Рабочая программа "Наследие веков" для 6-7 класса
рабочая программа по орксэ

Мясникова Елена Михайловна

Актуальность программы определяется современными требованиями образования, потребностями общества.  Она определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. В последнее время у обучающихся заметно снизился интерес к традициям и обычаям русского народа к своей национальной культуре. Необходимо вернуться к извечным ценностям русского народа-мягкости, скромности, всепрощению, целомудрию, терпеливому приятию жизни, духовному ее осмыслению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа для 6-7классов 136.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ДОМ ТВОРЧЕСТВА ИЛЕКСКОГО РАЙОНА

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ"

РАССМОТРЕНО

методическим советом

МБУДОДТ

Протокол № 38 от 28.08.2020г.                                                                      

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДОДТ

______________ Т.И.Веркаш

Приказ № 270 от 28.08.2020г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«НАСЛЕДИЕ ВЕКОВ» 

Адресат:  12 - 14 лет

Срок реализации: 1год

Автор – составитель:

Мясникова Елена Михайловна

педагог дополнительного образования

                       

                         

с.  Затонное, 2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

3

1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

1.1.1

Направленность программы

3

1.1.2

Уровень освоения программы

5

1.1.3

Актуальность программы

5

1.1.4

Отличительные особенности программы от существующих

5

1.1.5

Адресат программы

6

1.1.6

Объем и сроки освоения программы

6

1.1.7

Формы организации образовательного процесса

6

1.1.8

Режим занятий

6

1.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

7

1.3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

7

1.3.1.

Учебный план программы

7

1.3.2.

Учебно-тематический план обучения

7

1.3.3.

Содержание учебного плана

8

1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

10

П.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ  

13

2.1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

13

2.1.1

Календарный учебный график обучения

13

2.2.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРГОРАММЫ

16

2.2.1

Кадровое обеспечение

16

2.2.2

Материально-техническое обеспечение

16

2.3.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ

17

2.4.

ОЦЕНОЧНЫЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫ

18

2.5.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

19

2.6.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

21

3.

ПРИЛОЖЕНИЯ

23

3.1

Приложение 1. Характеристика возрастных особенностей  обучающихся

23

3.2

Приложение 2. Обеспечение  индивидуального (дифференцированного подхода)  при реализации  программы.

24

  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наследие веков» (далее – Программа), имеет социально-гуманитарную направленность.

Программа направлена на  воспитание лучших многовековых отечественных устоев общественной и частной жизни, психологического оздоровления обучающихся, защиты российского культурно-исторического и национально-культурного наследия от агрессивной современной информационной среды. Русская традиционная культура обладает огромным духовно-нравственным потенциалом. В ней воплощены образы – идеалы, веками служившие основой воспитания и просвещения россиян.

Программа ориентирована на:

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития обучающихся;
  • социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры обучающихся;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Программа разработана в соответствии действующим законодательством и современными требованиями к общеобразовательным программам:

- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.);

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 29.12.2017 г) «Об образовании в Российской Федерации»;

- Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16);

- Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утв. Протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12. 2018 № 3);

- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, со-держанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка» (утв. губернатором Оренбургской области, руководителем совета при губернаторе Оренбургской области по стратегическому развитию и приоритетным проектам (программам) от 13.12.2018);

- ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (Статья 16. «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

- Приказ № 104 от 17 марта 2020 г. «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;

- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 мая 2020 г. № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID-19»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2020 № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-2021 годов» (Зарегистрирован 29.07.2020 №59091);

- Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Дом творчества Илекского района Оренбургской области";

- Положение о программе педагога дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Дом творчества Илекского района Оренбургской области" (приказ директора № 272 от 31.08.2020г.).

Программа - модифицированная.

1.1.2. Уровень усвоения программы

Программа имеет базовый уровень освоения программы.

  1. Актуальность программы

Актуальность программы определяется современными требованиями образования, потребностями общества.  Она определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. В последнее время у обучающихся заметно снизился интерес к традициям и обычаям русского народа к своей национальной культуре. Необходимо вернуться к извечным ценностям русского народа-мягкости, скромности, всепрощению, целомудрию, терпеливому приятию жизни, духовному ее осмыслению.

