Мастер-класс " Духовно-нравственное воспитание младших школьников через активные формы обучения «Сад добродетелей»"
методическая разработка на тему
Знакомство участников мастер-класса с активными формами обучения, направленные на формирования нравственных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_turkova_e.n.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Добрый день уважаемые, коллеги!
Предлагаю Вашему вниманию мастер класс
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через активные формы обучения «Сад добродетелей»
ПРИТЧИ
Цель: Познакомить участников мастер-класса с активными формами обучения, направленные на формирования нравственных ценностей.
Вступительная часть.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации ФГОС НОО.
Главной целью современного отечественного образования становится воспитание высоконравственной, творческой, компетентной, социально-ответственной личности, принимающей как ценность духовные и культурные традиции своей страны.
Известно, что мир духовных ценностей личности не может быть привнесен кем-то извне, это результат активной деятельности самого ребенка. Задача педагога – создать условия для присвоения ценностей, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы обеспечить их высокую активность, эффективное общение друг с другом.
Идея активного воспитания лежит в основе социокультурного системного подхода, ключом, к реализации которого являются активные формы обучения .
ВОС-ПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование притч в цикле классных часов «САД ДОБРОДЕТЕЛЕЙ».
Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.
2. Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»
Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:
- Если притча – геометрическая фигура, то это ...
- Если притча – цвет, то это ...
- Если притча – это название фильма, то это ...
- Если притча – настроение, то это ...
- Если притча – музыка, то это ...
- Если притча – животное, то это ...
Всем вам известны строки из стихотворения В.С. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом.
Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРИТЧИ
1. Функция зеркала (отражает восприятие) – Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.
2. Функция модели (образцы решения проблем и конфликтов) – Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.
3. Функция опосредования (посредник между учеником и учителем) - Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.
способы использования притч в учебном процессе:
• Обсуждение основной идеи и смысла истории;
• Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);
• Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
• Иллюстрация рассказа (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения);
• Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
• Выделить ключевые понятия;
• Инсценировка по рассказу (истории);
• Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста);
• Найти или предположить (вставить) пропущенные слова;
• Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, социальной роли и т.п.);
• Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать);
• Сравнение нескольких притч.
Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и ее основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает ее осмысление. Они являются одним из древнейших способов передачи мысли и обучения молодежи. С одной стороны, обобщенные, массовые истории порождают множество индивидуальных интерпретаций. Именно поэтому притчи являются активной формой обучения в духовно-нравственном воспитании.
Я хочу остановиться на нескольких способах использования притч в учебном и внеучебном процессе.
И я начну с базового метода работы
– ОБСУЖДЕНИЕ ОСНОВНОЙ ИДЕИ И СМЫСЛА ПРИТЧИ.
Предлагаю послушать притчу, которая называется
«Корзину-то возьми».
Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
Усадил он отца в корзину и отнёс высоко в горы. Опустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:
-Сынок, я не в обиде, что ты принёс меня сюда, но корзину – то возьми!
-На что она мне?
-Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…
Предлагаю поработать в парах. У каждой пары своё задание в конверте.
Задание для 1 групы: Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили!
Задание для 2 группы: Выберите пословицу, которая точнее других передает смысл притчи.
Задание для 3 группы: Вспомните и обсудите, приходилось ли вам читать подобные произведения, либо было в вашей жизни событие, которое подходит по смыслу к притче (выберите только одну историю и расскажите другим группам).
Давайте послушаем выступление групп.
1 группе - Вы верно определили и качества юноши и старика.
2 группе – Я согласна с вашим выбором. А другие пословицы подходят к смыслу притчи?
3 группе – Молодцы, вы хорошо поработали. Интересная история.
А теперь хочу предложить ещё один способ работы над притчей.
Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться.
Основной приём-это незавершённость повествования.
Спасибо, коллеги!
5. Заключительное слово.
Уважаемые педагоги! Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ – облегчённый, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.
Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль.
«Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного.»
Притча не только знакомит с нравственными нормами жизни, она побуждает к нравственным поступкам, НО! только при правильном педагогическом воздействии.
Чтобы нравственные вопросы, которые затрагивает притча не прошли мимо детей, важно завершить занятие на эмоциональном подъёме.
Предлагаю вам сделать доброе дело.
Пока идёт клип «Дорогою добра» гости прикрепляют к веточкам цветы.
У нас получилось Дерево Добра.
Были сухие веточки, а сейчас перед нами цветущее дерево.
