"Активизация мыслительной деятельности младших школьников через применение технологии развития критического мышления"
презентация к уроку по теме
В данной презентации представлен материал по теории развития критического мышления, а также показаны примеры применения приёмов и стратегий на уроках в начальной школе, в частности, в 1-2 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shefler-_aktivizaciya_myslitelnoy_deyatelnosti_cherez_primenenie_trkmchp_1.pptx | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» Эдисон Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Как вовлечь ребёнка в процесс учения, воспитать в нём инициативность и самостоятельность, как активизировать мыслительные процессы? Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).
Критическое мышление Критическое мышление – это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в которой думающий улучшает качество мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению. Критическое мышление – совокупность трёх компонентов: Готовность к критическому мышлению Интеллектуальные (мыслительные) умения и навыки Уже имеющиеся знания
5 характеристик критического мышления (Д. Клустер ) Самостоятельное Обобщённое Проблемное и оценочное Аргументированное Социальное Критическое мышление
Какие мыслительные умения развиваются? Умение выделять необходимую информацию и способность к её обработке. Анализ и оценка предположений, высказываний, выводов, гипотез, убеждений. Рассматривание проблемы с различных углов зрения и сравнение различных позиций и подходов. Ясность изложения собственных позиций точность в выборе языковых средств. Принятие решений и умение обосновать свой выбор.
Инновационность технологии Технология развития критического мышления представляет собой первый опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Цель технологии: развитие интеллектуальных умений учащихся Ученик Учитель сам конструирует процесс обучения; сам отслеживает направления своего развития; сам определяет конечный результат стимулирует учащихся к активной мыслительной деятельности ; помогает сформировать навыки продуктивного мышления
Структура технологии развития критического мышления актуализация имеющихся получение новой информации; размышление знаний; корректировка учеником постав- рождение нового постановка учеником ленных целей обучения знания; собственных целей обучения; постановка учени - пробуждение интереса ком новых целей к получению новой информации; обучения Содержание технологии: Вызов Осмысление содержания Рефлексия Приёмы Стратегии
СТАДИЯ ВЫЗОВА Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т. д .
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ Методы активного чтения: маркировка с использованием значков « v », «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Стадия рефлексии (размышление) Заполнение кластеров, таблиц; установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных кpуглых столов; организация различных видов дискуссий; написание творческих работ и т. д.
Кластеры (гроздья) Окружающий мир, 2 класс. Тема : « Почему нужно правильно питаться ».
Инсерт v (уже знал) +( новое) - (думал иначе) Поставьте на полях « v » , если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете Поставьте на полях «+», если то, что вы читаете, является для вас новым Поставьте «-» на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете
Верные и неверные утверждения Русский язык, 2 класс. Тема: «Учимся писать безударные гласные в корне слова». К словам с безударным гласным в корне можно подобрать только одно проверочное слово. Безударный гласный звук [ и ] может быть записан буквами и, или е, или я. В проверяемом слове в корне находится безударный гласный, а в проверочном в корне – ударный гласный звук.
Таблица толстых и тонких вопросов Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли? Дайте три объяснения, почему …? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?
Литературное чтение, 2 класс. Тема: « Братья Гримм «Маленькие человечки». Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто является героями произведения? Что делают герои? Какие они, маленькие человечки? Что есть у маленьких человечков? Кто они такие? Объясните, в чём смысл произведения? Объясните, почему человечки маленькие? Как вы считаете, о чём произведение? Предположите, что могут сделать маленькие человечки?
КОРЗИНА ИДЕЙ Окружающий мир, 1 класс. Тема: «Какой бывает вода?». Вода– это: туман облака иней дождь пар роса снег
Таблица «З - Х - У» Окружающий мир, 1 класс. Тема: «Звери – млекопитающие». знаю хочу узнать узнал Есть звери дикие и домашние; о домашних заботятся люди; дикие сами добывают пищу; звери кормят детей молоком; Почему зверей назвали млекопитающими? Как дышат звери? Где живут млекопитающие? Звери дышат лёгкими; млекопитающие - молоком питающие; живут на суше и в воде; млекопитающие – это звери
ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ Учащиеся работают с незнакомым текстом, который заранее разделен на части; к каждой из них сформулированы вопросы: простые, оценочные, практические, уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.)
Стратегия «Зигзаг» Класс делится на группы. Текст, который предстоит изучить, делится на смысловые отрывки по количеству членов в группах. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Отрывки пронумерованы. Для чтения и работы с этими отрывками образуются экспертные группы. Каждый ученик работает со своим отрывком, выделяет главное. По окончании работы ребята вырабатывают план презентации своего отрывка. Затем возвращаются в свои первоначальные группы и знакомят других членов группы со своей темой, обмениваются информацией. Таким образом, в каждой группе благодаря работе экспертов складывается общее представление по изучаемой теме.
Синквейн 1-я строка - тема или предмет (одно существительное); 2-я строка - описывается предмет (два прилагательных); 3-я строка - характеризуются действия предмета (три глагола); 4-я строка - фраза, выражающая отношение автора к предмету (обычно 4 слова), 5-я строка - синоним к слову, записанному в первой строке (одно слово).
Синквейн Литературное чтение, 2 класс. Тема: « В. Беспальков « Совушка ». Сказка Добрая, интересная. Учит, наставляет, объясняет. Побуждает делать добрые поступки. Урок.
Литературное чтение, 2 класс. Тема: «В. Катаев « Цветик-семицветик ». Цветик- семицветик Красивый , волшебный. Исполнял желания, радовал, приносил добро. Цветик- лучший друг девочки. Волшебник .
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности младших школьников через игровые технологии
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творчество-поисковом уровне, но и будничные шаги ...
Тема : "Формирование познавательной активности младших школьников с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение.»
Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы,сбора информации и проявления определенного упорства,когда решение не...
Презентация "Формирование познавательной активности младших школьников с использованием технологии "Развития критического мышления через чтение"
Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы,сбора информации и проявления определенного упорства,когда решение не...
«Активизация познавательной деятельности младших школьников через применение современных технологий».
laquo;Активизация познавательной деятельности младших школьников через применение современных технологий»....
Активизация познавательной деятельности младших школьников через применение современных технологий
Представление педагогического опыта работы учителя начальных классов по теме "Активизация познавательной деятельности младших школьниковчерез применение современных технологий"...
Мастер – класс по теме «Различные формы организации учебного труда младших школьников с применением технологий развития критического мышления при подготовке к ВПР»
Различные формы организации учебного труда младших школьников при подготовке к ВПР...
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках чтения через применение технологии развития критического мышления
Рекомендации к урокам литературного чтения....