Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 класс "Юный эколог"
рабочая программа (1 класс) на тему
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания – следствие вышесказанного.
Экология- наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология-это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек- не главное действующее лицо, а особая, разумная, но часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека- может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.
Рабочая программа социального направления «Юный эколог» составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования.
Цель программы: осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение
причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начала экологического мировоззрения и культуры.
Задачи программы :
1.Понимание самоценности природы.
2.Осознание себя, как части природы.
3.Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам.
4.Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
5.Воспитание активной жизненной позиции.
6.Обучение азам экологической безопасности.
7.Формирование умения рационально использовать природные богатства.
8.Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
9.Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
10.формирование готовности к активной природоохранной деятельности, т.е. обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса по окружающему миру, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды; воспитание ответственного, бережного отношения к Природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekolog.docx | 122.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано
Зам. директора по УМР
_________/_________________/
«__» ______________201 года
Муниципальное образование Кореновский район
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка «Юный эколог»
Учитель: Гарькуша О.А.
Количество часов: всего 17 часов; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности кружка «Юный эколог» Гарькуша О.А.,учителя начальных классов МОБУ СОШ № 25 и утвержденной решением педагогического совета от 30.08.2011 года, протокол №1.
1.Пояснительная записка.
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания – следствие вышесказанного.
Экология- наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология-это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек- не главное действующее лицо, а особая, разумная, но часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека- может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.
Рабочая программа социального направления «Юный эколог» составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования.
Цель программы: осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение
причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начала экологического мировоззрения и культуры.
Задачи программы :
1.Понимание самоценности природы.
2.Осознание себя, как части природы.
3.Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам.
4.Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
5.Воспитание активной жизненной позиции.
6.Обучение азам экологической безопасности.
7.Формирование умения рационально использовать природные богатства.
8.Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
9.Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
10.формирование готовности к активной природоохранной деятельности, т.е. обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса по окружающему миру, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды; воспитание ответственного, бережного отношения к Природе
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Особенности программы
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи учащихся, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, игры, театральной деятельности и т.д. Т.е. осуществляет экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
2. Тематический план программы
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Первый год обучения
Тематический план кружка «Юный эколог»
(1- й год обучения)
№ | Название темы | Количество часов, выделяемое на проведение | Общее количество часов | |
теоретических занятий | практических занятий | |||
1. | Введение | 2 | - | 2 |
2. | Что такое экология | 4 | - | 4 |
3. | Экологическая система – ячейка биосферы | 10 | 4 | 14 |
4. | Экология и люди | 8 | 5 | 13 |
Итого: | 24 | 9 | 33 |
Содержание курса . 1-й год обучения
1.Введение (2 ч.) Цели и задачи кружка « Юный эколог». Знакомство с планом работы кружка, пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ.
2.Что такое экология (4 ч.)
Организм и окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Цели и задачи экологии.
Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Лабораторные исследования на тему: «Исследования воздуха», заполнение журнала исследования « нагретый воздух, воздух - это ничто?».
3.Экологическая система – ячейка биосферы (14 ч.)
Биосфера – живая оболочка Земли. Оболочки Земли (воздушная, водная, каменная). Живые и неживые компоненты биосферы. Распространение живых организмов. Экологическая система – ячейка биосферы. Круговорот веществ в экосистеме. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Экосистема водоема. Растительный мир водоемов. Животные водоема. Постепенное зарастание водоемов, его причины. Экосистема луга. Луговые растения,животные.Экосистема леса. Культурные растения, выращиваемые на полях. Животные полей. Экспериментальное изучение « Плавание и загружение». Заполнение журнала исследования «Плавание и загружение».
4. Экология и люди (13 ч.)
Природа – единое целое. Нарушение взаимосвязей в природе и последствия этих нарушений.
