Семейный проект. Как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)
проект по логопедии
Паспорт проекта
Тема проекта: «Семейный проект как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Вид проекта: долгосрочный.
Тип: коррекционный, информационный, творческий, педагогический.
Сроки реализации: год (сентябрь 2024-май 2025.)
Руководитель проекта: учитель - логопед: Фролова А.В.
Участники проекта: дети, посещающие логопедические занятия в условиях школы, родители.
Цель проекта: повышение результативности коррекционной работы по развитию речи у детей с ОВЗ посредством взаимодействия учителя-логопеда и родителей.
Задачи проекта:
1) проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме взаимоотношений и сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с нарушениями речи;
2) создать условия для педагогической компетенции родителей в вопросах развития речи ребёнка и активного участия их в процессе коррекционной деятельности;
3) разработать технологию взаимодействия учителя-логопеда с родителями по речевому развитию дошкольников;
4) привлечь родителей в процесс коррекционной работы по исправлению нарушения речи дошкольников;
5) проанализировать результат и перспективность работы логопеда с семьёй по развитию речи детей.
Ожидаемые результаты:
При реализации проекта ожидаем получить следующие результаты:
1) Активное включение родителей в коррекционный процесс.
2) Умение родителей самостоятельно выстраивать пути решения возникающих у них трудностей, опираясь на приобретенные практические умения и навыки.
3) Результаты анкетирования, свидетельствующие о повышении уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
4) Положительная динамика речевого развития детей, свидетельствующая об эффективности проведенной работы с родителями.
Этапы реализации проекта:
Работа по данному проекту осуществлялась в три этапа:
1. Организационный этап – выявление проблемы, определение задач, систематизация материала, создание методической базы.
2. Содержательный этап – практическая деятельность по установлению взаимодействия между участниками проекта.
3. Результативный – анализ проведённой работы, перспективность.
На первом организационном этапе работы выявила проблему, которая заключается в малой активности родителей в процессе коррекционной работы с детьми, их недостаточной теоретической и практической подготовленности в проведении работы по автоматизации звуков, развитию связной речи в домашних условиях. А также недостаточном взаимодействии между родителями и учителем-логопедом в коррекционно-развивающем процессе.
Изучила литературу, методический материал лучших практик по проблеме взаимодействия логопеда с родителями в коррекции речи детей. Оформила соглашение с родителями на логопедическое обследование детей, собрала анамнестические данные о детях со слов родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._rabota_s_semey.docx | 367.68 КБ |
Предварительный просмотр:
|
ГКОУ «Семеновская школа-интернат»
Семейный проект
как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда
с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
(из опыта работы)
Подготовила:
учитель – логопед
Фролова А.В
первая квалификационная категория
Семенов 2023г.
Паспорт проекта
Тема проекта: «Семейный проект как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Вид проекта: долгосрочный.
Тип: коррекционный, информационный, творческий, педагогический.
Сроки реализации: год (сентябрь 2024-май 2025.)
Руководитель проекта: учитель - логопед: Фролова А.В.
Участники проекта: дети, посещающие логопедические занятия в условиях школы, родители.
Цель проекта: повышение результативности коррекционной работы по развитию речи у детей с ОВЗ посредством взаимодействия учителя-логопеда и родителей.
Задачи проекта:
1) проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме взаимоотношений и сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с нарушениями речи;
2) создать условия для педагогической компетенции родителей в вопросах развития речи ребёнка и активного участия их в процессе коррекционной деятельности;
3) разработать технологию взаимодействия учителя-логопеда с родителями по речевому развитию дошкольников;
4) привлечь родителей в процесс коррекционной работы по исправлению нарушения речи дошкольников;
5) проанализировать результат и перспективность работы логопеда с семьёй по развитию речи детей.
Ожидаемые результаты:
При реализации проекта ожидаем получить следующие результаты:
1) Активное включение родителей в коррекционный процесс.
2) Умение родителей самостоятельно выстраивать пути решения возникающих у них трудностей, опираясь на приобретенные практические умения и навыки.
3) Результаты анкетирования, свидетельствующие о повышении уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
4) Положительная динамика речевого развития детей, свидетельствующая об эффективности проведенной работы с родителями.
Этапы реализации проекта:
Работа по данному проекту осуществлялась в три этапа:
1. Организационный этап – выявление проблемы, определение задач, систематизация материала, создание методической базы.
2. Содержательный этап – практическая деятельность по установлению взаимодействия между участниками проекта.
3. Результативный – анализ проведённой работы, перспективность.
На первом организационном этапе работы выявила проблему, которая заключается в малой активности родителей в процессе коррекционной работы с детьми, их недостаточной теоретической и практической подготовленности в проведении работы по автоматизации звуков, развитию связной речи в домашних условиях. А также недостаточном взаимодействии между родителями и учителем-логопедом в коррекционно-развивающем процессе.
Изучила литературу, методический материал лучших практик по проблеме взаимодействия логопеда с родителями в коррекции речи детей. Оформила соглашение с родителями на логопедическое обследование детей, собрала анамнестические данные о детях со слов родителей.
Провела диагностику детей с целью выявления речевых нарушений.
Актуальность проекта
В последнее время неуклонно растет количество детей с различными задержками в развитии. Причин для появления на свет таких «особых» детей в современном мире предостаточно: это и неблагополучная экологическая обстановка, и физическое и психическое нездоровье будущих родителей, внутриутробные патологии плода, различные патологии в родах, а также серьезные заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни, когда мозг его особенно активно развивается.
