Обобщение опыта «Развитие познавательных процессов и формирование структурных компонентов учебной деятельности младшего школьника через программу внеурочной деятельности «Шаги к успешности».»
статья
Для успешного обучения ребенка в школе, для обеспечения полноценного усвоения учебного материала необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по развитию познавательных процессов.
О замечательном будущем для своего ребенка мечтают все родители. Они хотят видеть детей успешными и благополучными. Учителя, принимая детей в первый класс, также мечтают об их успехах и достижениях. И государство, и общество заинтересованы в успешной молодежи, ведь от ее представителей зависит и будущее государства.
Каждый на своем уровне заинтересован в обучении и воспитании человека целеустремленного, думающего и понимающего, самостоятельного и ответственного, умеющего добывать нужные ему знания и использовать их при решении необходимых задач.
Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление и речь) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивает ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Программа «Шаги к успешности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий младших школьников «Шаги к успешности» О.М. Алендеевой. Уникальные пособия по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий. Программы способствуют овладению всеми необходимыми навыками и умениями для успешного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_2020_mart.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Начальная Общеобразовательная школа г.Макарова» Сахалинской области
Обобщение опыта работы
«Развитие познавательных процессов
и формирование структурных компонентов учебной деятельности
младшего школьника через программу внеурочной деятельности
«Шаги к успешности»
Учитель начальных классов:
Булгакова Ольга Сергеевна
2020 г
Содержание
Обобщение опыта работы
«Развитие познавательных процессов
и формирование структурных компонентов учебной деятельности
младшего школьника через программу внеурочной деятельности
«Шаги к успешности»
1. Введение…………………………………………………………………………………
2. Актуальность……………………………………………………………………………
3. Формирование универсальных учебных действий…………………………………...
4. Общая характеристика программы…………………………………………………….
5. Основные содержательные линии программы………………………………………..
6. Методы и техники для работы………………………………………………………….
7. Формы работы……………………………………………………………………………
8. Организации деятельности детей………………………………………………………
9. Условия осуществления деятельности детей………………………………………….
10. Ценностные ориентиры программы…………………………………………………..
11. Практическая часть.
Развитие познавательных процессов…………………………………………………
12. Оценивание успешности выполненных заданий……………………………………
13. Результаты программы………………………………………………………………..
14. Методическое обеспечение…………………………………………………………...
2020 г
Чтобы увидеть, надо смотреть;
Чтобы услышать – надо уметь слушать.
И. М . Сеченов
Чтобы быть успешным, надо уметь учиться.
Введение
Для успешного обучения ребенка в школе, для обеспечения полноценного усвоения учебного материала необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по развитию познавательных процессов.
О замечательном будущем для своего ребенка мечтают все родители. Они хотят видеть детей успешными и благополучными. Учителя, принимая детей в первый класс, также мечтают об их успехах и достижениях. И государство, и общество заинтересованы в успешной молодежи, ведь от ее представителей зависит и будущее государства.
Каждый на своем уровне заинтересован в обучении и воспитании человека целеустремленного, думающего и понимающего, самостоятельного и ответственного, умеющего добывать нужные ему знания и использовать их при решении необходимых задач.
Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление и речь) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивает ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Программа «Шаги к успешности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий младших школьников «Шаги к успешности» О.М. Алендеевой. Уникальные пособия по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий. Программы способствуют овладению всеми необходимыми навыками и умениями для успешного обучения в школе.
Актуальность
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную жизненную позицию, успешно решать проблемы в любых ситуациях, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию.
Как же этого можно добиться?
Для решения этого вопроса современная система образования ставит важнейшую задачу - формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Обеспечение развития универсальных учебных действий у детей в возрасте 6-9 лет наиболее успешно на основе содержания занятий по развитию познавательных процессов. А если учитывать тот факт, что в настоящее время к моменту поступления в школу далеко не у всех детей на необходимом уровне сформированы базовые психические функции, то эти занятия в школе становятся не только полезными, но и крайне необходимыми.
Именно в младшем школьном возрасте, когда ряд высших психических функций находится в сенситивном периоде, необходимо уделять большое внимание развитию познавательных процессов: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь. Чтобы этот процесс протекал более интенсивно и эффективно, необходимо сделать его более организованным.
Для организации систематической работы по целенаправленному развитию познавательных процессов младших школьников создан учебно-методический
Курс внеурочной деятельности направлен на формирование познавательной деятельности школьников через повышение интереса к учебному материалу, через развитие потребности ученика самостоятельно заниматься познавательной деятельностью, способствуя развитию у детей всех структурных компонентов учебной деятельности, реализуя технологию формирования конкретных видов универсальных учебных действий.