Природа человеку: многогранная значимость природы для человека. Человек природе: позитивная и негативная деятельность человека в природе. Правила поведения в природе. Правовые нормы охраны природы. Жизнь и здоровье человека и экология природы.
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных.
Виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли( странствующий голубь, тур, тарпан, бизон, дронт, стеллерова корова). Причины их исчезновения.
Тематический план кружка «Юный эколог»
(2- й год обучения)
№ | Название темы | Количество часов, выделяемое на проведение | Общее количество часов | |
теоретических занятий | практических занятий | |||
1. | Введение | 2 | - | 2 |
2. | Организмы и окружающая среда | 4 | - | 4 |
3. | Факторы неживой природы | 5 | 4 | 9 |
4. | Факторы живой природы | 5 | 3 | 8 |
5. | Организация природы | 4 | 2 | 6 |
6. | Человек и окружающая среда | 4 | 1 | 5 |
Итого: | 24 | 10 | 34 |
Содержание курса . 2-й год обучения
1.Введение (2 ч.)
Знакомство с планом работы кружка, целями и задачами, пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ.
2.Организмы и окружающая среда (4 ч.)
Из чего состоит живая природа. Бактерии, грибы, растения, животные. Признаки живых организмов. Организм и окружающая среда (среда обитания). Что изучает экология. Экологические факторы.
3.Факторы неживой природы (9 ч.)
Солнечный свет и тепло. Солнце – источник тепла и света для живых организмов. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры. Светолюбивые и теневыносливые растения.
Причины загрязнения воздуха. Как сохранить воздух чистым. Лабораторные исследования на тему: «Исследования воздуха», заполнение журнала исследования « нагретый вохдух, воздух –это ничто?».
Значение воды для живых организмов. Экспериментальное изучение « Плавание и загружение».
4.Факторы живой природы (8 ч.)
Взаимоотношения живых организмов одного вида. Местообитание. Экологическая ниша. Язык животных. Проявление заботы о потомстве.
Взаимоотношения живых организмов разных видов. Взаимоотношения между растениями и животными. Хищники и жертвы.
5.Организация природы (6 ч.)
Понятие «экосистема». Источник энергии в экосистеме. Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. Охрана природы. Круговорот веществ и воды в природе.
6.Человек и окружающая среда (5 ч.)
Место человека среди живых организмов. Влияние человека на окружающую среду. Современное состояние окружающей среды. Причины экологических катастроф. Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.
Тематический план кружка «Юный эколог»
(3- й год обучения)
№ | Название темы | Количество часов, выделяемое на проведение | Общее количество часов | |
теоретических занятий | практических занятий | |||
1. | Экосистема поселка как среда жизни человека | 4 | 3 | 7 |
2. | Культурные и лекарственные растения Кореновского района | 4 | 5 | 9 |
3. | Красная книга Краснодарского края | 3 | 4 | 7 |
4. | Экологические путешествия | 3 | - | 3 |
5. | Экологические катастрофы и экологические прогнозы | 4 | 4 | 8 |
Итого: | 18 | 16 | 34 |
Содержание курса 3-й год обучения
1.Экосистема поселка как среда жизни человека (7 ч.)
Поселок— природный дом человека. Поселок как экосистема, основные понятия и термины: «экология», «экосистема», «окружающая среда», «компоненты окружающей среды», «факторы среды», «качество окружающей среды», «здоровье человека».
Многообразие экосистем поселка, природно-антропогенные (водные и наземные) и искусственные (теплица, аквариум) экосистемы.
2. Культурные и лекарственные растения Кореновского района (9ч)
Разнообразие культурных растений Кореновского района. Виды лекарственных растений и их охрана. Викторина « Зелёная аптека». Исследование лекарственных растений.
3. Красная книга Краснодарского края (7ч)
Животные и растения ,занесённые в Красную книгу Кубани.
4. Экологические путешествия (3ч)
Выбор маршрута экологического путешествия. Дневник путешествия. Игры на развитие творческого воображения.
