рабочая программа по курсу "Экономика" для начальной школы
календарно-тематическое планирование по теме
Программа ориентирована на подготовку младших школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях. Получение детьми знаний позволит уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь школы, родительской семьи, а при обучении в средних старших классах осваивать сущность рыночной экономики, овладевать основами предпринимательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika_kalendarnye.doc | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Содержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которые ориентируется учитель, воспитывая личность нового типа. Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое деньги, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники и т.д. Программа ориентирована на подготовку младших школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях. Получение детьми знаний позволит уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь школы, родительской семьи, а при обучении в средних старших классах осваивать сущность рыночной экономики, овладевать основами предпринимательской деятельности. Изучение экономики в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старших классах, формирует стимулы к приобретению знаний.
Цель курса: сформировать у учащихся экономическое мышление, воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества у младших школьников.
Задачи курса:
а) сообщить ученикам и добиться понимания ими элементарных сведений об экономике, пояснить часто встречающиеся в повседневной жизни экономические понятия и термины;
б) объяснить некоторые доступные для этого возраста экономические взаимосвязи, складывающиеся в непосредственном окружении учеников, мотивы и ограничения в экономической деятельности людей; основные экономические принципы и законы и т.д.;
в) привить ученикам навыки экономически грамотно действовать в повседневной жизни;
г) выработать умение наблюдать и объяснять события своей повседневной жизни с экономической точки зрения;
д) создать основу для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения программы элективного курса «Модуль» учащиеся получают возможность знать и понимать:
- какие бывают потребности;
- каковы источники удовлетворения потребностей;
- почему все потребности нельзя удовлетворить;
- необходимость выбора;
- роль денег в жизни человека и общества;
- доходы и расходы в семье;
- где можно приобрести товары и услуги;
- взаимоотношения покупателя и продавца;
- значение труда в удовлетворении потребностей;
- что такое собственность.
Иметь представления:
- о школьном хозяйстве;
- о домашнем хозяйстве;
- об особенностях регионального (местного) хозяйства;
- о возможности местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей.
Уметь:
- выделять жизненно важные потребности;
- определять источники удовлетворения жизненно важных потребностей;
- пользоваться деньгами;
- определять источники доходов и расходов;
- объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
- совершать элементарные покупки в магазине;
- анализировать возможности домашнего, местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей.
Ожидаемый результат
- умение представлять результат своей деятельности, проводить самоанализ деятельности и самооценку её результата;
- развитость социально-коммуникативных компетенций у учащихся;
- сформированность практических умений, исследовательских навыков и компетенций по данной теме.
Диагностический инструментарий
Измерители достижений учащихся для предметных ЗУНов:
- игры;
- решение различных «экономических» задач;
- текущий контроль знаний учащихся;
- исследовательская деятельность;
- упражнения для блочных заданий по темам.
Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь школы и семьи.
На начальной ступени обучения важно с помощью игр, решения простейших задач, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, в банки, страховые компании, магазины вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Необходимо формировать представления о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения их потребностей от качества труда. Ребята познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов.
Рекомендуемые формы организации учебного процесса многообразны: игры, решение задач, выполнение проблемных заданий, постановка контролирующих и итоговых вопросов и т.п. Наиболее часто структура урока включает несколько взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности частей. Например, рассказ учителя с элементами беседы, дискуссии, игра, изобразительная деятельность, разбор рисунков учащихся.
Эффективным приемом преподавания экономики в начальных классах являются развивающие игры, которые стимулируют активность детей, формируют способность самостоятельно ориентироваться в учебных и жизненных ситуациях, поддерживать интерес к предмету. В курсе разработаны игры различных типов:
проблемные обучающие игры, рассчитанные на то, что через участие в игре ученики осознают проблему и в конце игры сами смогут сделать нужные выводы;
обучающие игры, рассчитанные на закрепление полученных на уроке знаний;
игры, рассчитанные на повторение и контроль знаний учащихся по всему пройденному материалу.
На проведение последних лучше отвести целый урок в конце четверти. Задача учителя организовать эти игры так, чтобы они носили не только образовательный, но и праздничный, соревновательный характер. Формы организации этих уроков могут быть разнообразны. Можно рекомендовать такие игровые формы, как "Путешествие в страну Экономика", "Звездный час".
Чтобы произношение экономических терминов было правильным и грамотным, рекомендуется перед началом урока новые понятия записывать на доске. Это позволит задействовать зрительную память учащихся. По мере приобретения школьниками экономических знаний перед учителем ставится задача добиваться, чтобы в своих ответах ученики использовали изученные экономические понятия.
Предлагаемый курс тесно связан со многими школьными предметами: математикой, экологией, историей, изобразительным искусством, развитием речи (как составной частью уроков чтения и русского языка).
Чем теснее будут осуществляться межпредметные связи, тем продуктивнее будет изучение основ экономики. Поэтому преподавать настоящий курс в начальных классах предпочтительнее тому же педагогу, который преподает и все остальные предметы.
Календарно-тематический план по курсу «Экономика» 3 класс
№ п/п | Коли-чество часов | Тип урока | Использование современных пед. технологий | ИАД | |
1. | Труд. | 7 | |||
1.1 | Почему все трудятся. | 1 | комбинированный | Развивающее обучение | |
1.2 | Труд на производстве | 1 | Урок - диспут | ИАД. | |
1.3 | Продукция. Товар. Услуга. | 1 | Проблемно-обучающая игра. | Игровая технология | |
1.4 | Производство товаров и услуг. | 1 | Ролевые игры | Развивающее обучение | ИАД |
1.5 | Интерактивные игры | 1 | Брэйн Ринг | ||
1.6 | Практическое занятие | 2 | Самостоятельная работа. | Разноуровневое обч | |
2. | Собственность. | 5 | |||
2.1 | Собственность. | 1 | Критическое мышление | Проблемное обучение | |
2.2 | Виды собственности. | 1 | Тренировочный | Создание проектов | ИАД |
2.3 | Богатство нашего края. | 1 | Дискуссия. Круглый стол. | ||
2.4 | Практическое занятие. | 2 | Решение экономических задач | Тестирование. | |
3. | Домашнее хозяйство. | 5 | |||
3.1 | Что такое домашнее хозяйство | 1 | Вводный | Проблемное обучение | |
3.2 | Бюджет семьи. Потребности семьи. | 1 | Самостоятельная работа | Игровая технология | |
3.3 | Сбережения | 1 | Дискуссия. | Практическая работа | ИАД |
3.4 | Практическое занятие. | 2 | Решение экономических задач | Создание проектов | |
4. | Городское хозяйство. | 7 | |||
4.1 | Бюджет нашей области и города. | 1 | Развивающее обучение | Разноуровневое обучение | |
4.2 | Промышленность нашего края. | 1 | Дискуссия. Написание мини-сочинений. | Практическая работа | |
4.3 | Сфера услуг. Транспорт. Связь. | 1 | эврика | Создание проектов | ИАД |
4.4 | Коммунальные услуги. | 1 | тренировочный | Разноуровневое обучение | |
4.5 | Твой вклад в экономику родного края. | 1 | Экологическая игра. | ||
4.6 | Практическое занятие. | 2 | Решение экономических задач. | тестирование | |
5. | Торговля. | 10 | . | ||
5.1 | Продавцы и покупатели. | 1 | Круглый стол. Игра «Экономический лабиринт» | Круглый стол | |
5.2 | Выгодный вариант | 1 | Торги. Аукцион. | Игровая технология | |
5.3 | Торговля, как средство обмена. | 1 | Дискуссия, решение логических задач. | ||
5.4 | Реклама | 1 | Написание мини-эссе. Создание «своей рекламы» | ИАД | |
5.5 | Конкуренция. | 1 | Дискуссия. Решение логических заданий. Работа с раздаточным материалом. | Урок-диспут | |
5.6 | Я как предприниматель | 1 | Изучение нового материла. Ролевые игры. Интеллектуальные игры. | ||