В данной программе особое внимание уделяется развитию всех свойств внимания, различных видов памяти. Формированию и совершенствованию пространственного мышления и произвольного внимания младших школьников.
Известный психолог Лев Семёнович Выготский справедливо утверждал, что умственное развитие ребёнка состоит не столько в развитии отдельных процессов, сколько в развитии взаимосвязей между ними. Включение в программу специально разработанных заданий и упражнений, выстроенных в цельную систему, предоставляет благоприятные возможности для развития всех познавательных процессов. Методы и приёмы по организации внеурочной деятельности позволяют воспитать и сохранить устойчивый интерес детей к познавательной деятельности, научить ребёнка получать удовольствие от интеллектуальных занятий.
Реализация возможностей развития познавательных процессов и формирования универсальных учебных действий у младших школьников обеспечивается апробированной системой занятий, логикой развёртывания содержания, его структурой, целенаправленностью разработанных заданий, ориентацией на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
Все исследователи младшего школьного возраста сходятся на том, что основная особенность ребёнка этой ступени обучения заключается не в том, что он в состоянии выполнять и достичь сегодня, а в потенциальных возможностях, которыми располагают дети этого возраста, в возможностях, которые лежат в зоне ближайшего развития младшего возраста. Поэтому Л.С. Выготский и подчёркивал, что педагогика должна опираться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.
Цель данного курса: развитие у учащихся познавательных процессов, пространственного мышления и формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умение учиться».
Основные задачи курса:
- создание положительного эмоционального фона;
- формирование у детей позитивного настроя к познавательной деятельности;
- развитие познавательных процессов: восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь;
- формирование и совершенствование внутреннего плана действий;
- формирование универсальных учебных действий.
- формирование познавательного компонента УУД, которые составляют основу умения учиться, а именно – учиться осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, извлекать необходимую информацию из условий заданий, определять информацию для выполнения задания, использовать знаково-символические средства; строить логическую цепь рассуждений;
- формирование регулятивного компонента УУД: учиться прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений, планировать и организовывать свою деятельность, контролировать и оценивать правильность выполнения собственной работы, проложенные усилия и соотносить их с результатами своего труда;
- формирование коммуникативного компонента УУД: учиться адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, фиксировать непонятную информацию, задавать вопрос на понимание; сотрудничать со сверстниками и взрослыми, работать в группе, в паре, учиться слушать, учитывать позиции других людей, договариваться и находить общее решение, осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
- формирование личностного компонента УУД: учиться быть активным, инициативным, ответственным и самостоятельным в учебной работе, осознавать важность познания для своего развития.
Программа «Шаги к успешности» для 2 класса является логическим и содержательным продолжением программы «Шаги к успешности» для 1 класса.
В данной программе особое внимание уделяется развитию всех свойств внимания, различных видов памяти, формированию и совершенствованию пространственного мышления и произвольного внимания младших школьников.
Формирование универсальных учебных действий (необходимых и доступных детям на данном этапе развития):
- формирование познавательного компонента универсальных учебных действий: учиться строить речевые высказывания в устной форме, извлекать необходимую ин-формацию из условий заданий, определять основную и второстепенную информацию для выполнения задания, использовать знаково-символические средства, учиться строить логическую цепь рассуждений, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей;
- формирование регулятивного компонента универсальных учебных действий, высокого уровня произвольности: учиться прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений, планировать и организовать свою деятельность, контролировать и оценивать правильность выполнения собственной работы, приложенные усилия и соотносить их с результатами своего труда; развивать способность к рефлексии;
- формирование коммуникативного компонента универсальных учебных действий: учиться адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, фиксировать непонятную информацию, задавать вопрос на понимание: сотрудничать со сверстниками и взрослыми, работать в группе, в паре, учиться слушать, учитывать позиции других людей, договариваться и находить общее решение, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- формирование личностного компонента универсальных учебных действий: учиться быть активным, инициативным, ответственным и самостоятельным в учебной работе, осознавать важность познания для своего развития.
Метапредметные УУД, познавательные УУД
В результате специально организованной деятельности и специально разработанных заданий дети учатся
- правильно анализировать и оценивать свое эмоциональное состояние;
- понимать причины своего успеха или неуспеха в учении, связывая успех со старанием;
- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение;
- понимать чувства других людей и сопереживать им;
- положительно относиться к себе и к другим;
- определять, принимать и соблюдать правила поведения при сотрудничестве;
- в ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступать, опираясь на этические нормы.