5. Экологические катастрофы и экологические прогнозы (8ч)
Экологические катастрофы. Представления о радиоактивном загрязнении среды. Экологические прогнозы, их значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.
Тематический план кружка «Юный эколог»
(4- й год обучения)
№ | Название темы | Количество часов, выделяемое на проведение | Общее количество часов | |
теоретических занятий | практических занятий | |||
1. | Экосистема поселка как среда жизни человека | 2 | 3 | 5 |
2. | Сообщество видов парка | 6 | 6 | 12 |
3. | Растения парка и человек | 3 | 2 | 5 |
4. | Животные парка и человек | 2 | 3 | 5 |
5. | Природа парка и отдых жителей поселка | 3 | 4 | 7 |
Итого: | 16 | 18 | 34 |
Содержание курса 4-й год обучения
1.Экосистема поселка как среда жизни человека (5 ч.)
Поселок— природный дом человека. Поселок как экосистема, основные понятия и термины: «экология», «экосистема», «окружающая среда», «компоненты окружающей среды», «факторы среды», «качество окружающей среды», «здоровье человека».
2. Сообщество видов парка (12ч.)
Экологические условия поселка. Влияние абиотических факторов среды на видовой состав растений и животных сообщества. Влияние антропогенных факторов на формирование сообщества видов.
Пространственные и пищевые взаимосвязи организмов в сообществе. Организмы — создатели, потребители и разрушители органического вещества.
3. Растения парка и человек (5 ч.)
Зеленые насаждения парка. Их функции: средообразующая, архитектурно-художественная, эстетическая.
Деревья и кустарники, используемые в озеленении: местные и интродуцированные виды. Влияние основных загрязнителей на различные породы деревьев и кустарников. Растения — индикаторы чистоты воздуха. Виды деревьев, используемые в строительстве и архитектуре.
4.Животные парка и человек (5 ч.)
Связь человека с животными. Животные в развитии культуры. История формирования фауны парка. Пути проникновения животных в урбанизированную среду. Сведения о видовом составе животных парка.
Экологические группы животных. Изменение видового состава животных и их поведения в условиях парка.
Роль животных в сообществе парка. Влияние человека на животных парка (фактор беспокойства, подкормка).
Охрана животных.
5. Природа парка и отдых жителей поселка (7 ч.)
Важнейшие функциональные зоны поселка: трудовая, жилая и зона отдыха. Зона отдыха, ее значение для сохранения здоровья жителей.
4.Предполагаемые результаты реализации программы.
К концу первого года обучения учащиеся должны владеть начальными знаниями из области экологии, рядом экологических понятий, начальными навыками практической природоохранной деятельности.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ, охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.
К концу третьего года и четвёртого обучения учащиеся должны расширить и закрепить экологические знания, изучая конкретное природное сообщество (сообщество парка).
В целом программа кружка позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надежные основы экологической ответственности школьников.
5.Формы и виды контроля
- Составление дневника экологических наблюдений.
- Заполнение исследовательских журналов « Воздух и атмосферное давление», « плавание и погружение»
- Урок-игра « читаем красную книгу»
-Урок-КВН « Знаешь ли ты эти растения?»
- Видиопутешествие « Не за тридевять земель».
- Конкурс сказок об экологических катастрофах.
6. Методические рекомендации
В основу реализации программы положен метод исследовательский метод, метод экскурсионно- практической деятельности, направленной на экологическое образование обучающихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности. Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы, как конструирование, этюды-зарисовки, уроки- путешествия, беседы, пресс-конференции, ролевые игры, заседания круглого стола, экскурсии, рейды на природу и т.п. Занятия могут строиться по самым разным критериям в зависимости от выбранной педагогом совместно с детьми тематики и экологической проблемы, психологического состояния и настроения обучающихся. Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию чувств нравственных. В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими обучающимися на основе исследовательской и поисковой работы.
