Рабочая программа "Начальной школы 21 века"
календарно-тематическое планирование на тему
Данная программа разработана для 1.2.3.4 классов в соответствии с учебным планом и согласно всем нормативным документам,утвержденным Министерством РФ иРТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Начальная школа 21 века" | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Высокогорская средняя общеобразовательная школа № 1
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Рассмотрено Протокол №1 заседания МО Руководитель МО: __________ /Королева Н.Н../ 25.08. 2016 года | Согласовано Заместитель директора: _________/Мустафина А.Н./ 26.08. 2016 года | Утверждено Директор МБОУ «ВСОШ № 1»: _______/Гильманова Е.С./ Протокол № 1 заседания педагогического совета 29.08.2016 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: изобразительное искусство
Параллель/класс/подгруппа: 1 Г класс
Ф.И.О., квалификационная категория: Королева Наталья Николаевна
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Высокая Гора 2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона Республики Татарстан от 22.07.2013г. №68-3РТ «Об образовании»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденные приказами Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 06 .10.2009 г. №373);
- Примерной программы образовательной системы «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, авторской Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2012)
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2016-2017 учебный год;
-Учебного плана МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан на 2016 – 2017 учебный год , утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 29 августа 2016года);
-Методических рекомендации по проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы начального общего образования для общеобразовательных организаций Республики Татарстан(от 19.08.2015№исх-1054/15)
-Письма Министерства образования и науки Республики Татарстан о 2 варианте примерного учебного плана начального общего образования (от 27.08.2015№исх-1255/15)
-СанПина 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный № 19993);
- Образовательной программы начального общего образования школы
-Устава школы
Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на развитие дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства. Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами. Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.
Изучение данного предмета направлено на достижение следующих целей: развитие, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
В программе представлены три направления художественного развития учащихся.
- Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
- Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного мышления –вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.
- Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.
Методическая основа преподавания предмета:
- опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
- подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные изменения;
- проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
- активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития.
Место учебного предмета в учебном плане школы
В соответствии с учебным планом МБОУ «ВСОШ №1» на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Приобщаясь к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Целью художественного воспитания и обучения в 1 классе как раз и является формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты обучения:
- целостное, гармоничное развитие мира;
- интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
- умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
- способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
- способность различать звуки окружающего мира;
- представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
- умение доводить работу до конца;
- способность предвидеть результат своей деятельности;
- способность работать в коллективе;
- способность работать индивидуально и в малых группах;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;
- адекватная оценка результатов своей деятельности.
Метапредметными результатами обучения являются:
- постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
- принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;
- самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
- умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
- умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
- умение проводить самостоятельные исследования;
- умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение находить нужную информацию в Интернете;
- участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
- умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
- понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
- умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;
- умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
- обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Предметными результатами обучения являются:
- сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне
- умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;
- умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
- способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
- умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
- умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
- сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
- активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
- понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;
- понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;
- умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
- умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства -словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
- умение развивать предложенную сюжетную линию;
- сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
- умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
- умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
- умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
Содержание учебного предмета.
- Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
( изобразительное искусство и окружающий мир)-16 часов.
Наблюдение окружающего предметного мира и природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикального, горизонтального, наклонного. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета,
форм, настроения в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции. Получение сложных цветов путем смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером. Работа с палитрой и гуашевыми красками.
- Развитие фантазии и воображения-11 часов
Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалов и на основе собственных наблюдений. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиций по мотивам литературных произведений.
- Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)-6 часов
Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художники-живописцы, скульпторы, графики?». Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.
Реализация национально-регионального компонента.
Национально – региональный компонент включён в содержании учебного предмета, реализация осуществляется при прохождении тем: Рисование осенних листьев различно формы. Придумать и нарисовать дом для любимого сказочного героя. Рисование картины «Моё лето»
Тематическое планирование.