Когда ребенок с особыми образовательными потребностями приходит в коррекционную школу, зачастую, именно учитель-логопед становится для него главным педагогом, близким другом и проводником в окружающий его мир детей и взрослых. Научить средствам общения, развить умение выстраивать диалог с окружающими его людьми, обрести уверенность в себе – это важнее всего, на мой взгляд, в работе учителя-логопеда с «особыми» детьми.
Общаясь на протяжении нескольких лет с родителями детей с ОВЗ, я отметила то, что, зачастую, родители предпочитяют индивидуальные формы взаимодействия с учителем-логопедом. Но все мы знаем: речь ребенка активно развивается лишь в процессе общения, и чем разнообразнее будут формы этого общения, тем успешнее будет проходить процесс коррекции речи и психического развития ребенка, в целом. Поэтому я увидела необходимость в создании и реализации такого образовательного проекта, как «Семейный проект» рассматривая его, как эффективную форму взаимодействия учителя-логопеда с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Перспектива проекта
⮚ Общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте и через социальные сети.
⮚ Ведение собственной страницы на сайте ГКОУ «Семеновской школы-интернат» .
Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса. Содержащиеся в Проекте рекомендации могут служить отправной точкой при планировании работы с родителями в условиях логопедического пункта. Практические рекомендации могут найти широкое применение в деятельности Консультативных пунктов для родителей, созданных в дошкольных образовательных учреждениях.
Приложение 1.
План деятельности «Семейный проект»
на 20__-20__ учебный год
Индивидуальное консультирование по запросам родителей – по средам
№ п/п | Месяц | Мероприятие | Тема, цель | Взаимодействие с коллегами |
1. | Октябрь | Родительское собрание для родителей, детей с ОВЗ. Индивидуальные консультации для родителей детей с ОВЗ. | «Итоги логопедической диагностики, индивидуальная коррекционная программа» Цель. Рекомендации для родителей по проведению домашних логопедических занятий | Согласование времени проведения с воспитателями |
2. | Октябрь | Мастер-класс для родителей детей средней группы, детей с ОВЗ.
Буклеты для родителей
Семинар-практикум для родителей детей с ОВЗ. | «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с ОВЗ» Цель. Ознакомление родителей с игровыми приемами профилактики нарушений речи «Как проводить артикуляционную гимнастику в домашних условиях» «Артикуляционные и дыхательные упражнения» | Согласование времени проведения с воспитателями |
3. | Ноябрь | Семинар-практикум
Мастер-класс для родителей, детей с ОВЗ.
Создание буклетов для родителей
| «Особенности коррекционной логопедической работы с детьми с ОВЗ»
«Что делать, если ребенок не говорит»
«Игры для развития речевого слуха»
| Согласование времени проведения с воспитателями |
4. | Декабрь | Индивидуальные консультации по итогам первого полугодия | Согласование с воспитателями, учителем и Зам. зав по ВМР времени проведения мероприятия, совместная речевая подготовка детей | |
5. | Январь | Мастер-класс для родителей детей с ОВЗ.
| «Домашний логопед: игровые приемы автоматизации звуков у детей» Цель. Ознакомление родителей с игровыми приемами автоматизации звуков «Развиваем дыхание» Цель: Ознакомление родителей с игровыми приемами развития дыхания | Согласование времени проведения с воспитателями родителями |
6. | Февраль | Участие детей с ОВЗ в дистанционном конкурсе | «Жить интересно» «Как правильно научить ребенка читать»
|
|
7. | Март | Мастер-класс в подготовительной группе
Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ | «Как подготовить руку ребенка к письму?» Цель. Ознакомление родителей с эффективными приемами подготовки руки к письму «Предшкольная подготовка детей. Готовим руку к письму» | Совместно с воспитателями |
8. | Апрель | Открытое интегрированное развлечение Открытый показ НОД в средней группе | «Путешествие к звездам» «Весенние сюрпризы Смешариков» Цель: демонстрация родителям речевых достижений детей | Совместно с инструктором по ФИЗО, воспитателями Совместно с музыкальным руководителем |
9. | Май | Совместное развлечение детей и родителей, детей с ОВЗ Беседа с родителями | «День Рождения звука» Цель: демонстрация родителям речевых достижений детей Цель: демонстрация родителям итогов речевых достижений детей Итоги логопедического обследования детей | Совместно с учителями, воспитателями
|
10. | Июнь | Совместные досуги для родителей и детей -младшие дошкольники -старшие дошкольники
| «День защиты детей» «Оранжевое лето» «День России» «Невероятное путешествие по неведомым дорожкам» |
|
В течение года | Совместное с родителями проведение открытых индивидуальных занятий с детьми | Цель: повышение уровня родительской компетенции в вопросах речевого развития детей с ОВЗ | Согласование времени проведения с родителями |
Приложение 2
Список литературы
- Бачина О.В. Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.М., 2009
- Чиркина Г.В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей. М., 2004
Свидетельство публикации в СМИ» Серия А № 0006086
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..
Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...
Если в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья
Работа с семьей — важная составная часть социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции пр...
Организация работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья Из опыта работы
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможно...
«Профориентация как средство социальной адаптации обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья» (из опыта работы)
В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья — это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...
Статья на тему: "«Использование пиктограмм в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья» (из опыта работы)".
Я, Семикова Марина Владимировна, работаю учителем в школе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Более 10 лет работаю с неговорящими детьми. В своей статье хочу поделиться с колл...
«Артпедагогические технологии в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Артпедагогические технологии в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»...
ПРОГРАММА «Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
На современном этапе развития системы образования реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и детей с инвалидностью на образование рассматривается как одна из...