  1. Отличительные особенности программы

Программа составлена на основе программы Шевченко ЛЛ. «Православная культура».

Отличительные особенности  программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Для этого важно понимать историческое  и  культурное прошлое России, особенности бытия её коренных народов, общие закономерности взаимоотношений между ними, существующие и зарождающиеся потребности, связи, социокультурные, психологические и этнокультурные традиции.

1.1.5. Адресат

Программа адресована для обучающихся 12-14 лет и составлена с учетом возрастных особенностей. (Приложение 1).

Наполняемость группы не менее 10 человек.

1.1.6. Объём и сроки освоения программы

Программа рассчитана на один год обучения, всего -  72 часа.

1.1.7. Формы организации образовательного процесса

Форма обучения – очная, дистанционная, смешанная.

Форма организации образовательного процесса:

- индивидуальные и групповые занятия

-беседа (собеседование) с использованием мультимедийной презентации;

- просмотр фильмов с собеседованием;

- совместное чтение фрагментов из летописей и других исторических источников;

-прослушивание лучших произведений русской духовной хоровой музыки;

- создание проектов;

- тематическое рисование,

-  дискуссии.

- индивидуальные или групповые online-занятия;

- образовательные online-платформы; цифровые образовательные ресурсы; видеоконференции (Skype, Zoom); социальные сети; мессенджеры; электронная почта;

- комбинированное использование online и offline режимов;

- видеолекция;

- online-консультация и др.

        Формы организации занятий - игры, практические работы, поисково-познавательная деятельность, беседы, викторины, творческие задания, теоретические и практические задания.

 Программа предусматривает использование таких форм проведения занятий как: просмотр фильмов о жизни, традициях и быте народов России, экскурсии в природу. Такой подход позволяет подвести обучающихся к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений людей.

1.1.8. Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз  в неделю по 2 часа.

Еженедельная нагрузка на одного обучающегося составляет 2 часа,

- при очной форме работы - по 45 минут с 10 минутным перерывом каждый час;

- при дистанционной форме:

- 30 минут - для обучающихся среднего и старшего школьного возраста.

Во время online-занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Цель программы:   дать надежные нравственные ориентиры, вытекающие из православных народных традиций: формировать у учащихся духовно-нравственные качества личности, патриотические и эстетические чувства.

В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретизируются задачи воспитания детей.

Задачи:

обучающие:

  • формировать у школьников представления об историческом прошлом и настоящем своего Отечества; освоение общекультурного наследия России;
  • прививать детям умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
  • формирование элементов IT-компетенций.

развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
  • способствовать развитию воображения, памяти, мышления, речи;
  • развивать навыки организации и сотрудничества с педагогами; уметь договариваться и приходить к общему решению;

воспитательные:

  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным ценностям своего Отечества;
  • воспитание таких качеств, как гражданский патриотизм, чувство гордости за свою страну;
  • формирование духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития школьника;
  • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.3.1. Учебный план обучения

Название раздела/модуля

 (и темы)

Всего часов

Теория

Прак-

тика

Формы

аттестации/

контроля

Вводное занятие

2

1

1

Раздел I. По страницам библейских историй. Ветхий Завет

20

11

9

Презентации

Раздел II. По страницам библейских историй. Новый Завет

24

10

14

Проект

Раздел III. Как Русь стала Православной

4

3

1

Творческие задания

Раздел 4. Православие в русской культуре

20

9

11

Участие в праздниках

Итоговое занятие

2

2

Защита проектов

ИТОГО

72

34

38

1.3.2. Содержание учебного плана обучения  

Вводное занятие (1 час)

  1. Теория(2часа). Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с планом работы.
  2. Раздел I. По страницам библейских историй. Ветхий Завет (20ч.)

Теория (11 часов). Священное Писание и Священное Предание в православной культуре. Библия, Ветхий Завет. История творения. Просмотр православного мультфильма о Сотворении мира.  Священное  Писание. Православное учение о человеке. Библейские истории Заповеди   Закона  Божьего.  Евангельские  притчи. Зачем творить добро? Нагорная проповедь. Девять заповедей блаженств – ступеньки духовного восхождения Добродетели  и  страсти. Совесть и раскаяние. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики.  Христианские  праздники. Православная  Россия  в лицах.  Иконография.

Практическая работа (1час).  Прослушивание “ Времена года “ П.И. Чайковский.

Практическая работа (1час). Изобразительная деятельность на тему  “ Мир природы”.

Практическая работа (1час). Просмотр православных мультфильмов “ Адам и Ева”. Дискуссия.

Практическая работа (1час). Просмотр православного мультфильма “ Каин и Авель”. Дискуссия.

Практическая работа (1час). Творческое занятие на тему “ Ковчег Ноя”.

Практическая работа (1час).  Творческое занятие на тему “ Вавилонская башня.”.

Практическая работа (1час).  Викторина “ Десять заповедей”

Практическая работа (1час). Практическая работа над презентациям по теме “ Десять заповедей”.    

Практическая работа (1час).  Проектная деятельность.

  1. Раздел II. По страницам библейских историй. Новый Завет(24 ч.)

Теория (10 часов).  Священное  писание. Новый Завет. Священное Писание и Священное Предание в православной культуре. Библия, Ветхий Завет и Новый Завет. Богодухновность Библии. Евангелие – Благая весть. Смысл Евангелий. Четыре евангелиста, их символы. Евангельские  притчи. Притча  о  сеятеле.  Притча  о  богатом  и  Лазаре. Притча  о  мытаре  и  фарисее. Притча  о  блудном  сыне. Притча  о десяти девах. Притча  о талантах.

Православная нравственная культура. Совесть, любовь, благо, истина, красота, добро в православной культуре. Христианские добродетели. Духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека, жизни общества. Ответственность человека за свою жизнь. Каждый поступок – ступенька вверх или вниз. Выбор совести. Почему нужно выбирать добро? Обманчивая притягательность зла и его разрушительность.

Притча  о  милосердном  самарянине. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики.

Христианские  праздники.  Христианские  праздники. Православная  Россия  в лицах. . Религиозные праздники, периоды ограничений (посты) и их смысл. Какие календарные даты отмечают представители моего народа, как и когда встречают Новый год.

Практическая работа (1 ч). Рождественская поделка  на тему  “Рождество Христово”.

Практическая работа  (2ч).  Поделка “ Ангел”

Практическая работа. (2ч). Работа над иллюстрациями к притчам Иисуса Христа

Практическая работа. (2ч). Пасхальный сувенир.

Практическая работа (2ч). Пасхальные народные  песни.

Практическая работа (4). Проект. «Православные праздники»

Практическая работа (1 ч)    Фотоотчёт

  1. Раздел III. Как Русь стала Православной (4 ч)

Теория (3 ч.). Перевод на славянский язык богослужебных книг. Азбука глаголица и кириллица. Важнейшие тексты православной Церкви на церковнославянском языке. Посещение русских земель первым апостолом. Почитание на Руси Андрея Первозванного. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

Практическая работа (1 ч). Творческое задание. Изучение старославянской азбуки.

  1. Православие в русской культуре (20 ч).

Теория. (9 ч). Восточные славяне до принятия христианства . Отражение героического прошлого в эпосе русского народа как основа его исторической памяти. Важнейшие памятники истории, культуры и религии моего народа, народные святыни как духовный источник становления национального характера и составная часть общекультурного наследия всех народов России. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси. Государственная и культурообразующая религия в России. Православная  Россия  в лицах.  Иконография. Преемственность  поколений. Герои России. Великие победы России. Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.).  Духовные ценности российской культуры, их сохранение и приумножение. Хранение памяти предков – забота всех поколений.

Практическая работа  (2 ч.). Творческая работа “ Обереги”.

Практическая работа  (2ч)  Иллюстрация к языческим праздникам  

Практическая работа (2ч) Посещение виртуального музея искусств

Практическая работа (2ч). Презентации ратных подвигах русского народа.

Практическая работа (3ч).  Презентации творческих работ.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • навыки общения со сверстниками;
  • познавательный интерес к новому материалу; способность применять полученные знания на практике;
  • ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • основы гражданской ответственности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
  • чувство прекрасного на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении предметных результатов:

  • будут сформированы у школьников представления об историческом прошлом и настоящем своего Отечества; общекультурном наследии России;
  • привиты детям умения и навыки поисковой деятельности: научатся  наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
  • обучающиеся будут иметь сформированные элементы IT-компетенций.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • планировать пути достижения целей;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов своей деятельности;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение;
  • различать способ и результат действий.

