слушать окружающих; искали информацию в интернете, энциклопедиях, дополнительной литературе. На основе полученных результатов сделали выводы и обобщения, которые являются фактически их открытиями. Работа над проектами способствует формированию патриотического сознания, выработке нравственных отношений и стремлению к поисковой деятельности.

    Введение ФГОС предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Процесс информатизации образования ставит перед учителем новые задачи:

- овладение навыками работы  с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения;

- ориентироваться в возросшем потоке информации, уметь её находить, перерабатывать и использовать;

- научить детей пользоваться информацией.

   Для реализации поставленных задач я овладела основами необходимых знаний и накопила личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий, научилась применять их в учебном процессе. Я понимаю, что невозможно все уроки строить, используя информационные технологии. Да это и не нужно. У обычных рабочих уроков своя специфика, другие цели. Но на большинстве уроков компьютерные технологии – мои главные помощники.

   При  проведении  уроков  я использую    мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи.

Урок – презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.

Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.

Выполняя домашнее задание к урокам, учащиеся   используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение работать с различными источниками информации. Использование презентаций на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС.

Я – классный руководитель. Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности. Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность. Дети моего класса активно участвуют в школьных мероприятиях. Участвуя в мероприятиях, дети сближаются, становятся дружнее, растёт их мастерство общения.

Как классный руководитель, стараюсь наблюдать за каждым своим учеником и во внеурочное время. Часто бывает так, что в школе ребенок ведет себя примерно и учится хорошо, а дома груб со старшими, не следит за порядком в своей комнате. К сожалению, не все родители делятся с учителем относительно поведения детей дома, поэтому у учителя создается неполное, а иногда и неверное представление об ученике.  Поэтому  с самого первого родительского собрания настраиваю родителей на совместную работу. Провожу с ними беседы, на которых мы сообща выявляем как положительные, так и отрицательные стороны в поведении детей вне школы, решаем вместе, как преодолеть эти трудности. Это общение очень помогает мне в воспитательной работе с детьми.  Приглашаю родителей  на внеклассные мероприятия, в которых многие охотно принимают участие. И, исходя из опыта моей работы, могу смело утверждать, что невозможно глубоко познать личность ребенка и тем самым создать дружный коллектив класса без сотрудничества учителя и учащихся, учителя и родителей, родителей и детей, детей друг с другом.

Поддерживаю психическое здоровье ребёнка, позволяю ему обрести уверенность в своих силах и свожу к минимуму чувство тревожности и незащищённости, улучшаю комфортность пребывания ребёнка в стенах школы. Совместно с психологом и логопедом школы создаю условия для развития самовыражения, сохранения индивидуальности ребёнка.

  Я глубоко уверена, что настоящий учитель должен любить и уважать своих учеников, относиться к ним как к равным себе человеческим личностям, обладающим собственным внутренним миром, собственными желаниями, имеющих право на понимание и сочувствие. Он должен защищать все права и свободы ребенка, его возможность на получение знаний, развитие творческих способностей, дарований.

       В заключение хочется сказать, что в своей работе буду и дальше совершенствоваться, так как считаю, что в любой профессии, а особенно, в профессии учителя, не должно, да и не может быть предела для творческих возможностей человека.

/Гришкина Н.С./



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – средняя  общеобразовательная школа № 15                                 имени М.В. Гордеева г. Орла

Эссе

Моя педагогическая философия

               Выполнила

учитель начальных классов

Гришкина Надежда Сергеевна

                                                   г. Орел 2013

Если учитель имеет только любовь к делу,

                                                      он   будет хороший учитель. Если учитель

                                                      имеет только любовь к ученику, как отец,

                                     мать, - он будет лучше того учителя,

                                                      который прочел все книги, но не имеет    

                                                                              любви ни к делу,   ни к ученикам.  Если                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               учитель соединяет в себе любовь к делу

и к ученикам, он - совершенный учитель.