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- определять информацию, необходимую для решения задачи;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух или более признаков;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтез;
- устанавливать аналогии;
- определять истинные и ложные высказывания;
- наблюдать и делать самостоятельные выводы;
- оформлять свои мысли в определенном типе речи – рассуждении;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- фиксировать непонятную информацию, задавать вопросы на понимание;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить понятные для сверстников высказывания;
- аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- работать в малой группе и в паре.
Регулятивные УУД:
- прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений;
- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
- оценивать правильность выполнения своих действий;
- оценивать правильность выполнения действий другого;
- контролировать свои действия, приложенные усилия и соотносить их с результатами своего труда;
- развивать способность к рефлексии;
- развивать внутренний план действий.
Общая характеристика программы
На всех занятиях по программе «Шаги к успешности» для 1 и для 2 класса, вне зависимости от темы, происходит развитие различных познавательных процессов и формирование различных видов универсальных учебных действий: коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных. Особое внимание уделяется развитию всех свойств внимания, различных видов памяти, формированию и совершенствованию пространственного мышления младших школьников.
Основные содержательные линии программы
1. Развитие познавательных процессов: восприятие, воображение, внимание, память, мышление и речь.
2. Формирование и совершенствование пространственного мышления.
3. Формирование универсальных учебных действий.
Структура занятий:
Каждое занятие в своей структуре имеет следующие основные элементы:
- оценку своего эмоционального состояния;
- прогнозирование своей учебной самостоятельности;
- упражнения, активизирующие мыслительные процессы, слуховое внимание;
- выполнение заданий в рабочей тетради;
- самооценку своих усилий, стараний;
- контроль, проверку и оценку своей работы;
- подведение итогов занятия, рефлексию;
- коллективные дидактические игры.
Методы и техники для работы:
- практические действия под руководством педагога;
- упражнения с игровыми формами работы;
- коллективные игры;
- приёмы для осуществления прогностической и ретроспективной рефлексии;
- техника поэтапного формирования умственных способностей;
- аудиовизуальные средства.
Формы работы:
- индивидуальная и групповая работа;
- работа в парах;
- групповое обсуждение.
Особенность данной программы в том, что она предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с подгруппами детей, учитывать их возрастные и психофизиологические особенности.
Организации деятельности детей.
1. Развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно.
2. Занятия можно проводить со всем классом, а также в группах по 10-15 человек.
3. Не спешить переходить к выполнению следующего задания, если хорошо не отработано предыдущее. Помнить, что не количество заданий, а качество, т.е. глубина осмысления способов их выполнения, поможет ребенку успешно развиваться и добиться лучшего результата.
4. Каждый ребенок может самостоятельно перейти к выполнению следующего задался, если хорошо отработал предыдущее.
5. При проведении занятий очень важно, чтобы все ученики правильно поняли инструкцию.
6. Необходимо соблюдать время предъявления тестового материала, где это обусловлено инструкцией.
Условия осуществления деятельности детей.
Для успешного осуществления развивающей работы необходимо соблюдать следующие условия:
1) На занятиях создавать благоприятную атмосферу, атмосферу поддержки и заинтересованности. Успешное развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать поддержку со стороны окружающих.
2) Поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.
3) Помнить, что положительный результат в обучении может быть достигнут только тогда, когда у ребенка есть желание. А желание возникает тогда, когда есть успех. Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. А это возможно только в том случае, если уровень сложности предлагаемых заданий соответствует уровню возможностей ребенка.
4) Проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти I собственное решение, высказать свое мнение.
5) Проявлять уважение к мнению своих учеников.
6) Создать каждому ребенку ситуацию успеха, дать ему возможность ощущать paдость от своих достижений, осознавать свои способности и верить в себя. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.
7) Всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь к знаниям и потребность в знаниях.
Программа рекомендована к использованию во внеурочной деятельности для проведения групповых занятий общеинтеллектуальной направленности с учащимися класса. Предлагается проводить их одновременно с целым классом.
Ценностные ориентиры программы
Содержание каждого занятия нацелено на развитие и помогает ориентировать детей:
- быть активным и инициативным, устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- доброжелательно относиться к сверстникам;
- проявлять дисциплинированность и настойчивость в выполнении учебных заданий;
- вырабатывать самостоятельность мышления;
- учиться контролировать себя, свои действия и поступки;
- способствовать развитию волевых качеств: дисциплинированности, самостоятельности, настойчивости, выдержки, организованности, решительности, инициативности.