№ п/п | Раздел программы/количество часов | Планируемые результаты | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||
1 | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму -16 часов | -Восприятие произведений искусства; -Образная творческая деятельность; - Формирование представлений о происхождении искусства; | Познавательные:компоновка сюжетного рисунка. Регулятивные: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу. | -формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов |
2 | Развитие фантазии и воображения -11 часов | -умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему; -умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства; | Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: самоанализ и самоконтроль результата. | -развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии |
3 | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)- 6 часов | -умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном -сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности | Познавательные: знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | - развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства |
Всего- 33 часа |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
№ урока | Тема | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во часов | Дата | Примечание | ||
по плану | фактически | |||||||
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму-3ч. | ||||||||
Связь изобразительного искусства с природой | Восприятие произведений искусства. Особенности худ. творчества: художник и Зритель. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой). | Изучать окружающий предметный мири мир природы, наблюдать за природными явлениями. Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве ,возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой). Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга). Овладевать приёмами работы красками и кистью. | 1 | 6.09 | ||||
Формирование представлений о происхождении искусства. Инструменты и материалы современного художника | Восприятие произведений искусства. Образная творческая деятельность. Формирование представлений о происхождении искусства. | Представлять, откуда и когда появилось искусство. Изучать природные объекты(камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.). Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику. Выбирать материал и инструменты для изображения. | 1 | 13.09 | ||||
Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков. | Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства. Образная сущность искусства .Опыт художественно-творческой деятельности. Азбука искусства. Цвет. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности. | Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе. Передавать в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности. Развитие памяти по представлению. | 1 | 20.09 | ||||
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)- 1ч. | ||||||||
Изобразительное искусство среди других искусств. | Виды художественной деятельности. Образная сущность искусства. Восприятие произведений искусства. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Искусство дарит | Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. | 1 | 27.09 | ||||
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму-2ч. | ||||||||
Художник- живописец. Первые представления о композиции. | Восприятие произведений искусства. Виды художественной деятельности: рисунок, живопись. Азбука искусства. Композиция. Опыт художественно-творческой деятельности. Отображение в живописи настроения, чувств автора. Развитие способности наблюдать за изменениями в природе, за цветом, настроением в природе и их отображением в картине. А.В. Лентулов, В.В. Кандинский, И.И. Левитан, Н.К. Рерих, П. Сезанн, К. Моне, Н.П. Крымов. Освоение жизненного пространства человека и животного. | Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Различать средства художественной выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии Наблюдать за животными и изображать их. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке. Иметь представление о набросках и зарисовках. | 1 | 4.10 | ||||
Художник- график. Передача в рисунке своих наблюдений | Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства. Виды художественной деятельности: рисунок, живопись. Рисунок. Линия – основа языка рисунка. Многообразие линий. Азбука искусства. Форма. Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений .Примерная тема композиций: «Заглавная буква. | Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами). | 1 | 11.10 | ||||
Развитие фантазии и воображения-1ч. | ||||||||
Необычное в обычном. Узор для калейдоскопа. | Азбука искусства. Форма. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном. | Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнивать контраст и нюанс в музыке и танце, слове; повседневные звуки с музыкальными (нахождение различий и сходства). | 1 | 18.10 | ||||
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)- 1ч. | ||||||||
Художник – скульптор. Скульптура в музее и вокруг нас. | Виды художественной деятельности. Скульптура. Объем - основа языка скульптуры. Элементарные приемы работы пластическим и скульптурными материалами для создания выразительного образа. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. О чем говорит искусство? Искусство дарит людям красоту. Материалы и инструменты художника-скульптора. Портрет в скульптуре. Микеланджело, В.И.Мухина, Ф.Ф.Каменский, А.М.Матвеев | Участвовать в обсуждениях на темы:«Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики». Проводить коллективные исследования в творчестве художников. Представлять особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре. Воспринимать и оценивать скульптуру в музее и в окружающей действительности. | 1 | 25.10 | ||||