Пусть как можно больше таких деревьев будет в вашей жизни.
Спасибо за внимание!
1 группа:
Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили.
ЮНОША | СТАРИК |
Легкомыслие | Мудрость |
Беззаботность | Спокойствие |
Жестокость | Смирение |
Бессердечность | Незлобивость |
Вежливость | Щедрость |
Жадность | Скупость |
Доброжелательность | Самоуверенность |
Уважительность | Благоразумие |
Практичность | Страх |
2 группа:
Выберите пословицу из предложенных и соотнесите со смыслом притчи. Вспомните другие пословицы, подходящие к этой притче.
- Что ты даешь своим родителям – завтра получишь от своих детей.
- Что посеешь то и пожнешь.
- Не делай другим того, чего не желаешь себе.
- Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
- Жадность подталкивает на подлость
3 группа:
Вспомните и обсудите, слышали или читали вы произведения, либо было в вашей жизни похожее событие, которое близко подходит к смыслу притчи (выберите только одну историю и расскажите другим группам).
Примерный план использования притч при проведении бесед, уроков нравственности и доброты.
Темы мероприятий | Притчи, которые можно использовать |
| «Окно», «Брошенный камень», «Про кота», «Два волка», «Две подруги», «Город Ангелов», «Девять медалей», «Морские звёзды», «Добрые дела», «О слепце», «Человек в яме», «Про собаку», «Про мост», «Сердце», «Донор», «На мосту», «Странная женщина и темнокожий мужчина», «Богадельня». |
| «Гвозди», «Начни с себя», «Всё познаётся в сравнении», «Урок бабочки», «Позитивное видение», «Борьба двух начал», «Богатый и бедный», «Всё в твоих руках», «Жизнь в клетке», «О художнике», «Семь чудес света», «Об общественном мнении», «Хитрец», «Три Я», «Притча о ярости». |
| «Город Ангелов», «Калека», «Донор», «Бирюзовый платок», «Девять медалей», «Сердце», «Про мост». |
| «Воробей», «Ангел-хранитель. Мама», «Близнецы», «О блудном сыне», «Отец и сын», «Записка», «Забери меня, мама», «Мамочка», «Разговор с мамой», «Корзину- то возьми» |
| «Русская земля», «Богатый и бедный», «Семь чудес света», «О надежде», «О жизни», «О смысле жизни», «О ценности жизни», «Калека», «О художнике», «Как изменить мир», «Предназначение», «То, что можно изменить», «Содержание важнее внешнего вида» |
| «Роза», «Бирюзовый платок», «О любви ветра и цветка», «Хрупкая мечта», «Венчальная», «Куда уходит любовь», «Любовь жила», «Любовь и сумасшествие», «Любовь и счастье», «Разум и чувства», «Про любовь и влюблённость», «Сам слепи своё счастье», «Улыбка» |
| «Морские звёзды», «Про кота», «Про собаку», «Про бабочку», «Светлячок» |
| «Наши дети», «Семь чудес света», «Ангел-хранитель. Мама», «Богатый и бедный», «За день до своего рождения», «Близнецы», «Притча о гвоздях», «Корзину – то возьми», «Хрупкий подарок», «Записка», «Забери меня, мама», «Почему меня ты, мама, не родила», «Цепочка хромосомная», «Ювенальная юстиция» |
| «Цветок радости», «Испытание или помощь?», «Счастливый человек», «Когда на сердце спокойно» |
| «Кто самый достойный?», «Чему нас учат деревья?», «Благородство характера», «Кому помогает небо?» |
| «Лучшее лекарство», «Как помочь другу?», «Зачем нужен друг?» |
| «Можно ли погубить правду?», «Не обманывай», «Опаснейшая ложь»,«Кто украл масло?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.
Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....
Статья " Пробуждение духовно- нравственного сознания у младших школьников через внеклассные мероприятия"
В статье автор делится опытом работы по формированию духовно- нравственного сознания у младших школьников через внеклассные мероприятия....
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника через ценностные ориентиры православной педагогики.
Одной из причин возникновения кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Воспитание духовной личности возможно только совместными ус...
"Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий"
«Жизнь, как и совесть, дается человеку один раз».А.И.Солженицын...
Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы
В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка через внеклассную работу...
Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему воспитательной работы с детьми и родителями.
Проблема духовно-нравственного воспитания в современное время становится актуальной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, просходящими в общественном сознании и поведении. Восп...