Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций». 3 класс
план-конспект занятия (3 класс) на тему
«Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Название кружка, автор: «Умники и умницы».
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Тема занятия: «Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций».
Цель занятия: развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, различные виды памяти и мышления).
Планируемые результаты:
- предметные: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- личностные: самооценка работы своей и работы группы.
Класс: 3 «г»
Время проведения:
Оборудование, материалы: рабочая тетрадь, карточки с изображением человека для рефлексии, карточки из приложения для развития зрительной памяти, карточки для групповой работы. Тетрадь №2 О.А. Холодовой по программе курса РПС (развитие познавательных способностей).
Ход занятия:
Этап занятия | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (УУД) |
1.Организационный момент | 8 мин. | Долгожданный дан звонок – - Я очень рада видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу – и начнем! - А с чего мы начинаем обычно наши занятия? (С «мозговой гимнастики»). - Для чего мы ее выполняем? (Чтобы на занятии нам лучше работалось). Выполнение упражнений вместе с детьми. «Качания головой»: дышите ровно, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки – 3 раза. | Эмоционально готовиться к занятию Выполнять упражнения вместе с учителем | Регулятивные УУД Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Регулятивные: действия под руководством учителя Личностные: овладение приемами здоровьесбережения |
2. Основной этап |
| 1. Определение и осознание учащимися целей и задач урока. - Откройте тетради на странице 18. - Рассмотрите задания сегодняшнего занятия 26. - Какие задачи вы поставите себе на сегодняшнем уроке? - Предложите, порядок работы:
2. Разминка. - С чего мы начнем работать? (С разминки) - С какой целью мы проводим разминку? (Мы тренируем быстроту реакции, развиваем сообразительность). - В тетрадях открываем с. 18. Прочитайте вопросы про себя. Если вы знаете ответ на вопрос, поставьте рядом «плюс», если затрудняетесь ответить – «минус». - Итак, на какие вопросы вы не смогли ответить? А кто нашел ответ на этот вопрос? (Проверка)
- Какую работу вы выполняли? (Мы выполняли разминку). - Как вы считаете, вы справились? Оцените себя при помощи шкалы «знаний». Если вы справились с заданием, у вас всё получилось, то поместите человечка (себя) на ступеньку зеленого цвета. - Если у вас возникли затруднения, вы выполнили только часть задания – поместите человечка (себя) на ступеньку желтого цвета. - Если у вас получилось не так как хотелось – поместите человечка (себя) на ступеньку красного цвета. 3. Тренировка зрительной памяти. - Что мы сейчас будем делать? (Развивать зрительную память). - Что нам необходимо делать, для того чтобы успешно развить зрительную память? Задание №1. Игра «Внимание». Сначала в течение 5 секунд (на счёт: один, два, три, четыре, пять - про себя) учитель показывает две карточки из приложения №16. Установка: запомните, как можно точнее увиденные, изображения и зарисуйте в первых двух рамках. Аналогично проводится работа с двумя другими карточками. Проверка: учителем еще раз демонстрируются карточки. Задание № 2. Очень внимательно прочитайте три раза ряд слов, записанных на доске. Попытайтесь их запомнить: ТРАВА- СЕНО, ЦВЕТОК- БУКЕТ, КАША- ПШЕНО, СТУЛ- СТОЛ. (Учитель закрывает запись.) Ответьте на вопросы:
Задание №3. У вас на столах лежат листы с изображенной фигурой. Что это? (Это пузырёк). У вас есть пазлы- «осколки» пузырька. Задание: найдите к каждому «осколку» такую же по форме часть на пузырьке. Напишите их номера. Какие три осколка лишние? - Итак, мы с вами тренировали память. А какую именно память тренируют выполненные нами задания? (Зрительную). - Для чего необходимо тренировать зрительную память? (Человек воспринимает информацию не только на слух, но и зрительно, поэтому и память надо развивать с разных сторон). Если вы справились с заданием, у вас всё получилось, то поместите человечка (себя) на ступеньку зеленого цвета. - Если у вас возникли затруднения, вы выполнили только часть задания – поместите человечка (себя) на ступеньку желтого цвета. - Если у вас получилось не так как хотелось – поместите человечка (себя) на ступеньку красного цвета. 4. Корректирующая гимнастика для глаз. - Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Отдых у нас будет активным и даже полезным. 1. Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох. 2. Закроем веки, слегка помассируем их пальчиками. 3. Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой – до кончика носа. Затем быстро меняем положение рук. Задание 4. - Прочитайте задание. - Сейчас мы будем подбирать и записывать в пустые клетки мета-граммы. - МЕТАГРАММА- слово, которое получается из данного в результате замены одной из букв на другую. - Изобрёл эту игру британский писатель, математик, логик, философ Льюис Кэрролл. Он вам знаком. Наиболее известные его произведения - «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Например, мама- лама- лапа- папа (на доске) - Для того, чтобы выполнять следующие задания нам нужно объединиться в группы. - Напомните правила работы в группах. Каждой группе раздаётся карточка с таблицей, в которой вписано самое верхнее слово и самое нижнее слово. Между ними 3 ряда пустых клеток для новых слов. - Обсудите в группах и впишите пропущенные слова. - Какую работу вы выполняли? - Как вы считаете, вы справились? Оцените работу своей группы при помощи шкалы «знаний». Если вы работали дружно, помогали найти верное решение, спра-вились с заданием, поместите человечка (себя) на ступеньку зеленого цвета. - Если у вас возникли затруднения, вы выполнили только часть задания – поместите человечка (себя) на ступеньку желтого цвета. - Если у вас получилось не так как хотелось – поместите человечка (себя) на ступеньку красного цвета. (проверка результатов работы в группе)
- Из оставшихся заданий выполните те, которые вам больше хочется. (Индивидуальная проверка). | Открывать тетради, рассматривать задания. Определять цель своей деятельности. Отвечать на заданные вопросы Помещать человечка (себя) на соответствующую цветовую ступеньку Внимательно рассматривать изображения, данные учителем, запоминать их и нарисовать «рисовать» каждую фигуру в воздухе, а затем - на бумаге Собирать пазлы Помещать человечка (себя) на соответствующую цветовую ступеньку Выполнять упражнения вместе с учителем Работать в группах Повторять правила работы в группе Заменять букву так, чтобы получились новые слова. Выполнять задание, демонстрируя карточки с ответами Помещать человечка (себя) на соответствующую цветовую ступеньку Выполнять задания | Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательной цели. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Личностные: учебно-познава-тельный интерес к учебному материалу и способам решения задач Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: составление, понимание и объяс-нение простейшего алгоритма при работе с конкретным заданием; Коммуникативные: активное участие в обсуждениях, возникаю-щих на уроке; ясное формулирование ответов на вопросы других учеников и педагога; Регулятивные: выполнение рабо-ты в соответствии с заданным пла-ном; участие в обсуждении и формулировании алгоритма выпол-нения конкретного задания; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Регулятивные: действия под руководством учителя Личностные: овладение приемами здоровьесбережения Личностные УУД: толерантность к чужим ошибкам и другому мнению; отсутствие боязни собственных ошибок и понимание, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
3. Заключительный этап | 5 – 7 мин | - Какие задачи мы ставили? - Удалось ли решить поставленные задачи? - Что на занятии у вас хорошо получилось? - Над чем еще надо поработать? - Оцените свою работу на занятии с помощью цвета. Дополните фразы: - Я узнал, что………………………………………………………… - В ходе работы научился…………………………………………… - Активно работал в паре, в группе………………………………… - Вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями. Кто может положиться на свою память? - Закончить наше занятие я хочу стихотворением. Кто ничего не замечает Тот ничего не изучает Кто ничего не изучает Тот вечно хнычет и скучает. - Мы хныкали? - Скучали? - Значит… - Что-то изучали! | Помещать человечка (себя) на соответствующую цветовую ступеньку | Личностные УУД: понимание и оценивание собственного вклада в решение общих задач; Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие "Юным умникам и умницам" по теме "Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи."
Данное занятие проводится в рамках программы "Работа с одаренными детьми" и способствует развитию познавательных способностей учащихся....
Презентация на тему: "Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций"
Внеклассное занятие по курсу "Юным умникам и умницам" для учащихся 2 класса в формате презентации с анимацией правильных ответов...
Конспект занятия по внеурочной деятельности."Умники и умницы. Совершенствование мыслительных операций"
Задания по формированию познавательных процессов учеников начальной школы...
Конспект внеурочного мероприятия по теме «Умники и умницы. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умение решать нестандартные задачи».
Тема: Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умение решать нестандартные задачи».Цели: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, вооб...
Открытое внеурочное занятие по курсу РПС "Юным умникам и умницам" на тему:Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Решение нестандартных задач.
Занятие разработано для 3 класса...
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи....
план-конспект занятия "Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...