Формирование учебной деятельности младших школьников через активные методы и приемы.
материал на тему
Формирование учебной деятельности младших школьников через активные методы и приемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare_2016.docx | 41.93 КБ |
formirovanie_ud_mladshih_shkolnikov_2016.pptx | 811.33 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛ.1 формирование учебной деятельности младших школьников через активные методы и приемы
1 часть. В 2014-15уч году готовились выпустить первых учеников, обучавшихся по новым стандартам, готовили карты планируемых результатов. Мониторинг уровня сформированности У.Д. показал, низкий уровень в 3 классах из 5, п.э. пришлось вернуться к изучению темы «Пути формирования учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС». Т.К. на стадии подготовительного этапа к реализации ФГОС, рассматривалась подробно теория У.Д, построение урока, решила найти материал, который заинтересует, привлечет внимание коллег.
Перед изучением темы, поставила цель:
Цель: выявить эффективные приемы, способы стимулирования развития учебной деятельности младших школьников.
Для реализации цели, выдвинула задачи:
Задачи:1. Систематизировать теоретические знания об У.Д. младших школьников
2. Углубить и пополнить знания о приемах, стимулах способствующих формированию У.Д, способствовать активному использованию их на практике коллегами
3.Провести мониторинг уровня сформированности элементов учебной деятельности учеников 4-х классов
В последнее время появляются данные, которые позволяют сосчитать количество информации, содержащееся во всех школьных учебниках, и сопоставить его с тем количеством, которое может быть эффективно усвоено учениками за отведенное для занятий время. Так:
- курс начальной школы при полной нагрузке мозга может быть пройден за 1,5-2 месяца
- за время учебы каждый ученик мог бы овладеть десятками языков, выучить тома энциклопедии, достичь других выдающихся успехов;
- взвесив все возможности ученика, ученые пришли к выводу, что самый обыкновенный школьник способен усвоить курс нескольких институтов.
СЛ 2. Следовательно, современное школьное образование имеет значительные резервы. Если ребенок не желает учиться, его мозг заперт и перегружается от внутреннего сопротивления.
И наоборот, неуёмное желание познавать приводит к колоссальным успехам без всякой перегрузки.
Природа щедро одаривает абсолютное большинство детей нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе. Откуда же берутся двойки в классных журналах, в дневниках наших ребят?
В чем причины? Их немало. Одна из главных причин низких результатов учебы - недостаток сформированности учебной деятельности.
СЛ 3 Тысячекратно цитируется применительно к образованию древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.
Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.
СЛ 4 Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда рассматривается как синоним научения, учения, обучения. Но главным отличием обучения и У.Д. является то, что обучение предполагает позицию ученика, а в развитой форме У.Д. обучение может быть осуществлено самостоятельно
СЛ.5В узком смысле У.Д. по Давыдову. Б. Эльконину, - это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В конце 50-х г. Д. Б. Эльконин выдвинул общую гипотезу о строении учебно-познавательной деятельности, о ее значении в психическом развитии ребенка. Особенность учебной деятельности состоит в том, что ее результатом является изменение самого учащегося. Дальнейшее развитие эта идея получила в работах Давыдова.По В.В.Давыдову выделяются главные компоненты учебной деятельности: учебные ситуации, учебные действия, контроль и оценка.
2 часть.Изучив теорию по теме, я пришла к выводу:
У. Д. –это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, кем я был, и кем я стал, поэтому этому новым предметом для ученика становится процесс собственного изменения. Главным в учебной деятельности является то, чтобы человек посмотрел на себя и оценил собственные изменения. Собственная оценка и есть предмет учебной деятельности
СЛ7. У.Д. не дается человеку от рождения, ее надо сформировать
Введение Федерального государственного образовательного стандарта принципиально изменило характер образовательного процесса и его результаты, поэтому особенно актуальной становится проблема готовности педагогов к умению сформировать успешную У.Д.
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте имеет свои особенности. Она здесь только начинается, и поэтому о ней нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Ее предстоит совершенствоваться в течение долгих лет жизни, если человек будет все это время продолжать учиться.Если процесс развития учебной деятельности идет стихийно, то он занимает длительное время. При продуманном и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже к старшим классам школы ребенок приобретает новые или изменит существующие у него знания, умения и навыки. Главная нагрузка здесь приходится как раз на младший школьный возраст, где образуются основные составляющие учебной деятельности: это учебные действия, контроль и саморегуляция.