Л. Толстой

Любовь – начало всех начал на свете,

                                  Она рождает всё, что в мире есть, -

такие слова я выбираю для себя в качестве девиза.  Действительно, всё в мире должно начинаться с любви. Продуктивность учительского труда невозможна без любви к делу своей жизни, к тем, кого ты учишь, к себе.  Невозможно хорошо делать то, что ты не любишь. Невозможно увлечь тем, чего ты не любишь. А ведь только увлечение, по словам  А. Эйнштейна, движет человека к познанию. И кто, как не активный, мыслящий, увлечённый ученик, мечта каждого  учителя?  Поэтому для меня любовь в профессии первична, она - залог высоких учебных и душевных достижений моих учеников, гармоничного существования их на уроке, в конце концов, радостного детства.                                                                                                                                                                  А для чего человеку нужно детство? Чтобы научиться жить счастливо, не пасовать перед нелёгкими жизненными задачами, а уверенно идти вперёд и побеждать! Детство - это самое начало жизни, когда человек ещё беспомощен и зависим. Когда психика ещё неустойчива. А от нас, взрослых, зависит становление ребёнка, который попадает к нам в класс, в школу. Поэтому свою главную педагогическую цель я вижу в том, чтобы сделать тяжёлый процесс обучения для ребёнка радостным.                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Один из самых любимых моментов в моей педагогической деятельности - встреча будущих первоклассников, которые пришли на подготовительные занятия. Видишь их радостные глаза, непосредственность, удивление и одновременно лёгкий испуг, переживаешь с ними радость от первых, пусть и маленьких побед. В этот  момент понимаешь, что счастье любого ребёнка зависит от обстоятельств жизни: от того, какие люди его окружают, какие слова он слышит каждый день, какие эмоции он испытывает, и каждый раз всё глубже проникаешься счастливой ответственностью, которая ложится на твои плечи. Научится ли малыш - первоклассник преодолевать себя? Сможет ли по-доброму общаться с другими людьми? Научится ли делать выводы из своего опыта? Научится ли оценивать свои возможности? Научится понимать, чего он хочет?                                                                                                                                                                                                                          Я – первый учитель, тот человек, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Я очень хорошо понимаю, что для каждого малыша, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Именно он может помочь ребёнку стать хорошим человеком, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни. Любовь учителя к детям  должна   быть без  каких- либо условностей.    Любить  ребёнка безусловно – значит, любить его независимо ни от чего. Независимо от внешности, способностей,  достоинств, недостатков, плюсов и минусов. Это, конечно, вовсе не означает, что нам должно всегда нравиться его поведение. Безусловная любовь означает, что любить ребёнка мы должны, даже если поведение его вызывает у нас  неприятие. Каким образом ребёнок может понять, что его в школе и в классе любят и уважают? Существенную роль в этом играет контакт глаз. Открытый доброжелательный взгляд прямо в глаза ребёнку при общении с ним очень важен для удовлетворения его потребностей. Правда, в этом есть один психологический нюанс: глаза ребёнка и учителя должны находиться на одном уровне. Ученик не должен смотреть снизу вверх (унизительная поза).  Гораздо проще выразить своё расположение, поддержку и любовь простым прикосновением. Здесь вовсе не имеются в виду объятия, поцелуи, иногда достаточно лишь прикоснуться к руке, погладить по головке, игриво потрепать по волосам, положить руку на плечо.                                                                                                                     Есть и ещё не менее важный момент в общении с детьми: как бы вы ни были заняты, крайне необходимо выкраивать время на индивидуальное общение с ребёнком. Не должно быть в классе детей, с которыми  вы хотя бы два-три раза не беседовали лично. Пусть даже это совсем не школьная тема разговора. Но надо сделать так, чтобы ребёнок мог в такие мгновения сказать себе: «В эту минуту моя учительница  только со мной, я для неё сейчас самый главный».              

  С самого начала своего педагогического труда я придерживаюсь важного правила - урок начинать с улыбки. Улыбка – это мое приветствие, мое первое обращение к детям. Теплая и радужная встреча с ними дает почувствовать каждому, что он ожидаем и любим. Искренне улыбающийся учитель способен творить чудеса, он излучает свет, передает душевное тепло коллегам, родителям, а главное – своим ученикам. Входя в класс, я дарю  улыбку детям и тут же взамен получаю  улыбки и огонь  сияющих глаз.                                                                                                                                                    Собираясь на урок, я преследую цель - должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, конечно, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха».  
    Урок – это педагогическое произведение, каждый учитель вносит в него свое творчество, свой методический почерк. Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Каждый ребёнок талантлив, и надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.

Детская душа желает приобщиться к чуду. Моя же роль – помогать ученикам, обнаруживать чудеса на каждом уроке.                                                                                                                                                                            

    Я очень хочу быть в жизни моих ребятишек значимым человеком! Понимаю, что произойдёт это только в том случае, если буду видеть в каждом своём ученике уникальную личность, буду считаться постоянно с этим открытием, чувствовать и принимать близко к сердцу проблемы детей,  сопереживать их успехам и неудачам, если буду искать всё новые способы тёплого общения с ними и верить, что ученики хотят быть моими соратниками в обучении и  воспитании. Я стараюсь отойти от опыта авторитарного общения с детьми и утвердить опыт,  основанный на идеях сотрудничества, принципах личностно- гуманного подхода. Надо верить, что каждый из нас способен стать неповторимым, уникальным мастером педагогического труда, и нужно, чтобы каждый из нас умел раскрывать свои силы и возможности, умел вдохновляться.



/Гришкина Н.С./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Один учитель и такие разные дети, работа со сложными детьми

Статья по тема" Один учитель и такие разные дети, работа со сложными детьми"Для детей очень сложно начать школьную жизнь. Привыкание к школе, к новому укладу жизни, к новым требованиям называется...

«Работа с разным материалом. Знакомство с крупами и приемы работы с ними».

Урок технологии в 1 классе по УМК "Планета зананий"...

Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом в начальной школе (из опыта работы)

Подробное содержание действий обоих субъектов  образовательного процесса при работе над проектом....

Технология 3 класс.Работа с разными материалами.Работа с тканью.Изготовление футляра для ножниц.

Технология 3 класс.Работа с разными материалами.Работа с тканью.Изготовление футляра для ножниц.Поэтапная демонстрация изготовления изделия....