Урок экономики в начальной школе.
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Ахмедова Марина Алексеевна

презентация и сценарий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация1.6 МБ
Файл конспект22.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ЭКОНОМИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ МБОУ Барвихинская СОШ учитель начальных классов Ахмедова Марина Алексеевна

Слайд 2

Тема урока: Ограниченность возможностей. Выбор . (мастер-класс) РАЙОННЫЙ СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

Слайд 3

УРОК: интересный познавательный развивающий плодотворный

Слайд 4

УЧЕНИКИ : активные думающие работоспособные внимательные аккуратные дисциплинированные

Слайд 5

Экономическая разминка . Все необходимое для создания экономических благ . Природные – Экономичекие - Трудовые - При РЫРЕСУС - РЕСУРСЫ

Слайд 6

ТОТПИЕРБНО – Все, что необходимо человеку для жизни, все желания человека . ПОТРЕБНОСТИ

Слайд 7

Потребностей у человека всегда больше, чем возможностей их удовлетворить.

Слайд 8

ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ Ограничены и ресурсы: природные, экономические, трудовые. - С какими ситуациями ограниченности ресурсов вы сталкивались в школе, в классе, дома? – На каких уроках чаще всего возникают такие ситуации?

Слайд 9

Мама вам дала на карманные расходы 15 руб. Вы после школы зашли в киоск и увидели, что там продается: шоколад – 10 руб. наклейки – 15 руб. чипсы – 10 руб. мороженое – 6 руб. книга – 15 руб. тетрадь – 3 руб. карандаш – 2 руб . Тема нашего урока « Выбор »

Слайд 10

– Что такое выбор? Выбор – удовлетворение одних потребностей и отказ от других. Выбирая, нам приходится от чего-то отказываться. Всё в жизни имеет свою цену, и выбор тоже. Человек получает одно, отказавшись от другого. То, от чего человек отказался, будет ценой выбора.

Слайд 11

11:00 – 12:00 – подъем 12:00 – 13:00 – обед 13:00 – 15:00 – сон 15:00 – 16:00 – полдник 16:00 – 17:00 – игры с Пяточком 17:00 – 18:00 – игры с осликом Иа 18:00 – 19:00 – ужин 19:00 – 22:00 – поход в гости 22:00 – 23:00 – второй ужин 23:00 – 01:00 – просмотр телевизора 01:00 – 11:00 – сон

Слайд 12

Рефлексия



Предварительный просмотр:

                                            ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ!!!

                       УРОК ЭКОНОМИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

        провела учитель начальных классов Ахмедова Марина Алексеевна

Тема урока: Ограниченность возможностей. Выбор. 

I. Организационный момент.

 Проверка готовности к уроку.

 – Каким бы вы хотели видеть сегодня урок экономики?

 Открывается запись на доске:

УРОК: интересный

            познавательный

            развивающий

            плодотворный

– Поясните каждое понятие.

 – Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?

Запись на доске:

УЧЕНИКИ: активные

                    думающие

                    работоспособные

                    внимательные

                   аккуратные

                   дисциплинированные

– Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.

II. Экономическая разминка.

Отгадайте анаграммы.

РЫРЕСУС       –           РЕСУРСЫ

– Что такое ресурсы? (Все необходимое для создания экономических благ.)

 – С какими видами ресурсов вы познакомились? (1. Природные – все виды природных богатств, которые использует человек в своей хозяйственной деятельности.   2. Экономические – т.е. созданные трудом человека.               3. Трудовые – все здоровые люди, обладающие знаниями, умениями и способностям к труду; к ним не относят детей и пенсионеров.)

– Приведите примеры каждого вида ресурсов.

ТОТПИЕРБНО –    ПОТРЕБНОСТИ

– Что такое потребности? (Все, что необходимо человеку для жизни, все желания человека.)

 – Может человек  удовлетворить все свои потребности? (Нет, потребностей у человека всегда больше, чем возможностей их удовлетворить.)

 – Сколько бы у нас ни было денег, нам все равно их не хватит, чтобы купить все, что мы захотим. Даже если сегодня вы получили все, что хотели, то завтра вы захотите что-то еще. Как только исполняется одно желание, тут же возникает другое. Давайте вспомним еще одно важное понятие.

Предлагаю вам ситуацию: 3 человека у доски записывают экономические понятия, с которыми мы познакомились на прошлом уроке. (У доски лежит только один кусочек мела.)

– Вам не хватило мела. Какая проблема возникла? (Недостаток мела.)

– Почему не все наши гости сидят за партами? (Не хватило парт.)

 – Какая проблема возникла? (Ограниченности ресурсов.)

На доску вывешивается табличка: ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ

– Всё в мире имеет свой предел, всё ограничено.

Также ограничены и ресурсы: природные, экономические, трудовые.

- С какими ситуациями ограниченности ресурсов вы сталкивались в школе, в классе, дома?  

  • Хотели помыть столы 5 человек, а тряпочка оказалась всего одна.
  • Хотели порисовать на доске, а мела не хватило всем.
  • На уроке нужно было раскрасить фигуру красным цветом, а карандаша красного не нашли.

– На каких уроках чаще всего возникают такие ситуации?

 

– Да, почти на всех: то карандаш сломался, то ручка не пишет, то нет бумаги определенного цвета и т.д. Это ограниченность каких ресурсов? (Экономических. Ресурсов всегда недостаточно для удовлетворения всех потребностей.)

III. Новое.

 – Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам следующую ситуацию:

"Мама вам дала на карманные расходы 15 руб. Вы после школы зашли в киоск и увидели, что там продается:

                        шоколад – 10 руб.

                        наклейки – 15 руб.

                        чипсы – 10 руб.  

                        мороженое – 6 руб.

                         книга – 15 руб.

                        тетрадь – 3 руб.

                        карандаш – 2 руб."

-Что бы вы купили? Почему?

 – Хотелось бы купить всё?

 – Почему не можете купить всё? (Ограничены деньги, экономические ресурсы.)

 – С какой проблемой вы столкнулись? Что вам придется сделать? (Столкнулись с проблемой выбора.)

– Тема нашего урока «Выбор».

 -Сегодня мы познакомимся с проблемой выбора, ведь в жизни с ней часто приходится сталкиваться. Каждый делает свой выбор, потому что у нас разные желания и возможности. Мы выбираем всё время, иногда даже не отдавая себе в этом отчета.

    И всякий раз оцениваем, что для нас лучше – то или это, и что мы при этом теряем или отдаем взамен. Например, занимаясь сейчас экономикой и приобретая полезные знания, вы теряете возможность погулять в это время на улице и отдохнуть; играя и получая удовольствие от игры, вы теряете возможность помочь маме и заслужить ее похвалу; поступая в музыкальную школу, вы теряете возможность учиться в художественной или спортивной. Как только вы выбираете что-то одно, вы тотчас же теряете возможность получить что-то другое. Правильно ли вы делаете свой выбор, больше ли приобретаете, чем теряете? Как сделать правильный выбор, как бороться с ограниченностью? Это очень важная проблема, которую и помогает решать наука экономика.

     На уроке мы столкнемся с ситуацией, в которой придется сделать выбор. И даже будет возможность оценить, верный ли выбор вы сделали.

 - Вспомните, сегодня вам уже приходилось делать выбор? (Что съесть на завтрак, что надеть и т.д.) – Всегда ли делать выбор легко? (Нет, так как приходится от чего-то отказываться.)

 

– Что такое выбор?

Выбор – удовлетворение одних потребностей и отказ от других.

Выбирая, нам приходится от чего-то отказываться. Всё в жизни имеет свою цену, и выбор тоже. Человек получает одно, отказавшись от другого. То, от чего человек отказался, будет ценой выбора.

 Например:

 1. В буфете я хотела купить пирожное. Долго думала, трубочку или глазированное. Выбрала трубочку, отказалась от глазированного. Выбор – трубочка. Цена выбора – глазированное пирожное.

2. В воскресенье вечером я выбирала: или дочитать книгу, или посмотреть комедию по телевизору. Я решила почитать книгу, отказавшись от фильма. Выбор – книга. Цена выбора – фильм.

-Каждый делает выбор по своему

- Какой выбор сделаете вы?

 

Ситуации. Ученики у доски озвучивают ситуацию, предложенную на карточке.

 1.     Прозвенел звонок с урока. Перемена длится 15 минут. За это время тебе хотелось бы выпить в буфете стакан  чаю с булочкой да еще и побегать по школьному коридору. Но время ограничено.

 2.     Ты хорошо закончил четверть. Родители решили порадовать тебя. Предложили сходить в кино на интересный фильм или в кафе «Мороженое».

Вопросы: – Какой выбор ты сделаешь?

                    – От чего придется отказаться?

