план-конспект занятия "Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
план-конспект урока (2 класс)
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_2kl_umniki_i_umnitsy.docx | 37.52 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАСС: 2 В, курс «РПС», информатика, логика, математика.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
ТИП ЗАНЯТИЯ: КОМБИНИРОВАННОЕ
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИИ: ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ.
ОБОРУДОВАНИЕ: на доске: перевернутые карточки с предполагаемым планом урока, лестница «знаний», магниты
у учащихся: рабочая тетрадь, модель для выполнения задания 8, фишки, карточки с изображением человека для рефлексии
у учителя: карточки из приложения для развития зрительной памяти, карточки для групповой работы, демонстрационная модель для проверки задания 8
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, различные виды памяти и мышления)
Задачи занятия:
- Совершенствовать мыслительные операции;
- Развивать аналитические способности, устную речь, умение решать нестандартные задачи;
- Формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;
- Развивать навыки контроля и самоконтроля;
- Развивать у ребят уверенность в своих силах, в возможностях своего интеллекта;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников
ОЖИДАЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Развитие у детей познавательных интересов, возникновение (у кого-то закрепление) интереса к учёбе; снижение тревожности;
ФОРМИРОВАНИЕ УУД:
ЛИЧНОСТНЫЕ самооценка работы своей и работы группы, смыслообразование (какое значение, смысл имеет учение).
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать учебную деятельность на уроке, свои действия и координировать действия членов своей группы; умение соотносить образец со своей работой;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
КОММУНИКАТИВНЫЕ: уметь слушать собеседника, вести диалог, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАНЯТИИ: работа в группах, малых группах (парами), технология подготовки ребёнка к активной познавательной деятельности, технология развития творческих способностей, здоровьесберегающие технологии.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: тетрадь №1 О.А.Холодовой по программе курса РПС (развитие познавательных способностей) для учащихся 2 класса «Юным умникам и умницам». Москва, Издательство РОСТ 2012 год.
Ход занятия:
Цель: Создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и учителя, определенного положительного, эмоционального фона и развитие интереса к занятию. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
Перед началом занятия в классе звучит веселая, бодрая мелодия. Долгожданный дан звонок – - Я очень рада видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу, гостям – и начнем! | Эмоционально готовятся к занятию | Регулятивные УУД Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. | ||
Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
- А с чего мы начинаем обычно наши занятия? - Для чего мы ее выполняем? Выполнение упражнений вместе с детьми. Качания головой: дышите ровно, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд. «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза. | Ответы детей. Выполнение упражнений вместе с учителем. | Регулятивные: действия под руководством учителя Личностные: овладение приемами здоровьесбережения | ||
Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
- Откройте тетради на странице 13. - Рассмотрите задания сегодняшнего занятия. - Какие задачи вы поставите себе на сегодняшнем уроке? - Предложите, порядок работы | Открывают тетради, рассматривают задания. Определяют цель своей деятельности. Я хочу развивать зрительное внимание Я хочу развивать сообразительность Я хочу развивать быстроту реакции Я могу развивать логику Я могу развивать зрительную память Я хочу развивать умение рассуждать Я хочу развивать умение анализировать
| Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательной цели. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. | ||
Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Деятельность учащихся | Примечание |
- С чего мы начнем работать? - С какой целью мы проводим разминку?
- Какую работу вы выполняли? - Как вы считаете, вы справились? Оцените себя при помощи шкалы «знаний». | - С разминки - Мы тренируем быстроту реакции, развиваем сообразительность. Ответы учащихся
- Мы выполняли разминку | Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач Познавательные УУД Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция | ||
Цель: Развитие зрительной памяти, произвольного внимания, развитие умений и навыков индивидуальной работы. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
- Что мы сейчас будем делать? - Что нам необходимо делать, для того чтобы успешно развить зрительную память? Задание №1. Игра «Внимание». Сначала в течение 5 секунд (на счёт: один, два, три, четыре, пять - про себя) взрослый показывает две карточки из приложения №4. Установка: запомните как можно точнее увиденные, изображения и зарисуйте в первых двух рамках. Аналогично проводится работа с двумя другими карточками. Проверка: учителем еще раз демонстрируются карточки. - Проверьте и оцените себя с помощью шкалы. - Есть еще задания, развивающие зрительную память? Задание № 2. Очень внимательно прочитайте три раза ряд слов, записанных на доске. Попытайтесь их запомнить: ТРАВА, СЕНО, ЦВЕТОК, КАША, РЫБА, БУКЕТ, СЕЛО, СТОЛ. А затем, когда их закроют, ответьте на вопросы:
- Какую работу вы выполняли? - Как вы считаете, вы справились? Оцените себя при помощи шкалы. | - Развивать зрительную память Ответы детей. (Предположительно: внимательно рассмотреть изображения, данные учителем, запомнить их и нарисовать) Дети «рисуют» каждую фигуру в воздухе, а затем - на бумаге. Самопроверка Дети проверяют себя и оценивают с помощью шкалы. Дети запоминают слова, отвечают на вопросы. | Познавательные УУД составление, понимание и объяснение простейшего алгоритма при работе с конкретным заданием; Коммуникативные УУД активное участие в обсуждениях, возникающих на уроке; ясное формулирование ответов на вопросы других учеников и педагога; Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. | ||
Цель: развитие двигательной сферы детей в виде динамической паузы, умения выполнять несколько различных заданий одновременно, укрепление мышц шейного отдела | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
(Одновременное поглаживание головы правой рукой, круговые вращения по туловищу левой рукой, затем поменять руки).