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму- 4ч. | ||||||||
Лепка рельефа на свободную тему. | Виды художественной деятельности. Скульптура. Объем - основа языка скульптуры. Азбука искусства. Выразительность объемных композиций .Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий «ближе -ниже», «дальше — выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под. | Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше —выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки). | 1 | 8.11 | ||||
Времена года. Теплые и холодные цвета | Виды художественной деятельности. Живопись. Образы природы в живописи. Теплые и холодные цвета. Азбука искусства. Эмоциональные возможности цвета .О чем говорит искусство? Пейзажи родной природы. | Наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе. | 1 | 15.11 | ||||
Времена года. Основные и составные цвета. Понятие оттенка. | Виды художественной деятельности. Живопись. Основные и составные цвета. Азбука искусства. Композиция. Цвет. Основные и составные цвета. О чем говорит искусство? Разница в изображении природы в разное время года, в различную погоду. | Получать сложные цвета путём смешения двух красок (жёлтый-красный, синий-жёлтый, красный-синий);составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски. Передавать с помощью цвета настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ. | 1 | 22.11 | ||||
Освоение техники бумажной пластики. Аппликация. | Опыт художественно-творческой деятельности. Овладение элементарными навыками бумагопластики .Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Великий —природа. Изображение единичных предметов. Ажурные листья с чёткими прожилками. Листья для волшебного дерева. | Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами. Создавать коллективные работы. | 1 | 29.11 | ||||
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)-1 ч. | ||||||||
Мастерская Художника | Восприятие произведений искусства. Художник и зритель. Представления о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека. О чем говорит искусство? Искусство дарит людям красоту. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина). | Наблюдать за работой художника ( в мастерской, используя фильм, описание в книге). Коллективные рассуждения о художниках и их работе. Участвовать в обсуждениях на темы:«Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор». | 1 | 6.12 | ||||
Развитие фантазии и воображения-1ч | ||||||||
Художник- архитектор. Конструирование замкнутого пространства. | Художественное конструирование и дизайн. Азбука искусства. Объем. Форма. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства Проектирование окружающей среды. Макеты, этюды, конструкции из бумаги«Детская игровая площадка». Работа в группах по 3–4 человека .Использование в композиции игрушек, созданных из бумаги на основе упаковки. Работа над интерьером и его украшением. Создание «дома» для себя или для любимой куклы. Работа в группах по 3–5 человек | Работать с крупными формами. Конструировать замкнутое пространство, используя большие готовые формы (коробки, упаковки, геометрические фигуры, изготовленные старшеклассниками или родителями). Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь. Украшать интерьер аппликацией или росписью. | 1 | 13.12 | ||||
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) – 1ч. | ||||||||
Экскурсия в музей. (Экскурсия или просмотр видеофильма) | Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства. Ведущие художественные музеи России. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Опыт художественно-творческой деятельности. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произв. | Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей. Комментировать видео фильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного | 1 | 20.12 | ||||
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму-2 ч. | ||||||||
Художник- прикладник. Перевод природных форм в декоративные. | Декоративно-прикладное искусство. Исток и декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Азбука искусства. Форм развитие индивидуального чувства Формы .Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение .Выполнение декоративного фриза .Освоение навыков работы гуашевыми красками. Создание фантастических композиций по представлению: «Пение стрекоз», «Лунные цветы», «Морские звуки». Освоение работы с бумагой. Аппликация на основе неожиданных цветовых отношений. | Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные. Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе(цветы, листья, трава, насекомые, например жуки, и др.) Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками. Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве; цвета и настроения. Создавать подарки своими руками Уметь видеть и передавать необычное в обычном. | 1 | 27.12 | ||||
Художественное конструирование. Лепка из пластилина. | Художественное конструирование и дизайн. Опыт художественно-творческой деятельности. Овладение элементарными навыками лепки. Стилизация в изобразительном искусстве. Изображение по материалам наблюдений. Передача движения в объёме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов. Использование в декоративной лепке готовых форм (каркас) —композиция «Ярмарка игрушек». | Передавать в объёме характерные формы игрушек по мотивам народных промыслов. Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного. Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм в образах народного искусства. Представлять соразмерность форм в объёме Представлять и создавать несложные декоративные объёмные композиции из цветного пластилина с использованием готовых форм. Создавать коллективные композиции. | 1 | 10.01 | ||||
Развитие фантазии и воображения-1ч. | ||||||||
Кляксография Освоение техники работы «от пятна». | Виды художественной деятельности. Красота и разнообразие природы, человека, зданий ,предметов , выраженные средствами рисунка .Опыт художественно- творческой деятельности. Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».Освоение техник работы «от пятна» и «по сырому». Импровизация. | Уметь импровизировать в цвете, линии, деятельности. Красота и разнообразие природы ,человека, зданий ,предметов , выраженные средствами рисунка. Опыт художественно-творческой деятельности. Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой ,«кляксографии». Освоение техник работы «от пятна» и «по сырому». Импровизация. | 1 | 17.01 | ||||
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму-4ч | ||||||||
Жанры живописи. Пейзаж. | Виды художественной деятельности. Жанр пейзажа. Опыт художественно-творческой деятельности. Формирование представлений о рельефе. Развитие понятий«ближе — ниже»,«дальше — выше».Загораживание предметов в рисунке сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под | Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше —выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику. | 1 | 24.01 | ||||
Образ человека в живописи. Портрет. | Виды художественной деятельности. Образ человека в живописи. Жанр портрета .Опыт художественно-творческой деятельности. Жанр портрета. Человек и человеческие взаимоотношения. Композиция и порядок изображения портера .Пропорция лица человека. | Передавать характерные черты внешнего облика человека. Использовать пропорциональные соотношения лица. Изображать портреты, передавать свое отношение к персонажу. | 1 | 31.01 | ||||
Сюжетные картины. | Виды художественной деятельности. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка Опыт художественно-творческой деятельности. Передача сюжета в работе. Развитие умения выстраивать свой сюжет. Соотношение земли, неба; выделение главного предмета в композиции. Создание картин-фантазий. | Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц). | 1 | 7.02 | ||||
Жанр натюрморта Азбука искусства. | Виды художественной деятельности. Жанр натюрморта Азбука искусства. Композиция. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера)Рисование с натуры предметов разной формы в сравнении с другими предметами. Выделение главного предмета в композиции. | Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм, настроений в природе и окружающей действительности. | 1 | 21.02 | ||||
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)-1ч. | ||||||||
Жанры изобразительного искусства. Экскурсия в музей. | Виды художественной деятельности. Жанры изобразительного искусства Азбука искусства. Эмоциональные возможности цвета. Изобразительное искусство среди других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции ,произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет; бытовой и исторический жанры. Знакомство с художниками: А.М.Герасимов, Р.Р. Фальк, А.Г. Венецианов, Э. Дега,К.С. Петров-Водкин, А.Матисс, И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих. | Отличать материалы и инструменты художников — живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора. Понимать, каким образом художник изображает предметы и события Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать представить и объяснить. Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Различать средства художественной выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать ,воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, скульптуру ,декоративные украшения из изделий прикладного искусства. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; | 1 | 28.02 | ||||
Развитие фантазии и воображения- 3 ч. | ||||||||
Иллюстрация: рисунок в книге. | Декоративно-прикладное искусство. Сказочные образы. Азбука искусства. Композиция. Форма и украшение в народном искусстве .Работа с литературными сказочными произведениями. Создание композиции , помещения, сада, строения в природной среде | Использовать материал лит. образов в лепке (герои сказок, декоративные мотивы). Создавать из работ коллективные композиции. | 1 | 7.03 | ||||
Природа- великий художник. Волшебные листья. | Виды художественной деятельности. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка Азбука искусства. Фантазия- Великий художник —природа. Изображение единичных предметов. Ажурные листья с чёткими прожилками. Листья для волшебного дерева. | Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Передавать в рисунке форму, цвет предметов и явлений ,наблюдаемых в природе | 1 | 14.03 | ||||
Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении | Передача в цвете настроения, вызванного восприятием картины, сказки, музыки (мелодии). Выполнение быстрых графических работ по впечатлению, памяти. Создание композиций по впечатлению на передачу настроения, динамики. Музыка в картине и стихах. | Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности. | 1 | 21.04 | ||||
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму-1ч. | ||||||||
Акварель .Работа «по сырому». | Виды художественной деятельности. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Опыт художественно- творческой деятельности. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Освоение техники работы «по сырому | Наблюдать и передавать динамику, настроение, впечатление в цвето-музыкальных композициях (цветовые композиции без конкретного изображения). Примерные задания: бегущее животное или птицы; ветер в траве или среди деревьев; музыка ветра и дождя. Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе. Различать звуки природы (пение птиц ,шум ветра и деревьев, стук дождя, гул падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу). Работать графич. материалами: акварель, пастель. | 1 | 4.04 | ||||
Развитие фантазии и воображения-5 ч. | ||||||||
Изображение по представлению с помощью линий. Предметы, люди в пространстве | Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве .Перевод реального изображения в декоративное. | Создавать свободные композиции по представлению с помощью разнообразных линий. Развивать представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире. Уметь работать графическими материалами: карандашом, фломастером и др. | 1 | 11.04 | ||||
Кляксография. Превращение кляксы в животное. | Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии». Освоение техник работы«от пятна» и «посырому». Превращение кляксы в животное. Изображение животного, образ которого создан в музыке | Работа на плоскости Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки ,поэтического слова, художественного движения. | 1 | 18.04 | ||||
Объем – основа языка скульптуры. | Виды художественной деятельности. Объем – основа языка скульптуры. | Вычленять в окружающем пространстве художественно-организованные объёмные объекты. Улавливать и передавать в слове свои впечатления, полученные от восприятия | 1 | 25.04 | ||||
Разноцветный мир природы | Виды художественной деятельности. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении. Контраст и нюанс в разных видах искусства | Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в техники отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности. | 1 | 2.05 | ||||
Промежуточная аттестация. Проект. Изготовление птиц из бумаги на основе наблюдения. | Конструирование замкнутого пространства .Передача движения. Фотографирование человека или животного в движении. Проектирование окружающей среды. Макеты, этюды, конструкции из бумаги. Работа в группах по 3–4 человека. Использование в композиции игрушек, созданных из бумаги | Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь. Украшать изделие аппликацией или росписью. | 1 | 16.05 | ||||
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) -1ч. | ||||||||
Понятие музей. Экспозиция. | Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Формирование понятия музей. Экспозиция. | Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей. Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного Иметь представления об Изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; Высказывать свои представления и объяснять их. | 1 | 23.05 |
Требования к уровню подготовленности обучающихся 1 класса
К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
знать /понимать:
- названия семи цветов спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
- элементарные правила смешения основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный и т.д)
- о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей события;
- с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
Уметь:
- правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
- свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
- правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
- применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
- рассказать, устно описать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить своё отношение;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции – аппликации.
Описание материально-технического обеспечения.
УМК :
Учебник. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство – М.: «Вентана-Граф», 2012
Перечень литературы и средств обучения :
1.Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская.-3-е изд.,перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012 год
2.Учебно-наглядные пособия .
Электронные образовательные ресурсы.
Презентации с сайтов:
http://www.rusedu.ru/subcat_30.html
http://www.luchiki.ucoz.ru/news/3
http://www.proshkolu.ru/
http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=69001&tmpl=lib&page=1
http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888
http://www.nachalka.info/about/193/
http://roditel.edu54.ru/node/16047
http://www.uchportal.ru/load/47
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон.
Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон....
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
рабочая программа по окружающему миру первый класс Начальная школа века
рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
рабочая программа "школа 21 века"2 класс
раб.программа...
Рабочая программа. Школа 21 века. 2 класс
Рабочая программа по всем предметам. "Школа 21 века. " 2 класс. В программе разработаны индивидуальные "маршруты" для детей, имеющих затруднения в обучениии развитии,а также для детей, имеющих с...
Рабочая прогрвмма Школа 21 века 3 класс
Программа соответствует ФГОС, позволяет учителю создавать условия для формирования у школьников учебных дествий, направленных на результат обучения....
Рабочая программа "Наследие веков" для 6-7 класса
Актуальность программы определяется современными требованиями образования, потребностями общества. Она определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является ос...