Ученик получит возможность:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
  • выражать речь в устной и письменной форме;
  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять самостоятельную деятельность, достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое и диалогическое высказывание,
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в разных ситуациях;
  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою точку зрения;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разных коммуникативных задач.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Месяц

Число

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Форма контроля

1-2

сентябрь

18.09

2020

групповое online-занятие

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с планом работы

Видеоотчет, аудиозапись

Раздел I. По страницам библейских историй. Ветхий Завет (20ч.)

3-4

сентябрь

25.01

2020

групповое online-занятие

2

Священное писание. Ветхий Завет.

Видеоотчет, аудиозапись

5-6

октябрь

2.10.

2020

групповое online-занятие

2

Как все начиналось. История творения.

Просмотр православного мультфильма о Сотворении мира.

Видеоотчет, аудиозапись, рисунки

7-8

октябрь

9.10.

2020

групповое online-занятие

2

Жизнь первых людей. Просмотр православного мультфильма“ Адам и Ева”

Видеоотчет, аудиозапись

9-10

октябрь

16.10.

2020

групповое online-занятие

2

Библейская история. Каин и Авель. Просмотр православного мультфильма “ Каин и Авель”

Видеоотчет, аудиозапись

11-12

октябрь

23.10

2020

групповое online-занятие

2

Библейская история. Потоп. Творческое занятие на тему “ Ковчег Ноя”

Видеоотчет, аудиозапись

13-14

октябрь

30.10

2020

групповое online-занятие

2

Библейская история. Вавилонская башня. Просмотр “ Вавилонская башня»

Видеоотчет, аудиозапись

15-16

ноябрь

6.11

2020

групповое online-занятие

2

Библейская история. Призвание Авраама.

Видеоотчет, аудиозапись

17-18

ноябрь

13.11

2020

групповое online-занятие

2

Библейская история. Рождение Моисея и его призвание

Видеоотчет, аудиозапись

19-20

ноябрь

20.11

2020

групповое online-занятие

2

О жизни христианской   10 заповедей Закона Божия. Викторина “ Десять заповедей”

Видеоотчет, аудиозапись

21-22

ноябрь

27.11

2020

групповое online-занятие

2

Урок нравственности: понятие греха.  Работа над презентациями по теме “ Десять заповедей”

Видеоотчет, аудиозапись

Раздел II. По страницам библейских историй. Новый Завет(24 ч.)

23-24

декабрь

04.12

2020

групповое online-занятие

2

Священное  писание. Новый Завет.

Видеоотчет, аудиозапись

25-26

декабрь

11.12.

2020

групповое online-занятие

2

История Рождества. Рождественская поделка  на тему “ Рождество Христово”

Видеоотчет, аудиозапись

27-28

декабрь

18.12.

2020

групповое online-занятие

2

Прослушивание духовного песнопения “ Рождество Христово”.  Изготовление ангела (поделка)

Видеоотчет, аудиозапись

29-30

декабрь

25.12.

2020

групповое online-занятие

2

Детство Иисуса Христа

Видеоотчет, аудиозапись

31-32

январь

08.01.

2021

групповое online-занятие

2

Иоанн Креститель. Крещение Иисуса.

Видеоотчет, аудиозапись

33-34

январь

15.01

2021

групповое online-занятие

2

Иисус в пустыне. Нагорная проповедь Иисуса Христа

Видеоотчет, аудиозапись

35-36

январь

22.01

2021

групповое online-занятие

2

Урок нравственности: привычки полезные и вредные. Чудеса Иисуса Христа

Видеоотчет, аудиозапись

37-38

январь

29.01

2021

групповое online-занятие

2

Библейская история. Избрание апостолов. Притчи Иисуса Христа

Видеоотчет, аудиозапись

39-40

февраль

5.02.

