Статья из опыта работы. "Мастер-класс - эффективная форма объединения и обучения учителей"
статья на тему
В статье рассказывается о мастер-классе, как одной из форм эффективного профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию. Мастер-класс является разовой формой работы, которая объединяет небольшие группы учителей по предварительной записи. Результативность работы “учеников” мастер-класса зависит от нескольких названных условий. Автор напомнит читателям основной пошаговый алгоритм технологии мастер-класса, предложенный Г. А. Русских.
Из своего опыта автор статьи расскажет, какие знания получат участники мастер-класса и что увидят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_master-klass.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс - эффективная форма объединения и обучения учителей
Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию. Мастер-класс является разовой формой работы, которая объединяет небольшие группы учителей по предварительной записи. Результативность работы “учеников” мастер-класса зависит от следующих условий: 1) мотивация осознанной деятельности всех учителей, принимающих участие в работе мастер-класса; 2) повышение уровня теоретической и методической подготовки учителей; 3) готовность “учеников” и Мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе; 4) рефлексия деятельности “учеников” и Мастера в процессе собственной практики.
Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает в процессе работы профессионального объединении использование эмпирических методов исследования: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности Мастера и школьников, тестирование, разработку дидактических материалов для опытно-экспериментальной работы в собственной педагогической деятельности.
В течение двух лет я была руководителем профессионального объединения учителей “Мастер-класс” по предмету “Литературное краеведение”, который входит в региональный компонент Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа.
В организации городского объединения учителей “Мастер-класс” мы опирались на разработку технологии проведения мастер-класса к. п. н., доцента, старшего научного сотрудника Вятского государственного педагогического университета Г. А. Русских.
Напомним читателям основной пошаговый алгоритм технологии мастер-класса, предложенный Г. А. Русских:
1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера.
1.1. Краткая характеристика экспериментального класса, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся.
1.2. Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе с экспериментальным классом.
1. 3. Описание достижений в опыте работы Мастера, который зафиксирован в городском информационном центре.
1. 4. Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.
1. 5. Определение проблем и перспектив в работе учителя.
2-й шаг. Представление системы уроков.
2. 1. Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии.
2. 2. Определение основных приёмов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.
3-й шаг. Имитационная игра.
3. 1. Учитель мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приёмы эффективной работы с учащимися.
3. 2. Слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке.
4-й шаг. Моделирование.
4. 1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии урока мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.)
4. 2. Обсуждение авторских моделей урока.
5-й шаг. Рефлексия.
5. 1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
Результатом совместной деятельности является модель урока, которую разработал “учитель-ученик” под руководством “учителя мастера” с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Предварительно мною была составлена программа мастер-класса и перспективный план работы на год.
Целевое назначение программы было:
1. Знакомство с литературно – краеведческим курсом в начальной школе.
2. Знакомство с интегрированным литературно- краеведческим курсом.
3. Знакомство с современными подходами в преподавании литературного краеведения.
Какие знания получат участники:
- теоретические: дидактические принципы и целевые задачи литературно- краеведческого курса; быт, традиции, обычаи народов Севера.
- методические: знакомство с принципами построения уроков, различными формами работы, методами и приёмами.
- психолого-педагогические: формирование умения создавать на уроке ситуацию успеха, рефлексию, формирование общечеловеческих моральных качеств, установление духовного контакта между учеником и учителем.
- межпредметные: использование и реализация межпредметных связей: литературное краеведение – литературное чтение – природоведение – предметы эстетического цикла.
Что увидят участники:
- цельные уроки литературного краеведения;
- интегрированные уроки;
- исследовательскую и групповую работу;
- внеклассное занятие по данной теме.
Какую работу должен выполнить участник мастер-класса:
- принять участие в проведении и создании уроков;
- проанализировать уроки; на практических занятиях разработать фрагменты уроков;
- апробировать один из блоков урока.
При составлении перспективного плана работы мастер-класса были учтены и пожелания слушателей: включить открытые уроки для вторых, третьих и четвёртых классов, а тат же периодически предлагать подборки материала по основным темам курса (из-за отсутствия дополнительной литературы к урокам)
На каждом занятии планировались теоретические знания по определённому направлению и практическая часть (фрагмент урока, урок-имитация, моделирование урока, составление творческих заданий и т. д.) затем обсуждение и анализ работы.
Перспективный годовой план работы мастер-класса по литературному краеведению выглядел так.
Сроки | Сообщаемые знания | Тема урока | Практические занятия, форма проведения |
октябрь | Вводное занятие. Цели и задачи литературно-краеведческого курса. Актуальность. | Устное народное творчество (северный фольклор) Ненецкая сказка. “Как Лиса богатство добывала” | Фрагмент урока. |
ноябрь | Интегрированный литературно-краеведческий курс. | Интегрированный урок литературного краеведения и природоведения в 3 классе. 1. Н. Дудников “Как Лось друзей искал” 2. Кто, чем питается. | Урок-имитация. |
декабрь | Особенности уроков литературного краеведения, посвящённых северному фольклору. Сравнение с русским фольклором. | “Педор Кирон защищает Русскую землю” - коми эпическое сказание. | Моделирование урока по заданному алгоритму |
январь | Уроки литературного краеведения различной целевой направленности. (Метод “погружения”) | “Имена на карте”. Тематический урок русского языка во 2-м классе. “Большая буква в именах собственных” | Урок-имитация. |
февраль | Организация исследовательской работы на уроках литературного краеведения | Слово о матери. Слово о женщине. Нина Ядне “Хранительница домашнего очага”. | Разработка разных этапов урока (групповая работа) |
март | Уроки литературного краеведения по технологии модульного обучения. | “Храните землю со всем на ней живущим” Произведения Романа Ругина. | Урок-имитация. Обсуждение положительных и отрицательных сторон модульной технологии. |
апрель | Обобщающие уроки литературного краеведения | Обобщающий урок по теме: “Твои люди, Север”. | Составление тестов к обобщающим урокам. |
май | Быт и традиции народов севера. Проектная деятельность в организации внеклассной работы. | “Расскажи нам, Ямал!” Урок-презентация. | Круглый стол. Обмен опытом участников мастер-класса. |
Занятия проводились один раз в месяц. Приведу пример первого занятия мастер-класса.
