Рабочие программы 4 класс. "Школа России"
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочие программы 4 класс. УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочие программы 4 класс. "Школа России" | 375.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Технология» адресована учащимся 4 класса МКОУ «Рогачевская СОШ».
Рабочая программа курса разработана в соответствии с учебным планом МКОУ «Рогачёвская СОШ», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Технология» (Роговцева Н.И., Анащенкова С.В.),2011, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
- Роговцева Н.И., Богданова Н. В.,Шипилова Н. В., Анащенкова С. В. Технология. Учебник. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова– М.: Просвещение, 2014 г.
- Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014 г.
Целями изучения предмета «Технология» в начальной школе являются:
- Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
• Освоение продуктивной проектной деятельности.
• Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Программа определяет ряд задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
Данный предмет входит в образовательную область «Технология», рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год. (34 недели).
Срок реализации программы- 1 год.
Формы контроля и оценочной деятельности:
Преобладающей формой текущего контроля выступают практические работы, творческие проекты.
Программой предусмотрено выполнение практических работ:
• практические работы по образцу;
• практические работы творческого характера.
• выставки творческих работ.
Проводится их анализ в словесной форме, который имеет позитивную направленность.
Основные технологии: проблемно-диалогическая технология.
Методы обучения: словесные методы (беседа), наглядные, практические, поисковые; методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; методы контроля и самоконтроля; поисковый, исследовательский методы.
Форма обучения - классно-урочная.
Основной инструментарий для оценочной деятельности: проверочные работы, творческие работы, проекты.
Планируемые результаты изучения
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
В результате изучения блока «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты» выпускник научится:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
- применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
В результате изучения блока «Конструирование и моделирование»
выпускник научится:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
- соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
В результате изучения блока «Практика работы на компьютере»
выпускник научится:
- соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
- использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
- создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Как работать с учебником | 1 | |
2. | Человек и земля | 21 | |
3. | Человек и вода | 3 | |
4. | Человек и воздух | 3 | |
5. | Человек и информация | 6 | |
Итого: | 34 |
Содержание тем учебного предмета, курса
Как работать с учебником
Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы.
Человек и земля
Вагоностроительный завод.
Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона.
Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова.
Изделия: “Ходовая часть (тележка)”, “Кузов вагона”, “Пассажирский вагон”
Полезные ископаемые
Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми ( в том числе и с используемыми для изготовления предметов искусства), способами их добычи и расположением месторождений на территории России (в том числе и Ленинградской области)
Понятия: полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга, поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика.
Профессия: геолог, буровик, мастер по камню.
Изделия: “Буровая вышка”, “Малахитовая шкатулка”
Автомобильный завод
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля “Камаз”. Имитация бригадной работы. Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами.
Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция.
Изделия: “КамАЗ”, “Кузов грузовика”
Монетный двор
Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым приемом – тиснение по фольге. Работа с металлизированной бумагой – фольгой.
Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литье, тиснение.
Изделия: “Стороны медали”, “Медаль”
Фаянсовый завод
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса.
Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор.
Профессия: скульптор, художник.
Изделия: “Основа для вазы”, “Ваза”
Тест: «Как создается фаянс»
Швейная фабрика
Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем.
Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик.
Понятия: кустарное производство, швейная фабрика, лекало, транспортер, мерка, размер, мягкая игрушка.
Изделия: “Прихватка”, “Новогодняя игрушка”, “Птичка”
Обувное производство
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и ее назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса).
Профессия: обувщик.
Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви.
Изделия: “Модель детской летней обуви”
Деревообрабатывающее производство
Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека.
Профессия: столяр.
Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк.
Изделия: “Технический рисунок лесенки-опоры для растений”, “Лесенка-опора для растений”
Кондитерская фабрика
Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного картошка и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи и пользования газовой плитой.
Профессии: кондитер, технолог-кондитер.
Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тертое, какао-масло, конширование.
Изделия: “Пирожное “Картошка””, “Шоколадное печенье”
Практическая работа№1: Тест «Кондитерские изделия».
Бытовая техника
Знакомство с понятием “бытовая техника” и её значение в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи.
Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер.
Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж.
Изделия: “Настольная лампа”, “Абажур. Сборка настольной лампы”
Практическая работа№2: Тест: “Правила эксплуатации электронагревательных приборов”.
Тепличное хозяйство
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растений. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.
Профессия: агроном, овощевод.
Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника.
Изделие: “Цветы для школьной клумбы”
Человек и вода:
Водоканал
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струеметра.
Понятия: водоканал, струеметр, фильтрация, ультрафиолетовые лучи.