Результатом творческой работы объединения « Юный эколог» становится создание экологической выставки поделок из природных материалов, организация и проведение конкурса, природоохранная деятельность.
В ходе подготовительной работы к проведению мероприятия экологической направленности важно соблюдать несколько основных правил:
- не навязывать готового решения;
- не перегружать детей информацией, сосредоточив внимание на главном;
- подчёркивать важность инициативы и творческого подхода к решению экологических проблем;
- предоставлять право самим определять форму проведения того или иного занятия.
Все перечисленные методы организации творческой работы способствуют воситанию эмоциональной отзывчивости, развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам окружающей среды и , главное, поиску ярких индивидуальных решений этих проблем.
7. Описание материально- технического обеспечения
образовательного процесса
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд | ||
1. | Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб.пособие.-М.: Просвещение,1998-230с. | 2 |
2. | Брыкина Н.Т. Нестардатные и интегрированные уроки по курсу « Окружающий мир»: Практическое пособие/ Брыкина Н.Т., О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина.-М.: ВАКО,2004-350с. | 1 |
3 | Велик И. Что должен знать и уметь юный эколог: методическое пособие- М.: Просвещение,1999-180с. | 1 |
3. Печатные пособия | ||
4. Технические средства обучения | ||
1. | Компьютер | 2 |
2. | Мультимедийный проектор | 2 |
3. | Музыкальный центр | 1 |
4 | Комплект лабораторного оборудования « Вохдух и атмосферное давление». | 1 |
5 | Комплект лабораторного оборудования», « Плавание и погружение». | 1 |
Тематическое планирование материала
№ | Даты проведения | Содержание | Кол-во часов | |
план | факт | |||
Введение | 1 | |||
Знакомство с планом работы кружка, целями и задачами, пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ. | 1 | |||
Что такое экология | 4 | |||
Экология – это наука о связях в природе. | 1 | |||
Лабораторное занятие на тему: « Исследование воздуха. Воздух занимает место». | 1 | |||
Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. | 1 | |||
Лабораторные исследования на тему: « Исследование нагретого воздуха» | 1 | |||
Экологическая система – ячейка биосферы | 6 | |||
6-7 | Биосфера – живая оболочка Земли. Оболочки Земли (воздушная, водная, каменная). | 2 | ||
8 | Лабораторная работа « Заполнение журнала исследований « Воздух- это нито». | 1 | ||
9 | Живые и неживые компоненты биосферы. Распространение живых организмов | 1 | ||
10 | Лабораторное исследование на тему: « Что плавает- что тонет» | 1 | ||
11 | Лабораторная работа « Опыты по вытеснению воды» | 1 | ||
Экология и люди | 6 | |||
12 | Природа – единое целое. Нарушение взаимосвязей в природе и последствия этих нарушений. | 1 | ||
13 | Лабораторная работа « Знакомство с действием давления воздуха в различных опытах» | 1 | ||
14 | Правила поведения в природе.Жизнь и здоровье человека и экология природы. | 1 | ||
15 | Лабораторная работа « Проведение опытов по вытеснению воды» | 1 | ||
16 | Лабораторная работа « Волшебные опыты- давление воздуха» | 1 | ||
17 | Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. | 1 |
Краснодарский край, Кореновский район
станица Платнировская
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Председатель педсовета
_____________ ______
Подпись, А.А.Колтунов.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы : тематическая
Кружок: « Юный эколог»
Срок реализации: 4 года
Возраст обучающихся: 6.5- 10 лет.
Составила:
Гарькуша О.А.
учитель начальных классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог".
Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 кл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог.
Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Юный эколог"
Рабочая программа рассчитана на детей второго класса. Срок реализации - 1 год. Направление работы - культурологическое (экологическое)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЭКОЛОГИИ»
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. З...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» (В.А. Самкова)
Программа курса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании программы внеурочной деяте...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествие в мир экологии"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО.Цель программы для 1 класса...