Из опыта работы. Мастер-класс:«Инновационная технология: педагогика-сотрудничества в образовательном процессе начальной школы как средство повышения качества образования».
методическая разработка
Педагогическая разработка мастер-класс предназначена учителям, работающим по инновационной технологии: педагогика-сотрудничества. Данной технология продемонстрирована на уроке окружающий мир в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс: «Инновационная технология: педагогика-сотрудничества» | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс:
«Инновационная технология: педагогика-сотрудничества»
(Урок по окружающему миру в 1 классе». Тема: «Мы - Россияне».
УМК «Начальная школа XXI века)
Цель: повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетенции учителей начальных классов; передача учителям своего опыта в области использования технологии путём показа методов, приёмов и форм педагогической деятельности (технология – педагогика сотрудничества).
Оборудование: толковый словарь, бумага, клей, иллюстрации, презентация.
План проведения
1. Учеба учителей – участников .
а) «Инновационная технология: педагогика-сотрудничества в образовательном процессе начальной школы как средство повышения качества образования».
б) Практическая часть. Фрагмент урока.
2.Рефлексия.
Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.
При использовании технологии сотрудничества уделяется большое внимание достижению целей и успеху всей группы в ходе самостоятельной работы учащихся над какой-либо темой или проблемой. Важно, чтобы каждый член команды овладел какими-либо знаниями, умениями и навыками, и вся группа заинтересована в этом, поскольку от вклада каждого зависит успех всей команды.
Индивидуальная ответственность каждого ученика за свои собственные успехи и успехи членов всей команды. Это стимулирует учеников следить за успехами друг друга, приходить на помощь друг другу.
Вариант технологии: Индивидуально-групповая работа
Детей объединяют в группы по 4-5 человек (разные по уровню усвоения нового материала). Учитель заранее подготавливает «консультантов», которых вводит в тему урока, разъясняет им их задачи, обязанности и план работы с темой и с членами группы. После изучения нового материала членами группы, учитель предлагает закрепить его в группах. Задание выполняется по частям (каждый ученик выполняет свою часть задания). Выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. Затем группа доводит усвоенный материал, до остальных учеников. Усвоение материала закрепляется выполнением теста, который ученики выполняют индивидуально, вне группы. Оценки за выполнение задания суммируются и каждой группе сообщается общая оценка.
- Организационный момент.
Учитель:
Сегодня урок необычный у нас
Готов к нему, вижу, каждый из вас.
Улыбка, уверенность! Что ж,
«Так держать!»
За парты вы сели?
Пора начинать!
- Сегодня мы будем работать с вами в группах. Какие качества нам необходимы, чтобы работа была слаженной, интересной: товарищество, взаимопомощь, ответственность, уверенность
- Но перед работой, я предлагаю повторить правила работы в группе. (Памятка на доске!)
-Вы в своей группе самостоятельно выберите главного консультанта? Задача консультантов. Каждый член в группе самостоятельно оценивает свою работу в карточке, затем консультант оценит ваш в клад в общее дело. «Светофор».
Есть такие пословицы - не трать время попусту. Время выиграно, всё выиграно.
2. Актуализация знаний. Целеполагание
-Коллеги, на каком уроке я хочу показать свою технологию? (окружающий мир)
-Как вы думаете, какую пользу вам (нам) приносит изучение этого предмета? (ответы детей)
- С детьми мы уже начали работать над созданием книги, в которой мы расскажем нашим гостям из других стран о самом главном и интересном в нашей стране.
1) Повторение понятий «малая родина» и «большая Родина»
- Так как книга имеет уже две страницы, я предлагаю рассказать о чём они и как они называются?
-Уважаемые ученики, кто вы по национальности? (Русские)
- Что нас объединяет? (Мы живем в России, говорим на русском языке)
- Чем для вас является Россия? (Родиной)
1) Звучит песня «С чего начинается Родина?»
- С чего начинается родина?
- Кто родился в Балашове?
- А, кто родился в другом городе?
- Город Балашов нас объединил, для нас Балашов – это не только родина, но и место проживания. (Открывается первая страничка – город Балашов)
- Поэт ВладимирАлександрович Степанов, написал стихотворение в котором объединил две родины. Послушайте и ответ те на вопрос о какой ещё Родине говорится в его стихотворении?
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый ветер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
- Правильно о большой Родине. Как называется наша большая Родина?
(Российская Федерация.)
-А, чем отличается одно государство от другого?
- Действительно, государство имеет свой язык, на котором разговаривает его народ, свои символы, свою историю, традиции, географическое положение, свои обычаи.
- У каждого государства есть своя символика (герб, флаг и гимн). Эти символы очень важны. Они объединяют всех людей, живущих в стране, независимо от национальностей. Каждый россиянин может сказать: «Это наш герб. Это наш флаг. Это наш гимн».
3. Открытие новых знаний.