2021

групповое online-занятие

2

Просмотр фильма “ Иисус Христос – сын Божий”. Работа над иллюстрациями к притчам Иисуса Христа

Видеоотчет, аудиозапись

41-42

февраль

12.02

2021

групповое online-занятие

2

Чудесная любовь Иисуса. Пасха

Видеоотчет, аудиозапись

43-44

февраль

19.02

2021

групповое online-занятие

2

Пасхальный сувенир. Пасхальные народные  песни

Видеоотчет, аудиозапись

45-46

февраль

26.02.

2021

групповое online-занятие

2

Библейская история. Добрый Пастырь

Видеоотчет, аудиозапись

Раздел III. Как Русь стала Православной (4 ч)

47-48

март

5.02

2021

групповое online-занятие

2

Посещение русских земель первым апостолом. Почитание на Руси Андрея Первозванного

Видеоотчет, аудиозапись

49-50

март

12.02

2021

групповое online-занятие

2

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Просмотр фильма о создателях славянского алфавита

Видеоотчет, аудиозапись

Православие в русской культуре (22 ч)

19.02

51-52

март

26.02

2021

групповое online-занятие

2

Восточные славяне до принятия христианства

Видеоотчет, аудиозапись

53-54

апрель

02.04

2021

групповое online-занятие

2

Творческая работа “ Обереги”. Иллюстрация к языческим праздникам  

Видеоотчет, аудиозапись

55-56

апрель

09.04

2021

групповое online-занятие

2

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Святой равноапостольный князь Владимир

Видеоотчет, аудиозапись

57-58

апрель

16.04

2021

групповое online-занятие

2

Крещение Руси

Видеоотчет, аудиозапись

59-60

апрель

23.04

2021

групповое online-занятие

2

Русская Православная Церковь. Что такое Церковь. Соборность.

Видеоотчет, аудиозапись

61-62

апрель

30.04

2021

групповое online-занятие

2

Государственная и культурообразующая религия в России

Видеоотчет, аудиозапись

63-64

май

07.05

2021

групповое online-занятие

2

Государственный герб России, флаг.

Видеоотчет, аудиозапись

65-

май

14.05

2021

групповое online-занятие

2

Православный храм. Как устроен храм. Иконостас Русская духовная музыка

Видеоотчет, аудиозапись

67-68

май

14.05

2021

групповое online-занятие

2

Иконопись. Первая икона Иисуса Христа. Образ пресвятой Богородицы, . Иконописцы.

Видеоотчет, аудиозапись

69-70

май

28.05

2021

групповое online-занятие

2

Таинства Православной Церкви. Богослужение в Православной Церкви

Видеоотчет, аудиозапись

71-72

2021

групповое online-занятие

2

Итоговое занятие.

Видеоотчет, аудиозапись

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.2.1 Кадровое обеспечение

Реализует программу педагог дополнительного образования  на базе МБОУ Затонновская основная общеобразовательная школа.

2.2.2 Материально-техническое обеспечение

Перечень материалов и оборудования из расчета на одного обучающегося или на одну группу детей.

- специальные материалы,

 - стенды для представления результатов работы  

- справочная литература, плакаты и т.п.);

- особая наградная продукция, сертификаты, удостоверения, знаки отличия, призы и т.п.;

- необходимая печатная продукция (маршрутные листы, конверты,

рабочие тетради, памятки, листовки, дневники или карты наблюдения и

т.п.).

Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо наличие компьютера с выходом в Интернет, соответствующего программного обеспечения.

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ

 

Реализация программы предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации:

  • выполнение практической работы;
  • выполнение творческой работы (иллюстрации, поделки);
  • викторина;
  • решение кроссвордов;
  • презентация и защита  индивидуальных и коллективных  проектов  и  творческих работ (на занятии, на конференции);
  • защита портфолио (проходит на итоговом занятии в форме презентации).

Формы и сроки отслеживания результатов

Время

проведения

Цель проведения

Формы и методы

контроля

Входная диагностика

Сентябрь

Определение уровня личностного развития, уровня развития творческих способностей

Педагогическое наблюдение.

Промежуточная диагностика

В течение года

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности к восприятию нового материала. Выявление обучающихся, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Оценка проекта.

Итоговая диагностика

Май

Определение изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей Определение результатов обучения. Мотивирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Защита проектов, конференция, конкурс портфолио.