Критерии и методы оценки эффективности работы по программе
Форма оценивания:
- прогностическая (оценка предстоящей работы);
- ретроспективная (оценка выполненной работы);
- самооценка;
- взаимооценка.
Результаты выполнения определённых заданий оцениваются по шкале (разработанной для конкретного задания) и фиксируются в рабочей тетради.
Формы контроля:
- получение обратной связи от учащихся на занятиях;
- анализ работ учащихся в рабочей тетради;
- практические работы;
- сравнительный анализ уровня успешности выполнения заданий.
Общие критерии эффективности программы
- Проявление активности, инициативности, заинтересованности, хорошего эмоционального самочувствия ребенка в школе.
- Повышение мотивации к учению, проявление повышенного интереса к познавательной деятельности.
- Появление интереса к решению логических задач повышенного уровня, требующих проявления настойчивости, терпения и силы воли.
- Овладение ребенком навыками произвольной регуляции поведения.
- Формирование навыков произвольности и самоконтроля.
- Формирование рефлексивных навыков.
- Использование ребенком приемов и навыков эффективного межличностного общения со сверстниками.
- Удовлетворенность учащихся и родителей.
Обобщенным показателем эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Практическая часть.
Развитие познавательных процессов
Разработанные задания способствуют развитию познавательных процессов и пространственного мышления:
- развитию внимания: устойчивости, концентрации, переключения, распределения, объема;
- развитию зрительного восприятия и зрительно-двигательной координации;
- развитию слухового восприятия
- развитию словарного запаса и кругозора;
- развитию оперативной слуховой и зрительной памяти;
- развитию произвольного внимания;
- развитию способности к комбинированию, конструктивного мышления;
- развитию пространственного мышления;
- развитию внутреннего плана действий;
- развитию образного и словесно-логического мышления;
- развитию подвижности и гибкости мышления.
Апробированная система занятий помогает решить проблемы системности и последовательности в планировании и проведении развивающих занятий, создает условия для развития у детей познавательного интереса, становления у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах. Достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в зону актуального развития.
Результаты выполнения определенных заданий оцениваются по шкале (разработанной для конкретного задания) и фиксируются в рабочей тетради.
1.Развитие восприятия
Устойчивость зрительного восприятия. Устойчивость слухового восприятия. Развитие устойчивости слухового восприятия. Восприятие цвета, размера и формы предметов. Восприятие пространства, времени. Осмысленность восприятия. Зрительный анализ. Развитие чувства времени.
Развитие зрительного восприятия. Развитие восприятия пространства, времени. Формирование произвольности зрительного восприятия. Развитие осмысленности восприятия, совершенствование зрительного анализа. Развитие слухового восприятия.
Развивающие игры и упражнения на определение правила построения узора. Поиск отличий в сходных изображениях, нахождение сочетания цифр в ряду других, нахождение двух одинаковых картинок среди других, похожих; нахождение предметов и т.д. К этой группе
относятся следующие упражнения для 2 класса: «Определи правило построения узора», «Что потеряла бабушка?», «Найди две одинаковые картинки».
Упражнения для 1 класса: «Сосчитай все буквы «А».
2.Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации
Формирование графических навыков. Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук. Развитие точности и координации движений руки и глаза. Совершенствование зрительно-моторной координации в системе «глаз - рука». К этой группе относятся следующие упражнения для 1 класса: «Догадайся, что это за слова», «Закончи рисунок».
Упражнения для 2 класса: «Постарайся вышить такой же рисунок».
3.Развитие внимания
Переключение внимания. Объём внимания. Распределение и избирательность внимания. Концентрация внимания. Устойчивость внимания. Произвольное внимание. Уровень внимания и самоконтроль.
Развитие скорости ориентировочно-поисковых движений взора, переключаемости внимания. Развитие объёма внимания. Тренировка распределения и избирательности внимания. Развитие устойчивости внимания. Развитие произвольного внимания. Изучение уровня внимания. Развитие самоконтроля. Развитие переключаемости и распределения внимания.
К заданиям этой группы относятся следующие упражнения для 2 класса: «Найди и раскрась по образцу», «Какие числа пропущены», «Среди букв спрятались слова». Для 1 класса «Выдели цветом все нерусские буквы».