5.7 | Практическое занятие. | 2 | Решение экономических задач. | Написание мини-проетов | |
5.8 | Обобщение | 1 | Защита мини - проектов. |
Календарно-тематический план по курсу «Экономика» 2 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Тип урока | Использование пед. тех. | ИАД |
Введение | 4 | ||||
1 | Что такое экономика? | 1 | Вводный | ||
2 | Что такое товары? | 1 | комбинированный | Игровая технология | |
3 | Что такое услуги? | 1 | комбинированный | ||
4 | Что значит экономить? | 1 | Урок-диспут | ||
Проблема выбора | 10 | ||||
1 | Без чего человеку не обойтись? | 1 | эврика | ||
2 | Что такое потребность? | 1 | комбинированный | ||
2 | Удовлетворение потребностей | 1 | Практическая работа | Разноуровневое обучение | |
3 | Ограниченность ресурсов | 1 | Урок-диспут | ||
4 | Что такое ресурсы? | 1 | комбинированный | ||
5 | Виды ресурсов. | 1 | комбинированный | Развивающее обучение | ИАД |
4 | Выбор. Выгода. | 1 | Практическая работа | ||
5 | «Хочу» и «могу». | 1 | Критическое мышление | ||
6 | Обобщение материала | 2 | Практическая работа | тестирование | |
Деньги | 7 | ||||
1 | Деньги и их происхождение | 2 | Вводный урок | Урок-аукцион | |
2 | Деньги в семье | 1 | комбинированный | ИАД | |
3 | Как и где хранят деньги | 1 | тренировочный | ||
4 | Путешествие тенге | 1 | Урок-путешествие | Игровая технология | |
4 | Сбережения | 1 | эврика | ИАД | |
5 | Обобщение материала | 1 | Обощающий урок | Написание мини-сочинений | |
Доходы и расходы | 7 | ||||
1 | Доходы семьи | 1 | Урок-диспут | ИАД | |
2 | Доходы и предприятий и государства | 1 | комбинированный | ||
3 | Расходы семьи | 1 | развивающее | ||
4 | Расходы предприятий и государства | 1 | комбинированный | Критическое мышление | |
5 | Бюджет | 1 | |||
6 | Обобщение материала. | 2 | закрепление | ||
Покупатель и продавец | 6 | ||||
1 | Покупатели и продавцы. | 1 | Урок-путешествие | ||
2 | Где продают товары. | 1 | комбинированный | ИАД | |
3 | Конкуренция. | 1 | тренировочный | развивающее | |
4 | Мы идем за покупками. | 1 | тренировочный | ||
5 | Обобщение материала. | 2 | обобщающий | тестирование |
Календарно-тематическое планирование для 4-х классов
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Тип урока | Использование сов. пед. технологий | ИАД |
1. | Местное хозяйство. | 11 | ||||
Родной край. | 1 | 2.09 | Развивающее обучение | Развивающее обучение | ИАД | |
Хозяйство родного края | 2 | 9,16.09 | Проблемно-обучающая игра. | Круглый стол | ||
Ресурсы нашего региона | 2 | 23,30.09 | . Тренировочный | Развивающее обучение | ИАД | |
Богатство нашего края | 2 | 7,14.10 | комбинированный | Защита проектов | ||
Интерактивные игры | 1 | 21.10 | Звездный час | ИАД | ||
Практическое занятие | 2 | 28.10,4.11 | Тренировочный | Решение экономических задач | ||
Обобщение материала | 1 | 18,25.11 | Контрольный урок | Тестирование | ||
2. | Возможности местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей | 11 | ||||
Промышленность нашего края | 2 | 2,9.12 | Комбинированный | Развивающее обучение | ||
Сфера услуг. Транспорт. Связь. | 2 | 15,22.12 | Дискуссия. Круглый стол.. | Урок-диспут | ИАД | |
Сельское хозяйство. | 2 | 29.12, 13.01 | Самостоятельная работа | . | ||
Я – предприниматель. | 2 | 20.01, 27.02 | Дискуссия. Работа с раздаточным материалом. | Разноуровневое обучение | ||
Практическое занятие | 2 | 3,10.02 | Обобщающий | Тестирование | ИАД | |
Обобщение материала | 1 | 17.02 | Контрольный урок | Тестирование | ||