Стандарт определил основную задачу начального образования: сформированность у выпускников начальной школы умения учиться, умения организовать свою деятельность для решения учебных задач, то есть У.Д.
В стандарте за основу взята теория учебной деятельности Эльконина–Давыдова,
- СЛ 6 Структуру УД в ФГОС
- 1.Мотивация
- 2. Учебная задача
- 3.Учебные действия
- 4. Контроль
- 5. Результат
- 5. Оценка
- 6. Рефлексия
СЛ 8 .Как учителя начальной школы начинают формировать У.Д.( у дошкольника она в зачаточном состоянии)
1. И начав реализовывать ФГОС, учитель ушел от прямого образца, задавая вопрос при планировании деятельности учащихся на уроке, — не «что вы будете делать?», а «как вы будете делать?». Учитель вместе с учениками обсуждает, как они будут решать ту или иную задачу, какой информации не хватает, какие знания нужны для решения проблемы.
При их решении они находят общий способ подхода ко многим частным задачам, которые в последующем выполняются как бы с ходу и сразу правильно.
2. Первоначально младшие школьники выполняют учебную деятельность совместно, поддерживают друг друга в принятии и решении задачи, проводят обсуждение путей поиска. Именно в этих ситуациях возникают зоны ближайшего развития. Постепенно учебную деятельность начинает самостоятельно осуществлять каждый, кто становится индивидуальным субъектом этой деятельности.
3.Ученик должен знать о своих ограниченных возможностях в чём-либо, стремиться и уметь преодолевать свою ограниченность.
Приобретение ребёнком потребности в учебной деятельности, соответствующих мотивов способствует усилению желания учиться.
4. Урок – живая клеточка образовательного процесса. Все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. 45 минут – это кусочек жизни учителя и учащихся, который может быть прожит ярко, эмоционально и стать запоминающимся и наоборот, может пройти скучно и неинтересно.
СЛ. Способствуют полноценному формированию У.Д нестандартные уроки, в своей работе учителя начальной школы применяют активно нестандартные формы уроков, перечень, которых вы видите на слайде-
уроки-фантазии;
-уроки-встречи;
-уроки-презентации;
-уроки-аукционы;
-уроки-соревнования;
-уроки-экскурсии;
-уроки-путешествия;
-театрализованные уроки и т.д.
5 .Для полноценного формирования УД, с введением стандартов изменилась технологии работы педагогов. В своей работе учителя начальной школы активно используют современные технологии : системно-деятельностный подход, обучение на основе «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационных и коммуникационных технологий, активных форм обучения (организация работы в группах).При совместной работе со сверстниками равноправное общение обогащает ребенка опытом контрольно-оценочных действий и высказываний. Отсюда следует, что дети лучше усваивают учебный материал в совместной работе.
Не меняя технологии работы, учитель не сможет сформировать УД.
6.Большим подспорьем при формировании У.Д слушитнадпредметный курс «Мир деятельности», потому как в учебном процессе используется технология деятельностного метода и создаются условия для выполнения учащимися на каждом уроке всего комплекса УУД, определенных ФГОС. Мир деятельности» - актуальный, современный учебный курс, который способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы.
Он помогает ученику запомнить открытые им знания об учебной деятельности, применять их как в школе, так и дома, проводить самооценку своих знаний и умений, учиться более увлеченно и результативно. Дети используют знания Мира деятельности на уроках. Часто слышишь на уроках от детей; «А на мире деятельности
7. К концу 4 года обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты. Мы говорим о сформированности У.Д.
На втором этапе формирования учебной деятельности (6-9-е классы) усложняется её содержание - предметом усвоения становятся целостные системы теоретических понятий, излагаемые абстрактным языком. Изменяется и организация учебной деятельности, учащиеся постепенно переходят к самостоятельному выполнению учебных задач. Каждый ученик становится индивидуальным субъектом учения, его учебная деятельность приобретает форму внутреннего диалога с авторами учебников. Учебная деятельность теряет свой ведущий характер; главную роль в психическом развитии подростков приобретает общественно значимая деятельность (спортивная, трудовая, художественная и пр.). Но в сфере умственного развития учебная деятельность продолжает занимать главное место.
В старшем школьном возрасте учебная деятельность вновь становится ведущей, но в ней появляется профессиональный уклон, позволяющий старшеклассникам осуществлять профессиональное самоопределение. В студенческие годы учебная деятельность приобретает исследовательский характер и может быть названа учебно-познавательной деятельностью.