4. Развитие памяти
Запоминание, сохранение, воспроизведение информации. Развитие произвольности процессов запоминания и воспроизведения. Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, образной. Развитие объёма памяти. Развитие смысловой памяти и наблюдательности, умение применять специальные приёмы, облегчающие запоминание.
К заданиям этой группы относятся следующие упражнения для 1 класса: «Смотри и запоминай», для 2 класса «Слушай рассказ. Запомни слова»
5. Развитие мышления
Развитие умения находить закономерности, обобщать и делать выводы. Развитие способности анализировать простые закономерности. Задания на развитие логического мышления. К этой группе относятся упражнения для 1 класса: «Догадайся», «Найди в ряду лишнюю фигуру», «Где ошибка?». Для 2 класса: «Догадайся», «Догадайся и заполни пустые клеточки…», «Догадайся, какое слово задумал Володя?»
Задания на развитие пространственного мышления. К этой группе относятся упражнения для 1 класса: «Раскрась по образцу», для 2 класса: «Какой фрагмент дополняет рисунок?»
6. Развитие воображения
Приобщение детей к зрительному и мысленному анализу образца. Развитие умения мысленно представлять необходимую конфигурацию, удерживать в зрительном поле сразу несколько объектов и оперировать ими. Развивающие игры и упражнения на оперирование пространственными образами, обобщение их отношений; визуальное деление целого объекта на части и наоборот – составление из элементов заданной модели; наделение предметов новыми свойствами, перенос свойств с одних предметов на другие; поиск совпадающих свойств разных предметов; деление фигуры на несколько фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей; вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды).
Например:1 класс «Догадайся. Какие части получатся, если разрезать исходную фигуру ровно по этим линиям? Мысленно разъедини и нарисуй части по клеточкам так, чтобы они не касались друг друга. Раскрась одинаковые фигуры в одинаковый цвет», 2 класс – «Будь внимательным. За две минуты зачеркни по порядку все фигуры, похожие на верхние фигуры».
7. Развитие знаковой-символических действий
К заданиям этой группы относятся следующие упражнения:
- кодирование/замещение, использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов (1 класс «Расшифруй пословицу», 2 класс «Зашифруй цифры» т.е ребятам предлагается проверить себя на помехоустойчивость. Что это значит? Это значит проверить себя: смогут ли они сосредоточиться в нужный момент даже при наличии помех. Нужно смотреть на экран, слушать музыку, расставляя правильно значки).
- декодирование/считывание информации. Например: 2 класс игра «Умелый художник». Учитель читает 30 слов, а ребята должны постараться каждое слово изобразить в виде рисунка в соответствующих прямоугольниках. Можно использовать разные символы, знаки, которые помогут им вспомнить слова. Выполнив задание, нужно будет вспомнить и назвать, что обозначает каждый их знак или символ.
Слова для прочтения:
1.Тетрадь | 7. Лягушка | 13.Кот | 19.Сапог | 25.Улыбка |
2.Бумага | 8.Гусеница | 14.Жук | 20.Одежда | 26.Мечта |
3. Слон | 9.Кораблик | 15.Берёза | 21.Ночь | 27.Вечер |
4.Вишня | 10.Чашка | 16.Дуб | 22.Лимон | 28.Щука |
5.Малина | 11.Собака | 17.Дерево | 23.Груша | 29.Диван |
6.Яблоко | 12.Котёнок | 18.Шапка | 24.Январь | 30.Зима |
- использование наглядной модели, умение строить схемы, модели. Например: 2 класс «Реши задачу, построив модель, схему»
8. Развитие речи и умение работать с информацией
Развитие речи. Воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации, определять учебную задачу. Обогащение словаря учащихся. Совершенствование навыков чтения и понимания прочитанного. Формирование умения ясно чётко излагать свои мысли, правильно строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Развивающие игры и упражнения на комбинирование слов из ограниченного, но каждый раз иного сочетания букв; подбор слов, превращение одних слов в другие путём перестановки или добавления букв, слогов; составление слов из слогов, нахождение слов с противоположным значением, составление предложений и коротких рассказов.
К заданиям этой группы относятся следующие упражнения: «Продолжи предложения. Подбери слова с противоположным значением», «Составь новые слова. Выпиши из данных слов по одному слогу», «Реши анаграммы. Составь слова, переставив буквы местами», «Продолжи предложения. Подбери и напиши слова».
9. Задачи поискового характера. Упражнения, требующие нетрадиционного подхода
Выполнение элементарных комбинаторных конфигураций в соответствии с заданными правилами.
Решение нестандартных задач формирует познавательную активность. Мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово.