Изделие: “Фильтр для очистки воды”
Порт
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами.
Профессия: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач.
Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел.
Изделие: “Канатная лестница”
Практическая работа №3: «Технический рисунок канатной лестницы».
Узелковое плетение
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике “макраме”. Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов морских узлов и узлов в технике “макраме”.
Понятие: макраме.
Изделие: “Браслет”
Человек и воздух:
Самолетостроение. Ракетостроение
Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолетов и космических ракет, конструкция самолета и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолета из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором.
Летательный аппарат. Воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея.
Профессии: летчик, космонавт.
Понятия: самолет, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета; каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор.
Изделие: “Самолет”, “Ракета-носитель”, “Воздушный змей”
Человек и информация
Создание титульного листа
Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании.
Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник.
Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный лист.
Изделие: “Титульный лист”
Работа с таблицами
Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word.
Понятия: таблица, строка, столбец.
Изделие: работа с таблицами.
Создание содержания книги
ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги “Дневник путешественника” как итогового продукта годового проекта “Издаем книгу”.
Практическая работа №4: «Содержание»
Переплётные работы
Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплета дневника и оформление обложки по собственному эскизу.
Понятия: шитье втачку, форзац, переплетная крышка, книжный блок.
Изделие: Книга “Дневник путешественника”
Итоговый урок
Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | |
план | факт | ||
Как работать с учебником | |||
1 | Как работать с учебником | 01.09 | |
Человек и земля | |||
2 | Вагоностроительный завод. Изделие: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона» | 08.09 | |
3 | Вагоностроительный завод. Изделие: «Пассажирский вагон» | 15.09 | |
4 | Полезные ископаемые. Изделие: «Буровая вышка» | 22.09 | |
5 | Полезные ископаемые. Изделие: «Малахитовая шкатулка» | 29.09 | |
6 | Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика» | 06.10 | |
7 | Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика» | 13.10 | |
8 | Монетный двор. Изделие: «Стороны медали», «Медаль» | 20.10 | |
9 | Монетный двор. Изделие: «Стороны медали», «Медаль» | 27.10 | |
10 | Фаянсовый завод. Изделие: «Основа для вазы». | 03.11 | |
11 | Фаянсовый завод. Изделие: «Ваза». Тест по теме: «Как создается фаянс» | 17.11 | |
12 | Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка» | 24.11 | |
13 | Швейная фабрика. Изделие «Новогодняя игрушка» | 01.12 | |
14 | Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви» | 08.12 | |
15 | Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви» | 15.12 | |
16 | Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений» | 22.12 | |
17 | Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Лесенка-опора для растений» | 29.12 | |
18 | Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное «Картошка», | 19.01 | |
19 | Кондитерская фабрика. Тест по теме: «Кондитерские изделия». Изделие: «Шоколадное печенье» | 26.01 | |
20 | Бытовая техника. Изделие: «Настольная лампа» | 02.02 | |
21 | Бытовая техника. Тест по теме: „Правила эксплуатации электронагревательных приборов". Изделие: «Абажур» | 09.02 | |
22 | Тепличное хозяйство. Изделие: «Цветы для школьной клумбы» | 16.02 | |
Человек и вода | |||
23 | Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды» | 02.03 | |
24 | Порт. Изделие: «Канатная лестница» | 09.03 | |
25 | Узелковое плетение. Изделие: «Браслет» | 16.03 | |
Человек и воздух | |||
26 | Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолет» | 23.03 | |
27 | Ракета-носитель. Изделие: «Ракета-носитель» | 06.04 | |
28 | Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие: «Воздушный змей» | 13.04 | |
Человек и информация | |||
29 | Создание титульного листа | 20.04 | |
30 | Работа с таблицами. Изделие: работа с таблицами | 27.04 | |
31 | Создание содержания книги. | 04.05 | |
32 | Переплетные работы. Изделие: Книга «Дневник путешественника» | 11.05 | |
33 | Переплетные работы. Изделие: Книга «Дневник путешественника» | 18.05 | |
34 | Итоговый урок | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы УМК Школа России на 2011-2012 уч.год
В работу входят рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, ИЗО УМК Школа России на 2011-2012 учебный годпо ФГОС...
Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс
Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....
Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс
Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании"....
Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности...
Рабочая программа "Я гражданин России"
План воспитательной работы в 3 классе по программе "Я гражданин России"...
Рабочая программа УМК "Школа России"
В программе представлен материал по организации учебного процесса в начальной школе. УМК "Школа России", соответсвие ФГОС. В программу включено календарно - тематическое планирование уроков заявленног...
Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС
Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...