1) Ведение понятие «народ».
- Прочитайте слова первого и второго столбика нашего гимна.
- Чем гордятся россияне? (свободой, братскими народами, мудростью народной).
- А, что мы подразумеваем под словом «народ»?
- Из каких источников мы можем узнать об толковании этого слова?
- Я предлагаю обратиться в толковые словари.
НАРОД - Население государства, жители страны. Нация, национальность или народность. Народное искусство. Народное торжество. (Толковый словарь С.И. Ожегова)
НАРОД - люди, народившийся на известном пространстве; говорящие одним языком; обыватели государства, страны. (Толковый словарь В.Даля)
Народ –
население государства или жители страны,
единый язык,
единая культура,
единый внешний вид (одежда).
- Вы хотите узнать о братских народах нашей страны?
- Задайте вопросы, что вы хотите узнать? (Сколько народов живут на территории нашей страны? Как они называются? Как они живут? Где они живут?
- Формулирование темы урока.
- Послушайте текст и сформулируйте тему урока. Чтение учеником текста из учебника «Окружающий мир» с. 25.
- Сформулируйте тему урока.
Тема урока «Мы - россияне». Сегодня мы создадим ещё несколько страниц в нашей книге, которые так и будут называться «Мы - россияне».
- Работа по теме урока.
- Откройте учебник с. 25.
- Какие народы представлены в учебнике?
- Это народы: русский, мордовский, татарский, ненецкий.
- Сегодня мы рассмотрим самые многочисленные и малочисленные народы нашей страны.
- У вас на столах лежат один конверт с вопросительным знаком. В этом конверте находится еще тайна и загадка для вас, которую вы на этом уроке должны разгадать.
План изучение темы.
- Раскрыть и изучить тайну.
- Подобрать иллюстрации к вашей страничке.
- Подобрать пословицу к страничке книги.
- Поделиться с ребятами из других групп.
Первый пункт плана вы изучаете вместе, а 2,3,4 части консультант распределяет поручения, чтобы сэкономить время. Группа получит дополнительный балл, если члены группы успешно справятся с тестом. Пословица находится во втором конверте на другом столе. Время ограничено – 5 минут.
- Самостоятельная работа по теме урока.
- Выступление групп.
Дети выполняют задания и один ученик или в паре демонстрируют работу группы, сопровождая ее рассказом.
Более 140 народов живут на территории России. Каждый проживающий в России принадлежит к какому-либо народу. Это - татары, чуваши, буряты, ненцы, чукчи, якуты, русские.
-Вы все прекрасно справились с заданием. У нас получились очень интересные странички в нашей книге. В её создании, каждый принимал активное участие.
- Вспомните книги, что привлекает вас в книге?
- Правильно рисунки, тексты. На каких уроках мы можем познакомится с народными искусствами, и продолжить работать с нашей книгой - «Изобразительного искусства», «Технологии», «Литературного чтения». И к концу 1 класса мы обязательно закончим оформление книги, и покажем её родителям.
5. Самостоятельная работа с тестом «Я усвоил»
- Я проверю, ответы ваших товарищей и вы группе подарите ещё один дополнительный балл.
- Так по какому обычаю я вас сегодня встретила? (по русскому народному)
Я – русская, моя большая Родина – Россия, город Балашов – моё место проживание, город Дивногорск – моя малая родина, я – горжусь своими предками – славянами. А вы? Узнайте о своих предках! И вы создадите свою собственную книгу!
Оцените себя.
“Светофор”.
«Зеленый» – я справился и у меня все получилось.
«Желтый» – я справился, но у меня возникали трудности.
«Красный» – я старался, но у меня не получилось.
-Консультанты, вы согласны с тем, как оценили себя ваши участники группы? (главные групп отвечают).
(Учитель комментирует оценивание детей.)
И в заключение хотелось бы вспомнить слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Источник желания учиться – в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякнет, никакими приёмами не заставишь ребёнка сидеть за книгой
Литература:
1 Виноградова Н.Ф.. Окружающий мир. 1 класс. Учебник
Интернет – ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний"
Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний" ...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, ба...
«Использование информационных технологий в начальной школе, как средство повышения качества работы ученика и учителя.»
Выступление на конференции учителей начальных классов...
Использование современных образовательных технологий в начальных классах как средство повышения качества образования
Использование современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достичь лучшего результата в обучении, повышает познавательный интерес к предметам....
«Применение инновационных технологий на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения качества обучения»
Современный этап развития образования в России характеризуется интенсивным переосмыслением ценностей, поисками нового. Для современного этапа развития образования в РФ харак...
Сообщение: «Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования»
Представлено сообщение на тему "Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования" и презентация...
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Успешное применение цифровых технологий-важнейшая задача образования ХХІ века, с которым сегодня связано обучение, развитие, построение успешной жизненной траектории. Учитывая это, важным направлением...