| Выполнение упражнений вместе с учителем. | Регулятивные: действия под руководством учителя Личностные: овладение приемами здоровьесбережения | ||
Цель: Обучать детей умению наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
- Что мы сейчас будем делать? - Что нам необходимо делать, для того чтобы успешно развивать логику? Задание 5 - Прочитайте задание 5. Попробуйте получить новые слова и запишите их. Проверка: куда нужно вставить слог? - Во все ли слова подходил слог –ло? - Какие слова получились? Ответ: молоток, резинка, жалоба, корзинка. | Необходимо внимательно читать задание и мыслить. Дети образуют новые слова Самопроверка. Дети проверяют себя и оценивают с помощью шкалы. | Познавательные УУД Самостоятельное «чтение» и объяснение информации, заданной с помощью схематических рисунков, составление, понимание и объяснение простейшего алгоритма при работе с конкретным заданием; Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. | ||
Задание 7 - Для того, чтобы выполнять следующие задания нам нужно объединиться в группы. - Напомните правила работы в группах. Каждой группе раздаются карточки с 3 словами, в которых пропущены согласные в начале или в конце слова. - Попробуйте сами сформулировать задание, глядя на слова. - Обсудите в группах и впишите пропущенные буквы. | Дети рассаживаются в группы. Повтор правил работы в группах. Дети формулируют задание: дописать букву так, чтобы получились новые слова. Выполняют задание и демонстрируют карточки с ответами. | Личностные УУД: толерантность к чужим ошибкам и другому мнению; отсутствие боязни собственных ошибок и понимание, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. | ||
- Есть еще задания, развивающие логику? Работа с моделями. - Прочитайте задание 8 - Обсудите в парах и предложите способ выполнения задания - Если вам нужна помощь вы можете воспользоваться моделями, которые лежат на столе. Проверка с помощью большой модели на доске. - Ответ: за 5 дней. Решение: 5 – 2 = 3 – на столько гусеница поднималась за сутки; 3 + 3 + 3 + 3+ 2 = 14 м - Какую работу вы выполняли? - Как вы считаете, вы справились? Оцените себя при помощи шкалы. | Дети работают в парах. При желании пользуются моделями дерева и гусеницы Дети проверяют себя и оценивают с помощью шкалы. | Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез Коммуникативные: управление поведением партнера в паре; умение выражать свои мысли. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. | ||
Цель: Профилактика нарушения зрения. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
| Выполнение упражнений вместе с учителем | Регулятивные: действия под руководством учителя Личностные: овладение приемами здоровьесбережения | ||
| ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
- Что мы сейчас будем делать? - Что нам необходимо делать, для того чтобы успешно выполнить задание10? Проверка: ответ 3. Оцените себя при помощи шкалы. | Ответы детей. (Предположительно: внимательно рассмотреть рисунки в столбиках, потом в рядах, обращать внимание на шляпы, глаза, рот) Дети проверяют себя и оценивают с помощью шкалы. | Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Регулятивные: участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. | ||
| ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
- Из оставшихся заданий выполните те, которые вам больше хочется. | Выполнение заданий детьми. Индивидуальная проверка. | Познавательные: логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. | ||
| ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
- Какие задачи мы ставили? - Удалось ли решить поставленные задачи? - Что на уроке у вас хорошо получилось? - Над чем еще надо поработать? - Предложите свои способы для дальнейшего развития. - Оцените свою работу на уроке с помощью цвета. Хорошо вы потрудились, | Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую цветовую ступеньку: получилось все отлично хорошо только часть заданий выполнена верно не получилось так, как хотелось | Личностные УУД понимание и оценивание собственного вклада в решение общих задач; Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие "Юным умникам и умницам" по теме "Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи."
Данное занятие проводится в рамках программы "Работа с одаренными детьми" и способствует развитию познавательных способностей учащихся....
Презентация на тему: "Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций"
Внеклассное занятие по курсу "Юным умникам и умницам" для учащихся 2 класса в формате презентации с анимацией правильных ответов...
Конспект внеурочного мероприятия по теме «Умники и умницы. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умение решать нестандартные задачи».
Тема: Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умение решать нестандартные задачи».Цели: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, вооб...
Открытое внеурочное занятие по курсу РПС "Юным умникам и умницам" на тему:Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Решение нестандартных задач.
Занятие разработано для 3 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций». 3 класс
«Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций»....
Совершенствование мыслительных операций. Развитие слуховой памяти.
Конспект занятия по программе внеурочной деятельности "Уникум"...
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи....