Социализация ребёнка посредством изучения экономики в начальной школе
материал на тему

Потанина Валентина Алексеевна

          Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация  взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, т.е. её социализация. Социализация подрастающего поколения является одной из ведущих функций любого общества.

         Экономическая социализация – новое направление. Наибольший интерес сконцентрирован на формировании экономического мышления школьников и влияния экономического образования на ценностные ориентации личности младших школьников, исследовании семейного экономического  воспитания как фактора экономической социализации. 

Нужна ли экономика как предмет в начальной школе? Если да, то чему будет способствовать изучение экономики,  какие проблемы можно решить уже в начальной школе?   Эти и другие вопросы раскрывает статья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация ребёнка посредством изучения экономики в начальной школе

     Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация  взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, т.е. её социализация. Социализация подрастающего поколения является одной из ведущих функций любого общества.

Экономическая социализация – новое направление. Наибольший интерес сконцентрирован на формировании экономического мышления школьников и влияния экономического образования на ценностные ориентации личности младших школьников, исследовании семейного экономического  воспитания как фактора экономической социализации. С экономической терминологией дети  с самого раннего возраста встречаются на каждом шагу: дома, на улице во время просмотра телепередач и даже мультфильмов и используют новые термины в общении друг с другом в игровой деятельности. За всеми этими изменениями детского сознания проступают два важных момента.

Во-первых, дерзость и порой наглость ученика в школе – вовсе не только повод для старого, как мир, высказывания «ну и молодёжь пошла», а чрезвычайный социальный симптом изменения отношений между поколениями. Происходит смена ценностных ориентации  между детской и взрослой культурой, между культурой учеников и учителей. И особенно рельефно эта смена проявляется на примере экономического образования.

        Во-вторых, ребёнок часто на уровне житейских понятий непроизвольно и неосознанно овладевает азами практической рыночной экономики. «Обучение только тогда хорошо, когда оно ведёт за собой развитие», - отмечал Л. С. Выгодский.

Поэтому уже младший школьный возраст является не только сенситивным периодом по развитию памяти, внимания, речи, по формированию творческого воображения, но также экономической социализации. Высокий уровень развития экономической социализации младших школьников обеспечивает ему активную жизненную позицию во всех видах деятельности, в которые он опосредованно или непосредственно включается.

Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое деньги, из чего складывается бюджет семьи и школы, умел делать осознанный выбор.

         Нужна ли экономика как предмет в начальной школе? Если да, то чему будет способствовать изучение экономики,  какие проблемы можно решить уже в начальной школе?

         Экономические:

- дети научатся пользоваться экономическими понятиями и терминами, встречающимися в повседневной жизни;

получат практические навыки грамотного потребителя в рыночном обществе;

- приобретут основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старших классах.

         Социальные:

- правила жизни в демократическом обществе;

- научатся сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества с нравственными.

Вывод очевиден: экономическое развитие относится к важнейшим компонентам социально-гуманитарного образования личности, становится приоритетной дисциплиной в общеобразовательной школе и отвечает основным направлениям концепции модернизации российского образования.

В соответствии с этим, третий год в нашей  прогимназии гуманитарного направления ведётся факультативный курс по изучению основ экономики.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              За основу  взят учебно-методический комплект по экономике для младших школьников, разработанный учёными российской академии образования.

Введение экономического курса обуславливалось подготовленностью класса и дополнительной образовательной услугой для родителей. Своей целью мы ставили помочь детям получить начальную экономическую подготовку – основу для дальнейшего изучения экономики в основной школе и предусматривать: формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; ознакомление с наиболее употребляемыми экономическими терминами и понятиями; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для всех видов ресурсов; приобретение начальных экономических знаний и умений через включение в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения; нахождения своего места в экономическом пространстве.

Ученики 1 и 2 класса имеют дело с личной экономикой и экономикой семьи; третьеклассники познают экономику школы, библиотеки, школьной столовой, а сфера деятельности четвероклассников ещё шире – экономика местного хозяйства, предприятия, родного края.

Содержание программы курса экономики для младших школьников

Классы

Разделы

Количество часов

1 класс

Необходимость изучения экономики

Потребности

Источники удовлетворения         потребностей

2

7

8

                                                                                            Итого: 17

2 класс

Проблемы выбора

Деньги

Доходы и расходы

Покупатель и продавец

8

7

10

9

                                                                                           Итого: 34

3 класс

Труд

Собственность

Домашнее хозяйство

Школьное хозяйство

8

7

8

11

                                                                                             Итого: 34

4 класс

Местное хозяйство

Возможности местного хозяйства в удовлетворении людей

Управление местным хозяйством

12

12

10

                                                                                               Итого: 34

Экономические понятия вводятся с большой осторожностью. Принцип доступности содержания экономического образования обуславливает отсутствие необходимости перегружать учащихся избыточными, часто второстепенными знаниями по экономике.

Система базовых экономических понятий начального курса экономики выглядит следующим образом.

Потребности, ресурсы, выбор, ограниченность. На доступном уровне первоклассники знакомятся с различными видами ресурсов (природными, экономическими, финансовыми и др.) и потребностей: физиологическими (в пище, воде, воздухе, сне); в безопасности и сохранении здоровья, в образовании; в общении.  Второклассники знакомятся с потребностями, ресурсами и проблемами выбора в семье; третьеклассники – в школе; четвероклассники рассматривают данные понятия в разрезе региона.

Труд, профессия. С ними школьник имеет дело с первого класса, постепенно углубляя своё представление. Знания о мире труда, разделении труда, экономике ближайшего окружения (школы, города, края) – также важнейшая составляющая данных понятий.

При этом в процессе экономической подготовки школьников увеличивается не только количество названий профессий, но и обеспечивается более глубокое их изучение.

Доход, расход, (бюджет), собственность,  богатство. Эти понятия вводятся со второго класса. При их изучении у детей формируется взгляд на труд людей как основной источник доходов семьи, предприятия, государства, дети учатся анализировать источники доходов и основные направления расходов. Акцентируется внимание детей на понятиях, связанных с собственностью, как «моё», «наше», «чужое».

Рынок, обмен, торговля, товар, услуга. Что такое товар, и как он попадает в магазин; почему цены разные, что делают магазины и предприятия, чтобы выдержать конкуренцию, что такое сфера услуг и т. д., - вот те вопросы, на которые ученики могут найти ответы в процессе экскурсий, деловых и ролевых игр, выполнения творческих заданий.

Деньги. Деньги как средство купли-продажи; владение деньгами; процесс обмена денег на товар. Дети узнают о том, зачем нужны деньги, можно ли без них обойтись, все ли потребности можно удовлетворить с помощью денег; учатся пользоваться деньгами, совершать элементарные покупки.

Кроме того, при проведении уроков я учитывала исходные положения, предусмотренные авторами курса:

  1. Мышление младших школьников носит конкретный характер, поэтому за основу берутся те явления и понятия, с которыми дети не раз встречались в жизни.
  2. Для активизации процесса воспитания и обучения используются различные методы (деловые и ролевые игры, разбор ситуаций, дискуссия, изобразительная деятельность и др.), включающие детей в конкретную обучающую  деятельность.
  3. Учитывая эмоционально-образный характер познания младших школьников, использовались задачи, ситуации, в которых действуют знакомые детям герои мультфильмов, известных сказок.

Система оценивания на уроках экономики также в форме игры. Рейтинговая система оценивания  выгодно отличается от других форм оценивания тем, что позволяет ученику сопоставить, сравнить себя с другими учащимися в более мягкой форме, увидеть на какой ступеньке успеха находится именно он.

У каждого учащегося есть свой лицевой счёт, в котором фиксируются все денежные расчёты (приход, расход, остаток) в условных денежных монетах. Источниками поступления денежных средств являются оплата за правильные ответы, за сбор и анализ актуальной экономической информации, за выполнение творческих заданий, за активное участие в деловых играх, за оригинальные и нестандартные идеи и решения.

Если рассматривать процесс экономического развития младшего школьника в ракурсе социализации, то можно увидеть две её стороны. С одной стороны индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит. С другой – в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и опыт. Обогащаясь опытом, ребёнок реализует себя как личность -  личность успешную, которая сможет влиять на жизненные обстоятельства и окружающих людей.

Таким образом,  кем бы ни стал наш воспитанник, когда вырастет и где бы он ни жил, ему обязательно придется столкнуться с законами экономики. Если он будет знать – это пойдёт ему на пользу, и он сможет устроить жизнь интересно и разумно, а стране поможет стать богатой и уважаемой. Экономика – это не только деньги. Это и бедность одних и богатство других, это и белоснежный корабль, и дымящаяся напротив окна труба. Кому, как ни нам расширять познавательный интерес, прививать практические навыки в сфере экономики.

Приведу примеры использования экономических знаний на факультативных занятиях и уроках в начальной школе.

Тема: Твой вклад в доходы семьи.

Цель: развивать навыки самопознания школьника с точки зрения его участия в экономической деятельности.

Задачи:

  1. рассмотреть различные  возможности участия школьников в формировании доходов типичной семьи.
  2. Развивать умения по самопознанию: оценке уровня развития личностных качеств, умений.
  3. Воспитывать у школьника необходимость экономии времени, ресурсов.

Содержание занятия.

Беседа о вкладе различных членов семьи в семейный бюджет.

-Помогал ли кто-нибудь из вас родителям в профессиональном труде (на работе)?

-А как вы помогаете в домашнем труде?  

-Какие виды работ по дому вам известны?

- От каждого члена семьи требуется много усилий для поддержания домашнего хозяйства в хорошем состоянии. В домашнем хозяйстве столько работы, что каждому найдётся дело по силам и в зависимости от умения.

-Вам необходимо было подсчитать, сколько времени уходит на выполнение работ по дому за неделю. Посмотрим, как вы справились.

По ходу обсуждения, дети заполняют таблицу

Перечень работ

Кто делает эту работу

Продолжительность

Уборка

стирка

Приготовление пищи

 - Как вы помогаете в этих работах? Довольны ли родители вашим участием?

2. Эффективность работы характеризуется производительностью труда: кто быстрее работает, тот работает производительнее.

Дискуссия на тему «Могу ли я получать доход

Рассматриваем серию рисунков и составляем по ним рассказы.

-Школьники ухаживают за садом, собирают яблоки, а затем продают их.

- Девочка участвует в соревнованиях и получает ценный приз.

Приходилось ли вам самостоятельно получать доход?

Дискуссия по следующим проблемам:

  1. Доходы из отходов. (Что делать с исписанными тетрадями, кусочками ткани и т. п)
  2. Своими руками. (Ремонт и обновление одежды и предметов обихода. Изготовление нужных в быту предметов)
  3. Доход от реализации ненужной собственности. (Старые игрушки, бутылки, Фигурки от Киндер-сюрприза)

В заключение урока организуем работу в группах, в которых дети выбирают какой-либо предмет и определяют как можно больше способов его вторичного использования.                

Урок русского языка в 4-ом классе. Закрепление изученного материала по теме «Прошедшее время глагола».

« Аукцион»

Включается запись: «Внимание! Всех желающих сделать приятные покупки приглашаем на наш  ….(помехи)».

- Назовите это слово сами:

Первые две буквы – слово – сигнал, который кричат заблудившиеся в лесу;

Следующие три буквы есть в перечисленных словах: акция, акциз, акционер;

Последний слог найдёте в словах: фонд, закон.   Какое слово получилось? (Аукцион). Что такое аукцион? (Это такая форма торговли, когда товар покупает тот, кто платит большую цену)

Перед аукционом все покупатели могут посетить выставку и ознакомиться там с товаром (На доске картинки). Здесь зашифровано название товара, который вы будете покупать. Составьте его из первых букв названия предметов, изображённых на рисунках.

Арбуз, кот, циферблат, игрушки, яблоко. Получилось слово акция. Запишите это слово.

- Вы готовы для участия в аукционе?

За что вы будете покупать товар? (За знания. Знания – главное богатство ученика)

Лот №1.  Продаётся акция. Цена: правила по теме «Прошедшее время глагола».     Далее выставляются Лот №2, Лот №3 и т. д.

Используемая литература:

  1. Сасова И. А., Фирсова М. М. УМК «Экономика для младших школьников» - М.: Вита-Пресс, 2002
  2. Л. И. Жук «В стране Экономика», - Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт»
  3. Романова Н. И. «Экономическая игротека» - М., 1994.
  4. Кнышова Л. В., Меньшикова О. И. «Экономика для малышей или как Миша стал бизнесменом». – М.,1996
  5. Казаков А. П. «Школьнику о рыночной экономике» - М.,1995.

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по планированию уроков экономики в начальной школе (первый год обучения).

В пособии представлены темы и задания , которые помогут спланировать и выстроить уроки экономики в начальной школе....

рабочая программа по курсу "Экономика" для начальной школы

Программа ориентирована на подготовку младших школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях. Получение детьми знаний позволит уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь ...

Экономика в начальной школе

Тесты  по экономике для учащихся начальной школы с использованием программ Hot Potatoes и LtarningA...

открытое занятие по курсу внеурочной деятельности "Основы экономики в начальной школе"

Открытое занятие по курсу внеурочной деятельности "Основы экономики в начальной школе" в рамках Республиканского семинара....

Рабочая программа по экономике для начальной школы 3 класс

Рабочая программа по курсу «Экономика для начальной школы» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и ориентирована на использование учебника (учебно - методическо...

Урок экономики в начальной школе.

презентация и сценарий...