3 класс кружок "Юный эколог"
рабочая программа (3 класс) на тему
АктуальностьВо все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кружок "юный эколог" 3 класс | 42.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Кружок предназначается для 3 класса четырёхлетней начальной школы и рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).
АктуальностьВо все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.
Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне неё. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работе, как в школе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности. Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
Цель кружка “ЮНЫЙ ЭКОЛОГ” – развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формировать у учащихся элементов экологической культуры.
Кружок “Юный эколог” призван решать следующие задачи:
- расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе природоведения, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
- формирование готовности к активной природоохранной деятельности, т.е. обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса по окружающему миру, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды; воспитание ответственного, бережного отношения к Природе.
Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает. По этому, один из важнейших принципов организации работы кружка “Юный эколог” — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий была включена информация о состоянии природы родного города и области.
Таким образом, основным методом краеведческой работы школьников, в кружке будет являться наблюдение, а так же описание, коллекционирование, “фотосъемка в природе” (фотосъемка птиц, пейзажей).
Программа работы кружка строилась таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких блоков, как познавательный, познавательно-развлекательный, общение с представителями растительного и животного мира.
Содержание познавательного блока занятий кружка составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе. Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.
Для того чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и др.
В курсе используются разнообразные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.
3 класс | |||||
1 | Изучение природы | 3 | 2 | 1 | |
1. | Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. | 1 | Обмен впечатлениями, чтение рассказов М.Пришвина о природе. | ||
2. | Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу | 2 | Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы». | ||
3. | Наблюдения в при роде, описание живых объектов. | 1 | Экскурсия. Выявление связей между живой и неживой природой на примере сезонных явлений в природе. | ||
2 | Условия, в которых мы живем | 6 | 2 | 4 | |
4 | Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. | 1 | Презентация. Мини проекты | ||
5 | Особенности весны, лета, осени, зимы. | 2 | Просмотр учебного фильма | ||
6 | Неблагоприятные и необычные явления природы. | 1 | Беседа, разгадывание загадок, ребусов | ||
7 | Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. | 3 | Групповая проектная деятельность | ||
8 | Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. | 4 | Круглый стол | ||
9 | Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана. | 2 | Просмотр учебного фильма Игра: «Какая вода в реке», «Чем мы можем помочь реке?» | ||
3 | Кто и как живет рядом с нами | 15 | 5 | 10 | |
Мир растений и человек | 5 | ||||
10 | Многообразие цветущих и не цветущих растений Крас нодарского края. Свет, тепло, влага в жизни растений. | 1 | Экскурсия в парк | ||
11 | Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подо коннике - что мы о них знаем. | 2 | Круглый стол | ||
12 | Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Смоленской обл. | 1 | Операция «Красная тетрадка»: изучить растения родного края; не рвать редкие исчезающие растения | ||
13 | Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в Красно дарском крае. | 3 | Игра «Грибники и грибы», «Не топчи грибы», конкурс рисунков «Фантастический гриб». | ||
14 | Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. | 2 | Игра: «Что растет в родном краю». | ||
Мир животных и человек | 10 | ||||
15 | Многообра зие животных родного края | 4 | Опытно-исследовательская работа: маскировка животных. Игра. «Охотники и зайцы», «Лиса, охотник и куры», «У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Промысловая охота». | ||
16 | Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. | 5 | Игра: составление рассказа о рыбе по схеме модели «Рыбы». Опытно-исследовательская работа: Внешнее строение рыб, их различие и сходства. Рыбы в воде передвигаются легко, свободно, могут плыть в разных направлениях, быстрее и медленнее. | ||
17 | Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. | 6 | Презентация | ||
18 | Древние ящеры и современные ящерицы. | 7 | Учебный фильм | ||
19 | Почему птицы - пернатые. Пе релетные, зимующие и кочующие птицы края. | 8 | Прогулка – наблюдение в парк Игра: «Кузнечик», «Ласточки и мошки» | ||
20 | Как помочь пти цам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц | 9 | Опытно-исследовательская работа: поведение птиц во время кормления, питание птиц зимой и летом, повадки птиц. Изготовление кормушек. | ||
21 | Домашние птицы. Корм ление и уход за ними. | 3 | Составление рассказа о птицах по схеме «Птицы». Конкурс «Кто больше знает птиц». | ||
22 | Млекопитающие родного края. Редкие животные Краснодарского края. | 4 | Доклады детей | ||
23 | Домашние животные. Кормление и уход за ними. | 10 | Опытно-исследовательская работа: как кошка языком чистит шерстку, определение любимого корма животных (хомяк, морская свинка, попугай и тд.) | ||
24 | Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. | 5 | Презентация | ||
4 | Человек и природа | 10 | 2 | 8 | |
25 | Зависимость человека от природы. | 1 | Просмотр учебного фильма. | ||
26 | Пищевые, лекарст венные, ядовитые растения. Культурные растения. | 1 | Опытно- исследовательская работа: рассматривание листа мяты через лупу. Игра: «Составь загадку». | ||
27 | Охота в исто рии людей. Традиции охоты и рыбной ловли. | 2 | Экскурсия на озеро. | ||
28 | Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. | 3 | Заседание круглого стола. | ||
29 | Отрица тельное воздействие человека на природу. | 4 | Проектная работа: Нормы и правила поведения в природе. «Азбука поведения в природе» Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков. | ||
30 | Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. | 5 | Творческая деятельность: рисунки «Я- человек – часть природы» Составление загадок по теме. | ||
31 | Почему надо соблюдать правила пове дения в природе. | 2 | Правила поведения в природе. Викторина «Охрана природы». Составление загадок о правилах поведения в природе. | ||
32 | Что охраняют в заповедниках. | 6 | Операция «Красная тетрадка»: изучить животных родного края; охранять все живое в родном крае. Знакомство с профессией лесника, его природоохраняющей деятельностью. | ||
33 | Охранять природу - значит охранять здо ровье. | 7 | Опытно-исследовательская работа: рассматривание с помощью лупы своей кожи и кожи товарища. Игра: «Чем помогает кожа?», «Что нельзя делать, чтобы не повредить кожу» | ||
34 | Обобщение знаний. | 8 | Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих на территории Смоленской обл. Защита и охрана. Прогулка-путешествие. | ||
Итого | 34 | 11 | 23 |
Содержание тем курса
Выясняем что такое «экология и краеведение» – 3 часа.
- Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
- Краеведение – изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.
- Связи между природой и человеком.
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения – 4 часа.
- Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.
- Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.
Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение – 4 часа.
- Местные лекарственные травы. Правила их сбора, употребления. Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны.
Изучаем способы охраны природы – 2 часа.
- Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и республики. (знакомство с 3-4 конкретными заповедниками).
Выясняем роль неживой природы в жизни живого – 6 часов.
- Солнце как источник тепла и света для живых существ.
- Теплолюбивые и холодостойкие растения.
- Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.
- Местные полезные ископаемые.
- Растения и животные лесов, полей, лугов и водоёмов.
- Экологическая сказка.
Изучаем экологические связи в живой природе – 4 часа.
- Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. («Дуб и всё вокруг него»). Понятия «прямые связи» и «косвенные связи».
Знакомимся с охраняемыми растениями – 4 часа.
- Охраняемые растения области.
- Лекарственные растения области.
- Ядовитые растения края.
- Причины сокращения численности и меры их охраны.
Мастерим домики для птиц – 2 часа.
- Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.
Учимся передавать свои знания другим ребятам – 2 часа.
- Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей.
- Подготовка и проведение КВНов экологического содержания.
Выявляем связь между состоянием природы и здоровья человека – 2 часа.
- Пути попадания вредных веществ в организм человека ( с водой, с пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье .
Подводим итоги нашей работы за год – 1 час.
- Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов по практическим делам.
Требования к результатам усвоения курса:
К концу обучения в третьем классе учащиеся должны:
знать:
- Простейшие элементы ориентирования на местности.
- Связь между человеком и природой.
- Природу родного края.
- Местные полезные ископаемые.
- Связь между состоянием природы и здоровьем человека.
уметь:
- Составлять маршруты прогулок, дорог и планов.
- Различать изученные группы растений и животных.
- Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.
- Выполнять правила поведения в природе.
- Изготовлять домики для птиц.
- Изготавливать экологические памятки.
Список литературы и ИКТ
- Учебное пособие. Экология: учебное пособие/ А.В. Тотай [и др.]; под общ.ред. А. В. Тотая. - М.: Издательство Юрайт, 2011.
- Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008.-256 с.-(мастерская учителя).
- Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т. А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. -96 с.- (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).
- Увлекательная внеклассная работа в начальных классах /Н, Ф, Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 314, [ 1 ] c/ - (с нашим классным – жизнь прекрасна!).
- Мир животных: Занимательные рассказы о животных: оформл. обл. А. С. Андреев. Сост.: Ю. И. Смирнов. – СПб: ИКФ «МиМ – Экспресс», 1995.
- Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия / авт.-сост. И. Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.
- Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа», 2010/2.
- От земли до неба: атлас – определитель для учащихся нач. кл./ А. А. Плешаков. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
- Я познаю мир: детская энциклопедия: Экология.; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"» 1999 .
- Электронное пособие « Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008г.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по экологии "Эволюция животного мира"
Данное занятие проводилось в апреле 2012 года в подготовительной группе. Оно предназначалось для детей, которым была интересна эта тема. Но, к сожалению, в нашей программе дошкольного учреждения (прог...
Программа внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов "Юный эколог"
Экологическое воспитание личности младшего школьника является важ-нейшей частью его мировоззренческой подготовки. Экологическое воспитание младших школьников означает формирова...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 класс "Юный эколог"
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического...
Тест для 1 класса по экологии
Данный эко-тест показывает уровень сформированностиэколого-аксиологической (ценностной) компоненты, когнитивной компоненты(познавательной), деятельностнойкомпоненты (общеучебной и практической) ...
КТП 3 класс кружка "Экология души"
Кружок по психологии....
КТП 4 класс кружка "Экология души"
Кружок по психологии...
Сценарий внеурочного занятия для учеников 1 класса по экологии
Сценарий внеурочного занятия для учеников 1 класса по экологии...