3. | Управление местным хозяйством | 12 | ||||
Что такое управление. | 2 | 24.02, 3.03 | Урок - диспут | |||
Система управления в нашем регионе. | 1 | 10.03 | Тренировочный | Разноуровневое обучение | ||
Бюджет нашей области и города. | 1 | 17.03 | Проблемно-обучающая игра | |||
Торговля нашего региона. | 2 | 14.04 | Комбинированный | Написание мини-эссе | ||
Я и моя фирма | 3 | 21,28.04 5.05 | Ролевые игры | Создание проекта | ||
Практическое занятие | 2 | 12,19.05 | Обобщающий | Тестирование | ИАД | |
Обобщение материала | 1 | 25.05 | Контрольный урок | Тестирование |
Календарно-тематическое планирование для 1-х классов
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Использование сов. пед. технологий | ИАД |
1. | Необходимость изучения экономики | 4 | |||
Что мы будем изучать? | 2 | Развивающее обучение | ИАД | ||
Зачем изучать экономику? | 2 | Ролевые игры | |||
2. | Потребности | 14 | |||
Разнообразие потребностей | 2 | Комбинированный | Развивающее обучение | ||
Потребности в пище, воде, воздухе и тепле (физиологические потребности) | 2 | Урок - путешествие | Игровая технология | ИАД | |
Потребность в безопасности и сохранении здоровья | 2 | экскурсия | . | ||
Потребность в образовании | 2 | Практическая работа | Разноуровневое обучение | ||
Потребность в общении и уважении | 2 | КТД | Игровая технология | ИАД | |
Потребность в проявлении интересов | 2 | Контрольный урок | Тестирование | ||
Что мы знаем о потребностях | 2 | эврика | |||
3. | Источники удовлетворения потребностей | 16 | |||
Ресурсы | 2 | Урок - диспут | |||
Природные ресурсы | 2 | Тренировочный | Разноуровневое обучение | ||
Экономические ресурсы | 2 | Проблемно-обучающая игра | Традиционное обучение | ||
Трудовые ресурсы | 2 | Комбинированный | Написание мини-эссе | ||
Производство товаров | 2 | Ролевые игры | Создание проекта | ||
Оказание услуг | 2 | Ролевые игры | Развивающее обучение | ИАД | |
Что мы знаем об источниках удовлетворения потребностей | 3 | Контрольный урок | Тестирование, защита проектов | ||
Заключительный урок | 1 | Обобщающий урок | Игровая технология |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предметам "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа для 2 класса по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО по программе "Начальная школа 21 века" Н.Ф.Виноградовой....
Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа составлена для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века" на основе авторских программ по предметам....
Рабочие программы по УМК "Начальная школа 21 века" во 2 классе
Методический материал для учителя начальных классов...
Рабочая программа УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс по окружающему миру, технологии, РПС. наглядной геометрии, информатике
Подробное тематическое планирование по предметам...
рабочая программа по ИЗО "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа разработана в соответствии с программой «Изобразительное искусство» (Интегрированная программа: 1-4 классы/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.-3-е издание, перераб.- М.:Вентан...
Рабочии программы по предметам начальная школа по программе "Школа России"
Рабочии программы по "Школа России" 3 класс. Предметы: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, РУССКИЙ ЯЗЫК, МАТЕМАТИКА, ИЗО, ТЕХНОЛОГИЯ, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР....
Рабочие программы по предметам начальной школы. "Школа России"
Рабочие программы по предметам начальной школы. "Школа России"...