Для отслеживания и фиксации образовательных результатов используются:

- портфолио;

- фотоматериалы;

-  карты мониторинга индивидуального развития обучающегося.

Портфолио является наиболее наглядной формой отслеживания и фиксации результатов. Портфолио включает общие сведения об учащемся, реферативное описание результативности работы в творческом объединении, грамоты, дипломы, сертификаты о победах и участии в различных  мероприятиях (конкурсах, выставках, соревнованиях), продукты деятельности (распечатку презентаций проектов и сами проекты), информацию, подтверждающую участие обучающегося в конкурсах и конференциях.

Защита портфолио является формой итоговой аттестации.

Другими формами предъявления результатов деятельности обучающихся объединения служат:

  • Итоговое занятие по окончании каждого года обучения, которое проходит в форме «Презентаций»;
  • Участие обучающихся объединения  в конкурсах, олимпиадах и конференциях областного и всероссийского уровня (Приложение ).
  • Отзывы родителей на сайтах МБУДО Дом творчества.
  • Публикации о результатах деятельности объединения в СМИ.
  • Аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики.

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Планируемые результаты

Диагностические методики и задания

Сроки проведения

Личностные

Анкета (Приложение)

Участие в мероприятиях

В течение года

Метапредметные

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает защиту проекта.

В течение года

Предметные

Викторины, кроссворды, рисунки, презентации.

В течение года

2.5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический комплект:

1. Л.Л. Шевченко «Православная культура» М, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010

2. Л.Л. Шевченко Православная культура. Наглядное пособие «Иллюстрации». М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

Методы обучения по программе

У детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Обучающиеся могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Сочетание разных методов обучения:

– чтение текстов книг, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:

– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур;

– отражение основного содержания текстов книг в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

Педагогические технологии

При реализации программы используются следующие педагогические технологии:

- технология группового обучения - для организации совместных действий, коммуникаций, общения, взаимопонимания и взаимопомощи;

- технология дифференцированного обучения – применяются задания различной сложности в зависимости от интеллектуальной подготовки уча-щихся;

- технология эдьютейнмент – для воссоздания и усвоения обучающи-мися изучаемого материала, общественного опыта и образовательной дея-тельности;

- технология проблемного обучения – для творческого усвоения знаний, поэтапного формирования умственных действий, активизации различных операций мышления;

- технология проектной деятельности - для развития исследователь-ских умений; достижения определенной цели; решения познавательных и практических задач; приобретения коммуникативных умений при работе в группах;

- информационно-коммуникационные технологии – применяются для расширения знаний, выполнения заданий, создания и  демонстрации презентаций на занятиях, проведения диагностики и самодиагностики.

Формы организации образовательного процесса

Основными формами организации образовательного процесса по программе являются комбинированное и практическое занятие (занятие-творческая мастерская, занятие-практикум, защита проектов, экскурсия, игра, квест, викторина, путешествие).

2.6. ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Нормативные документы

  1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Концепция развития дополнительного образования детей [электронный ресурс] / «Электронная газета» http://www.rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html. – Режим доступа: – Документы. – (Дата обращения: 18.05.2018); 

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [электронный ресурс] / «Электронная газета». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html. – Документы. – (Дата обращения: 18.05.2018); 

3. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях  [электронный ресурс] /  – Режим доступа: http://edu-frn.spb.ru/educ/talent/?download=6 – (Дата обращения: 18.05.2018);

4. СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей [электронный ресурс]/ «Электронная газета». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/10/03/sanpin-dok.html. – Документы. – (Дата обращения: 18.05.2018);  

5. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс] / Кодексы и законы РФ. – Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ – Законы. – (Дата обращения: 18.05.2018).

6. Паспорт приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 N 11) [электронный ресурс]: «Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации». – Режим доступа: - http://legalacts.ru/doc/pasport-prioritetnogo-proekta-dostupnoe-dopolnitelnoe-obrazovanie-dlja-detei-utv/ - (Дата обращения: 18.07.2018).

Список основной литературы

  1. Наследие веков живое. Книга для юношества. Шевченко Л.Л. М.: Центр поддержки культуно-исторических традиций Отечества. 2009
  2. Рябцев Ю.С. История  русской  культуры – Москва, РОСМЭН, 2003.