Было время, когда нерадивое отношение к учению расценивалось как простая лень и для преодоления этого затруднения применялось такое же простое и естественное средство - принуждение, выступавшее в различных формах и видах и пустившее глубокие корни в истории педагогики. А это было результатом не сформированности УД.
Проанализировав уроки учителей начальной школы, пришли к выводу, что в У.Д. прослеживается на каждом уроке, на каждом этапе, делаем все правильно.
Я продолжала искать стимулы для развития и поддержки У.Д. ученика на уроке и вне урока.
В педагогической литературе нашла систему стимулов, предложенную И.П. Подласым и его коллегами для более качественного формирования У.Д.
СЛ, Я вам предлагаю буклет «Система стимулов И.П.Подласова» . Их 18. Наши педагоги с удовольствием используют эти стимулы в урочной и внеурочной деятельности.
Стимулы, которые необходимо применять учителям, опираются на тонкие, деликатные «подталкивания» учеников к выполнению определенных действий и исключают открытое «давление», грубое принуждение. Как я сказала, у Подласова стимулов для формирования УД-18. В своей работе чаще всего использую:
1.Опираются на желания учеников.
Важно не только то, чего желаем мы сами, но и то, чего хочет ученик. Не будем пытаться его ломать и переделывать: он не виноват в своих желаниях
2. Мы видим, что и школьники, несмотря на всевозможные запреты, оставляют свои имена (теперь чаще клички), где придется: на партах, деревьях, автобусных остановках. Используем эту страсть в качестве стимула .Пишите крупными буквами на классной доске, на плакатах и стендах имена чем-то отличившихся ребят, и у вас увеличатся шансы заинтересовать их своей персоной, своимпредметом.
3.Поощряйте желание добиться признания. Всем людям свойственно желание быть признанными. Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания (престижа).
4. Сделайте работу привлекательнойУчителя начальной школы виртуозно делают любою работу привлекательной. Извлекают максимум стимулов из ошибок учащихся. «Прекрасная ошибка!», «Неслучайная ошибка!», «Ошибка, которая ведет к истине!», «Спасибо, твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений».
5.Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, утверждают психологи, согласных все свою жизнь ходить в неудачниках, нормальному человеку свойственно стремление улучшать свое положение. Это стремление следует поощрять и активизировать его, взывая к самолюбию, подчеркиваявозможность улучшения достижений.
. Но самолюбие, как правило, игнорируется. Включите и его, заставьте школьника воскликнуть: «И я не хуже других!».
6.Хвалите, хвалите и еще раз хвалите. Это не такой простой стимул, как кажется на первый взгляд. Похвала должна возникать (если хотите, дароваться) спонтанно, ее не стоит планировать, ее нельзя назначать, как по расписанию. Не превозносите до небес рутинную, а тем более плохо выполненную работу. Похвала плохо сделанного становится оскорблением и того, кто это сделал, и того, кто хвалит. Похвала должна быть конкретной, точно адресованной. Четко скажите, за что «спасибо», чем вы обрадованы и восхищены. Хвалите так, чтобы в похвалу верилось. Язык мимики и жеста тут очень важен. Если учитель говорит, что ему понравилось сочинение, но вид при этом имеет угрюмый, то учащийся, скорее всего не поверит его словам.
7.Создавайте хорошую репутацию своим ученикам. Особенностью воспитания детей в еврейских семьях является выражение одобрения за каждый малейший успех, каждую удачу. Еврейская мать или отец семейства никогда не скажут, что их ребенок ленив, неспособен или неряшлив. Они хвалят его беззастенчиво и постоянно, создавая тем самым комплекс превосходства и заставляя ребенка тянуться к вымышленному идеалу. В еврейских школах педагоги стремятся создавать своим ученикам хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать. В этом, кажется, и состоит главный секрет еврейского воспитания, которое в подавляющем большинстве случаев достигает успеха.
В мае 2015-16уч.г. провели тестирование и сравнение уровня сформированности УД по методике Андреевой.
На слайде Вы видите, что результаты выше на порядок.
ВЫВОД. Итак, отработав материал по теме, я сделала вывод
1.Основными показателями сформированности У.Д. является:
-достижения ребенка в учебной деятельности;
-признание коллективом;
-высокий уровень самостоятельности ученика;
- формирование устойчивой мотивации к изучению предметов;
-наличие творческого подхода при выполнении различных заданий;
-повышение уровня усвоения материала;
-формирование потребности в обучении;
-проявление любознательности;
-умение применять свои знания в практической деятельности;
-переживание учеником радости достижений;
-умение отстоять свою точку зрения;
-активное и успешное участие в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх
2. Для более эффективного формирования У.Д.учитель должен строить урок, используя современные технологии, активные формы обучения, стимулы
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута, и все поставленные задачи решены.