В первой части вводного занятия были определены цели и задачи литературно-краеведческого курса. Его направленность на реализацию важнейших требований к школе, выдвинутых Законом Российской Федерации “Об образовании”, программой развития образования в Ямало-Ненецком автономном округе.
Во второй части занятия мастер-класса учителя побывали в роли учеников. Был разыгран урок литературного краеведения во 2-ом классе.
Тема урока: “Северный фольклор. Ненецкая сказка “Как Лиса богатство добывала”.
Цель урока: знакомство с северным фольклором, сравнение северного фольклора с русским, знакомство с ненецким прикладным искусством, развитие устной речи учащихся, обогащение её за счёт лексической работы.
(Фрагмент урока.)
После проверки домашнего задания (дети знакомились с ненецкими народными песнями), ученики предполагают, чем ещё могли заниматься ненецкие ребятишки длинными зимними вечерами. Узнают, что мальчики осваивают приёмы резьбы по дереву и кости, а девочки познают искусство орнамента. Дети рассматривают различные ненецкие орнаменты, и сами выполняют простые из них. После завершения самостоятельной работы, учитель просит запомнить, как выполнялись узоры. Это был этап - введение в тему урока. Далее учительница говорит о том, что ненецкие девочки тоже закончили узор и теперь просят маму рассказать вадако. Учительница обращается к детям: “Что вы скажете на это?” (Дети не знают значения слова), дают предположения, затем ищут слово в ненецком словаре. Вадако в переводе с ненецкого языка - сказки.
Новая тема:
У: Какие сказки любите вы? (Ответы) Послушайте загадку, о ком она?
В наших северных лесах
Есть красавица в мехах,
Рыже-серебристая
Шубонька пушистая. (Лиса)
У: Назовите сказки, где главной героиней была лиса?
Викторина: “Из каких сказок строки?”
а) Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам “Заюшкина избушка”
б) Битый не битого везёт, битый не битого везёт. “Лисичка – сестричка и серый волк”
в) Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось. “Лиса и Журавль”
- Вспомните, как лису называли в русских народных сказках? Лисичка – сестричка. Лиса – всему свету краса. Плутовка. Патрикеевна.)
- А ненцы называют лису тёня. Тёня – лиса. Прочитайте название сказки. Предположите, как лиса могла богатство добывать?
Чтение сказки учителем.
- Какие ваши впечатления? Какой вы представили лису?
Повторное чтение сказки учащимися.
Работа в группах с тестами.
У: У вас лежат листы с тестами (в переводе с английского означает “испытание”). В ваших тестах 5 и 4 вопроса. К каждому вопросу предлагается три варианта ответов, один из которых правильный. Выберите, на ваш взгляд, правильный и букву впишите в клетку. (Приложение)
- Какие слова получились? (У одной группы вышло слово намёк, у второй – урок)
- Не знаете ли вы поговорку, из которой взяты эти слова?
(Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок)
Подведение итога урока.
У: Какой урок может дать эта сказка?
Выберите пословицы, которые подходят к сказке.
а) Слово, что лжёт, далеко не уйдёт.
б) Чужого не жалей, а своего не теряй.
в) Не будь жадным, не останешься одиноким.
- Какой теперь вы представляете лису?
Домашнее задание.
У: Вам поступил заказ: сделать иллюстрацию к прочитанной сказке. Какой изобразите лису? Какой наряд ей выберете? А каким будет орнамент на платье у лисы? (Ненецким)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Эффективные формы взаимодействия семьи и школы для достижения образовательных и воспитательных результатов в условиях реализации ФГОС"
Система современного образования предполагает необходимость тесного взаимодействия родителей с образовательным учреждением. Работа с родителями является неотъемлемой и важной частью деятельности...
Из опыта работы. Мастер-класс:«Инновационная технология: педагогика-сотрудничества в образовательном процессе начальной школы как средство повышения качества образования».
Педагогическая разработка мастер-класс предназначена учителям, работающим по инновационной технологии: педагогика-сотрудничества. Данной технология продемонстрирована на уроке окружающий мир...
Доклад из опыта работы "Эффективные формы поддержки и развития способностей детей дошкольного возраста в рамках проекта «Успех каждого ребенка»
Главная задача нашего детского сада – это раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности.Основная идея «Успеха каждого ребенка» – выстраивание системы о...
Групповая работа(мастер класс)
Мастер класс по теме "Групповая работа" на татарском языке....
Статья «Олимпиада как одна из наиболее эффективных форм повышения интереса школьников к знаниям»
Подготовка к олимпиаде через индивидуальную работу, внеурочную деятельность, занятия на внебюджетной основе и проектно- исследовательскую деятельность....
Квест-игра как эффективная форма организации учебной деятельности при реализации общеразвивающей программы дополнительного образования «Я познаю мир» (из опыта работы)
Одна из универсальных игровых технологий — квест-технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных заданий, активизирующая соревновательные механизмы в пс...
Статья: " Использование Viber как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями"
В соответствии с законом РФ,.......