Дополнительная литература:

1. Библия для детей. Библейские рассказы с иллюстрациями. Москва. Институт перевода Библии, 2003

2. Основы православной культуры: словарь-справочник/ А.В.Бородина. – М.: СофтИздат, 2010

3. Святыни православной России. Сост.Л.М.Григорьева. – СПб.: ИГ «Весь», 2012

4.    Отчий дом: Книга для семейного чтения/ авт.-сост. Л.Л.Шевченко. – М.: Доцент, 2008

5. Интернет-ресурсы.

 http://www.eroshka.ru

http://www.skaz.ru

http://www.radostmoya.ru

  1. ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1.

 Характеристика возрастных особенностей  обучающихся.

Изложение материала тематических линий носит личностно-ориентированный характер и учитывает возрастные и индивидуальные возможности его восприятия учащимися. В этом возрасте дети, сохраняя непосредственность образного восприятия, начинают критически оценивать все явления окружающего мира, представленные, в том числе, и в форме учебного знания. Поэтому были определены смысловые узлы программы, позволяющие представить феномены православной культуры в проблемной форме через систему понятий, отражающих основной смысл христианства. Учитывая особенности христианской веры, как системы иерархических отношений человека к Богу, к ближним, к миру, к себе (отношений радости, любви, ответственности, милосердия и других), выстроенных на основе христианских ценностей, определены ведущие понятия православной культуры для основной школы: счастье – ценности жизни христиан.

Учащиеся 6-7 класса различаются по уровню учебных возможностей и познавательной активности на уроках. Учащиеся активные, любознательные. Позитивно относятся к учёбе, большая часть учится с интересом, но есть дети, которые нерегулярно выполняют домашнее задание, на уроке невнимательны. Уровень подготовки учащихся 6-7 класса позволяет не вносить изменений в планирование, которое составила автор программы.

Приложение 2.

Обеспечение  индивидуального (дифференцированного подхода)  при реализации  программы.

Маршрутный лист

Ф.И.О.

Название,

Уровень

Представленная работа

Результат

Приложение 3.

Методика определения уровня воспитанности учащегося

Определение уровня воспитанности обучающегося «Наследие веков» проводится по диагностике уровня воспитанности по Н. П. Капустину, М.И.Шиловой. Форма проведения диагностики – анкетирование, устный опрос.

Педагоги после проведения диагностики оформляют диагностическую таблицу (сводный лист определения уровня воспитанности обучающихся), которая отражает десять основных показателей нравственной воспитанности учащихся: долг и ответственность, бережливость, дисциплинированность, ответственное отношение к обучению, отношение к общественному труду, коллективизм и чувство товарищества, доброта и отзывчивость, честность и справедливость, простота и скромность, культурный уровень.

Анкета

определение уровня воспитанности обучающихся

Анкета

учащегося        ___________________

объединения «Наследие веков»

Ступень, год обучения         

Долг и ответственность

1

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего объединения работал лучше.

4 3 2 1 0

2

Вношу предложения по совершенствованию работы

объединения.

4 3 2 1 0

3

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в

объединении.

4 3 2 1 0

4

Участвую в подведении итогов работы объединения, в

определении ближайших задач.

4 3 2 1 0

Бережливость

1

Аккуратно пользуюсь книгами, находящимися в кабинете

4 3 2 1 0

2

Бережно отношусь к станционной мебели (не рисую, не

черчу на столах).

4 3 2 1 0

3

Бережно отношусь к своей одежде (слежу за чистотой и

опрятностью).

4 3 2 1 0

4

Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду

бумагу).

4 3 2 1 0

Дисциплинированность

1

Знаю и соблюдаю правила поведения в объединении

4 3 2 1 0

2

Всегда внимателен на занятиях, не мешаю слушать другим объяснения педагога.

4 3 2 1 0

3

Участвую в мероприятиях, проводимых в объединении.

4 3 2 1 0

4

.

Осознаю свою ответственность за результаты работы в

коллективе объединения.

4 3 2 1 0

Ответственное отношение к обучению

1

Прихожу на занятия с выполненным домашним заданием.

4 3 2 1 0

2

При подготовке задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.

4 3 2 1 0

3

Использую дополнительную литературу (пользуюсь

средствами Интернета).

4 3 2 1 0

4

Аккуратен, исполнителен, точен.

4 3 2 1 0

Отношение к общественному труду

1

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

4 3 2 1 0

2

Принимаю участие в трудовых рейдах (уборке

кабинета, участка).

4 3 2 1 0

3

Выполняю трудовые поручения родителей.

4 3 2 1 0

4

Добросовестно выполняю все поручения.

4 3 2 1 0

Коллективизм, чувство товарищества

1

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим

4 3 2 1 0

объединениям.

2

Готов отстаивать интересы всего коллектива станции в

других коллективах и общественных организациях.

4 3 2 1 0

3

Готов помочь своим товарищам выполнять домашнее

задание или поручения взрослых.

4 3 2 1 0

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4 3 2 1 0

Доброта и отзывчивость

1

Стремлюсь помочь другим учащимся, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4 3 2 1 0

2

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

4 3 2 1 0

3

Не реагирую на случайные столкновения в станционных

коридорах, помогаю младшим.

4 3 2 1 0

4

Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

4 3 2 1 0

Честность и справедливость

1

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.

4 3 2 1 0

2

Честно сознаюсь, если что-то натворил.

4 3 2 1 0

3

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.

4 3 2 1 0

4

Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым

коллективом.

4 3 2 1 0

Простота и скромность

1

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.

4 3 2 1 0

2

Понимаю, что человека уважают не за деньги.

4 3 2 1 0

3

Иногда люблю похвастаться.

4 3 2 1 0

4

Могу дружить с девочками и мальчиками другой

национальности

4 3 2 1 0

Культурный уровень

1

Посещаю музеи, выставки не реже одного раза в месяц

4 3 2 1 0

2

Среди телевизионных передач смотрю учебные,

познавательные фильмы

4 3 2 1 0

3

Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем

присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.

4 3 2 1 0

4

Соблюдаю правила поведения в общественных местах (в

том числе транспорте)

4 3 2 1 0

Расчет        делать        по                каждому        пункту.        Детям        сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5- балльной         шкале        (расшифровка        дана                на доске)”. “0” - всегда нет или никогда.

“1” - очень редко, чаще случайно.

“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.

“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.

“4”- всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное кол-во баллов) (3+4+3+4)/16. Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. (1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/10

  • 0,5 - 0,6 низкий уровень воспитанности
  • 0,7 - 0,8 средний уровень воспитанности
  • 0,9 выше среднего уровень воспитанности
  • 1 - высокий уровень воспитанности

Сводный лист

для определения воспитанности

 учащихся объединения          

год обучения         на начало 202_- 202_ уч. года

Качества

И

т

Ф.И.

учащег ося

Долг и ответственность

Бережливость

Дисциплинированность

Ответственное отношение к обучению

Отношение к общественному труду

Коллективизм, чувство товарищества

Доброжелательность и отзывчивость

Честность и справедливость

Простота и скромность

Культурный уровень

1

2

3

4

                                                                        Приложение № 4

ПРОТОКОЛ

результатов промежуточной (итоговой) аттестации учащихся

в объединении дополнительного образования

за         202   / 202         учебный год

Название объединения         

 Общеобразовательная программа         

 Год обучения                         

 ФИО педагога                  

 Группа №                  

 Дата проведения                  

 Форма аттестации                 

  Форма оценки результатов: уровень (высокий, выше среднего, средний, низкий), балл (1,2,3,4,5).

Председатель аттестационной комиссии:          

Члены аттестационной комиссии (Ф.И.О. должность):

Результаты промежуточной (итоговой) аттестации учащихся

п/п

ФИО

учащегося

Уровень теоретических и практических знаний

Достижения

учащегося

Итоговый

результат

1.

2.

3.

ИТОГИ АТТЕСТАЦИИ

Всего аттестовано учащихся (чел.)         

 Высокий уровень (чел.)                 

 Выше  среднего уровень (чел.)                  

Средний уровень (чел.)         

 Низкий уровень (чел.)         

 ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АТТЕСТАЦИИ

Переведено на следующий год, чел.         

          Руководитель объединения  ____________________________

(Ф.И.О. педагога, подпись)

Председатель:        

 Члены аттестационной комиссии:                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....