Проекты
проект на тему

Исследовательский проект на тему "История названия улицы М.Марата"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                                                 

Исследовательская работа

«История названия улицы Монгуш Марата»

                     

Руководитель Салчак  Шончалай Чичин-ооловна,

учитель начальных классов

страна Россия, Республика Тыва, г.Ак-Довурак                        

МБОУ СОШ №1им.С.С.Тамдын-оол – Героя социалистического труда,

3 «а» класс Хомушку Айза Александровна

           

Оглавление

I. Введение____________________________________________________________ 2                                                                                                                                                                                                      

II. История  улицы______________________________________________________4

2.1.Из истории города

2.2. Жизнь и деятельность Монгуш Марата

2.3. Подвиг милиционера

III. Мои исследования___________________________________________________5

3.1 Опрос среди одноклассников

3.2 Настоящее улицы Монгуш Марата и ее перспективы

IV. Заключение________________________________________________________7

4.1 Мои выводы

4.2 Мои предложения

V. Литература_________________________________________________________10

Если  человек не любит старые улицы, старые дома,

                                             значит у него нет любви к родному городу.

                                             Если человек равнодушен к памятникам истории,

                                             он, как правило, равнодушен к своей стране.                

                                                                                          Д.С.Лихачев.

Введение

 Все на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека. Страна, город, родное село, улица, на которой он живет. Названия улиц несут в себе память поколений, память людей, чья жизнь является примером для нас. Название улицы - это памятник истории, дающий представление о социальных отношениях прошлого, особенностях языка, быта, отражающих физико-географические особенности местности, где они жили.

Если быть предельно честными, то, наверное, мало кто знает, в честь кого названы большие улицы в наших городах. Порой мы ежедневно ходим по давно знакомым улицам и даже не задумываемся, почему улица носит то или иное название? Как называлась раньше и почему? Кто из знаменитых людей ходил и жил на улицах наших городов?  В названии улиц словно продолжается жизнь человека, именем которого она названа, ощущается величие прошлых лет. А ведь без прошлого нет настоящего и будущего.

Улицы - немые  свидетели  и  хранители  истории  наших  городов. Названия  улиц  не безъязыки,  они  о  многом  могут  рассказать  человеку. Многие  улицы  названы  в  честь  писателей  и  поэтов, героев  гражданской  и Великой  Отечественной  войн.

Я родилась в городе Ак-Довурак. В городе много разных улиц. Каждая улица имеет свое название, хранит свою тайну. Есть улицы Горького, Спортивная, Данзырык Калдар-оолоа, 50 лет ВЛКСМ, Пушкина, Чкалова, Ленина и мн.др. Также есть и улица Монгуш Марата. Я всегда задумывалась «Кто же такой Монгуш Марат и почему эта улица носит его имя?» Когда  я спросила у мамы: «Кто это?», то она посоветовала узнать  самой об этом знаменитом  человеке. Посоветовавшись с учительницей, мы  решили провести исследовательскую работу на тему «История названия улицы Монгуш Марата».

Актуальность  нашей работы  заключается в том, что каждый житель нашего города должен не только знать название своей улицы, но и знать историю её создания.

Объект исследования: улица Монгуш Марата г.Ак-Довурака.

          Предмет исследования: жизнь и подвиг Монгуш Марата

При работе я поставила гипотезу:

Если каждый житель города Ак-Довурак с детства будет интересоваться и знать историю своего города, историю своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.

Главная цель моей работы:

 собрать и изучить информацию об истории названия улицы  Монгуш Марата в городе Ак-Довурак.

Задачи:

1. Изучить историю названия улицы.

2. Ознакомиться с биографией  Монгуш Марата Мартааевича.

3. Узнать о подвиге героя.

4. Рассказать о результатах исследования учащимся моего класса.

        Методы исследования:

- опрос учащихся, жителей города;

- сравнение;

- интервьюирование.

II. История улицы

2.1. Из истории города  

Изучение истории улиц нашего города мы считаем нужным начать со знакомства с самим городом Ак-Довурак.

Название города Ак-Довурак переводится с тувинского как «белая земля». Оно связано с месторождением асбеста, которое было случайно обнаружено в конце 19 века русскими крестьянами-переселенцами Кононовым и Хопровым.

Правда, местному населению Ак-Довуракское месторождение асбеста было известно с давних времен. Печки, слепленные аратами из глины и «горной шерсти» (так они называли асбест) служили долго, поэтому местные жители оценили исключительные свойства асбеста. Начало исследований этого месторождения было положено в 1881 году экспедицией купца Андреянова.

В первую очередь начали строить мост  через Хемчик. Этот деревянный мост сыграл огромную роль в строительстве асбестового комбината. За два года выросли еще три улицы – Пушкина, Чкалова и Ленина. Так начиналась и развивалась Кара-Дашская эпопея!

Решением Президиума Верховного Совета РСФСР он был преобразован в город с сокращением прежнего наименования – 24 декабря. Барун-Хемчикский район, город Ак-Довурак. Администрация. Информационное письмо: «В 1964 г. 3 февраля указом президиума верховного Совета РСФСР, населенный пункт Ак-Довурак Барун-Хемчикского сельского района преобразован в город районного подчинения с сохранением за ним прежнего наименования. В центральный государственный архив Республики Тыва сданы документы Ак-Довуракского городского совета народных депутатов за 1964-1980 гг. директор ЦГА Саая Т.С., исполнитель Альшина О.В.»[1]

Городской  округ город Ак-Довурак создан  18 января  1994 г. постановлением  Правительства  Республики  Тыва  №2. 

2.2. Жизнь и деятельность Монгуш Марата Мартааевича

Одной из задач нашего исследования было знакомство с семьёй и узнать о  жизни Монгуш Марата Мартааевича. Мы с учительницей сходили в гости к матери М.Марата и взяли интервью.  Вот что нам удалось узнать.

Монгуш Марат Мартааевич родился  8 марта 1972 года в городе Ак-Довурак республики Тыва. Родители его работали в комбинате «Туваасбест» имени В.И.Ленина. Мать зовут Монгуш Оюн Маадыр-ооловна, отец - Монгуш Мартаа Давааевич. Отец погиб в молодости в аварии. Матери в данное время 73 года. В семье было двое детей – сын Марат  и дочка Катерина. Сестра Катерина в нынешнее время живет и работает в Китае. У нее двое детей. (ИНТЕРВЬЮ МАТЕРИ)

Марат рос очень активным, ответственным мальчиком. Ходил в детский сад «Теремок». Марат поступил  в первый класс средней школы №1 г.Ак-Довурака в 1979 году. Посещал спортивные секции, занимался спортом, поднимал штанги. Неоднократно занимал первые места в школьных и районных состязаниях.

В 1989 году закончил 10-ый класс. За годы учёбы показал себя как способный, старательный ученик. К учебе относился ответственно. После школы отслужил в рядах Вооруженных сил Российской Федерации в Украине.

2.3 Подвиг милиционера

После увольнения в запас Марат начал работать в отделение милиции Барун-Хемчикского района РОВД. За годы службы он зарекомендовал себя как честный, добросовестный и преданный своему делу сотрудник.

За время работы добросовестно относился к исполнению своего служебного долга, проявлял инициативу и высокую оперативность в работе. Он постоянно находился на переднем крае борьбы с преступностью и за укрепление общественного порядка. Среди населения, в коллективе РОВД он пользовался заслуженным авторитетом.

20 февраля 2000 года жизнь молодого милиционера прервалась. Он геройски погиб от рук злостных хулиганов.

…В тот день Марат и его зять возвращались домой. В это время к ним стали приставать молодые люди из-за того, что его зять не тувинец, а китаец. Завязалась драка. Спасая своего зятя, он геройски погиб.

Марат жил по улице Энергетиков, д.6, кв. 35.

В 2000 году по согласию жителей улицы Энергетиков, сотрудников милиции и начальника Бады Олег Ооржаковича, администрацией города Ак-Довурак решено переименовать улицу Энергетиков именем Монгуш Марата Мартааевича.

III. Мои исследования

3.1 Опрос среди одноклассников

В  ходе  исследовательской  работы  мы  провели  опрос  среди  одноклассников, жителей улицы. Предлагались следующие вопросы:

1. Знаете  ли  вы,  почему  улица М.Марата так  называется?

2. Всегда ли она носила такое название?

3. Какое название она носила раньше?

4. В честь кого названа улица М.Марата?

Опрошены

 Знаете ли вы, почему улица  М.Марата так называется?                               

Всегда ли она носила такое название?

Какое название она носила раньше?

В честь кого названа улица М.Марата ?

Ответили (да)

Не ответили (нет)

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Одноклассники

(29 человека)

0

29

1

28

28(ул.Энергетиков)

0

29

Жители улицы

(20 человек)

15

5

0

20

17

3

10

10

Но главным вопросом был: Знаете ли вы, в честь кого названа  улица  М.Марата?

Результаты получились любопытными. В классе 29 учащихся: опрошены были все, но правильного ответа на все вопросы  не дал никто. Этот факт очень печален. И  многие взрослые не дали  верного ответа.

Также в ходе своего исследования я беседовала со своей бабушкой – старожилом нашего города. В ходе беседы мы выяснили, что каждый уважающий себя человек должен знать историю родного города, а тем более историю улицы, на которой он проживает. Знание и понимание  истории своей улицы позволяет почувствовать себя частицей малой Родины.

3.2 Настоящее улицы Монгуш Марата и ее перспективы

         В настоящее время улица  М.Марата – это тихая улица нашего города. Сейчас здесь находятся  многоэтажные благоустроенные дома. Дома построили в виде лучей полусолнца.

На улице М.Марата расположен детский сад «Сказка», который украшает   улицу, гармонично вписываются в ее облик.

В будущем улицу  М.Марата я представляю обновлённой, заасфальтированной, с удобными пешеходными дорожками, вдоль которых тянутся клумбы с издающими аромат цветами. Здесь же будет огромная детская площадка, в которой не умолкают радостные крики и смех детей. По обеим сторонам дороги будут находится красивые магазины и парк для детей.

IV. Заключение

4.1 Мои выводы

Подводя  итог нашей работы, мы можем сделать следующие выводы:

  • Есть в нашей стране добрая традиция – называть улицы городов и посёлков именами достойных и заслуженных людей. Мы не вправе забывать о своих героях, которые оставили большой незабываемый след в сердцах своих земляков . И если  решили увековечить их имена, значит, их личности заслуживают уважения.
  •         Монгуш Марат Мартааевич оставил незабываемый след в сердцах своих земляков . Он заслуживает уважения и поэтому улицу Энергетиков переименовали именем Монгуш Марата Мартааевича, потому что он вырос и жил в этой улице.
  •         Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

                Исследование подтверждает гипотезу, которую я выдвинула:

  •         1) Во время работы пришлось познакомиться с историей происхождения названий улиц, что  позволило лучше понять историю не только своего города, но и нашей страны.  Изучайте историю города, поселка вместе с историей улиц.
  • 2) Если каждый житель города Ак-Довурак с детства будет интересоваться и знать историю своего города, историю своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что разбудит  интерес к истории своего родного края и любовь к нему.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, Истории Тывы, при проведении классных часов и викторин, на кружковых занятиях по краеведению.

Теперь я с гордостью могу ходить по улице Монгуш Марата.

Наша исследовательская работа способствовала формированию у обучающихся нравственных и патриотических качеств человека. Знание и понимание истории своего города, улицы позволяет осознать, почувствовать себя частичкой малой и большой Родины.

4.2 Мои предложения:

  1. Предлагаю каждому ученику провести небольшое исследование об истории названия его улицы.
  2. Предлагаю провести классный час, на котором все учащиеся нашего класса получат возможность познакомиться с жизнью и подвигом Монгуш Марат Мартааевича.

Список литературы

1.Шмелева Т.В. Современная годонимия: семантика и семиотика//Лингвистическое      краеведение.   – Пермь, 1991

2.г. Ак-Довурак – Белая Земля. Библиологический указатель. г. Ак-Довурак. 2004год.

3. Баршаков А.И. Бузыкаев А. Легенды говорят люди. 1985 год.

4.Архивный отдел администрации городского округа г.Ак-Довурак.

Информаторы :

 -Кужугет Нина Белековна- заместитель председателя Хурала Представителей городского округа г. Ак-Довурак РТ;

 -Монгуш Оюн Маадыр-ооловна –мать Монгуш Марата Мартаевича, пенсионер;

 -Хертек Анна Хылбаевна – старожил улицы Монгуш Марата, пенсионер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....