К заданиям этой группы относятся следующие упражнения: «Реши задачи, построив модели (схемы)», «Задачи на сообразительность (хитрые задачки)».
Оценивание успешности выполненных заданий.
После выполнения упражнений дети проверяют работы друг друга, свою работу, сравнивают с эталоном (демонстрируется на экране, на доске или озвучивает учитель), считает количество правильных ответов и оценивает успешность выполнения конкретного задания.
Показателем успешности выполнения заданий является количество правильных ответов.
По оцениваемым заданиям устанавливается шкала для определения уровня успешности выполнения задания. Соответственно этой шкале дети оценивают свой результат, раскрашивают кружочки следующим образом:
- у кого отличный результат, раскрашивают все три кружочка в красный цвет.
- у кого хороший результат, раскрашивают два кружочка в красный цвет.
Чей результат пока считать хорошим, раскрашивают один кружочек в красный цвет.
Результаты программы
Систематическое проведение занятий по программе содействует формированию личностных результатов:
- формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения у школе;
- формированию адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия;
- развитию познавательных интересов, учебных мотивов;
- развитию самостоятельности и самоорганизованности;
- формированию мотивов достижения и социального признания;
- формированию адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности;
- освоению знаний основных моральных норм;
- развитию доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
- прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений;
- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того что ещё неизвестно;
- принимать задачу, сохранять и выполнять её с интересом;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
- контролировать свои действия, приложенные усилия и соотносить их с результатами своего труда;
- оценивать правильность выполнения своих действий, при необходимости вносить коррективы в их выполнение;
- оценивать правильность выполнения действий другого;
- проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- развивать способность к рефлексии.
Познавательные УУД:
- строить речевые высказывания в устной форме;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- извлекать необходимую информацию из условий заданий, определять основную и второстепенную информацию для выполнения задания;
- создавать алгоритмы своей деятельности при выполнении определённых заданий;
- использовать знаково-символические средства;
- владеть действием моделирования: строить модели, схемы при решении логических задач;
- осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- устанавливать причинно следственные связи;
- строить логические цепи рассуждений;
- самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- быть открытым и способным выражать собственные мысли;
- высказывать и аргументировать своё предложение;
- убеждать и уступать;
- с помощью вопросов выяснить недостающую информацию;
- брать на себя инициативу работая в группах;
- осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания;
- слушать своих сверстников;
- принимать решения и помогать друг другу;
- сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
- принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- работать в парах и малых группах.
Такой подход позволяет ребятам сразу же узнать успешность выполнения своей работы, научиться адекватно оценивать свой результат. А учитель, в свою очередь, провести сравнительный анализ успешности выполнения заданий.
Программа по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий «Шаги к упешности» помогает научиться учится, чтобы быть успешным.
- Методическое обеспечение.
- Для реализации цели и задач программы используются учебно-методические комплекты «Мои первые шаги к успешности» и «От простого к сложному» которые разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
1. Алендеева О. М. Шаги к успешности. 1 класс. Рабочая тетрадь по развитию познавательных процессов и формирование УУД младших школьников: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.
2. Алендеева О. М. Шаги к успешности. 2 класс. Рабочая тетрадь по развитию познавательных процессов и формирование УУД младших школьников: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.
3. Алендеева О. М. Шаги к успешности. 1 класс Программа по развитию познавательных процессов, социального и эмоционального интеллекта младших школьников. Тематическое планирование к программе, содержание занятий. /
4. Алендеева О. М. Приложение к учебно-методическому комплекту Шаги к успешности.
5. Алендеева О. М. Электронное дидактическое пособие для 1,2 классов общеобразовательных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно-познавательной активности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности по математике
Требования нового «Образовательного стандарта начального обучения» выдвигают на первый план развивающую функцию обучения, способную обеспечить становление личности младшего школьника и раскрыть индиви...
Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"
Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...
Система математических упражнений по формированию компонентов учебной деятельности младших школьников
Система математических упражнений по формированию компонентов учебной деятельности младших школьников...
Информационно- коммуникационные технологии как средство развития компонентов учебной деятельности младших школьников
Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах де...
Конспект выступления на ШМО Формирование основных компонентов учебной деятельности младших школьников в процессе использования УМК ОС Школа 2100
Тема: Формирование основных компонентов учебной деятельности младших школьников в процессе использования УМК «ОС Школа 2100». Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности
Эффективность внеурочной деятельности в формировании УУД младших школьников....
Обобщение опыта Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО
Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предостав...