Семейный проект. Как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)
проект по логопедии

Фролова Александра Валерьевна

Паспорт проекта

Тема проекта: «Семейный проект как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Вид проекта: долгосрочный.

Тип: коррекционный, информационный, творческий, педагогический.

Сроки реализации: год (сентябрь 2024-май 2025.)

Руководитель проекта: учитель - логопед: Фролова А.В.

Участники проекта: дети, посещающие логопедические занятия в условиях  школы, родители.

Цель проекта: повышение результативности коррекционной работы по развитию речи у детей с ОВЗ посредством взаимодействия учителя-логопеда и родителей.

Задачи проекта:

1) проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме взаимоотношений и сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с нарушениями речи;

2) создать условия для педагогической компетенции родителей в вопросах развития речи ребёнка и активного участия их в процессе коррекционной деятельности;

3) разработать технологию взаимодействия учителя-логопеда с родителями по речевому развитию дошкольников;

4) привлечь родителей в процесс коррекционной работы по исправлению нарушения речи дошкольников;

5) проанализировать результат и перспективность работы логопеда с семьёй по развитию речи детей.

Ожидаемые результаты:

При реализации проекта ожидаем получить следующие результаты:

1)    Активное включение родителей в коррекционный процесс.

2)    Умение родителей самостоятельно выстраивать пути решения возникающих у них трудностей, опираясь на приобретенные практические умения и навыки.

3)    Результаты анкетирования, свидетельствующие о повышении уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

4)    Положительная динамика речевого развития детей, свидетельствующая об эффективности проведенной работы с родителями.

 

Этапы реализации проекта:

Работа по данному проекту осуществлялась в три этапа:

1.     Организационный этап – выявление проблемы, определение задач, систематизация материала, создание методической базы.

2.     Содержательный этап – практическая деятельность по установлению взаимодействия между участниками проекта.

3.      Результативный – анализ проведённой работы, перспективность.

На первом организационном этапе работы выявила проблему, которая заключается в малой активности родителей в процессе коррекционной работы с детьми, их недостаточной теоретической и практической подготовленности в проведении работы по автоматизации звуков, развитию связной речи в домашних условиях.  А также недостаточном взаимодействии между родителями и учителем-логопедом в коррекционно-развивающем процессе.

Изучила литературу, методический материал лучших практик по проблеме взаимодействия логопеда с родителями в коррекции речи детей. Оформила соглашение с родителями на логопедическое обследование детей, собрала анамнестические данные о детях со слов родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._rabota_s_semey.docx367.68 КБ

Предварительный просмотр:

  

ГКОУ «Семеновская школа-интернат»

Семейный проект

как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда

с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья 

(из опыта работы)

Подготовила:
учитель – логопед
Фролова А.В
первая квалификационная категория

Семенов 2023г.

Паспорт проекта

Тема проекта: «Семейный проект как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Вид проекта: долгосрочный.

Тип: коррекционный, информационный, творческий, педагогический.

Сроки реализации: год (сентябрь 2024-май 2025.)

Руководитель проекта: учитель - логопед: Фролова А.В.

Участники проекта: дети, посещающие логопедические занятия в условиях  школы, родители.

Цель проекта: повышение результативности коррекционной работы по развитию речи у детей с ОВЗ посредством взаимодействия учителя-логопеда и родителей.

Задачи проекта:

1) проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме взаимоотношений и сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с нарушениями речи;

2) создать условия для педагогической компетенции родителей в вопросах развития речи ребёнка и активного участия их в процессе коррекционной деятельности;

3) разработать технологию взаимодействия учителя-логопеда с родителями по речевому развитию дошкольников;

4) привлечь родителей в процесс коррекционной работы по исправлению нарушения речи дошкольников;

5) проанализировать результат и перспективность работы логопеда с семьёй по развитию речи детей.

Ожидаемые результаты:

При реализации проекта ожидаем получить следующие результаты:

1)    Активное включение родителей в коррекционный процесс.

2)    Умение родителей самостоятельно выстраивать пути решения возникающих у них трудностей, опираясь на приобретенные практические умения и навыки.

3)    Результаты анкетирования, свидетельствующие о повышении уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

4)    Положительная динамика речевого развития детей, свидетельствующая об эффективности проведенной работы с родителями.

Этапы реализации проекта:

Работа по данному проекту осуществлялась в три этапа:

1.     Организационный этап – выявление проблемы, определение задач, систематизация материала, создание методической базы.

2.     Содержательный этап – практическая деятельность по установлению взаимодействия между участниками проекта.

3.     https://documents.infourok.ru/5ed5777e-62b0-4b5e-94dd-7fdd94a29bf5/0/image001.pngРезультативный – анализ проведённой работы, перспективность.

На первом организационном этапе работы выявила проблему, которая заключается в малой активности родителей в процессе коррекционной работы с детьми, их недостаточной теоретической и практической подготовленности в проведении работы по автоматизации звуков, развитию связной речи в домашних условиях.  А также недостаточном взаимодействии между родителями и учителем-логопедом в коррекционно-развивающем процессе.

https://documents.infourok.ru/5ed5777e-62b0-4b5e-94dd-7fdd94a29bf5/0/image001.pngИзучила литературу, методический материал лучших практик по проблеме взаимодействия логопеда с родителями в коррекции речи детей. Оформила соглашение с родителями на логопедическое обследование детей, собрала анамнестические данные о детях со слов родителей.

https://documents.infourok.ru/5ed5777e-62b0-4b5e-94dd-7fdd94a29bf5/0/image001.pngПровела диагностику детей с целью выявления речевых нарушений.

        

Актуальность проекта

         В последнее время неуклонно растет количество детей с различными задержками в развитии. Причин для появления на свет таких «особых» детей в современном мире предостаточно: это и неблагополучная экологическая обстановка, и физическое и психическое нездоровье будущих родителей, внутриутробные патологии плода, различные патологии в родах, а также серьезные заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни, когда мозг его особенно активно развивается.

        Когда ребенок с особыми образовательными потребностями приходит в коррекционную школу, зачастую, именно учитель-логопед становится для него главным педагогом, близким другом и проводником в окружающий его мир детей и взрослых. Научить средствам общения, развить умение выстраивать диалог с окружающими его людьми, обрести уверенность в себе – это важнее всего, на мой взгляд, в работе учителя-логопеда с «особыми» детьми.

   Общаясь на протяжении нескольких лет с родителями детей с ОВЗ, я отметила то, что, зачастую, родители предпочитяют индивидуальные формы  взаимодействия с учителем-логопедом. Но все мы знаем: речь ребенка активно развивается лишь  в процессе общения, и чем разнообразнее будут формы этого общения, тем успешнее будет проходить процесс коррекции речи и психического развития ребенка, в целом. Поэтому я увидела необходимость в создании и реализации такого образовательного проекта,  как  «Семейный проект» рассматривая его, как эффективную форму взаимодействия учителя-логопеда с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 

 Перспектива проекта

 Общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте и через социальные сети.

 Ведение собственной страницы на сайте ГКОУ «Семеновской школы-интернат» .

 Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса. Содержащиеся в Проекте рекомендации могут служить отправной точкой при планировании работы с родителями в условиях логопедического пункта. Практические рекомендации могут найти широкое применение в деятельности Консультативных пунктов для родителей, созданных в дошкольных образовательных учреждениях.

Приложение 1.

План деятельности «Семейный проект»

на 20__-20__ учебный год

Индивидуальное консультирование по запросам родителей – по средам

№ п/п

Месяц

Мероприятие

Тема, цель

Взаимодействие с коллегами

1.

Октябрь

Родительское собрание для родителей, детей с ОВЗ.

Индивидуальные консультации для родителей детей с ОВЗ.

«Итоги логопедической диагностики,  индивидуальная коррекционная программа»

 Цель. Рекомендации для  родителей по проведению домашних логопедических занятий

Согласование времени проведения с воспитателями

2.

Октябрь

Мастер-класс  для родителей детей средней группы, детей с ОВЗ.

 

 

 

 

Буклеты для родителей

 

Семинар-практикум для родителей детей с ОВЗ.

«Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с ОВЗ»

Цель. Ознакомление родителей с игровыми приемами профилактики нарушений речи

 «Как проводить артикуляционную гимнастику в домашних условиях»

«Артикуляционные и дыхательные упражнения»

Согласование времени проведения с воспитателями

3.

Ноябрь

Семинар-практикум

 

Мастер-класс для родителей, детей с ОВЗ.

 

Создание буклетов для родителей

 

«Особенности коррекционной логопедической работы с детьми с ОВЗ»

 

 «Что делать, если ребенок не говорит»

 

«Игры для развития речевого слуха»

 

Согласование времени проведения с воспитателями

4.

Декабрь

Индивидуальные консультации по итогам первого полугодия

Согласование с воспитателями, учителем и Зам. зав по ВМР времени проведения мероприятия, совместная речевая подготовка детей

5.

Январь

Мастер-класс для родителей детей с ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

«Домашний логопед: игровые приемы автоматизации звуков у детей»

Цель. Ознакомление родителей с игровыми приемами автоматизации звуков

 «Развиваем дыхание»

Цель:

Ознакомление родителей с игровыми приемами развития дыхания

Согласование времени проведения с воспитателями родителями

6.

Февраль

Участие детей с ОВЗ в дистанционном конкурсе

«Жить интересно»

 «Как правильно научить ребенка читать»

 

 

7.

Март

Мастер-класс в подготовительной группе

 

Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ

«Как подготовить руку ребенка к письму?»

Цель. Ознакомление родителей с эффективными приемами подготовки руки к письму

«Предшкольная подготовка детей. Готовим руку к письму»

Совместно с воспитателями

8.

Апрель

Открытое интегрированное развлечение

Открытый показ НОД в средней группе

«Путешествие к звездам»

«Весенние сюрпризы Смешариков»

Цель: демонстрация родителям речевых достижений детей

Совместно с инструктором по ФИЗО, воспитателями

Совместно с музыкальным руководителем

9.

Май

Совместное развлечение детей и родителей, детей с ОВЗ

Беседа с родителями

«День Рождения звука»

Цель: демонстрация родителям речевых достижений детей

Цель: демонстрация родителям итогов речевых достижений детей

Итоги логопедического обследования детей

Совместно с учителями, воспитателями

 

 

 

 

10.

Июнь

Совместные досуги для родителей и детей

-младшие дошкольники

-старшие дошкольники

 

«День защиты детей» 

«Оранжевое лето»

«День России»

«Невероятное путешествие по неведомым дорожкам»

 

В течение года

Совместное с родителями проведение открытых индивидуальных занятий с детьми

Цель: повышение уровня родительской компетенции в вопросах речевого развития детей с ОВЗ

Согласование времени проведения с родителями

Приложение 2

C:\Users\User\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\image-15-11-24-08-46-8.jpegC:\Users\User\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\image-15-11-24-08-46-7.jpeg

C:\Users\User\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\image-15-11-24-08-46-9.jpegC:\Users\User\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\image-15-11-24-08-46-5.jpegC:\Users\User\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\image-15-11-24-08-46-6.jpeg

 Список литературы

  1. Бачина О.В. Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.М., 2009
  2. Чиркина Г.В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей. М., 2004

Свидетельство публикации в СМИ» Серия А № 0006086

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..

Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...

Если в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Работа с семьей — важная составная часть социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции пр...

Организация работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья Из опыта работы

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможно...

«Профориентация как средство социальной адаптации обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья» (из опыта работы)

В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья — это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...

Статья на тему: "«Использование пиктограмм в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья» (из опыта работы)".

Я, Семикова Марина Владимировна, работаю учителем в  школе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Более 10 лет работаю с неговорящими детьми.  В своей статье хочу поделиться с колл...

«Артпедагогические технологии в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Артпедагогические технологии в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»...

ПРОГРАММА «Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

На современном этапе развития системы образования реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и детей с инвалидностью на образование рассматривается как одна из...