                     – Что будет ценой выбора?

                     – Что такое выбор?

                     – Что такое цена выбора?

Следующее задание для всего класса.

На парты раздаются листочки: на одной стороне изображена конфета, на другой – карандаш. Нужно раскрасить, вырезать и приклеить в тетрадь что-то одно.

 Учащиеся выполняют задание. В конце урока – проверка и обсуждение, какой вариант дети выбрали, верный ли сделали выбор.

– Проблема выбора возникает не только из-за недостатка каких-то благ, но и из-за недостатка времени. Бывало ли, что и на улице хочется поиграть, и уроки нужно сделать, и дома помочь, и книжку почитать, и в кружок сходить, но времени на все не хватает?

 – Остановить время или увеличить количество часов в сутках нельзя. Но все вы, наверное, замечали, что один успевает сделать многое, а про другого говорят, что у него «время между пальцами протекает».

-Как вы думаете, почему?

 – Некоторые люди теряют время понапрасну.

Например, как герой произведения Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».

Чтение отрывка из сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».

 "...Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.

 – Успею! – говорил он в конце первой четверти.

– Во второй вас всех догоню. А приходила вторая – он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».

 – Что же случилось с этим мальчиком? (Он превратился в старика.)

– Почему? (Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.)

– Сказка закончилась благополучно, но в жизни всё бывает намного сложнее.

-Как вы экономите свое время?

 – Чтобы бороться с ограниченностью времени, люди научились правильно распределять его: придумали распорядок дня, расписание, режимы и многое другое, что позволяет им с большей пользой использовать время. А сколько разных механизмов, приспособлений, инструментов и машин изобретено людьми, чтобы сберечь свое время! Всем известный герой медвежонок  Винни -Пух тоже решил экономить время и составил режим дня (на доске):

11:00 – 12:00 – подъем

12:00 – 13:00 – обед

 13:00 – 15:00 – сон

 15:00 – 16:00 – полдник

16:00 – 17:00 – игры с Пяточком

17:00 – 18:00 – игры с осликом Иа

18:00 – 19:00 – ужин

19:00 – 22:00 – поход в гости

 22:00 – 23:00 – второй ужин

23:00 – 01:00 – просмотр телевизора

01:00 – 11:00 – сон

– Винни-Пух точно выполнял этот режим, но времени ему все равно не хватало. Как вы думаете, почему?

 – В этом режиме нет по настоящему интересных и полезных занятий. Нет учебы, нет работы по дому, по огороду и т.д.

- Измените этот режим дня так, чтобы он был насыщенным и полезным. Это будет ваше домашнее задание.

IV. Рефлексия

-Нам осталось проверить, получился ли урок таким, каким мы хотели его видеть. (Оценка урока детьми.)

 – На этом урок можно было бы и закончить, но я обещала, что вы узнаете, правильный ли вы сделали выбор.

-Встаньте, ученики, которые выбрали карандаш и отказались от конфеты. За активную работу на уроке я дарю вам карандаши.

-Кто отказался от карандаша и выбрал конфету? Вам в подарок конфеты.

 – Получили ли вы удовольствие от выбора?

– Какова цена вашего выбора?

– Нашим гостям я тоже предлагаю сделать выбор: конфеты шоколадные или карамель?

 Учитель угощает гостей.

 – Всем желаю как можно чаще делать верный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по планированию уроков экономики в начальной школе (первый год обучения).

В пособии представлены темы и задания , которые помогут спланировать и выстроить уроки экономики в начальной школе....

рабочая программа по курсу "Экономика" для начальной школы

Программа ориентирована на подготовку младших школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях. Получение детьми знаний позволит уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь ...

Социализация ребёнка посредством изучения экономики в начальной школе

        Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация  взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, т.е. её социализация. Социализац...

Экономика в начальной школе

Тесты  по экономике для учащихся начальной школы с использованием программ Hot Potatoes и LtarningA...

открытое занятие по курсу внеурочной деятельности "Основы экономики в начальной школе"

Открытое занятие по курсу внеурочной деятельности "Основы экономики в начальной школе" в рамках Республиканского семинара....

Рабочая программа по экономике для начальной школы 3 класс

Рабочая программа по курсу «Экономика для начальной школы» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и ориентирована на использование учебника (учебно - методическо...

Рабочая программа по экономике для начальной школы 4 класс

Рабочая программа по курсу «Экономика для начальной школы»  составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и ориентирована на использование учебник...