Нормативы сформированности умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации на разных ступенях обучения. Виды работ с текстом.
материал на тему
Виды работ с текстом в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_rabot_s_tekstom_v_nachalnoy_shkole.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормативы сформированности умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации на разных ступенях обучения. Виды работ с текстом.
Автор: Немтина М.Ю.
МАОУ-Гимназия №45, г. Екатеринбург.
Виды работ с текстом в начальной школе:
- Выделить главную мысль в каждой смысловой части текста.
- Записать выделенные предложения в виде пунктов плана.
- Внимательно прочитать текст.
- Найти в тексте или составить самим предложения, наиболее полно отражающие выделенную главную мысль каждой смысловой части (т.е. назвать выделенные части)
- Разделить текст на достаточно большие законченные смысловые части.
- Повторно прочитать текст и решить, точно ли составленный план отражает основное содержание текста.
- Восстановить деформированный текст, части текста.
- Распределить заголовки согласно содержанию текста.
- Ответить на вопросы, охватывающие не всё содержание текста
- Инсценирование текста или отрывка.
- Выборочное чтение (с определенным заданием).
- Чтение в лицах.
- «Жужжащее чтение».
- Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение цепочкой по абзацу.
- Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
- Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
- Нахождение и чтение образных слов и описаний.
- Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
- Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
- Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
- Нахождение самого длинного слова в тексте.
- Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
- Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п.
- Чтение с пометками непонятных слов.
- Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске)
Приём «человечек».
В каждом тексте есть вступление, основная часть, заключение. Представьте себе, что текст – это человечек, у которого есть голова. В тексте – это вступление. Туловище – основная часть, ноги – заключение в тексте. Самая большая часть в тексте - основная, она может состоять из нескольких частей. Основная часть содержит в себе практически всё содержание текста. Голова и ноги поменьше, поэтому в тексте это 1-2 предложения.
Каждая часть по смыслу отличается от другой части. Учащиеся легко находят основную мысль каждой части и озаглавливают их, т.е. составляют план.
Виды планов:
- Вопросный (Как? Сколько? Когда? Почему?)
- Тезисный (кратко сформулированная идея рассказа)
- Назывной (план записан в виде тезисов, но без глаголов)
- Опорная схема (состоит из опор, т.е. слов, словосочетаний, предложений несущих наибольшую смысловую нагрузку)
- Комбинированный (сочетает в себе разные виды планов)
Требования к формулировке пунктов плана:
- В пунктах плана должны выражаться главные мысли текста, чтобы было понятно, о ком или о чём и что говорится в каждой части рассказа.
- Пункты плана должны быть связаны по смыслу.
- Пункты плана должны быть краткими, чёткими.
Работа над планом.
1. Прочитать текст.
2. Определить идею, т.е. главную мысль и сформулировать её.
3. Разделить текст на части.
4. Озаглавить каждую часть.
5. Перечитать текст и ещё раз продумать формулировки пунктов плана.
Памятка для самопроверки.
1. Соответствует ли содержание высказывания (текста) заглавию (теме)?
2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?
4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
5. Правильно ли связаны между собой части текста и соседние предложения? (Выделены ли части текста красной строкой)?
6. Те ли слова подобраны для раскрытия темы? Верно ли построены предложения?
7. Интересно ли и понятно всё изложенное читателю (слушателю)?
Нормативы сформированности умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации на разных ступенях обучения.
1 класс
Читать тексты словами и слогами, правильно выделять ударный слог. Участвовать в тихом хоровом чтении. Темп чтения вслух к концу года — 30 слов в минуту.
Учиться правильно пользоваться уче6ником, под руководством педагога работать над текстами учебника, обращаться к оглавлению, вопросам, заданиям, образцам.
Воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение; рассказать, о чем слушали; давать простейшую оценку прослушанному; членить текст на предложения; выделять слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится. Слушать детские радиопередачи, передавать их содержание.
2 класс
Правильно, сознательно читать целыми словами, соблюдать ударение, паузы, интонацию конца предложения. Пользоваться выборочным чтением. Темп чтения вслух - 50 слов в минуту.
Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить тексты в оглавлении и на определенной странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
Внимательно слушать чтение учителем или товарищем художественных и научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы, рассказ, объяснение учителя, ответы ребят.
3 класс
Правильно, сознательно и выразительно читать целыми словами; выделять при чтении важные по смыслу слова, соблюдать паузы между предложениями и абзацами. Пользоваться выборочным чтением и чтением по ролям. Темп чтения вслух - 80 слов, про себя — 100-120 слов в минуту.
Ориентироваться в содержании учебника, самостоятельно знакомиться с текстами; пользоваться простейшими схемами, таблицами; использовать образцы, данные в учебниках, при выполнении работы и контроле.
Слушать чтение несложных художественных и научно-популярных текстов, выделяя основные смысловые компоненты, последовательность и причинность событий; слушать рассказ, объяснение учителя, производя элементарный смысловой анализ, слушать и оценивать ответ товарища по содержанию и выразительности речи.
4 класс
Читать в соответствии с литературными нормами; пользоваться разными видами чтения; уметь самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Темп чтения вслух - 120, про себя - 120-140 слов в минуту. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника; работать со словарем; использовать образцы в процессе самостоятельной работы; учиться самостоятельно составлять простой план.
Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, усваивая основные положения; воспроизводить основные смысловые компоненты прослушанного в беседе; слушать товарища, подвергая ответ простейшему анализу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект исследовательской работы "Психолого-педагогические основы адаптации учащихся на 2 ступени обучения"
Проект исследовательской работы учителя начальных классов Носовой О.М. по теме: "Психолого педагогические основы адаптации учащихся начальной школы на 2 ступени....
Программа "Адаптация обучающихся на разных ступенях обучения"
Данной программой можно воспользоваться классным руководителям первого, пятого, десятого классов при переходе на следующую ступень обучения....
Авторская работа по самообразованию на тему " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС"
В авторской работе размещены методические рекомендации по формированию читательской самостоятельности младших школьников....
3 класс. Контрольная работа. 2-я четверть. Контроль сформированности лексико-грамматических навыков и умения чтения с полным пониманием прочитанного.
3 класс. Контрольная работа. 2-я четверть. Контроль сформированности лексико-грамматических навыков и умения чтения с полным пониманием прочитанного....
4 класс. Контрольная работа. 4-я четверть. . Контроль сформированности лексико-грамматических навыков и умения чтения с полным пониманием прочитанного.
4 класс. Контрольная работа. 4-я четверть. . Контроль сформированности лексико-грамматических навыков и умения чтения с полным пониманием прочитанного....
Статья Формирование навыка связной речи у учащихся начальных классов с ОВЗ через устные виды работ.
Работа по развитию связной речи очень сложный и длительный процесс в учительской работе, поэтому её надо начинать ещё с 1 класса. И опыт показывает, что учащиеся с проблемами в речевом развитии после ...
Буклет. Методические приёмы на этапе самостоятельного творческого использования сформированных умений и навыков.
Методические приёмы на этапе самостоятельного творческого использования сформированных умений и навыков в виде буклета....