Если мы учителя сформируем УД школьника, то в недалеком будущем сможем увидеть, как может учиться каждый ученик, как много он может одолеть, когда трудится не по принуждению, а по собственной воле, по личному желанию.
« Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни».(У.Глассер)Но прослушав лекции Анны Александровна, я поставила для себя еще задачу: продолжить изучение темы и провести практическое занятие по построению урока для коллег.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема ? Какие эффективные приемы можно использовать для формирования успешной УД
Методические мероприятия 1. Заседание ШМО с приглашением учителей средней школы, приступившие к реализации ФГОС (сентябрь) 2. Посещение, анализ уроков ( в течении года) 3.Оформление методической копилки 4.Мониторинг У.Д 4 классы в сравнении (сентябрь, апрель) 5.НМС (подведение итогов) апрель
Цель: выявить приемы, способы стимулирования развития УД школьников ,определить их эффективность Задачи: Систематизировать теоретические знания об У.Д. Углубить и пополнить знания о приемах, стимулах способствующих формированию У.Д. Провести мониторинг уровня сформированности У.Д. учеников 4-х кл.
Почему ребенок не всегда успешно учится? Одна из причин – недостаток сформированности учебной деятельности
Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.
У чебная деятельность-это процесс приобретения человеком новых знаний, умений, и навыков или изменение старых
У.Д. не дается человеку от рождения, ее надо сформировать.
Структура УД по Д.Б.Эльконину Мотивация Учебная задача Учебные действия Контроль Результат Оценка Рефлексия
У.Д. не дается человеку от рождения, ее надо сформировать. Решение учебных задач Совместная учебная деятельность Нестандартные уроки Система стимулов Современные методики
Нестандартные уроки уроки-фантазии ; уроки-встречи ; уроки-презентации ; уроки-аукционы ; уроки-соревнования ; уроки-экскурсии ; уроки-путешествия ; театрализованные уроки и т.д .
Человек активно включается в деятельность, если ЕСТЬ МОТИВ .
Стимулирование И.П. Подласый
Стимулы : Опирайтесь на желания Сравнивайте, приводите примеры Заставляйте страстно чего-то желать Пытайтесь понять Используйте намерения Поощряйте желание добиться признания
Показывайте последствия совершаемых поступков Признавайте достоинства Одобряйте успех Потребность в достижениях Сделайте работу привлекательной Мнимые запреты Дайте ученику шанс Хвалите и еще раз хвалите
Уровень сформированности компонента УД 4 -х Познавательная активность
Мотивация достижений
Показатели сформированности У.Д. 1.Достиженияученика в У.Д. 2.Признание коллективом 3.Высокий уровень самостоятельности 4.Устойчивая мотивация 5.Творческих подход при выполнении заданий 6. Умение применять свои знания в практической деятельности 7.Умение отстоять свою точку зрения 8. Проявление любознательности 9. Активное и успешное участие в олимпиадах, конкурсах
« Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни ». ( У.Глассер ) Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Активизация мыслительной деятельности младших школьников через применение технологии развития критического мышления"
В данной презентации представлен материал по теории развития критического мышления, а также показаны примеры применения приёмов и стратегий на уроках в начальной школе, в частности, в 1-2 классах....
Активизация познавательной деятельности младших школьников через современные образовательные технологии
Активизация познавательной деятельности через современные образовательные технологии...
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛНОСТИ
Выступление на методическом объединении школы...
Мастер-класс " Духовно-нравственное воспитание младших школьников через активные формы обучения «Сад добродетелей»"
Знакомство участников мастер-класса с активными формами обучения, направленные на формирования нравственных ценностей....
Развитие познавательной деятельности младших школьников через реализацию приёмов и методов ТРИЗ
Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, ...
Обобщение опыта «Развитие познавательных процессов и формирование структурных компонентов учебной деятельности младшего школьника через программу внеурочной деятельности «Шаги к успешности».»
Для успешного обучения ребенка в школе, для обеспечения полноценного усвоения учебного материала необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по...
«Активизация познавательной деятельности младших школьников через использование активных методов обучения в рамках ФГОС».
laquo;Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Толстой Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность ...