Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Михеенко Наталья Ивановна

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса "Умники и умницы" (общеинтеллектуальное направление)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Аксайского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района Островская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор МБОУ

Островской СОШ        

А.М.Шаповалов

приказ от ____________ № ___

Рабочая        программа

                               внеурочной деятельности «Умники и умницы» (общеинтеллектуальное направление)

                                                     

                                                                                                                                                                      (указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс) 1

____________________________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 66 часа

Учитель  Михеенко Наталья Ивановна

Программа разработана на основе  курса «Развития познавательных способностей» О. А. Холодовой. Москва: РОСТ книга, 2012 г.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности  для 1 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009г. № 373;

- приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373»;

- Положения о внеурочной деятельности;

- курса «Развития познавательных способностей» О. А. Холодовой;

- Устава школы;

- основной образовательной программы МБОУ Островской СОШ;

- учебного плана МБОУ Островской СОШ на 2016-2017 учебный год;

- годового учебного календарного графика на 2016-2017 учебный год.

Цель:

развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

     - развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

     - развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

          - развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

     - формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

          - развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

     - формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

      - формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

2. Планируемые результаты:

№ п/п

Раздел курса

Личностные УУД

Предметные УУД

Метапредметные УУД

регулятивные

коммуника-тивные

познавательные

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

- определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради; учиться работать по предложенному учителем плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; читать и пересказывать текст; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя; делать предвари-тельный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); добывать новые зна-ния: находить ответы на воп-росы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса, сравни-вать и группировать такие ма-тематические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

2

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

3

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

4

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

5

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

6

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

7

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

3. Содержание курса внеурочной деятельности

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих        аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

№ п/п

Раздел курса, содержание

Количество часов

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

Занятия состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку и мозговой штурм. 
Мозговая гимнастика состоит из:
-упражнений, стимулирующие мыслительные процессы (качание головой);
-упражнений, активизирующие структуры мозга ( "ленивые восьмёрки");
-упражнений, улучшающие внимание, ясность восприятия и речи( "шапка для размышлений");
-упражнений для профилактики нарушений зрения ( "зоркие глаза", "стрельба глазами").
После этого проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.
Затем выполняются упражнения, способствующие развитию таких психических процессов, как память, внимание, воображение и мышление. Задания используются из рабочей тетради "Юным умникам и умницам". Продолжительность подготовительной части - 10-15 минут.
В основной части занятия учащиеся знакомятся с определенным видом нестандартных задач, анализируют их, коллективно обсуждают решения задач. Задачи используются из "Сборника нестандартных задач по математике", составленного для занятий кружка "Умники и умницы". Продолжительность основной части - 30-25мин.
Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.
Наряду с традиционными занятиями используются нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, занятие-турнир, занятие-конкурс, занятие – тестирование. 

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять  значение слов и выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

2

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

10

3

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

10

4

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

10

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

   

Объяснять  закономерности.

Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их  признакам.

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

11

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

6

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

10

Объяснять  закономерности.

Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их  признакам.

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

7

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

9

8

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

6

9

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

1

4.Тематическое планирование

№ п/п

Раздел программы, темы уроков

Количество часов

Дата

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

01.09

2

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

2

01.09

08.09

3

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

2

08.09

15.09

4

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

2

15.09

22.09

5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

22.09

29.09

6

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

2

29.09

06.10

7

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

06.10

13.10

8

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания.

Графический диктант

2

13.10

20.10

9

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

2

20.10

27.10

10

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

2

27.10

10.11

11

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

3

10.11

17.11

12

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

2

24.11

13

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

01.12

14

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания

Развитие мышления.

Графический диктант

2

08.12

15

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

2

15.12

16

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

2

22.12

17

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

12.01

18

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

2

19.01

19

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

26.01

20

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

2

02.02

21

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

2

22

Тренировка  слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

2

23

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

2

24

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

25

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

2

26

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

27

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

2

28

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

2

29

Тренировка  слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

2

30

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

2

31

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

32

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2

33

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

1

34

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

Итого:

66 часов

5. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:

для учителя:

  1.  «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2012 г. Методическое пособие для 1 класса
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
  3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

для обучающихся:

1. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2015 г Рабочие тетради в 2-х частях.

6. Нормы оценок

В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

В 1 классе возможно достижение результатов первого  уровня и частично второго.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль   в формах:

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.                                                           Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года  занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

Рассмотрено на заседании

методического объединения

протокол № ___ от ___________2016г.

руководитель ШМО ______________

________________________________

________________________________

х. Островского

2016-2017 учебный год

Рассмотрено и рекомендовано

методическим советом

протокол № ____ от _________2016г.

руководитель МС ______________

________________________________

________________________________

Согласовано

заместитель директора по УВР

__________________________

Дата: _____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.

Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш дружный класс"

Тип программы: тематическая образовательная программа по формированию толерантности младших школьниковкружок  «Наш дружный класс»Срок реализации – 4 годаВозраст обучающихся – 7-10 летСоставила - ...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Народные ремесла»

Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (социальное направление)...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Азбука пешехода»

Рабочая программа по внеурочной деятельности. ФГОС НОО...